Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 6 класс ФГОС (Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_6_klass.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г. С. Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература – литература XVIII в. – литература первой половины XIX в.).
Результаты изучения предмета
«Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:
• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Место курса «Литература» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме:
в 6 «Д» классе - 3 часа в неделю (102 часа).
- Основные планируемые результаты по предмету.
Результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Личностные | - знание наизусть художественных текстов в рамках программы; - овладение навыками литературных игр; - формирование собственного мнения; | - формирование навыка чтения отдельной группы учащихся. - формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному; | ||
Регулятивные УУД | -выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере; -обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, | - сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах; - устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; | ||
Познавательные УУД | - адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; - знание изученных текстов; - овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); | - умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог). | ||
Коммуникативные УУД | - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; | - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; | ||
Предметные результаты | Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
Базовые знания | Базовые умения | Повышенные знания | Повышенные умения | |
- адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы; - знание изученных текстов; | - овладение элементарными навыками анализа содержания литературного произведения (умение воспроизвести сюжет, оценить роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания); - умение использовать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка: пролог, эпилог). | - обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; | - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; |
II. Календарно - тематическое планирование
6 «Д» класс – 3 часа в неделю.
№ п/п | Раздел | Тема | Деятельность обучающихся | Форма организации учебного занятия | Сроки |
Введение (1 час) | О литературе, писателе и читателе. Книга и её роль в жизни человека. | работа с учебником | Беседа, викторина, | 3.09 | |
Из греческой мифологии – 3 часа | Миф «Пять веков» | тезисный план | Беседа, пересказ | 4.09 | |
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Дедал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | чтение, изложение с элементами сочинения | и различные виды пересказа, дискуссия, беседа | 6.09 | ||
Подвиги Геракла. «Яблоки Гесперид» | пересказ, цитатный план | Беседа | 10.09 | ||
Из устного народного творчества 3 часа | Легенда «Солдат и смерть» | Пересказ, анализ легенды | Исследовательская работа | 11.09 | |
Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | Работа с учебником, сопоставительный анализ | Беседа | 13.09 | ||
Сказки «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности | Рассказывание сказки, сочинение сказки | Запись фольклорных произведений | 17.09 | ||
Из древнерусской литературы – 4 часа | «Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | Простой план | Различные виды пересказа | 18.09 | |
20.09 | |||||
«Поучение Владимира Мономаха» | Работа с учебником | Исследовательская работа с текстом | 24.09 | ||
25.09 | |||||
Из литературы XVIII века – 3 часа | М.В. Ломоносов Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф». | Работа с учебником | выразительное чтение | 27.09 | |
1.10 | |||||
М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | Чтение наизусть, работа со словарем. Анализ произведения, беседа | 2.10 | |||
Из литературы XIX века - 23часа. | В.А. Жуковский Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | Выразительное чтение | Экскурсия | 4.10 | |
«Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | Анализ произведения | Исследовательская работа | 8.10 | ||
9.10 | |||||
А.С. Пушкин Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга | Аудирование | Литературно-музыкальная композиция | 11.10 | ||
А.С. Пушкин «Зимнее утро» | Выразительное чтение | Анализ стихотворения, беседа | 15.10 | ||
А.С. Пушкин «Зимнее утро» «Редеет облаков летучая гряда» Конкурс выразительного чтения стихотворений «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда» | Самостоятельная работа | Анализ стихотворения, самостоятельная работа | 16.10 | ||
18.10 | |||||
22.10 | |||||
А. С. Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | Цитатный план | Различные виды пересказа, | 23.10 | ||
А.С. Пушкин «Дубровский» 24. Причины ссоры Дубровского и Троекурова 25.Отец и сын. 26. Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник 27. Дубровский и Маша Троекурова | Изложение с элементами рассуждения. | Выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, | 24.10 | ||
29.10 | |||||
30.10 | |||||
31.10 | |||||
РР Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | 10.11 | ||||
14.11 | |||||
М.Ю. Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок». 31-32 «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. 33. Конкурс творческих работ. | Выразительное чтение наизусть | Письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов. | 15.11 | ||
17.11 | |||||
21.11 | |||||
22.11 | |||||
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». | Изложение с заменой лица | Различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод. | 24.11 | ||
Н.В. Гоголь. Историческая основа повести. | 28.11 | ||||
«Бранное трудное время…» Степь как образ Родины в повести Гоголя | 29.11 | ||||
Степь как образ Родины в повести Гоголя. | 1.12 | ||||
Андрий и Остап. | 5.12 | ||||
Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Гоголя. | |||||
