Мотив пути в русской литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему
Материал для подготовки к итоговому сочинению 2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motiv_puti_v_literature.docx | 26.89 КБ |
itogovoe_sochinenie_dom_.pptx | 1.49 МБ |
solouhin_kazhdyy_den-_dozhdi.docx | 38.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мотив пути в литературе
Одной из сквозных тем русской литературы является тема пути-дороги, которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Почему возник такой сквозной сюжет и почему выделяют такую тему в русской классической литературе.
Тема пути-дороги
Мотив пути прослеживается и в древнерусской литературе, и во многом это обусловлено историческими обстоятельствами, которые определили судьбу русской земли. Древние князи и цари отправлялись в путешествие по разным причинам - осваивать новые территории, защищать свои земли и расширять свой кругозор.
Если говорить о более позднем периоде, то даже по названиям произведений 18 века видно, что такая тема активно развивалась в литературе. Примером может послужить книга А. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву" и книга Н. Карамзина "Письмо русского путешественника", в основу которой легли его впечатления от Франции, Англии и Германии.
Тема пути-дороги развивается и в литературе 19 века, и теперь она выступает в роли сквозного сюжета во многих знаменитых произведений русской классической литературы. Это и "Евгений Онегин" Пушкина, в котором главный герой "в пыли на почтовых" мчится в деревню и через некоторое время снова отправляется в путь, и "Горе от ума" Грибоедова, где Чацкий возвращается из-за границы на Родину.
А главный герой романа "Герой нашего времени" Печорин постоянно находится в разъездах, и даже находит смерть в дороге. Известным путешественником был Чичиков, колоритный персонаж "Мертвых душ" Гоголя. Да и в самом произведении можно найти величественные описания образа дороги, которые раскрывают мощь и красоту русской земли.
А в произведении Тургенева "Отцы и дети" персонажи постоянно находятся в пути - с дороги начинается сам роман, и на протяжении его герои перемещаются по разным губерниям и имениям.
Мотив пути и традиции духовной литературы
Мотив дороги многогранен и обширен в русской литературе. Он наполняет и глубокие, духовные произведения вроде "Войны и мира", в котором через дороги раскрывают жизненные пути Наташи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, его можно встретить во всех знаменитых произведениях классики.
Удивительным образом раскрывается мотив пути в небольших лирических произведениях, которые наполняют его духовностью. Это стихотворения А. Пушкина "Зимняя дорога", "Для берегов отчизны дальней", "Бесы", "Дорожные жалобы", стихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." и "Прощай, немытая Россия...", стихотворения Н. Некрасова "Железная дорога", "В дороге", "Размышления у парадного подъезда".
Дорога в фольклоре
Тема пути ярко раскрывается в фольклорных произведениях. Это закономерно, так как для фольклора путь и дорога - это важные элементы жизнедеятельности человека, и сквозной сюжет дороги в таких произведениях раскрывается более полномерно.
Ярким примером служит образ "странников", созданный Некрасовым. Он посвятил поэму "Коробейники" именно тем, кто постоянно кочует с одного места в другое, для них нахождение в дороги - это привычный образ жизни.
Путь как движение человеческой души в русской литературе
Роман-путешествие впервые появился в литературную эпоху сентиментализма. Дорожные размышления, дневники, письма и путевые записки хорошо позволяли передавать все мысли и чувства героя, что и является главным в сентиментализме показать внутренний мир человеческих эмоций, психологию героя.
Многие авторы использовали тему пути, чтобы раскрыть ту или иную проблему. В фольклоре дорогу также принято связывать с жизненным путем, который проходит каждый человек. Именно поэтому многие песни и народные сказки содержат в себе рассказы о путниках, перекрестках и дорогах.
Путешествия героев русской литературы и их духовный путь
Самый известный роман-путешествие в русской литературе это «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева, посвященное проблеме жизни российских крестьян в эпоху крепостного права. «Я взглянул окрест себя, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала», - так начинает Радищев своё повествование.
Его лирический герой едет из одной столицы в другую, по дороге рассматривая быт жителей маленьких деревень и городков. В каждом из них ему рассказывают (или он видит сам) какую-либо печальную историю о крестьянской жизни.
Система повествователей в этом произведении сложна (в некоторых главах есть свои рассказчики), однако все равно видно, насколько глубоко задевают Путешественника проблемы несчастных крестьян. Лирический герой приходит к выводу, что так дальше жить нельзя, рассматривает несколько «проектов» по переустройству страны, которые якобы находит по пути.
Другой роман-путешествие, также продолжающий традиции сентиментализма это поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Как и у Радищева, путешествие здесь понимается в буквальном смысле главный герой, хозяин-приобретатель Чичиков, ездит по всей стране и скупает у помещиков мертвые крестьянские души для своего имения. Во время поездок Чичиков, глядя вокруг, размышляет о родной стране.
Как и в произведении Радищева, одна из главных проблем, которые волнуют его это крестьянский вопрос: Чичиков видит по дороге нескольких простых мужиков и понимает, насколько тяжела и беспросветна их жизнь. Он рассуждает о загадочной русской душе, а вместе с ней и о русском языке, который помогает многим людям сохранять себя.
