Материалы к классному часу и урокам литературы "Песни военных лет"
классный час по литературе (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Песни военных лет»
Цели: воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к её культурному наследию; развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения о Великой отечественной войне; воспитывать умение работать в группе, уважительное отношение друг к другу.
Подготовительный этап: учащиеся разбиваются на группы и получают задания.
1. Подготовить историю создания песен: «Священная война», «Катюша», «В землянке», «Соловьи», «Дороги».
2. Ведущие учат слова.
3. Найти фонограммы песен.
4. Подобрать иллюстрации к песням.
5. Подготовить презентацию.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.
Ход мероприятия.
Учитель: Ребята, вы ежедневно слышите десятки песен. Некоторые становятся популярными и внезапно забываются. Но есть такие песни, которые пережили своё время и стали классикой. Это песни военных лет. Авторы их уловили какой-то тайный механизм, который воздействует на слушателя даже спустя десятилетия и делает песню вечной.
Ведущий 1: Какие же песни вдохновляли наших людей на борьбу? Это патриотические и лирические песни, в которых говорилось о любви, родном доме, берёзках, соловьях. И эти песни победили! Потому что с ними наши солдаты защищали родную землю, родных и близких. Зная и исполняя эти песни, мы воздаём дань памяти тем, кто спас народ от фашизма. Ибо память – это связующее звено между прошлым и будущим.
Ведущий 2: Война и песня… Что может быть общего? И тем не менее песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале. В минуты отдыха она позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, побороть слабость. Поэтому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями песен. Иной старшина требовал, чтобы солдаты знали песни как личное оружие. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия.
Ведущий 1: Одна из главных композиций – «Священная война». Эта песня содержала заряд такой силы, что до сих пор у многих людей слезы наворачиваются на глаза, когда они слышат: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
(звучит песня «Священная война»)
Ведущий 1: «… «Священная война» вошла в быт армии и всего народа как гимн мести и проклятия гитлеризму» - так говорил об этой песни композитор А.Александров. Он вспоминал, что во время войны ее слушали всегда стоя, с каким-то особым порывом, святым настроением. И не редко бойцы, но и сами исполнители нередко плакали.
Ведущий 3: Эта песня родилась в самые первые дни войны. За одну ночь поэт Василий Лебедев-Кумач написал стихотворение, а композитор Александр Александров музыку.
Впервые она была исполнена 27 июня 1941 года на перроне Белорусского вокзала, который представлял собой жуткое зрелище: слезы прощания, крики отъезжающих сливались в единый гул. Когда артисты ансамбля появились на перроне на них почти не обратили внимания. Но вот они выстроились полукругом, музыканты заняли свои места, и над толпой загремел призывный набат песни. Люди встрепенулись, встали по стройке «смирно», боясь проронить хоть слово. «Не смеют крылья черные над родиной летать, поля ее просторные не смеет враг топтать!» Такого люди еще не слышали. В словах песни выразилась сущность их гнева. Песня сказала все, о чем думал каждый присутствующий здесь.
Ведущий 1: С этого памятного дня зашагала песня по стране как символ грозных лет, как воинская присяга, она стала музыкальным гимном Великой Отечественной войны. В летописи Отечественной войны есть не мало героических эпизодов, рассказывающих о том, как вступала в бой эта песня-гимн. Один из них относится к весне 1942 года. Небольшая группа защитников Севастополя заняла оборону в пещере, гитлеровцы яростно штурмовали эту естественную крепость, забрасывали ее гранатами. Силы защитников иссякали. Вдруг из глубины подземелья послышалась песня:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой…
Потом раздался сильный взрыв, и обломки скалы завалили пещеру. Не сдались советские воины ненавистному врагу. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравнится «с целым бронетанковым корпусом».
Ведущий 2: Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что крепила армейскую дружбу. Знали люди, что война – это смерть, гибель. Но матери, жены, сестры ждали своих фронтовиков, ждали, даже если приходила похоронка, надеялись и писали письма.
Чтец: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую – слов даже нет!
Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя без заботно на первый урок.
Грустила ты, если мне физик, бывало,
Суровою двойкой дневник «украшал»,
Гордилась, когда я под сводами зала
Стихи свои с жаром ребятам читал.
Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут на войне:
Приятели, книжки, московские споры –
Все – сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся – оценим вдвойне!
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве мне слышится голос кукушки…
За жизнь, за тебя за родные края
Иду я на встречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
В холодной ночи, под не ласковы небом,
Склонившись мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой не зримо идешь.
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!
Э.Асодов «Письмо с фронта»
Учитель: Письма были необходимо солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша, героиня песни Матвея Блантера на стихи Михаили Исаковского. Песня «Катюша» была написана в конце 1930-ых годов, когда еще никто не думал о войне. Песня рассказывала о девушке и солдате, который охраняет рубежи нашей Родины. В годы Второй мировой войны песня приобрела особое значение за пределами нашей Родины. В Италии «Катюша» стала гимнам партизан, во Франции ее пели бойцы отряда Сопротивления, а в Японии был создан клуб любителей русской песни, который так и назывался – «Катюша». «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни: любовь, верность, - все то, что пытался разрушить беспощадны враг.
