Презентация к уроку литературы "Литературные направления"
презентация к уроку по литературе (7, 8, 9 класс) на тему
Презентация к урокам литературы в 7-9 класса. Здесь можно познакомиться со всеми литературными направлениями 18-20 веков. Дана полная характеристика каждого литературного направления. Очень много фотографий представителей каждого литературного направления как в России, так и в других странах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_klassitsizm.ppt | 2.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классицизм – художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре XVII - начала XIX в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образцам и формам античности как к универсальному эталону. Главная задача классицизма – создание значительного монументального искусства, одушевлённого идеей сплочения нации, объединяющейся вокруг трона . Частный интерес подчинён в классицизме государственному, чувства – долгу. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».
КУЛЬТ РАЗУМА; ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ОРГАНИЗУЕТСЯ КАК ИСКУСТВЕННОЕ, ЛОГИЧЕСКИ ПОСТРОЕННОЕ ЦЕЛОЕ; СТРОГАЯ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СХЕМАТИЗМ; ЖИЗНЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ ТАК, ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ И ЗАПЕЧАТЛЕТЬ ИХ РОДОВЫЕ, СУЩЕСТВЕННЫЕ ЧЕРТЫ И СВОЙСТВА; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ ОБРИСОВЫВАЮТСЯ ПРЯМОЛИНЕЙНО; ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ ПРОТИВОПОСТАВЛЯЮТСЯ; ИДЕАЛИЗАЦИЯ ГЕРОЕВ, УТОПИЗМ, АБСОЛЮТИЗАЦИЯ ИДЕЙ; ПОДЧЁРКИВАЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ; АКТИВНОЕ ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКЕ.
Строгая иерархия жанров ↓ ↓ Высокие В них осваивается общественная жизнь, история; действуют герои, полководцы, монархи. Трагедия, эпопея, ода. Низкие В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Комедия, сатира, басня. Смешение высокого и низкого не допускается
Герои чётко делятся на положительных и отрицательных , ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. В драматургии господствовало требование трёх единств: Единство времени : действие развивается не более суток; Единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое . 3. Единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5 – 10), все действующие лица должны быть связаны с сюжетом, то есть нет побочных действий, персонажей.
В пьесе, как правило, 4 акта – в третьем кульминация, в четвёртом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
Сатирическая направленность; Преобладание национально-исторической тематики; Преимущественное развитие жанра оды и поэмы. Периоды русского классицизма: 30 – 50-е гг. XVIII в. Усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. 60-е гг. – конец XVIII в. На первый план выдвигаются задачи воспитания человека – гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государства. Конец XVIII в. – начало XIX в. Наблюдается спад классицизма. Усиливаются национальные мотивы. Писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина. Таким образом, русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность
Франция Корнель Расин Мольер Вольтер Лафонтен Германия Гёте Шиллер
Р о с с и я Г.Р. Державин А.Д. Кантемир Я.Б. Княжнин М.В. Ломоносов В.А. Озеров А.П. Сумароков В.К. Тредиаковский Д.И. Фонвизин И.Н. Хемницер М.М. Херасков
Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движении души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта. Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слёзы умиления у читателя. Основная тематика – любовная.
- УХОД ОТ ПРЯМОЛИНЕЙНОСТИ КЛАССИЦИЗМА В ОБРИСОВКЕ ХАРАКТЕРОВ И ИХ ОЦЕНКЕ; ПОДЧЁРКНУТАЯ СУБЪЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДА К МИРУ; КУЛЬТ ЧУВСТВА КУЛЬТ ПРИРОДЫ КУЛЬТ ВРОЖДЁННОЙ НРАВСТВЕННОЙ ЧИСТОТЫ, НЕИСПОРЧЕННОСТИ; УТВЕРЖДАЕТСЯ БОГАТЫЙ ДУХОВНЫЙ МИР ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НИЗШИХ СОСЛОВИЙ. Сентиментальная повесть, путешествие, в лирике – идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).
Сильная дидактическая установка; Выраженный просветительский характер; Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Появился в России в 60 – 70 гг. XVIII века.
Руссо (Франция) Англия Ричардсон Стерн Россия В.А. Жуковский В.В. Капнист Н.М. Карамзин Н.А. Львов М.Н. Муравьёв
Возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма ( в основе – разочарование в идеях Просвещения). Основные свойства: Доминанта субъективного над объективным; Стремление не воссоздать, а пересоздать действительность; Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах) В центре художественной системы стоит личность. Романтическая личность – это прежде всего страстная личность. Страсть ↓ ↓ Высокая Низкая любовь во всех зависть, жадность, её проявлениях честолюбие
ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СЛОЖНОЙ, ГЛУБОКОЙ, УТВЕРЖДЕНИЕ ВНУТРЕННЕЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ; ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ «СКВОЗЬ ПРИЗМУ СЕРДЦА»; ИНТЕРЕС КО ВСЕМУ ЭКЗОТИЧЕСКОМУ, СИЛЬНОМУ, ЯРКОМУ, ВОЗВЫШЕННОМУ; СКЛОННОСТЬ ОТРАЖАТЬ «НОЧНУЮ» СТОРОНУ ДВИЖЕНИЙ ДУШИ, ТЯГА К ИНТУИТИВНОМУ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ; ТЯГОТЕНИЕ К ФАНТАСТИКЕ, УСЛОВНОСТИ ФОРМ, СМЕШЕНИЮ ВЫСОКОГО И НИЗКОГО, КОМИЧЕСКОГО И ТРАГИЧЕСКОГО, ОБЫДЕННОГО И НЕОБЫЧНОГО; МУЧИТЕЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ РАЗЛАДА С ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ; ОТКАЗ ОТ ОБЫДЕННОГО; СТРЕМЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЕ, К ДУХОВНОМУ СОВЕРШЕНСТВУ, К НЕДОСТИЖИМОМУ ИДЕАЛУ В СОЧЕТАНИИ С ПОНИМАНИЕМ НЕСОВЕРШЕНСТВА МИРА.