Также в контексте темы дороги Гоголь в поэме рассуждает и о пути России вперед несмотря на то, что сегодняшний день связан с многими печалями, будущее у России великое, и страна не должна оглядываться на западных соседей. Собственный, особый путь это то, что нужно и любому человеку, и стране.
Тема пути в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя
Тема дороги и путешествия всегда привлекала и русских, и зарубежных писателей. Отчасти это связано с литературными традициями сентиментализма, для которого характерен был роман-путешествие. В русской литературе самым ярким примером этого стало "Путешествие из Петербурга в Москву" Радищева.
Однако и после того, как сентиментализм был смещен на литературной арене другими направлениями, тема пути не потеряла своей актуальности в творчестве многих авторов. Обычно дорогу принято рассматривать в неком символическом, переносном значении, нежели в прямом.
Тема пути в творчестве Пушкина
Например, А.С. Пушкин обращается к теме пути в романе "Евгений Онегин". Точнее, читателям остается лишь догадываться, что он обращается к этой теме, ведь десятая глава романа, "Путешествие Онегина", была уничтожена автором из-за соображений цензуры.
Но суть в том, что Онегин уезжал, причем уезжал не просто так - он скорее бежал от той жизни, которая осталась после трагической дуэли с Ленским. Здесь Пушкин продолжает традицию сентиментализма, согласно которой герой в путешествии не только рассматривает новые пейзажи, но и обнаруживает новые грани собственной личности.
Тема пути в творчестве Лермонтова
Тех же принципов придерживается и М.Ю. Лермонтов в своем романе "Герой нашего времени", который замышлялся как путевые записки Печорина. Действие каждой главы романа начинается с того, что Печорин переезжает в новое место.
Для него эти поездки имеют примерно то же значение, что и для Онегина - будучи ссыльным, Печорин вынужден менять места своего пребывания по велению вышестоящих лиц. Однако во время этих переездов Печорину удается получить новые и новые жизненные уроки.
Тема пути в творчестве Гоголя
Ярче всего представлена тема пути в поэме Гоголя "Мертвые души". Согласно существующим литературоведческим традициями, тему путешествия в этой поэме следует рассматривать в трех значениях.
Первое - это путешествие Чичикова как таковое, его поездки от одного помещика к другому, скупка мертвых душ. Во время этого путешествия Чичиков, в соответствии с традициями сентиментального романа, размышляет о многих важных вещах, например, о русском языке. Чичиков считает, что дорога - это некий символ жизни, который помогает перейти из одного жизненного этапа в другой и забыть о минувшем.
Другое значение дороги в этой поэме - это размышления о жизненном пути России. Гоголь считает, что у России особый путь, отличный от западного, и будущее у России великое.
И, наконец, третье значение пути в поэме "Мертвые души" - это творческий путь самого Гоголя, о котором он говорит в одном из лирических отступлений: у каждого человека свое представление о счастье и о судьбе писателя. Гоголь признает, что его герои могут показаться современникам странными, но он не собирается отказываться от них.
Путь –
То же, что и дорога. Широкий путь; жизненный путь (перен.); стоять поперёк пути.
Место, линия в пространстве, где происходит передвижение, сообщение. Воздушные пути, водные пути.
Железнодорожная колея, линия.
Направление, маршрут.
Путешествие, поездка.
Направление деятельности, развития чего-нибудь.
Польза, толк. В этом парне пути не будет.
Дорога –
- Узкая полоска земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.
2. Место, по которому надо пройти или проехать; путь следования. Сбиться с дороги. Открыть дорогу. Стоять на дороге (перен.).
3. Путешествие, пребывание в пути.
4. (Перен) Средства достижения какой-нибудь цели., жизненный путь.
Александр Андреевич Чацкий
Жизнь Чацкого – это сплошное путешествие: Россия – заграница, Россия – неизвестность)
Путь духовного развития лишь угадывается: вероятнее всего, это путь декабриста, но, может быть, это путь мыслителя, или писателя, или учёного.
Грибоедов показывает одного из ранних декабристов (поступки Чацкого отражают его принципы, соответствующие программам ранних декабристских обществ), поэтому автор не может дать никаких ориентиров движения героя в пространстве, но показывает стремление, путь героя и близких ему людей к правде, к общественному благу, путь долга.
.
Евгений Онегин.
Путь познания (от незнания – к постижению разных наук: литературы, истории, экономики, права и, как следствие, – превращение петербургского DENDIв философствующего затворника, а затем – в путешественника, познающего историю страны и мир людей).
Путь души (от неспособности любить, сопереживать, понимать чувства другого человека, от снобизма – к уважению человеческого в человеке и к способности любить и страдать).
В 20-е годы XIX века дорогой чести стала дорога декабристов.
А. С.Пушкин ведёт этой дорогой своего героя, показывая, как типичный молодой дворянин познает мир, радуясь, огорчаясь, ошибаясь, трагически заблуждаясь, осознавая собственные ошибки, познавая человека и историю страны. Итогом
этого пути становится появление благородной (не только по происхождению, но и по сути) личности, способной уважать, ценить, любить людей; способной страдать, осознавая несовершенство мира.
