Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Сказка "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Технологическая карта урока литературы по ФГОС с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_ivan-krestyanskiy_syn_i_chudo-yudo.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Тема: «Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»
УМК: учебник литературы для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Учитель: Алексеева Н.С.
Цель: расширить представление учащихся о сказке как жанре литературы, проанализировать важность чтения сказок в формировании духовного мира детей, определить, какими качествами обладает главный герой сказки.
Перед уроком раздать детям кружочки из цветной бумаги для этапа рефлексии.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность уроку. Создает благоприятный настрой на работу. | Здороваются с учителем, проверяют готовность уроку. | |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность - Ребята, мы сейчас с вами прослушаем фрагмент одного произведения. Я уверенна, что вы легко определите его жанр . Звучит фрагмент из русской народной сказки «Варвара-краса, длинная краса» (аудиокнига или видеофрагмент). - К какому жанру мы отнесем это произведение? | Учащиеся настраиваются на работу, быстро определяют жанр прослушанного произведения (сказка), т.к. на прошлых уроках говорили о жанрах УНТ, читали сказки. - Это сказка. | Познавательные: восприятие текстов разных стилей. Личностные: готовность к личностному самоопределению на основе развития самопознания и мировоззрения. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Цель этапа: актуализировать знания о сказках, о Добре и Зле, зафиксировать затруднение в пробном действии. - Вы легко справились с прошлым заданием, значит, настраиваемся и дальше на успех. -Какие две стихии борются в сказках? - Что ценит русский народ в людях и что осуждает? - Приведите примеры из сказки «Царевна-лягушка». - Вспомните сказки, которые вы читали. Какие еще качества ценит русский народ в людях, в настоящих мужчинах? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - В сказках борются Добро и Зло. - Русский народ ценит трудолюбие, скромность, красоту души, а осуждает лень, зависть, насилие, жестокость. - В сказке «Царевна-лягушка» герои ценятся за трудолюбие, мастерство, умение исправлять свои ошибки, жалость к слабым, способность совершать поступки ради любимых. - В настоящих мужчинах люди ценят смелость, храбрость, отвагу, желание защищать свою Родину. | Познавательные: поиск и выделение информации. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Личностные: формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. |
3.Выявление места и причины затруднения | Цель этапа: зафиксировать задание, вызвавшее затруднение, выявить места и причины затруднений для осознания того, в чём именно состоит недостаточность знаний, умений. - Сказка, которую мы будем сегодня читать, называется «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». - Предположите, о чем будет эта сказка. | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений) |
4.Построение проекта выхода из затруднения | Цель этапа: постановка целей учебной деятельности - Итак, что же нам нужно сделать, чтобы узнать, оправдались наши предположения или нет? - Правильно, нам нужно прочитать сказку. Но читать мы будем не просто так. - В начале урока мы думали над вопросом: «Какие качества ценит русский народ в людях?» Назовите основную цель сегодняшнего урока. - Молодцы! Давайте начнем читать сказку и думать над этим вопросом. Чтение с.28-34 | Учащиеся думают над словами учителя, высказывают предположения, о чём пойдёт речь на уроке. - Нам нужно прочитать сказку и проверить наши предположения. -Цель урока: определить, какими качествами обладает главный герой сказки. Учащиеся читают по цепочке сказку. | Регулятивные : составление плана и последовательности действий; коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели. |
5.Реализация построенного проекта | Цель этапа: актуализировать знания об истинных качествах человека, ценимых людьми - Итак, мы прочитали часть сказки. Подумаем над вопросами. - Кто главный герой сказки? -Чем понравился вам Иван-крестьянский сын? - Поначалу в нем трудно признать героя. Почему старшие братья не хотели его брать с собой на битву? - Какие фразы подсказывают нам, что героем сказки является Иван? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Главный герой - Иван-крестьянский сын. - Они не верили, что младший брат может оказаться сильнее их. Они рассчитывали только на свою силу. - Иван учит братьев осторожности, а не они его. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: коррекция (внесение необходимых дополнений),оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Познавательные: поиск и выделение информации. |
Физкультминутка | |||
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Цель: организовать проговаривание изученного материала во внешней речи - Поработаем в парах. - Сравните поведение братьев в течение трех ночей. | Учащиеся работают в парах. Формулирование ответов на вопрос учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению); коррекция (внесение необходимых дополнений). Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание. Личностные: способность оценивать свое поведение и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Цель: провести самостоятельную работу над текстом, подготовить выразительное чтение сказки Ответьте письменно на вопрос: «При помощи каких деталей нагнетается чувство опасности во время третьего боя?» | Учащиеся работают самостоятельно письменно в тетрадях. После выполнения проверка по слайду. | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция (внесение необходимых дополнений). Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
