Рабочая программа.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандартаобщего образования ( утвер. Приказом Минобразование РФ от 05.03.2004 1089), сборника нормативных документов Литература/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г .Аркадьев.- М.: Дрофа,2007.) , программ по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) Авторы: 5-7 классы - Т. Ф. Курдюмова, 8-9 классы - Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина Под ред. Т. Ф. Курдюмовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 36.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г. Советский
Утверждаю: Директор МБОУСОШ № 4 г. Советский ______________В. И. Эдель «____»____________2014г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____________Е. Е. Попова «____»____________2014 г. | Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №_______ «____»____________2014 г. Руководитель МО_________ |
Рабочая программа по литературе
Учителя Брагиной Инны Геннадьевны
6б класс
г. Советский
2014- 2015 уч. год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования ( утвер. Приказом Минобразование РФ от 05.03.2004 1089), сборника нормативных документов Литература/ сост.Э.Д. Днепров, А.Г .Аркадьев.- М.: Дрофа,2007.) , программ по литературе для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) Авторы: 5-7 классы - Т. Ф. Курдюмова, 8-9 классы - Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, Н. А. Демидова, О. Б. Марьина Под ред. Т. Ф. Курдюмовой
Главная цель: подготовить каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности. «Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота, способствует самодостаточности подрастающего ученика.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 6 КЛАССА:
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения;
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров);
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание программы может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ (по четвертям)
Часов в неделю | Всего | В том числе | ||
контрольных работ | Развитие речи | |||
1 четверть | 2 | 18 | ||
2 четверть | 2 | 14 | 1 | |
3 четверть | 2 | 20 | 1 | |
4 четверть | 2 | 18 | 1 | |
Всего: | 70 | 1 | 2 |
Поурочно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание (в случае внесения изменений) |
1 | Введение. Герой в мире художественного слова. | 1 | ||
История человечества в произведениях литературы (5 ч.) Характеристика основных видов деятельности ученика. Объяснять, что такое былина, художественные особенности былин, содержание былины. Высказывать и аргументировать, доказывая своё мнение примерами из текста. Характеризовать драматические произведение, объяснять монолог, диалог; характеризовать героев, содержание пьесы. Рассказывать эпизоды пьесы. Определять жанры литературы. | ||||
2 | Былины – богатырский эпос русского народа. | 1 | ||
3 | Былина «На заставе богатырской». | 1 | ||
4 | А.Н. Островский как создатель русского национального театра. История создания пьесы-сказки «Снегурочка». | 1 | ||
5 | «Пьеса «Снегурочка» - «весенняя сказка». Герои пьесы | 1 | ||
6 | Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы. | 1 | ||
Литература 19 века ( 34 ч.+ 1 р/р.) В.А. Жуковский Характеристика основных видов деятельности ученика Определять понятие баллады. Раскрывать анализ поэтического текста (в том числе сопоставительного). Характеризовать понятие героя художественного произведения; пейзажа, его роли в произведениях; содержание повести. Составлять анализ прозаического текста, характеризовать героев, определять роль пейзажа Характеризовать жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, олицетворения. Объяснять понятие о портрете литературного героя, его роль. Рассказывать факты биографии поэта, средства выразительности. Объяснять и анализировать поэтический текст. Изучать средства выразительности. Определять тему, давать характеристику героям, выражать своё отношение к прочитанному, владеть навыком анализа текста. | ||||
7 | В.А. Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок». | 1 | ||
8 | В.А. Жуковский . Баллада «Лесной царь» | 1 | ||
9 | С.Т. Аксаков. Автобиографическая повесть «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент). | 1 | ||
10 | С.Т. Аксаков. Очерк «Буран». Роль пейзажа в литературном произведении | 1 | ||
И.А. Крылов | ||||
11 | И.А. Крылов. Басня «Два мальчика». | 1 | ||
12 | И.А. Крылов. Басня «Волк и ягнёнок». | 1 | ||
13 | Портрет героя художественного произведения. | 1 | ||
14 | А.С. Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта. | 1 | ||
15 | А.С. Пушкин. «Послание к Юдину». | 1 | ||
16 | А.С. Пушкин. Стихотворение «Товарищам» как гимн школьной дружбе. | 1 | ||
М.Ю. Лермонтов | ||||
17 | М.Ю. Лермонтов. Мотив одиночества в лирике поэта. | 1 | ||
18 | Восточное сказание «Три пальмы». Аллегорический смысл стихотворения | 1 | ||
19 | М.Ю. Лермонтов. «Панорама Москвы». | 1 | ||
И.С. Тургенев | ||||
20 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | 1 | ||
