Урок словесности
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Сидорова Елена Анатольевна

Рассказ М.А. Шолохова "Родинка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodinka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК СЛОВЕСНОСТИ В 11КЛАССЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.

ТЕМА: М.А.Шолохов «Родинка». Анализ художественного произведения с выявлением языковых средств, передающих эстетическое содержание.

ЦЕЛИ:

- рассмотреть некоторые языковые особенности рассказа, выделив как определяющую языковую особенность – семантическое поле слова «родинка»;

- составить кластер по тексту рассказа;

- развивать умение работы со словарями;

- содействовать воспитанию толерантности, патриотизма.

  ОСНАЩЕНИЕ;

1. Эпиграф: «ЧТО написано, понимаешь сразу, без труда, поскольку живая правда ведет за собою. Но понять, КАК это написано, - увы, невозможно» (Александр Софронов);

2. Портрет М.А.Шолохова;

3. В течение урока составление кластера по тексту произведения (приложение);

4. Высказывания.

«Надо думать, получилось слово РОДНИК оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-землю; через всю РОДИНУ, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. «Как бы родня! – повторил он и засмеялся. Простые слова эти открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах» (Константин Георгиевич Паустовский «Золотая роза»).

«Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное слово в природе. Земля рождающая. Земля урожая (в слове РОЖЬ тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ; РОЖЬ – это то, что РОЖАЕТ земля)» (Дмитрий Сергеевич Лихачев).

5. Предварительные задания: 1. Запишите ключевые слова на тему «Гражданская война»; 2. Подготовьте сообщение «Шолохов в годы Гражданской войны».

6. Презентация к уроку.

                                                 ХОД УРОКА

1. Цели урока.

- Перед нами рассказ М.А.Шолохова. И об этом рассказе Александр Софронов сказал (оснащение,1). Мы попробуем приоткрыть завесу тайны, узнать, « КАК это написано», проследив, за тем, как употреблены слова семантического ряда «родинка» (если учащиеся незнакомы со значением слова «семантика», есть смысл обратиться к словарю). Пронаблюдаем, как , где употребляются слова этого ряда – приобщимся к «тайнам соединенья слов» (А.Грин) в произведении М.А.Шолохова.

Запись темы урока: «М.А.Шолохов.  «Тайны соединенья слов»

2. – Перед нами один из первых рассказов М.А. Шолохова «Родинка» (1924). Что вы ожидаете от чтения рассказа? Поделитесь своими впечатлениями, заполнив первый столбик таблицы (если рассказ не прочитан).

Мои предположения

После прочтения

 

Если рассказ прочитан, то можно предложить учащимся записать ответ на вопрос:

- Почему автор так назвал произведение?

- О чем это произведение? Какие события в истории нашей страны оно отражает?

- Какие ключевые слова вы бы подобрали к теме «Гражданская война»?

(белые и красные, даже зеленые; «время безумных действий» - С.Есенин; террор и т. д.)

3. Работа с высказываниями.

- Прочитайте высказывания о словах семантического ряда «родинка» К.Г.Паустовского (юбилей!) и Д.С.Лихачева. Удивили вас авторы? Простые это слова?

4. Работа с текстом. Чтение фрагментов и составление кластера.

- Пронаблюдайте, как соединяются слова семантического ряда «родинка» с другими словами в  рассказе «Родинка», есть ли в этом соединении тайна?

Первая часть. Слов этого семантического ряда нет, но ассоциативно  возникают в сознании читающего слова « рождение, род».

- Когда происходит действие рассказа?

- Какие слова вы подобрали к этой теме?

Вторая часть. Упоминается слово «родинка» - трогательная деталь? Описание природы, отражающее психологическое состояние Николки.

Третья часть. Запись и выявление особенностей употребления слов «народ» ( оксюморон в сочетании с эпитетом «отъявленный»); «не родится», « не различить с родниковой водой» (употребление с отрицанием). Почему?

Четвертая и пятая часть. Вставной эпизод. Выделение обращения «родимый» как желание найти защиту.

Шестая часть. Чтение кульминации и развязки. Обращение «родной», «кровинушка моя».

- Что выражает это обращение?

Отчаяние атамана, соседство слов «родной « и «кровинушка». Оказывается, кровь, к которой так привык атаман, проливал, не щадя ни старого, ни малого, не была чужой. Это была кровь сына родного, кровь рода, кровь народа, это была поруганная народная примета о родинке-счастье.

 Трогательная деталь в начале рассказа «с голубиное яйцо» в сцене узнавания соседствует сначала со сравнением «налетел коршуном», а затем с описанием картины, когда с «головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник». Коршун – голубь – антитеза, много раз повторенная в устном народном творчестве, хорошо знакомя М.А.Шолохову с малолетства, символизирующая разрушение святынь, дома, родства, человеческого счастья.

5. ВЫВОДЫ.

Повторное чтение высказываний К.Г.Паустовского и Д.С.Лихачева.

- Что в рассказе не так? В чем нас хочет убедить М.А.Шолохов? О чем заставил задуматься рассказ?

Употребление слов семантического ряда «родинка», а также эпизодов, ассоциативно связанных с этим рядом, показывает с необыкновенной яркостью масштаб происходящей трагедии.

Заполнение второго столбика таблицы.

5. Синквейн.

Гражданская война;

Кровопролитная, жестокая;

Убивает, калечит, уничтожает,

Страшное испытание для русского народа;

Братоубийство.

ПРИЛОЖЕНИЕ (КЛАСТЕР)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах

В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...

Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"

Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...

Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)

На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к   пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)

Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....

Урок «Словесные информационные модели»

Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...

Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"

Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....