На первый план в романе выходят не политические убеждения Онегина, а именно человеческая его сущность, благородство души, способность живо чувствовать.
Григорий Александрович Печорин
В пространстве – путь на Кавказ, передвижение по Кавказу, отъезд в Грузию, путь в Персию, путь в неизвестность.
Духовный путь – путь самопознания, самобичевания, нахождения и осмысления собственных слабостей,
путь преодоления этих слабостей.
Путь героя представлен как движение от детального, порой безжалостного анализа собственных поступков, собственного характера – к анализу поведения отдельно взятого человека (история взаимоотношений с Грушницким),изучению общества и законов его жизни («водяное общество») –постижению смысла жизни, обретению любви, стремлению к вере.
Лермонтов представляет человека, который от детального анализа собственных поступков, собственного характера и внутреннего мира идёт к анализу общества; который через ошибки, потери поднимается до обретения любви и веры.
Примерные формулировки:
1. Путь лучших людей в литературе 19 века – это всегда путь поиска правды, своего места в жизни, путей переустройства самой жизни, как правило, это путь к любви и вере, путь к гармонии, т.е. путь духовного становления.
2. Путь героя 19 века – это движение во внешней среде – к появлению общественного деятеля; в духовной сфере – к формированию лучших человеческих качеств.
Многотрудные дороги литературных героев, порой трагические, порой драматические: от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных потребностей, а далее – к философскому осмыслению мира и сущности человека.
ФИЛОСОФИЯ
В основе Пути лежит вера, трудолюбие и терпение, а начинается всё с большого желания и первого шага. Чтобы по-настоящему понять Смысл и Основу жизни, необходимо однажды принять умом и сердцем выбранный Путь и никогда ему не изменять на протяжении всей жизни.
Чтобы появился Путь и жизнь наполнилась смыслом, необходимо большое желание, цель и система самосовершенствования.
Путь Домой
Птиц несёт попутный ветер,
Степь зовёт живой травой,
Хорошо, что есть на свете
Это счастье - путь домой.
Слова: Б. С. Дубровин
Проблема выбора жизненного пути
«Война и мир» Л.Толстой
«Отцы и дети» И.Тургенев
«Горе от ума» А.Грибоедов
«Тихий Дон» М.Шолохов
Источник
- http://www.nado5.ru/e-book/tema-puti-dorogi-v-literature-v-folklore
- http://festival.1september.ru/articles/574208/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание: Перечитайте строки: «Он щетинится антеннами и проводами, осыпается мелом и плачет трещинами. К нему жмутся гаражи и пристройки, мусорные баки и собачьи будки». Попытайтесь по внешнему портрету Дома представить себе его характер; рассказать о нём, о внутреннем мире Дома, его жильцах, их образе жизни и отношениях с внешним миром . Тематическое направление «Дом »
Тематическое направление «Дом » Напишите короткое эссе на тему «Мой дом — это я ». Если вы с вниманием отнеслись к предыдущему заданию, то наверняка поняли, что с домом могут быть связаны разные переживания, ассоциации и т. д., не только положительные. С одной стороны, дом — это своё, безопасное, охраняемое добрыми силами пространство. С другой — дом может быть чужим, неприветливым; он может быть местом заключения (тюрьма), местом тяжёлой болезни (больница, сумасшедший дом). Иными словами — местом «временной смерти». Такой дом называют антидомом . Задание:
Тематическое направление «Год литературы в России» Подумайте, каковы функции книг в Едином государстве. Можно ли назвать эти произведения литературой в полном смысле слова? Читали ли вы произведения, подобные тем, которые создавались в Едином государстве ? Роман Подсказка: Е . И. Замятина «Мы», написанный в 1920 году, в России был впервые опубликован только в 1988 году. Однако в запоздании, с которым пришёл к нам роман, есть, возможно, и какая-то справедливость литературной судьбы произведения. В 1980-е роман прозвучал уже как пророчество, подтверждённое временем, реальным историческим опытом тоталитарных государств ХХ века … Герой романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы» сравнивает литературу прошлого и ту, которая создаётся в Едином государстве: «Я думал: как могло случиться, что древним не бросалась в глаза вся нелепость их литературы и поэзии. Огромнейшая великолепная сила художественного слова — тратилась совершенно зря. Просто смешно: всякий писал — о чём ему вздумается. <…> Теперь поэзия — уже не беспардонный соловьиный свист: поэзия — государственная служба, поэзия — полезность. Наши знаменитые „Математические Нонны“: без них — разве могли бы мы в школе так искренне и нежно полюбить четыре правила арифметики?» Задание:
Тематическое направление «Год литературы в России» Как вы понимаете высказывание из книги Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»: «Книга — это заряженное ружьё в доме у соседа. Сжечь её. Разрядить ружьё. Надо обуздать человеческий разум. Почём знать, кто завтра станет очередной мишенью для начитанного человека»? Почему в обществе будущего книги сжигают? Действительно ли опасны книги? Подсказка: Как утверждает Битти, начальник пожарной команды, в задачу которой входит не тушение пожаров, а поиск и сжигание книг и помещений, где они хранятся, иногда вместе с их хозяевами, книги угрожают счастью всех членов общества. Они могут заставить людей думать самостоятельно. Битти объясняет своему подчинённому Гаю Монтэгу (усомнившемуся в правильности своей деятельности: «Были ведь времена, когда пожарники не сжигали дома, но, наоборот, тушили пожары?»), что книги способствуют появлению противоречивых мыслей и теорий у различных людей. И они постепенно начинают думать, что кто-то из них умнее других, а отсюда проистекает вражда, неравенство и прочие вещи, подрывающие устои общества и государства, и «…кто знает, кто может стать мишенью хорошо начитанного человека . Задание:
