Литературная битва 8 класс.Итоги года.
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Тимофеева Светлана Александровна

Данная разработка представляет собой итоговое занятие по литературе в 8 классе. Вместо скучного подведения итогов года детям преставляется возможность вспомнить программу в игровой форме. Занятие направлено на систематизацию знаний, развитие образного и критического мышления, а также умения работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon литературная битва 8 класс63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГБОУ СОШ №507 Московского р-на г. Санкт-Петербурга»

Конспект урока по литературе

“Урок-игра по литературе в 8 классе (“Литературная битва”). Конец года”

                                                

                                                     

Автор: учитель русского языка и литературы

                                            Тимофеева Светлана Александровна.

                                                                   

Санкт-Петербург

2015

Урок-игра по литературе в 8 классе (“Литературная битва”). Конец года.

Цели урока:

образовательная:

Вспомнить, обобщить и систематизировать материал, изученный в течение года (особенности некоторых литературных жанров, писатели и произведения, средства выразительности и т.д).

развивающая:

развитие памяти, образного мышления, внимания, способности к анализу и синтезу, способности владеть нормами литературного языка;

воспитательная:

формирование нравственности, системы духовных ценностей на основе приобщения к литературному культурному слою.

Оборудование:

Раздаточный материал.

Методы:

Тестовые задания, задания творческого характера (на фантазию, оригинальность), работа в группах.

Урок-игра по литературе в 8 классе (“Литературная битва”) Конец года.

1 этап. Формирование 3-4 команд. Представление команд (название команды, девиз, капитан) 4 минуты.

2ЭТАП. (7-10 минут) Вопросы командам (по 1 участнику). 4 раунда.

  1. Н.В.Гоголь  

*1.В каком украинском поселке родился Гоголь? (Великие Сорочинцы)

2.Назовите фамилию судьи, у которого в зале суда жили гуси. (Ляпкин-Тяпкин)

3.Имя дочери городничего, к которой сватался Хлестаков. (Марья Антоновна)

4.Как фамилия попечителя богоугодных заведений из комедии «Ревизор»?(Земляника)

5.К какому циклу относится повесть “Шинель”?

  1. А.С.Пушкин

1.Во времена чьего правления происходило действие романа Капитанская дочка? (Екатерина 2)

2.Что подарил Гринев Пугачеву за то, что тот стал его провожатым во время метели? {Заячий тулуп)

3.Название крепости, куда приехал служить Гринев. (Белогорская)

4.Имя и фамилия девушки, в которую были влюблены и Гринев, и Швабрин. (Маша Миронова)

5.Какому литературному герою принадлежат слова: “Береги платье снову, а честь смолоду”? (Андрей Петрович Гринев).

3). М.Ю.Лермонтов 

1.  В какой город вёз генерал пленного мальчика . Поэма “Мцыри” (Тифлиз)

2. Какие поэмы послужили основой поэмы “Мцыри”? (“Исповедь”, “Боярин Орша”)

3. Как переводится мцыри? (неслужащий монах)

4. К какому литературному направлению можно отнести поэму? (романтизм).

5.Сколько дней Мцыри провел на воле? (3)

4). Теория литературы

1. Как называется приём, основанный на противопоставлении персонажей или характеров? (Антитеза)

2. Как называется языковое средство, выражающее сильное преувеличение (Гипербола)
3.Назовите термин, соответствующий словосочетанию «строение произведения». (Композиция). 

4. Как называется художественное определение? (Эпитет)

3этап. Письменные задания для групп (2 минуты)

1вариант

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

“… нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...” (Башмачкин. Н.В.Гоголь)

2.Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных…(А у себя не находил/не только милых душ – могил!)

2 вариант. 

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

“Старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки,  в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей”. (Челкаш. М.Горький)

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Тогда, пустых не тратя слез

В душе я клятву произнес: (Хотя на миг когда-нибудь/Мою пылающую грудь/Прижать с тоской к груди другой,/Хоть незнакомой, но родной.)

3 вариант. 

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

 “Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову”. (Ася. И.С.Тургенев)

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Я никому не мог сказать

Священных слов “отец” и “мать”. (Конечно, ты хотел,старик, чтоб я в обители отвык от этих сладостных имен, -/Напрасно: звук их был рожден со мною).

4вариант.

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла.

“Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа”. (Варенька. Л.Н.Толстой. После бала)

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла        

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля…(Узнать, прекрасна ли земля, /узнать, для воли иль тюрьмы/ На этот свет родимся мы).

5вариант.

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла.

“Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно серьёзен…” А.А.Сквозник-Дмухановский)

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла        

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас…(Когда, столпясь при алтаре,/ Вы ниц лежали на земле/, я убежал).

4этап. Черный ящик (1 минута).

Загадка. Я символ высокого положения в обществе, но я же являюсь и причиной многих трагедий (перчатка).

5этап. Письмо литературному герою (7 мин.).

А что если бы кто-то из героев написал письмо, в котором отразил бы свои чувства? Придумайте текст письма, оценивается оригинальность.

1группа. Письмо Алёхина Анне Алексеевне (По рассказу А.П.Чехова “О любви”).

2группа. Письмо господина Н.Н. Асе.

3группа. Запись из личного дневника Акакия Акакиевича Башмачкина.

4группа. Предсмертное письмо Ромео Джульетте.

6этап. Памятник литературному герою (5-7 минут).

Задача – придумать памятник литературному герою (из произведений, которые мы читали в этом году) и показать. 7этап.Подведение итогов.

Раздаточный материал.

1вариант

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

“… нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...”

2.Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных…

2вариант.

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла.

“Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно серьёзен…”

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла        

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас…

3 вариант. 

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

“Старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки,  в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей”.

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Тогда, пустых не тратя слез

В душе я клятву произнес:

4 вариант. 

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла

 “Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову”.

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла

Я никому не мог сказать

Священных слов “отец” и “мать”.

5 вариант.

1.Узнай героя, произведение и автора. 3 балла.

“Держалась она всегда необыкновенно прямо, как будто не могла иначе, откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой-то царственный вид, который отпугивал бы от нее, если бы не ласковая, всегда веселая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего ее милого, молодого существа”.

2. Продолжите фразу, укажите название произведения и автора. 3 балла        

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля…

Список использованной литературы:

  1. Н.В.Гоголь “Шинель”, “Ревизор”.
  2. М.Горький  “Челкаш”.
  3. М.Ю.Лермонтов  “Мцыри”.
  4. А.С.Пушкин  “Капитанская дочка”.
  5. Л.Н.Толстой  “После бала”.
  6. И.С.Тургенев  “Ася”.
  7. Д.И.Фонвизин  “Недоросль”.
  8. А.П.Чехов  “О любви”.
  9. У.Шекспир  “Ромео и Джульетта”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева.

Литературно-музыкальная композиция «Времена года», посвященная творчеству великого русского поэта Ф. И. Тютчева....

Проверочная работа по теме "Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки".

Эта работа позволит проверить знания, полученные на уроке. Ее можно провести в конце урока, на котором тема была изучена, или на следующем уроке....

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

Элективный курс для 8 класса "Великие битвы 1941-1945 годов"

Задача воспитания подрастающего поколения на патриотических традициях становится актуальнее, потому что в наше сложное время делаются попытки переписать историю, в том числе и Великой Отечественной во...

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в 1943 году

История дает нам немало примеров героических сра­жений 1941-1945 гг., поразивших весь мир. И среди них особое место занимает Сталинградская битва. Устный журнал рассказывает о Дне воинск...