Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алексеева Надежда Сергеевна

Технологическая карта урока  литературы по ФГОС  с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_ivan-krestyanskiy_syn_i_chudo-yudo.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы  в 5 классе

Тема:  «Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учитель: Алексеева Н.С.

Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, проанализировать важность чтения  сказок в  формировании  духовного мира  детей, определить, какими качествами обладает главный герой сказки.

Перед уроком раздать детям кружочки из цветной бумаги для этапа  рефлексии.

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность  уроку. Создает благоприятный настрой на работу.

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

- Ребята, мы сейчас с вами прослушаем фрагмент одного произведения. Я уверенна, что вы легко определите его жанр .

Звучит фрагмент  из русской народной сказки «Варвара-краса, длинная краса» (аудиокнига  или видеофрагмент).

- К какому жанру мы отнесем это произведение?

Учащиеся настраиваются на работу, быстро определяют жанр прослушанного произведения (сказка), т.к.  на прошлых уроках говорили о жанрах УНТ, читали сказки.

- Это сказка.

Познавательные: восприятие текстов разных стилей.

Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии.

- Вы легко справились с прошлым заданием, значит,  настраиваемся и дальше на успех.

-Какие две стихии борются в сказках?

- Что ценит русский народ в людях и что осуждает?

- Приведите примеры из сказки  «Царевна-лягушка».

- Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- В сказках борются Добро и Зло.

- Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость.

- В  сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых.

- В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину.

Познавательные: поиск и выделение информации.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

3.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений.

- Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».

- Предположите, о чем будет эта сказка.

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:  коррекция (внесение необходимых дополнений)

4.Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной  деятельности

- Итак, что же нам нужно сделать, чтобы  узнать, оправдались наши предположения или нет?

 - Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так.

- В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока.

- Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом.

Чтение с.28-34

Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке.

- Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения.

-Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки.

Учащиеся читают по цепочке сказку.

Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.

5.Реализация построенного проекта

Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми

- Итак, мы прочитали часть сказки. Подумаем над вопросами.

- Кто главный герой сказки?

-Чем понравился вам Иван-крестьянский сын?

- Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву?

- Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Главный герой - Иван-крестьянский сын.

- Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу.

- Иван учит братьев осторожности, а не они его.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Познавательные: поиск и выделение информации.

Физкультминутка

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи

- Поработаем в парах.

- Сравните поведение братьев в течение трех ночей.

Учащиеся работают в парах.

Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание.

Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение сказки

Ответьте письменно на вопрос: «При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности во время третьего боя?»

Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений).

Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

8.Включение в систему знаний и повторения

Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины

- Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость.

- А можем мы сказать, что и находчивость  ценится народом?

Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его.

- Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду.

Регулятивные:  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Познавательные: поиск и выделение информации.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность

- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Только ли ради развлечения мы читаем сказки?

- Какие качества воспитывают они в нас?

- Возьмите кружочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте смайлик - настроение после урока.

- Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение.

Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности.

- Да.

- Нет.

- Сказки учат нас добру, смелости, находчивости.

Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю.

Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению).

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.

Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки.

Информация о домашнем задании

Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана - крестьянского сына.

С.27-28 чтение

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

ПРИЛОЖЕНИЕ

На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.

 - Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.

 Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо - юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!

 - Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын:

 - Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!

 - А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?

 - На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!

 - Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!

 Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду:

 - Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!

 Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.

 Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет... А сам посмеивается:

 - Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын.

 - Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.

 Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.

 Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.

 Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.

 В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи... Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат: Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали.

 Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.

 А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.

 Прибегают тут братья.

 - Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!

 Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"

Данная учебная презентация предназначена для изучения устного народного творчества в 5 классе....

Презентация к уроку литературы в 5 классе к сказке "Иван- крестьянский сын и чудо-юдо"

Презентация  к русской народной сказке "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"....

ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ...

"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания

Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...

Конспект урока литературы в 5 классе «Иван - крестьянский сын и Чудо –Юдо».

Дети учатся анализировать поступки и характер героев сказки, соствлять  план сказки, сравнительную характеристику героев....

Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя сказки

Расширить представления учащихся о русских народных сказках, раскрыть особенности сюжета сказки, Познакомить с народной оценкой героев сказки....