Штампы — это слова, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях: вопрос, задача, поднять, обеспечить и т.д. Обычно универсальные слова сопровождаются шаблонными привязками: работа — повседневная, уровень — высокий, поддержка — горячая, литература — великая . Штампы бывают и публицистическими, и литературоведческими: волнующий образ, гневный протест . Типичные речевые ошибки
Клише — речевые стереотипы, готовые обороты, которые с готовностью и лёгкостью «выскакивают» из нашего сознания, когда мы хотим сказать что-то «умное» и «правильное». Ниже приведены цитаты из школьных сочинений. Вы без труда распознаете в них и штампы, и клише: «Книги — ваши друзья. Они вам всегда помогут, дадут совет и подскажут. О книгах нельзя забывать! Берегите и уважительно относитесь к книгам. Они вам всегда помогут. Книги всегда остаются вашим источником и всегда помогут вам». Типичные речевые ошибки
«…но быть развитым духовно и развиваться в этом направлении обязан каждый. В этом очень помогает литература, ведь она делает нас людьми, она воспитывает в нас принципы, учит морали, учит доброте, что делать хорошо, а что плохо». Заметили, что делают штампы? Вроде бы и правильные мысли, но высказанные таким образом, облачённые в изношенное платье, становятся фальшивыми и смешными. Типичные речевые ошибки
«Русская литература полна замечательными творениями великих писателей и поэтов, в произведениях которых скрывается вся широкая палитра чувств русской души. Ярким примером глубокого сострадания к окружающим является Лука из пьесы М. Горького «На дне», смысл которой актуален и в наше время». Типичные речевые ошибки
Готовимся к сочинению Тетради-практикумы для развития письменной речи 5-9 классы
Тетради-практикумы направлены на развитие речи и систематическую подготовку к написанию сочинения по русскому языку и литературе, а также иных видов письменных работ. Эффективные упражнения разного вида сложности помогут научиться: понимать прочитанный текст связывать слова в предложения, предложения – в текст писать сочинения – описания, повествования, рассуждения разобраться с типичными логическими, речевыми и стилистическими ошибками редактировать написанное писать проектные и исследовательские работы по всем предметам гуманитарного цикла: истории, обществознанию, мировой художественной культуре, географии, биологии Систематически работая с тетрадями-практикумами, школьники подойдут к итоговым экзаменам с необходимыми навыками и умениями и успешно напишут сочинение. Методические рекомендации для учителя будут размещены на сайте издательства «Просвещение
Исправьте текст: сделайте его более связным, устраните повторы и однообразие синтаксических конструкций. Добавьте необходимые слова, в том числе частицы, союзы, местоимения. 8 класс Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Он был адвокатом по профессии. Он был всесторонне образованным человеком. Он хорошо знал древние языки, астрономию. Его истинным призванием была математика. Он бывал увлечен математической задачей. Он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна. Ответ Франсуа Виет родился во Франции в 1540 г. Адвокат по профессии , он был всесторонне образованным человеком, хорошо знал древние языки, астрономию. Но его истинным призванием была математика. Увлеченный математической задачей , он мог работать над ней иногда по трое суток без еды и сна.
Казалось бы, отличить живое от неживого легко. Например, голубь двигается, дышит, клюет зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц… Значит, голубь живой. Дерево , конечно, не двигается, но оно растет, на нем распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево тоже живое. А вот камень и не двигается, и не растет, и не дышит, и не дает потомства. Несомненно, камень неживой. Но надежны ли эти признаки? Ведь течет вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, даже горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. И расти неживое может, как, например, кристалл поваренной соли, погруженный в солевой раствор. 8 класс Добавьте в текст, где нужно, подходящие по смыслу вводные слова, а также союзы и частицы . Отличить живое от неживого легко. Голубь двигается, дышит, клюет зерно, выводит птенцов, которые вырастают во взрослых птиц… Голубь живой. Дерево не двигается, оно растет, на нем распускаются листья, созревают плоды, из семян появляются молодые деревья. Дерево живое. Камень не двигается, не растет, не дышит, не дает потомства. Камень неживой. Надежны ли эти признаки? Течет вода в реках, двигаются, хотя и очень медленно, горы и материки, вращается вокруг Солнца Земля. Расти неживое может, как кристалл поваренной соли, погруженный в солевой раствор. Ответ
Раздел «Рассуждаем и доказываем» 5 класс а ) Самый интересный для меня урок − география. Мне очень нравится разглядывать карту, слушать рассказы о вечных льдах и пустынях, определять координаты городов. б ) Самый интересный для меня урок – география. Но он всегда первый в расписании, а я по утрам часто опаздываю в школу, так что редко на нем бываю. в ) Самый интересный для меня урок − география. И еще мне нравится история, особенно когда речь идет о древней Греции. Я давно прочитала книгу, где пересказываются древнегреческие мифы. Прочитайте пары предложений. Запишите в тетради буквы утверждений, в которых есть формулировка мысли (тезис) и доказательство (аргумент).
