"В стране березового ситца"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Разработка урока-викторины по творчеству С.А. Есенина. Урок был подготовлен для проведения в армках предметной недели. Необходимые знания - тема Родины в творчестве русского поэта Серебряного века. Цели - повторение и закрепление знаний по теме, развитие языковых, познавательных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_berezovogo_sittsa.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Смоленский лицей профессионального образования»
Методическая разработка
Урок-викторина
«В стране берёзового ситца»
(по творчеству С.А. Есенина)
Выполнил:
преподаватель
русского языка и литературы
Мишустина Е.В.
с. Смоленское, 2014 год
Литературная викторина, посвящённая творчеству С.А. Есенина.
Повторение темы Родины в лирике поэта.
Цели:
- закрепление у учащихся знаний по теме Родины в лирике С. Есенина;
- повторение основных этапов жизни поэта, особенностей его духовного мира и поэтического мастерства;
- развитие памяти, мышления, творческих способностей учащихся;
- формулирование и развитие умений грамотного владения устной и письменной речью;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание культуры чтения, потребности в чтении.
Оборудование:
- электронная презентация, портрет поэта, раздаточный материал.
Ход урока:
- Здравствуйте, знатоки русской поэзии! Я с легкостью называю вас знатоками в данном вопросе, потому что имею на это право. За время обучения вы досконально изучили творчество поэтов Золотого века русской поэзии и подробно познакомились с творчеством поэтов Серебряного века. Именно познакомились, потому что многообразие имен и масштаб литературного наследия этого периода русской литературы не имеет границ. Новые имена, новые направления и формы стихотворных текстов – теперь вы профессионально в них разбираетесь.
Сегодня хотелось бы вспомнить одного из блистательной плеяды поэтов Серебряного века, оставившего неизгладимый след в сердцах русских людей, и остановиться подробно на его жизни и творчестве.
(определение темы урока, постановка целей)
Подсказка №1:
- ЕГО любили и ненавидели, называли «Советским Пушкиным» за понятный язык и красоту слога. Недоброжелатели объявляли его прямой противоположностью Пушкина по таланту. Но, если он и был противоположностью Александра Сергеевича, то только с документальной точки зрения. О каком поэте идет речь?
(Речь идет о Сергее Александровиче Есенине).
Подсказка №2:
- «Среди грузовиков с восставшими солдатами он невозмутимо правил гоголевской тройкой. Он был ее последний ямщик». О ком сказал Эмиль Кроткий эти слова?
(О Есенине).
И, наконец, подсказка №3, музыкальная:
(звучит песня «Отговорила роща золотая» на стихи Сергея Есенина)
- Итак, кто автор стихов прозвучавшей песни, о каком поэте идет речь?
(ответ учащихся)
- Да, действительно, героем нашей викторины станет Сергей Александрович Есенин, один из любимейших в России поэтов. Напомните, кстати, годы жизни поэта?
(1895 – 1925)
Сергей Есенин прожил всего 30 лет. Всего 30 – но каких ярких! «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до смерти. Но и за то, что он дал – огромная благодарность читателей. Ведь его стихи – это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песня о великом и вечном – о России:
Но и тогда,
Когда по всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Это замечательное стихотворение Сергея Есенина будет эпиграфом к уроку.
Урок пройдет в три этапа:
На первом этапе вам поможет знание биографии Есенина, написанной в учебнике и усвоенной из дополнительной литературы;
Во втором этапе вас выручит хорошая память на стихотворные тексты о Родине и природе и взаимовыручка, так как работать вы будете в парах;
Третий этап – проверка знания литературных терминов и умения работать в группе – анализ стихотворений Есенина и заполнение таблицы. Для работы нужно сосредоточиться, удачи всем!
А теперь нужно вспомнить изученный материал и максимально быстро ответить на вопросы по биографии поэта.
Этап 1.
Викторина по биографии Сергея Есенина:
1.Где родился Есенин?
(В селе Константиново, Кузьминской волости, Рязанского уезда, Рязанской губернии).
2.Назовите первое появившееся в печати стихотворение Есенина? (Стихотворение «Береза» было напечатано в журнале «Мирок» в январе 1914 года под псевдонимом Аристон).
3.В марте 1915 года в Москве произошла встреча Есенина с известным русским поэтом, о чем позже в «Автобиографии» Сергей Александрович писал, что в первый раз в жизни «видел живого поэта». Назовите имя поэта. (Александр Блок, который высоко оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями).