Новый тип мировоззрения – эстетический (творческий в своей основе). В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Романтики первыми обращаются к истории . В романтическом произведении подробно воспроизводятся исторические детали, фон , колорит, но характеры даны вне истории. Экзотика . События романтических произведений разворачиваются в необычной обстановке, в основном на юге. Для России – это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами. Внимание к фольклору , его переработка и создание собственных произведений в фольклорных жанрах.
Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Обновление слова за счёт введения ассоциативности, многозначности. Открытия в области стихосложения. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей. Романтики широко используют символику . Романтический символ – это возведение от конкретного к абстрактному.
Появился в 1-ой четверти XIX века. Особенности русского романтизма: Доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; Придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам; Синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.) Активнейшее развитие лирики.
Англия Байрон Вордсворт Колридж Саути Скотт Шелли Германия Гейне Гофман Шиллер Гёте Мицкевич (Польша)
Франция Дюма Мюссе де Сталь Нодье Шатобриан Россия Е.А. Баратынский Н.Н. Батюшков Бестужев - Марлинский А.Ф. Вельтман Д.В. Веневитинов
В.Ф. Одоевский П.А. Вяземский А.А. Дельвиг И.И. Лажечников М.Н. Загоскин П.А. Катенин В.К. Кюхельбекер И.И. Козлов М.Ю. Лермонтов А.И. Одоевский
Н.Ф. Павлов А.П. Погорельский Н.А. Полевой А.С. Пушкин К.Ф. Рылеев Ф.И. Тютчев А.С. Хомяков С.П. Шевырёв В.А. Жуковский
(от лат. realism – вещественный)
Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признаётся право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Задача писателя-реалиста – стараться не только уловить жизнь во всех её проявлениях, но и понимать её, понимать те законы, по которым она движется и которые не всегда выступают наружу; нужно сквозь игру случайностей добиться до типов – и со всем тем всегда оставаться верным правде, не довольствоваться поверхностным изучением, чуждаться эффектов и фальши.
- СТРЕМЛЕНИЕ К ШИРОКОМУ ОХВАТУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯХ, ГЛУБИННЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ И РАЗВИТИИ; -ТЯГОТЕНИЕ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ: ВНУТРЕННИЙ МИР ПЕРСОНАЖЕЙ, ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕСУТ НА СЕБЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ; БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОМУ ФОНУ ВРЕМЕНИ; УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЧЕЛОВЕКА; СОЦИАЛЬНЫЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ; ИСТОРИЧЕСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ НА ЖИЗНЬ.
РЕАЛИЗМ В РОССИИ Появился в XIX веке. Стремительное развитие и особый динамизм. Особенности русского реализма: Активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; Выраженный жизнеутверждающий характер; Особый динамизм; Синтетичность( более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).
Этапы развития: - Просветительский реализм (Д.И. Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н. Радищев, молодой И.А. Крылов); «синкретический» реализм : сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский); Социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М. Горький).
Англия Франция Диккенс Теккерей Шиллер (Германия) Стендаль Бальзак
Россия А.К. Толстой К.С. Аксаков В.М. Гаршин Н.В. Гоголь И.А. Гончаров А.С. Грибоедов Д.В. Григорович Ф.М. Достоевский Н.А. Некрасов
А.Н. Островский А.Ф. Писемский М.Е. Салтыков - Щедрин Л.Н. Толстой И.С. Тургенев А.П. Чехов А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов
( конец XIX - начало XX века) Основные свойства: Ощущение кризиса реализма как художественной системы ; Стремление перевоссоздания действительности; Проблематика «отверженных»; Проблематика «сильной личности» и «естественного человека»; Пафос свободолюбия; Стремление «создать иллюзию мира».
Экзотика сюжетов; Использование жанров легенды, песни, литературной сказки; Антитеза образов – символов (Свобода – Неволя, Свет – Тьма, Добро – Зло…); Очевидное присутствие идеала, который часто персонифицируется; Система персонажей с чётко обозначенным центром – героическая личностью; Часто встречающаяся трагическая развязка; Аллегоричность. Элементы поэтики неоромантизма были активно освоены художественной системой социалистического реализма .
А. Блок М. Горький В.Г. Короленко А.И. Куприн А. Грин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)
презентация разбита на две части только для удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...
Презентация к уроку по теме "Стилевые направления в архитектуре 19-20 вв"
Данный материал представляет собой мультимедийную презентацию к уроку изобразительного искусства в 8 классе по теме "Стилевые направления в архитектуре XIX-XX вв....
Презентация для урока: "Главные направления эволюции"
Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...
Презентация к уроку. "Литературные направления XVII-XIX вв."
Презентация для уроков литературы и для самостоятельного изучения материала....
Презентация Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС
Презентация по теме "Система деятельности педагога, направленная на формирование УУД на уроках математики в рамках ФГОС" .Работа представляется на примере урока ...
Презентация к уроку "Основные направления эволюции"
Презентация может использоваться в качестве наглядного материала при проведении уроков в 9-11 классах....
Презентация к уроку "Основные направления развития информатики" (10 класс, углубленный курс)
Представлена Презентация к уроку "Основные направления развития информатики" (10 класс, углубленный курс)...