Прочитайте текст; разберитесь в его структуре. 8 класс Человек в первобытные времена чувствовал себя частью природы. Это подтверждают мифы многих народов, в которых рассказывается о том, что человек произошел от разных частей природы: плоть его – от земли, кровь – от воды, кости – от камней, дыхание – от ветра, а глаза – от солнца. Звери и птицы, небесные светила, камни, деревья, источники – все это считалось одушевленным и сходным с человеком. Запишите недостающий элемент рассуждения и укажите место, куда его нужно вставить.
Прочитайте два отрывка — высказывания писателей 20 века о героях «Капитанской дочки» А. С. Пушкина. а) В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо — Пугачёв. Вся вещь оживает при звоне его колокольчика. Мы все глядим во все глаза и слушаем во все уши: ну, что-то будет? И что бы ни было: есть Пугачёв — мы есьмы . <…> Любопытно, что все, решительно все фигуры «Капитанской дочки» — каждая в своём направлении — контрфигуры Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв — низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на Царицу, — комендант, за эту царицу умирающий; дикий волк Пугачёв — преданный пес Савельич; огневой Пугачёв и белорыбий немецкий генерал, — вплоть до физического контраста физически очаровывающего нас Пугачёва и его страшной оравы (рваные ноздри Хлопуши ). Пугачёв и Екатерина, наконец. И ещё любопытнее, что пугачёвская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает — всё. Всех обращает в фигурантов. (М. И. Цветаева. «Пушкин и Пугачёв») б) Недавно, читая записки Марины Цветаевой «Мой Пушкин», я вспомнил наши чтения «Капитанской дочки» и удивился несходству впечатлений. Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. Не только меня, я уверен, и весь класс. «Как? — могут удивиться некоторые ценители литературы. — Тебе понравился холоп и раб Савельич?». Да, именно Савельич мне понравился больше всех, именно появления его я ждал с наибольшей радостью. Более того, решаюсь на дерзость утверждать, что он и самому автору, Александру Сергеевичу, нравился больше всех остальных героев. Дело в том, что рабство Савельича — это только внешняя оболочка его сущности. Во время чтения «Капитанской дочки» мы это всё время чувствовали, и потому его рабская должность, если можно так сказать, нам никак не мешала. Что же в нём было прекрасного, заставлявшего любить его вопреки ненавистному нам рабству и холопству? (продолжение на следующем слайде) 8 класс
Была преданность. Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. Ненасытный, видно, так голодал по этому чувству особенно в его материнском проявлении, что, посвятив столько стихов своей няне Арине Родионовне, он решил и в прозе, уже в облике Савельича, создать ещё один образ материнской преданности. <…> Савельич — это то чувство, которое всю жизнь Пушкин так ценил в людях. И, наоборот, предательство, коварство, измена всегда заставляли его или в ужасе бежать, или корчиться с пристальным отвращением. Наверное, страшнейшей казнью для поэта было бы, связав по рукам и ногам, заставить его, бессильного вмешаться, наблюдать за картиной предательства. В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог позволить себе в жизни. Тут преданность выступает во всех обличиях. Преданность — готовность отдать жизнь за жизнь барчука. Преданность — готовность каждую вещь его беречь, как собственную жизнь и даже сильнее. Преданность, творящая с робким человеком чудеса храбрости. И наконец, преданность, доходящая в своем ослеплении до того, что Савельич затевает с Пугачёвым разговор о злосчастном зипуне, когда его любимец находится на волоске от виселицы. Но Пушкину мало и этого. Комендант Белогорской крепости предан царице точно так, как Савельич своему барчуку. Жена коменданта, такая же ворчливая, как Савельич, сама предана до последнего часа своему мужу, как предан своему барину Савельич. То же самое можно сказать о Маше и о юном Гриневе. Одним словом, здесь торжество преданности. (Ф. А. Искандер. «Старый дом под кипарисом») Вспомните, что вы думали о Пугачеве и Савельиче до знакомства с предложенными отрывками. Напишите, изменилось ли ваше личное восприятие пушкинских героев теперь и почему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук, профессор, заведующий редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение»
Предварительный просмотр:
Текст (По В.А. Солоухину ) «Каждый день перепрыскивали дожди»
(1)Каждый день перепрыскивали дожди. (2)В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги. (3)Вот почему, когда образовалась в небе широкая, тёмная прореха и оттуда хлынула обильная, по-летнему тёплая вода, наша тихая мирная речка сразу начала вздуваться и пухнуть. (4)По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле.
(5)Я пошёл вдоль по берегу, не думая ни о чём, любуясь воистину необыкновенным зрелищем. (6)Никогда, при самом дружном таянии самых глубоких снегов, не было на нашей реке такого разлива, такого водополья, как теперь. (7)Высокие ольховые кусты теперь выглядывали из воды одними макушками.