21 | Характеристика героев рассказа «Бежин луг». | 1 | ||
22 | Рассказы героев «Бежин луг». | 1 | ||
23 | Пейзаж в рассказе «Бежин луг». | 1 | ||
24 | Р/Р. Речевая характеристика героев рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». | 1 | ||
Н.А. Некрасов | ||||
25 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». | 1 | ||
26 | Художественные особенности стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | 1 | ||
27 | Н.А. Некрасов. Стихотворение «Школьник» | 1 | ||
Л.Н. Толстой | ||||
28 | Л.Н. Толстой. Главы из повести «Отрочество». | 1 | ||
29 | Л.Н. Толстой. «Отрочество». Анализ главы «Гроза». | 1 | ||
30 | Роль психологической характеристики. Главы «Ключик», «Затмение», «Мечты». | 1 | ||
31 | Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева. Глава «Отрочество». | 1 | ||
Ф.М. Достоевский | ||||
32 | Ф.М. Достоевский. Фрагменты романа «Братья Карамазовы». Глава «Связался со школьниками». | 1 | ||
33 | Характеристика героев романа «Братья Карамазовы». | 1 | ||
34 | Алёша Карамазов – любимый герой Ф.М. Достоевского. | 1 | ||
А.П. Чехов | ||||
35 | А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». | 1 | ||
36 | Юмористические средства в рассказе «Хамелеон». | 1 | ||
37 | Рассказ «Толстый и тонкий». | 1 | ||
38 | Герой и сюжет в произведении. | 1 | ||
Н.Г. Гарин-Михайловский | ||||
39 | Н.Г. Гарин-Михайловский. Автобиографическая повесть «Детство Тёмы». Поступок героя и характер (глава «Ябеда»). | 1 | ||
40 | Глава «Экзамены». Преодоление собственных слабостей и «проверка на прочность». | 1 | ||
41 | Р/Р. Сочинение по повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» | 1 | ||
Зарубежная литература ( 7 ч.) Характеристика основных видов деятельности ученика Характеризовать сюжетную линию романа. Владеть навыками анализа текста. Оценивать особенности романа зарубежных авторов. Объяснять понятие «робинзонада». Сопоставлять характеристику главных героев. Оценивать поступки героев | ||||
42 | Сюжет романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». | 1 | ||
43 | Сопоставительная характеристика героев романа «Приключения Гекльберри Финна» | 1 | ||
44 | Жюль Верн. Жизнь и творчество. Роман «Таинственный остров» | 1 | ||
45 | Герои романа «Таинственный остров» | 1 | ||
46 | Оскар Уайльд. «Кентервильское приведение». | 1 | ||
47 | Герои рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское приведение» | 1 | ||
48 | Особенности жанра рассказа Оскара Уайльда «Кентервильское приведение» | 1 | ||
Литература 20 века (22 ч.) Характеристика основных видов деятельности ученика Характеризовать жизнь и творчество писателей. Использовать учебный материал для раскрытия автобиографической жизни героев в художественном произведении. Рассказывать содержание повести, роль пейзажа в прозе. Определять сюжетную линию рассказа Обосновывать средства выразительности. Владеть навыками анализа стихотворений, выразительным чтением наизусть Рассказывать стихотворения, посвященные ВОВ, оценивать подвиги героев войны. Определять авторское отношение к героям произведений. | ||||
49 | Михаэль Эндэ. «Бесконечная книга» | 1 | ||
50 | А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника» | 1 | ||
51 | М.Горький. Автобиографическая повесть «Детство» | 1 | ||
52 | Жизнь как «суровая сказка» в повести М.Горького «Детство». | 1 | ||
53 | А. Грин «Гнев отца» | 1 | ||
54 | К.Г. Паустовский. «Повесть о жизни». Глава «Гардемарин». | 1 | ||
55 | Анализ главы «Как выглядит рай». Роль пейзажа в прозе писателя. | 1 | ||
56 | Творческая работа «Великолепная страна моей мечты». | 1 | ||
57 | Ф.А. Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин». Автор и его герой. | 1 | ||
58 | Сюжет и герой рассказа Ф.А Искандера «Чик и Пушкин». | 1 | ||
59 | Школьная инсценировка. Брус Таркинтон. Приключения «Пенрода». | 1 | ||
60 | Родная природа в стихах И.А. Бунина, А.А. Блока. | 1 | ||
61 | Лирика К.Д. Бальмонта, Б.Л. Пастернака | 1 | ||
62 | Великая Отечественная война в литературе. К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». | 1 | ||
63 | Песни о Великой Отечественной войне. | 1 | ||
64 | Герой художественного произведения и автор. | 1 | ||
65 | «Мы и природа». Бенни Андерсен и его книга. | 1 | ||
66 | Б.Андерсен «Простите, где здесь природа?» | 1 | ||
67 | Тестовая работа по литературе XIX-XX в.в. | 1 | ||
68 | Повторение и обобщение прочитанных произведений. | 1 | ||
69 | Контрольная работа по теме «Литература XX века» | 1 | ||
Внеурочная деятельность | ||||
70 | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1) Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: «ВАКО», 2005
2) Курдюмова Т.Ф. Изучение литературы в 6 классе: Метод. рекомендации. – М.: Просвещение, 1996
3) Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Ра-боты по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998
4) Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996
5) Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 2003
6) Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009
7) Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...