4.Как называется первая книга Есенина?
(«Радуница»).
5.К какому литературно-художественному течению принадлежал Есенин? (Есенин принадлежал в литературно-художественному течению имажинизм. Имажинисты утверждали необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества).
6.Какое стихотворение читал Есенин М. Горькому во время их встречи в Берлине в 1922 году?
(Стихотворение «Песнь о собаке»).
7.О какой поэме Есенин говорил: «..лучшее из всего, что я написал»?
(О поэме «Анна Снегина»).
8.Назовите имя русского писателя и его произведение, под влиянием которого Есенин написал стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»?
( Н.В. Гоголь, «Мертвые души». В автобиографии 1922 года Есенин написал о Гоголе «любимый мой писатель»).
9.Назовите последнее, предсмертное стихотворение С. Есенина. (Стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья»).
10.Где находится могила Есенина?
( В Москве на Ваганьковском кладбище).
11. В творчестве Сергея Есенина встречается слово «шушун». Что оно означает и в каком стихотворении прописано?
(Род старинной верхней одежды, стихотворение «Письмо матери»: «Не ходи так часто на дорогу // В старомодном ветхом шушуне»).
12. Последней женой поэта стала Софья Андреевна Есенина, внучка одного из величайших писателей 19 века. Назовите его фамилию.
(Лев Николаевич Толстой)
13. В своих стихах Сергей Есенин просил не делать этого в Рязани, но, как принято говорить, «благодарные потомки», не послушались поэта и сделали это. Что именно?
( Поставили ему памятник)
14. Сколько сестёр было у Есенина и как их звали?
(Две, Катя и Шура)
15. Назовите любимые цветы С. Есенина!
(Васильки)
Этап 2.
«Растерянные строчки» - работа в парах. Этап включает в себя три задания, в которых необходимо вспомнить, из каких стихотворений Есенина о Родине и природе взяты эти строки. В 3-м задании стихотворение нужно «дописать». Пара, выполнившая все задания, поднимает руки.
- Откуда эти строки:
1. Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая…»)
2. Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
(«Клен ты мой опавший…»)
3. Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
(«Над окошком месяц…»)
4. И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
(«Песнь о собаке»)
II. Из каких произведений С. А. Есенина взяты эти картины природы:
1. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(«Пороша»)
2.Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
(«Сыплет черемуха снегом»)
3. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
(«Нивы сжаты, рощи голы»)
4. Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
(«Отговорила роща золотая..»)
5. Привет тебе, жизни денница!
Встаю, одеваюсь, иду.
Дымком отдает росяница
На яблонях белых в саду.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
(«Анна Снегина»)
III. Восстановите недостающие слова в стихотворении:
Белая _________ (береза)
Под _______ (моим) окном
Принакрылась ________ (снегом),
Точно _________ (серебром).
На ___________(пушистых) ветках
Снежною _______(каймой)
_______________(Распустились) кисти
Белой ___________(бахромой).
И стоит ________ (береза)
В _________ (сонной) тишине,
И горят _________ (снежинки)
В _________ (золотом) огне.
А ________ (заря), лениво
Обходя _________ (кругом),
Обсыпает ________ (ветки)
___________ (Новым) серебром.
(1913г.)
Этап 3.
Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения и заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.
Вариант 1:
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, каждого спроси, -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы…
Вариант 2:
«Я покинул родимый дом…»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Таблица:
Название | Эпитеты | Метафоры | Олицетворения | Авторское отношение |
Все молодцы! Теперь листы с заданиями нужно подписать и сдать для проверки, чтобы за урок все получили заслуженные хорошие оценки.
Этап 4.
Подведение итогов, рефлексия:
- Вы приняли участие в викторине по творчеству этого замечательного поэта.
- Какие знания вам помогли при выполнении заданий?
- Что необходимо изучить дополнительно?
- Какие новые знания вы получили на уроке?
- Какую пользу для себя вы вынесете с урока?
Сергей Есенин – поэт-патриот, он часто повторял: «Моя лирика жива одной любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Пусть после нашего урока мы все станем чуть больше любить свою Родину – Россию, и бережнее относиться друг к другу.
А закончить урок хочется стихотворением Татьяны Зубковой, посвященным «последнему певцу деревни» Сергею Есенину.
(стихотворение в исполнении учащейся)
Есенинское небо над Россией
Раскинулось, как голубой шатер,
А в поле василёк хрустально-синий
Ведёт с ромашкой звонкий разговор.