(8)До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог «допищаться» до меня. (9)Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.
(10)Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался ещё раз и тут увидел у носка моего самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом.
(11)В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детёныши.
(12)Детёныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. (13)Их копошилось штук шесть, причём каждый старался занять верх, так что они вслепую всё время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.
(14)Мне захотелось узнать, чьи это детёныши, и я стал оглядываться. (15)Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило её), глядела на меня своими чёрными бусинками выхухоль. (16)Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке. (17)Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. (18)Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
(19)Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. (20)Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детёныши кричали так тревожно и так призывно!
(21)Я наконец ушёл, чтобы не мешать матери делать своё извечное дело – спасать своих детей. (22)Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. (23)Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.
(24)Перебрав всё, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. (25)Название ему – война.
(26)Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сёк меня по лицу и рукам. (27)На землю спустилась чёрная, ненастная ночь. (28)В реке по-прежнему прибывала вода.
(29)В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.
(30)Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детёныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии. (По В.А. Солоухину*)
* Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. | |||||||||||||||
|
Из предложения 10 выпишите антонимы (антонимическую пару). |
Среди предложений 10–15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения. |
|
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Алгоритм написания сочинения - рассуждения по русскому языку
Развёрнутые планы сочинений I. Введение. Человек и природа. Эта тема никогда не теряет своей актуальности. О проблемах взаимосвязи человека и природы говорили многие писатели прошлых веков и современности. Экологические идеи проникли и в художественную литературу. Художественная литература дает представление читателям о том, что ценность природы не исчерпывается богатством ее ресурсов. Природа входит органической частью в понятие «Родина». Так как в художественных произведениях важны не только научные факты и обобщения, но и те мысли и чувства, которые возникают в связи с этим у героев и читателей, эта литература способствует воспитанию морально-этического отношения к природе. II. Основная часть. 1. 2. III. Заключение. Уничтожение ………….с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и , может быть, следующая очередь - его самого. Вступление. Каждая эпоха ставит перед человеком множество вопросов, и он, как вечный Эдип, не может уклониться от необходимости отвечать на них. Главные вопросы сегодняшней эпохи - ответственность человека за себя, за передачу жизни последующим поколениям, за сохранение мира, природы, нравственного начала. Человек и природа - извечная нравственно-философская проблема, общечеловеческое значение которой с каждым годом приобретает все большую остроту. За последние десятилетия в сознании людей произошла настоящая "экологическая революция". Литература не могла остаться в стороне от этого глобального процесса, затрагивающего всех и каждого. Когда резко изменяется общественное сознание, литература всегда стремится выполнить свою непосредственную задачу: уловить и передать художественными средствами те глубинные изменения, которые происходят при этом в человеческих душах, за частными фактами и судьбами разглядеть общую картину и предвидеть будущее. Художественная литература, поднимая проблемы экологии, любви к природе и живому миру, как бы подстраховывает связи между человеком и природой. Особенно велика роль литературы в воспитании нового отношения к природе как одного из важнейших условий нравственного и эстетического развития личности XXI века. Валентин Распутин. «Прощание с Матерой». Валентин Распутин - из тех немногих прозаиков семидесятых годов кто вызывает уважение как у широкой публики, так и у литературной критики, независимо от политической ориентации. Изобразительная сила его первых сочинений была так сильна, что и по сей день ставит Распутина в число живых классиков русской литературы XX века. Современные критики не очень много пишут о Распутине по одной, но главной причине: писать особенно и не о чем. "Пожар" появился через 9 лет после действительно крупного произведения Распутина - "Прощания с Матерой", а после "Пожара" прошло уже 14 лет , и в этом промежутке появилась только публицистика и несколько рассказов, которые оцениваются по-разному. У Валентина Распутина больше, чем у других писателей, выражена отчетливая учительная интонация, осознание миссии писателя как воспитателя и духовного руководителя народа, что, возможно, и делает его прозу невостребованной в современные времена. Хотя литературная премия Александра Солженицына за 2000 год, присужденная Валентину Распутину с формулировкой - " за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни в сращенности с русской природой и речью, душевность и целомудрие в воскрешении новых начал" - подтвердила его высокий писательский статус. "Говорить сегодня об экологии - это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а об ее спасении" - сказал Валентин Распутин еще в 1989 году. В биографии Распутина было