А когда в 1943 году на фронте себя блестяще проявил гвардейский реактивный миномет, получивший это же ласковое название «катюша», песня стала символом Победы. Песня о Катюши оказалась дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Композиция становилась еще ближе и нужнее народу. Говоря современным языком, эта песня стала многолетним музыкальным хитом. Я предлагаю всем вместе спеть эту песню.
(исполнение песни «Катюша»)
Ведущий 3: В дни войны появилась песня Константина Листова на стихи Алексея Сурков «В землянке». Хотя в песне и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели ее в окопах и на привалах, хором и под гармонь. И не предполагал поэт Сурков, что сочиняет слова всенародно известной песни. Он просто писал письмо жене в стихах, описывал свои чувства после трудных боев за Москву. Песня получилась очень теплая, задушевная, немного грустная, но не тоску она вызывала у бойцов, а презрение к смерти. «В землянке» была песней-бойцом, участвовала в борьбе и помогала приближению победы. Ее полюбили и запели на всех фронтах.
(звучит песня «В землянке»)
Ведущий 1: Песня «Соловьи» появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычным обаянием. Это было в конце 1944 года. Василий Соловьев-Седой, не надолго приехавший в Москву остановился в гостинице. Однажды утром дверь его номера открылась и на пороге появился поэт Алексей Фатьянов, молодцеватый, улыбающийся с медалью на выцветшей гимнастерке. Он только что приехал из освобожденного города, ему дали отпуск на несколько дней, и привез с собой написанные на фронте стихи. Среди них были и «Соловьи». Композитор вспоминал: «Я не спал после этого дня два, не мог сладить с необычайным волнением, охватившем меня. Еще шла война, еще лилась кровь, и наши советские парни гибли на полях сражений. Победа была уже близка, она была неотвратима, и тем ужаснее в своей жестокости были человеческие жертвы. Но я уже знал, что в самые тяжелые дни, в самое суровое время солдату нужна разрядка. Нужны, конечно, рассказы о мужестве, о героизме, но нужна и лирика. И так уж получилось, что в один присест я написал песню. И песня получилась сразу».
(звучит песня «Соловьи»)
Ведущий 2: Трудными дорогами шли солдаты. Одной из первых послевоенных песен, получивших всенародное признание, стала песня «Дороги». Под этим названием она и вошла в золотой фонд советского песенного творчества, стала родной и близкой, особенно для тех, кто помнил и пережил войну. Ведь в этой песне отразились исповедь о выстраданном, раздумье о том, через что довелось пройти, что вынести в минувшей войне нашему народу. Секрет успеха этой песни очень точно объяснил маршал Г.К.Жуков который назвал «Дороги» в числе трех своих любимых песен. «… Это бессмертная песня. А почему? Потому, что в ней отразилась большая душа народа», - говорил он. В долгом походе помогала бойцам песня Анатолия Новикова на стихи Льва Ошанина «Дороги».
(звучит песня «Дороги»)
Учитель: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас это история нашей страны. Сегодня вы познакомились с историей нескольких песен времен Великой Отечественной войны.
Какое впечатление произвели на вас эти песни?
Как вы считаете, совместимы такие понятия, как «война» и «песня»?
Можно ли назвать такую песню бойцом, грозным оружием?
Для чего нужна в тяжелое время для страны песня?
Как песня помогала солдатам в фронтовой жизни?
Как в вашей семье относятся к старым песням?
Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не покинет нас память о подвиге народа. Она остается в книгах, фотографиях, фильмах, в рассказах очевидцев, песнях. Но песни хранят не просто память, они сохраняют душу народа, согревают людские сердца своей искренностью, глубокой человечностью. Слушаешь эти песни и понимаешь, что фашизм победили не сказочные богатыри, а самые обычные люди. Им было страшно, холодно, больно, но они выстояли. В этом сила и величае наших прадедов. А песни помогали им побеждать. И мы поем их, так как чувствуем душевную необходимость в этом, они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Литература:
- Свищева Т.А. «Песня в военной шинели» «Читаем, учимся, играем» 3,2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к классному часу по ЗОЖ
В папке представлены иллюстрации, которые могут быть использованы в презентации и сценарий классного часа по ЗОЖ для 7 класса...
Материалы к классному часу по ПДД для 7 класса
Папка содержит иллюстрации и конспект классного часа для 7 класса по ПДД...
Э-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Материалы к классному часу, литературе Бурятии
Биография мыслителя, философа Э-Х Галшиева. Трактат "Зерцало мудрости"....
Кемеровская область ( материалы для классных часов и бесед)
Предлагаю материалы для проведения классных часов, бесед по Кемеровской области. Эффективным средством формирования патриотического сознания и включения юных граждан в общественную жизнь является крае...
Материалы для классных часов
Разработки и презентации классных часов...
Материалы к проведению классных часов и уроков Мира на 1 Сентября
1 сентября. Видеопоздравление с 1 СентябряПромчалось лето красное, Веселое и вольное. Настало время классное, Дворовое и школьное.Немножечко дождливое, Холодное и стужное, Но ...
Материалы к классному часу в 9 классе "Урок добра"
Классный час посвящен Международному дню белой трости - дню, когда все темы для обсуждения направлены на освещение проблем незрячих или слабовидящих людей. Сопровождается презентацией....