Звенит листвою изумрудной лето,
Звучат незримые колокола,
Берёзы – сёстры русского рассвета –
Сбежались у околицы села.
В них жажда жить до трепета, до дрожи,
Им повезло – он здесь бродил в тиши.
На их коре, на их шершавой коже –
Тепло его ладоней и души.
Он чувствовал в родном многоголосье
И многоцветье, близко и вдали,
Как во поле колышатся колосья
России всей и всей большой земли.
Он видел, как ложится синий вечер
Пушистой шалью нА плечи села.
И в ельнике горели ярко свечи,
И в городе земля его звала…
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его – Россия –
Земля добра и голубая даль.
Литература и источники:
- http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/skandalnyj-genij-564605 © AdMe.ru
- http://www.rg.ru/2008/03/06/esenin-portrer.html
- http://sitefaktov.ru/index.php/home/591-esenin
- Бельская Л.Л., Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есенина: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990г.
- Наумов Е.И., Сергей Есенин. Жизнь и творчество. – Л.: Учпедгиз, 1960г.
Этап 2.
«Растерянные строчки» - работа в парах. Этап включает в себя три задания, в которых необходимо вспомнить, из каких стихотворений Есенина о Родине и природе взяты эти строки. В 3-м задании стихотворение нужно «дописать». Пара, выполнившая все задания, поднимает руки.
- Откуда эти строки:
1. Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
________________________________
2. Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
_________________________________
3. Я и сам когда-то в праздник спозаранку
Выходил к любимой, развернув тальянку.
________________________________
4. И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
_________________________________
II. Из каких произведений С. А. Есенина взяты эти картины природы:
1. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
__________________________
2.Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
________________________
3. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
________________________
4. Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
____________________________
5. Привет тебе, жизни денница!
Встаю, одеваюсь, иду.
Дымком отдает росяница
На яблонях белых в саду.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
______________________________
III. Восстановите недостающие слова в стихотворении:
Белая _________
Под _______ окном
Принакрылась ________,
Точно _________.
На ___________ ветках
Снежною _______
_______________ кисти
Белой ___________.
И стоит ________
В _________ тишине,
И горят _________
В _________ огне.
А ________ , лениво
Обходя _________ ,
Обсыпает ________
___________ серебром.
(1913г.)
Этап 3.
Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения и заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.
Вариант 1:
«Спит ковыль. Равнина дорогая…»
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая Родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, каждого спроси, -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Всё равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы…
Таблица:
Название | Эпитеты | Метафоры | Олицетворения | Авторское отношение |
Этап 3.
Работа в группах по 4 человека, анализ стихотворения и заполнение таблицы. Группа, выполнившая задание, поднимает руки. Стихотворение выразительно читаете и озвучиваете таблицу по столбцам.
Вариант 2:
«Я покинул родимый дом…»
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Таблица:
Название | Эпитеты | Метафоры | Олицетворения | Авторское отношение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Сергей Есенин -поэт страны березового ситца
В данной Презентации отражаются основные вехи творчества Сергея Есенина, его биография, тематика и мотивы лирики: тема Родины, природы, тема революции и т.д.. Показаны исторические события...
Литературно-музыкальная композиция "Певец березового ситца", посвященная 120-летию со дня рождения С.А.Есенина
Данная литературно-музыкальная композиция включет в себя биографию писателя, его произведения и песни на стихи....
Конкурс чтецов «Сергей Есенин – певец страны березового ситца».
Цель: Приобщение к творческому наследию С. А. Есенина.Задачи: Познакомить учащихся с творчеством поэта С.А. Есенина.Воспитывать любовь к родному краю, к русской природе, к поэзии.Развивать память, вни...
С.А.Есенин «Певец страны берёзового ситца»
Данное внеклассное мероприятие по литературе было проведено в 7 классах по случаю 120-летия со дня рождения С.А. Есенина. Группа учащихся подготовили в кабинете стенд по биографии С.А.Есенина. Другая ...
"Певец страны берёзового ситца..."
Урок по творчеству С.Есенина...
Педагогический проект "Сказание о ситце"
Разработан как междисциплинарный проект (литература + трудовое обучение) с целью привлечения детей к процессу познания истории своей родины, своих предков, а также с целью общего интеллектуального раз...
Видеоролик Страна берёзового ситца 2020г
ull;https://www.youtube.com/watch?v=7Cs9u8NAW20 Видеоролик Страна берёзового ситца...