много общественных действий, направленных на спасение природы - и защита Байкала, и борьба против поворота северных рек, и протест против ликвидации "неперспективных деревень". Но наибольшую степень воздействия на общественное сознание оказала повесть "Прощание с Матерой", которая перевела стрелки часов советской литературы и стала знаменательным литературным событием не только семидесятых годов, но и всей русской литературы советского периода. В повести идет речь о затоплении обжитого острова с деревней Матерой перед пуском крупной электростанции на Ангаре. Последние дни и ночи Матеры - разор кладбища, сжигание опустевших изб - для Дарьи и других старух все равно, что "край света", конец всему. Чувство вины перед разоренными могилами перерастает в горькое недоумение, в мысли о непонятной судьбе, об ее ускользающем смысле, о судьбе, что идет "не своим ходом", а словно бы кто-то ее тащит и тащит. Санитарная очистка кладбища перед затоплением по сути обыденна: так сгребают во дворе мусор, чтобы сжечь. Но чем обыденнее все это, тем страшнее: здоровые мужики в брезентовых спецовках, чужие, как пришельцы, сваленные как попало кресты, пирамидки с фотографиями, холмики голых могил. Смешалось необходимое и кощунственное. Сам автор понимает и необходимость строительства электростанций, и неизбежность затопления деревень, подобных Матере. В любой области жизни прогресс знаменует не только обретения, но и потери - такова диалектика истории. Нужно только, чтобы потери не перевесили приобретения. Прощаться надо, без него нет движения, вопрос в том, как прощаться, беспамятно или по-человечески, не забыв взять с собой все то ценное, что выработали поколения людей до нас. В повести Распутина встает проблема "чистоты перевода" общегосударственных целей во благо каждого человека, и, напротив, интересов конкретных людей - в интересы государства. "Недоброкачественность" этого перевода - главная нравственная проблема повести. Оплакивая свои избы, родны могилы, свой остров, эти старухи, а вместе с ними и писатель, прощаются со старой русской деревней, исчезающей в водах времени. И не случайно так высоко берет Дарья в своих вопросах - вопрошаниях, обсуждая едва ли не все нынешнее человеческое жизнеустройство, пытаясь постичь тайны земного существования человека. Уже одно это вводит частный случай с Матерой в контекст нашего исторического времени с его экологическими проблемами, беспокойством о дальнейших путях цивилизации, о приобретениях и потерях современного человека. Недаром, несмотря на добротную реалистическую канву, "Прощание с Матерой" представляет собой во многом повесть - миф, в основе которого лежит библейское предание о Великом потопе, а погибшая сибирская деревня Матера в мифологическом плане оказывается моделью мира. "И - органичнейшие черты его творчества: во всем написанном Распутин существует как бы не сам по себе, а в безраздельном слитии: с русской природой и с русским языком. Природа у него - не цепь картин, не материал для метафор, - писатель натурально сжит с нею, пропитан ею как часть ее. Он - не описывает природу, а говорит ее голосом... Драгоценное качество, особенно для нас, все более теряющих живительную связь с природой" , - сказал А.И.Солженицын при вручении премии Валентину Распутину 4 мая 2000г. Чингиз Айтматов. «Белый пароход». «Буранный полустанок». «Плаха». Чингиз Айтматов шел своим путем к новому мышлению, ранее многих других обратившись к проблемам, касающимся человечества в целом и среды его обитания. В его произведениях смыкаются темы природы, цивилизации и совести, нравственного развития человека. Нравственной мерой личности Айтматов считает заботу о мире - и это как ничто согласуется с современной проблемой экологии нравственности человека. Причудливо сплетаются в ранней повести Айтматова «Белый пароход» сказка и быль, и так же, как смыкаются в этой повести легенда и действительность, сталкиваются в ней добро и зло, высокая вечная красота природы и низменные человеческие поступки. Легенда о Рогатой матери - оленихе, некогда вскормившей племя киргизов, осознается мальчиком как действительность, а действительность переходит в сказку, сочиненную им самим - сказку о Белом пароходе. Вера мальчика в реальность сказки подтверждается приходом на лесной кордон белых маралов. Мальчик знает из легенды, что люди и маралы дети одной матери - Рогатой оленихи, и потому рука человека не может подняться на своих младших братьев. Но в действительности происходит то же , что и в легенде : люди убивают маралов. Наблюдая жестокую картину раздела мяса, мальчик не может поверить, что делят мясо маралицы, "той самой, что вчера еще была Рогатой Матерью-оленихой, что вчера еще смотрела на него с того берега добрым и пристальным взглядом, той самой, с которой он мысленно разговаривал и которую он заклинал принести на рогах волшебную колыбель с колокольчиком. Все это вдруг превратилось в бесформенную кучу мяса, ободранную шкуру, отсеченные ноги и выброшенную вон голову". Особенно страшно то, что убивает оленя самый добрый и мудрый из всех людей, окружающих мальчика, дед Момун, который и рассказал ему легенду о Рогатой матери-оленихе. Убийство марала оборвало легенду, оборвало оно и жизнь мальчика, он бросился в реку, чтобы превратиться в рыбу и навсегда уплыть от злых людей... Природа мстит человеку, над людьми тяготеет рок злосчастия, потому что они нарушили закон единства человека с природой. И гибель ребенка - это символический тупик человеческого рода, возмездие ха его неправедный путь. О глубинном смысле легенды о Рогатой матери - оленихе и ее значении для раскрытия авторского замысла сам Ч.