8.Включение в систему знаний и повторения | Цель этапа: повторить и закрепить представление о качествах человека, истинного защитника Родины - Итак, русский народ ценит в людях силу, смелость. - А можем мы сказать, что и находчивость ценится народом? | Формулирование ответов на вопросы учителя, высказывание собственного мнения и аргументирование его. - Да, Иван проявил находчивость, когда бросил песок в глаза чуду -юду. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Познавательные: поиск и выделение информации. |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке | Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность - Ребята, любите ли вы читать сказки? - Только ли ради развлечения мы читаем сказки? - Какие качества воспитывают они в нас? - Возьмите кружочки, которые лежат у вас на партах, и нарисуйте смайлик - настроение после урока. - Молодцы! Я рада, что у вас отличное настроение. | Осуществляется самоконтроль, оценка собственной учебной деятельности. - Да. - Нет. - Сказки учат нас добру, смелости, находчивости. Учащиеся рисуют смайлики, поднимают их и показывают учителю. | Регулятивные: оценка (выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению). Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. Личностные: способность оценивать свое поведения и поступки. |
Информация о домашнем задании | Дочитать сказку до конца и определить, какие еще качества раскрываются в образе Ивана - крестьянского сына. С.27-28 чтение | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
- Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван - крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается. Только пошло время за полночь, сырая земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали. Выезжает чудо - юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем - пламенем пышут. Конь у чуда - юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо - юдо на калиновый мост - конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо - юдо коня плеткой по бокам, ворона - по перьям, пса - по ушам!
- Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: только дуну - и праху его не останется! Вышел тут из - под калинового моста Иван - крестьянский сын:
- Погоди, чудо - юдо, хвалиться, как бы тебе не осрамиться!
- А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван - крестьянский сын чуду - юду:
- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся тут Иван своим острым мечом и срубил чуду - юду три головы. Чудо - юдо подхватил эти головы, чиркнул по ним своим огненным пальцем, к шеям приложил, и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану: чудо - юдо свистом его оглушает, огнем его жжет - палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет... А сам посмеивается:
- Не хочешь ли ты отдохнуть, Иван - крестьянский сын.
- Что за отдых? По - нашему - бей, руби, себя не береги! - говорит Иван.
Свистнул он, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья его дожидались. Рукавица все стекла в окнах повыбивала, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду - юду шесть голов. Чудо - юдо подхватил свои головы, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сырую землю.
Видит Иван - дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а браться все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван - крестьянский сын, срубил чуду - юду девять голов. Чудо - юдо подхватил их, чиркнул огненным пальцем, к шеям приложил - головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в сырую землю по самые плечи... Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась. Тут только братья проснулись, слышат: Иванов конь громко ржет да с цепей рвется. Бросились они на конюшню, спустили коня, "а следом за ним и сами побежали.
Иванов конь прискакал, стал бить чудо - юдо копытами. Засвистел чудо - юдо, зашипел, начал коня искрами осыпать.
А Иван - крестьянский сын тем временем вылез из земли, изловчился и отсек чуду - юду огненный палец. После того давай рубить ему головы. Сшиб все до единой! Туловище на мелкие части рассек и побросал в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
- Эх, вы! - говорит Иван. - Из - за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по сказке "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо"
Данная учебная презентация предназначена для изучения устного народного творчества в 5 классе....
Презентация к уроку литературы в 5 классе к сказке "Иван- крестьянский сын и чудо-юдо"
Презентация к русской народной сказке "Иван-крестьянский сын и чудо-юдо"....
ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ...
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания»
Компетентностно-ориентированные задания помогут активизировать работу учащихся на уроке....
"Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Волшебная богатырская сказка героического содержания
Урок формирует умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художэественные приемы. Указаны формируемые УУД...
Конспект урока литературы в 5 классе «Иван - крестьянский сын и Чудо –Юдо».
Дети учатся анализировать поступки и характер героев сказки, соствлять план сказки, сравнительную характеристику героев....
Особенности сюжета сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Нравственное превосходство героя сказки
Расширить представления учащихся о русских народных сказках, раскрыть особенности сюжета сказки, Познакомить с народной оценкой героев сказки....