6.12 | |||||
РР Мастерская творческого письма. Подготовка к написанию рассказа о событиях от лица участника. | сложный план, цитатный план | 8.12 | |||
РР Пишем сочинение: «Рассказ участника событий о Тарасе, Остапе и Андрии » | 12.12 | ||||
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. «В дороге». | 13.12 | ||||
И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. Рассказ «Бирюк» | 15.12 | ||||
«Бурмистр», «малиновая вода» | 19.12 | ||||
Внеклассное чтение. «Бурмистр», «Малиновая вода»: творческая история и своеобразие композиции | 20.12 | ||||
Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. | чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом). | различные виды чтения, | 22.12 | ||
Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | 26.12 | ||||
Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Левша» | 27.12 | ||||
Л.Н. Толстой «Детство» (главы из повести): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. | сочинение-зарисовка, составление цитатного плана | различные типы пересказа, | 12.01 16.01 | ||
Мастерская творческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди» | 17.01 | ||||
19.01 | |||||
В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. | подготовка вопросов для обсуждения; | различные виды пересказа; план характеристики эпизода, персонажа. | 23.01 | ||
24.01 26.01 | |||||
30.01 | |||||
31.01 | |||||
А.П.Чехов Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим», «Толстый и тонкий» «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе | Подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; | Выразительное чтение, различные виды пересказа, | 2.02 | ||
6.02 | |||||
7.02 | |||||
9.02 | |||||
Мастерская творческого письма. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни» | Инсценировка одного из рассказов А.П. Чехова | 13.02 | |||
14.02 | |||||
Из литературы XX века - 16 часов | И.А.Бунин Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде. | 16.02 | ||
20.02 | |||||
21.02 | |||||
А.И. Куприн. Детские годы писателя. А.И. Куприн.«Белый пудель» А.И. Куприн.«Белый пудель». Выявление художественной идеи в рассказе | 27.02 | ||||
28.02 | |||||
2.03 | |||||
А.И. Куприн.«Тапёр». Основная тема и характеристика образов. Дети и взрослые в рассказе. 71. Урок-игра по творчеству А.И. Куприна | 6.03 | ||||
10.03 | |||||
А.И. Куприн. Дети и взрослые в рассказе. 73. С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. | 7.03 | ||||
13.03 | |||||
Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | 14.03 | ||||
75. ВЧ Литературный вечер «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»:Н. Рубцов «Тихая моя родина» 76. М.М. Пришвин Краткие сведения о писателе. 77. «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; 78. воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе. 79. Классное сочинение по рассказу «Кладовая солнца» | сочинение-зарисовка, различные виды пересказа. | 16.03 | |||
20.03 | |||||
21.03 | |||||
30.03 | |||||
В.К. Железников. Краткие сведения о писателе. «Троп»: мир животных и человека в изображении писателя. | творческая мастерская — написание рассказа по заданному сюжету | 3.04 | |||
4.04 | |||||
81.Образы Тропа, Пети и Маши. Тема доброты, чувства благодарности, верности. 82. Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: Д.С. Самойлов. «Сороковые»; 83.М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; | рассказ от другого лица | 6.04 | |||
10.04 | |||||
84. В.П. Астафьев. Знакомство с писателем. 85. «Конь с розовой гривой» Выявление поступков героя. Смысл названия | 11.04 | ||||
13.04 | |||||
17.04 | |||||
рассказ от другого лица | |||||
ВЧ В.П. Астафьев «Васюткино озеро» | 18.04 | ||||
Из зарубежной литературы - 7 часов | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь» | 20.04 | |||
рассказ от другого лица | 24.04 | ||||
Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка Братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина | 25.04 | ||||
Работа с учебником | 27.04 | ||||
О.Генри Краткие сведения о писателе. «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе | Работа с учебником | рассказ от другого лица | 2.05 | ||
8.05 | |||||
Работа с учебником | |||||
Х.К. Андерсен. Утверждение непреходящих ценностей в творчестве писателя. «Чайник мир добра и красоты» | подробный пересказ, краткий план, изложение с элементами рассуждения. | 11.05 | |||
94. Дж.Лондон. Краткие сведения о писателе 95. Дж.Лондон. «Любовь к жизни». Знакомство с рассказом. 96. Дж.Лондон. «Любовь к жизни». Жизнеутверждающий пафос рассказа | Работа с учебником | Работа с учебником | 15.05 | ||
подробный пересказ | 16.05 | ||||
Работа с учебником | 18.05 | ||||
Дж.Лондон. «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы сказа | Работа с учебником | Работа с учебником | 22.05 | ||
М.Твен «Приключение Гекльберри Финна » | Игра | Викторина | 23.05 | ||
Урок-игра по произведению «Приключение Гекльберри Финна» | 25.05 | ||||
РР Сочинение по разделу | 26.05 | ||||
Итоговая контрольная работа | 27.05 | ||||
Подведение итогов за год | 29.05 | ||||
Экскурсия в библиотеку | 30.05 | ||||
Подготовка проектов. Рекомендации на лето | 1.06 | ||||
Защита проектов | 2.06 |
III. Материально-технические и учебно-методические условия реализации программы по учебному предмету
Учебно-методическое и информационное обеспечение | Кол-во | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | Кол-во | Технические средства обучения | Кол-во | Оборудование класса | Кол-во |
Литература: 6 кл.: Учебник: В 2 ч./ Под ред. Меркина Г.С.. – М.: Русское слово, 2014 г. | 26 | Приложение на электронном носителе к учебнику Литература: 6 класс. Под ред. Г.С. Меркина – М.: Русское слово, 2014 г. | 1 | Компьютер | 1 | Доска | 1 |
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М: Издательство «Экзамен», 2006. | 1 | Проектор | 1 | ||||
Соловьёва Ф.Е.. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 6 класс» Методическое пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...