Айтматов писал следующее: " ... проблемы, поставленные в древней притче о Матери- оленихе, не утратили своего нравственного смысла и в наши дни. Извечная, неустанная устремленность человека к добру, к разумному господству над природой нашла в легенде не просто беспристрастное отражение, но и свое критическое осмысление. Критерий гуманности здесь - отношение человека к природе. И отсюда закономерно вытекает проблема нравственности - проблема совести как одной из важнейших функций сознания, как одного из качеств, отличающих человека от всего остального в мире". Роман "Буранный полустанок" - одна из вершин творчества Чингиза Айтматова. Значимость и актуальность этого произведения могут быть по-новому оценены сейчас, в водовороте новых событий. Сложный организм романа несет много мыслей, метафор. Можно условно выделить две главные: первая из них несет мысль об исторической и нравственной памяти человека и человечества, вторая - о месте человека, человеческой личности, индивидуальности в обществе, в мире, в природе. Легенда о пастухе -манкурте становится эмоциональным и философским стержнем романа. Фантастическая линия , связанная с противостоянием Земли и инопланетной цивилизации, придает скрытым и явным параллелям романа законченность и завершенность. Айтматов пишет, что гуманизация - залог эволюции мира, его процветания. Современный человек совершенно отчетливо видит трагический парадокс: человеческий гений, которому вот уже столько лет поют восторженные панегирики, создал оружие собственного уничтожения. Малейшее разногласие, малейшие неполадки в системе контроля - и мир будет уничтожен. Ядерными полигонами, зондами, разрушающими озоновый слой, человек убивает природу, как манкурт -свою мать. Без деклараций и громких слов проводит Айтматов идею взаимосяязи и взаимозависимости человека и природы: стоит вспомнить потрясающую сцену запуска ракет-роботов, когда человека, верблюда и собаку охватывает единое чувство смятения и ужаса - живого перед неживым. Поразительно мастерство Айтматова как живописца природы и животных. Одухотворенными "по-толстовски" и "по-толстовски" реалистично живут в романе не только люди, но и растения и животные, сама степь вокруг Боранлы, умная белая верблюдица Найман-Аны из легенды, безымянный коршун-белохвост и верный Едигею пес Жолбарс, и, конечно, верблюд Каранар, который выписан очень ярко и зримо, он почти очеловечен . Критики писали, что по силе изображения Каранар может быть поставлен в ряд с толстовским Холстомером или бунинским Чангом. Роман "Плаха" утверждался в современной литературе в атмосфере полемических страстей, вызвал широкую волну читательских и критических отзывов. В "Плахе" поднята не просто сама по себе проблема наркомании, алкоголизма, писателя прежде всего волнует внутреннее, духовное состояние человека, проблема будущего молодого поколения, его нравственной основы. В "Плахе" Айтматов первый объективно и даже с симпатией написал о верующем молодом советском человеке. Ничто высокое, человечное не дается просто так, за все надо платить - порой, очень дорогой ценой. В жизни все больше становится гонцов - за анашой, за деньгами, за карьерой, славой, властью. За человеческими жизнями. И существует ли такая молитва, которая сможет остановить эту гонку? И кто ее сложит в мире, где волки - лучшие из людей? Историю семейства волков критики всегда рассматривали как экологическую составляющую романа. В "Плахе" образ волков трактуется нетрадиционно. Это не антипод человека, внушающий страх, а естественное и необходимое звено в вечной круговороте жизни и смерти. Охотиться на живых существ волкам предназначено природой, но они не жестоки. Так откуда вражда? В чем роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? Ответы на эти вопросы следует искать сфере человеческих отношений, нравственно-философской, социальной линиях романа. "Плаха" - это новое знание, выработанное для того, чтобы помочь современному человечеству понять прежде всего себя, дать себе отчет в своих плюсах и минусах. Самое главное - осознать грозящую опасность не только и не столько от ядерной катастрофы, сколько от самой духовной деградации человечества. Жизнь с духовным потенциалом, близким к нулю, страшнее мистического конца света. Проблема единства природы и человечества воплощена в "Плахе" сильно и выразительно. До сих пор мы считали основой нашей деятельности заботу об улучшении человеческого существования. И постепенно привыкли увязывать все содержание понятия "гуманность" с лозунгом: "Все для человека и все во имя человека". Этот лозунг привел к линии "господства человека над природой", и мир ополчился на человека - своими ливнями и засухами, градобитиями и вулканами, неурожаями и пожарами. Человек, уже бессильный перед миром и перед самим собой, бросился на своего сородича. Трагедия Бостона - это не только трагедия его семьи. На этом примере Айтматов высказывает более глубокую мысль: зло, совершенное здесь и сейчас, может обернуться трагедией совсем в другом месте, необдуманное вмешательство в жизнь природы не сегодня, так завтра обернется тупиком для всего человечества. Поэтому забота обо всем окружающем - веление времени, все, созданное природой, имеет право на жизнь. Само улучшение человеческого бытия усматривается Айтматовым в рациональном отношении к природе , в самоотчете человека перед самими собой и людьми. Историей дано человеку быть разумным и отвечать за всю вселенную. Он сам - бог, творец истории, и должен позаботиться о данном ему мире природы. Уничтожение животных в Моюнкумской саванне с этой точки зрения есть предупреждение: вместе с уничтожением природы происходит и процесс уничтожения природного начала в самом человеке, и , может быть, следующая очередь - его самого. |
Готовые эссе по русскому языку. Проблема красоты природы (по В. А. Солоухину)