Урок словесности
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УРОК СЛОВЕСНОСТИ В 11КЛАССЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО.
ТЕМА: М.А.Шолохов «Родинка». Анализ художественного произведения с выявлением языковых средств, передающих эстетическое содержание.
ЦЕЛИ:
- рассмотреть некоторые языковые особенности рассказа, выделив как определяющую языковую особенность – семантическое поле слова «родинка»;
- составить кластер по тексту рассказа;
- развивать умение работы со словарями;
- содействовать воспитанию толерантности, патриотизма.
ОСНАЩЕНИЕ;
1. Эпиграф: «ЧТО написано, понимаешь сразу, без труда, поскольку живая правда ведет за собою. Но понять, КАК это написано, - увы, невозможно» (Александр Софронов);
2. Портрет М.А.Шолохова;
3. В течение урока составление кластера по тексту произведения (приложение);
4. Высказывания.
«Надо думать, получилось слово РОДНИК оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется – течет через всю нашу матушку-землю; через всю РОДИНУ, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой. «Как бы родня! – повторил он и засмеялся. Простые слова эти открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключалась в этих словах» (Константин Георгиевич Паустовский «Золотая роза»).
«Слова эти как бы сами слагаются вместе – родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля – это главное слово в природе. Земля рождающая. Земля урожая (в слове РОЖЬ тоже корень, связанный с РОДОМ, УРОЖАЕМ, РОЖДЕНИЕМ; РОЖЬ – это то, что РОЖАЕТ земля)» (Дмитрий Сергеевич Лихачев).
5. Предварительные задания: 1. Запишите ключевые слова на тему «Гражданская война»; 2. Подготовьте сообщение «Шолохов в годы Гражданской войны».
6. Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Цели урока.
- Перед нами рассказ М.А.Шолохова. И об этом рассказе Александр Софронов сказал (оснащение,1). Мы попробуем приоткрыть завесу тайны, узнать, « КАК это написано», проследив, за тем, как употреблены слова семантического ряда «родинка» (если учащиеся незнакомы со значением слова «семантика», есть смысл обратиться к словарю). Пронаблюдаем, как , где употребляются слова этого ряда – приобщимся к «тайнам соединенья слов» (А.Грин) в произведении М.А.Шолохова.
Запись темы урока: «М.А.Шолохов. «Тайны соединенья слов»
2. – Перед нами один из первых рассказов М.А. Шолохова «Родинка» (1924). Что вы ожидаете от чтения рассказа? Поделитесь своими впечатлениями, заполнив первый столбик таблицы (если рассказ не прочитан).
Мои предположения | После прочтения |
Если рассказ прочитан, то можно предложить учащимся записать ответ на вопрос:
- Почему автор так назвал произведение?
- О чем это произведение? Какие события в истории нашей страны оно отражает?
- Какие ключевые слова вы бы подобрали к теме «Гражданская война»?
(белые и красные, даже зеленые; «время безумных действий» - С.Есенин; террор и т. д.)
3. Работа с высказываниями.
- Прочитайте высказывания о словах семантического ряда «родинка» К.Г.Паустовского (юбилей!) и Д.С.Лихачева. Удивили вас авторы? Простые это слова?
4. Работа с текстом. Чтение фрагментов и составление кластера.
- Пронаблюдайте, как соединяются слова семантического ряда «родинка» с другими словами в рассказе «Родинка», есть ли в этом соединении тайна?
Первая часть. Слов этого семантического ряда нет, но ассоциативно возникают в сознании читающего слова « рождение, род».
- Когда происходит действие рассказа?
- Какие слова вы подобрали к этой теме?
Вторая часть. Упоминается слово «родинка» - трогательная деталь? Описание природы, отражающее психологическое состояние Николки.
Третья часть. Запись и выявление особенностей употребления слов «народ» ( оксюморон в сочетании с эпитетом «отъявленный»); «не родится», « не различить с родниковой водой» (употребление с отрицанием). Почему?
Четвертая и пятая часть. Вставной эпизод. Выделение обращения «родимый» как желание найти защиту.
Шестая часть. Чтение кульминации и развязки. Обращение «родной», «кровинушка моя».
- Что выражает это обращение?
Отчаяние атамана, соседство слов «родной « и «кровинушка». Оказывается, кровь, к которой так привык атаман, проливал, не щадя ни старого, ни малого, не была чужой. Это была кровь сына родного, кровь рода, кровь народа, это была поруганная народная примета о родинке-счастье.
Трогательная деталь в начале рассказа «с голубиное яйцо» в сцене узнавания соседствует сначала со сравнением «налетел коршуном», а затем с описанием картины, когда с «головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник». Коршун – голубь – антитеза, много раз повторенная в устном народном творчестве, хорошо знакомя М.А.Шолохову с малолетства, символизирующая разрушение святынь, дома, родства, человеческого счастья.
5. ВЫВОДЫ.
Повторное чтение высказываний К.Г.Паустовского и Д.С.Лихачева.
- Что в рассказе не так? В чем нас хочет убедить М.А.Шолохов? О чем заставил задуматься рассказ?
Употребление слов семантического ряда «родинка», а также эпизодов, ассоциативно связанных с этим рядом, показывает с необыкновенной яркостью масштаб происходящей трагедии.
Заполнение второго столбика таблицы.
5. Синквейн.
Гражданская война;
Кровопролитная, жестокая;
Убивает, калечит, уничтожает,
Страшное испытание для русского народа;
Братоубийство.
ПРИЛОЖЕНИЕ (КЛАСТЕР)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
Лингвопоэтический анализ художественного текста на уроках словесности на примере стихотворения Б.Л.Пастернака "Рождественская звезда"
Изучение родного языка во взаимосвязи с культурой народа – его носителя – ведущий принцип лингвокультурологической концепции обучения языку, предполагающей не только лингвистическую, языковую и коммун...
Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)
На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....
Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»
На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО)
Открытый урок словесности с применением ИКТ в 10 классе (РМО). /Доступный всем файл/ Музыка и видео добавляются по желанию учителя....
Урок «Словесные информационные модели»
Урок проводится в 7 классе (УМК Босова) Цель урока :закрепить представления учащихся о моделях и моделировании, видах информационных моделей, словесных информационных моделях;систематизация полученных...
Уроки словесности.Конспект урока в 9 классе "Экспрессивные возможности СПП в тексте"
Интегрированный урок - урок словесности для обучающихся 9 класса. Возможно использование в 10-11 классах, а также в контексте элективных курсов по русскому языку....