«Это всё их сторона…» (по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Проведение данного урока предполагается после изучения биографии Л.Н.Толстого и первичного прочтения учащимися рассказа «Кавказский пленник». Акцентирование внимания на проблемы взаимоотношений русских с горскими народами Северного Кавказа в настоящее время представляется весьма актуальным. Урок будет способствовать нормализации межэтнических отношений, воспитанию у учащихся уважительного отношения к другим народам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_vsyo_ih_storona.urok_po_kavkazskomu_plenniku.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Урок литературы в 5 классе
«Это всё их сторона…»
(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Ажажа Ирина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Кинель, 2015 г.
Технологическая карта урока
Тема урока: «Это всё их сторона…» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Класс: 5
Учитель: Ажажа И.Ю.
Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-путешествие, урок- проект)
Цели по содержанию:
обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу;
развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;
воспитывающие: воспитание духовно-нравственной личности, уважающей человеческое достоинство, с толерантным отношением к людям других национальностей.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
Личностные: научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера. Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
Используемые технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, коллективного обучения, текстоориентированного обучения, проектной деятельности, ТРКМ.
Информационно-технологические ресурсы: 1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2014 г. 2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998 г. 3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., изд. Русский язык,1990 г.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг.момент | 1 мин. | Приветствие учителя | Приветствие учащихся | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу 2 мин. | 1 ученик читает наизусть: Светает. Горы снеговые На небосклоне голубом Зубцы подъемлют золотые; Слилися с утренним лучом Края волнистого тумана, И на верху горы Шайтана Огонь, стыдясь перед зарей, Бледнеет… Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы, Твоих небес прозрачную лазурь И чудный вой мгновенных, громких бурь… М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей» Ученики просматривают подготовленную презентацию. (группа №1, мини-проект №1) | Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой | |
этап актуализации и пробного учебного действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий 7 мин. | - Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого. Что мы знаем об этом писателе? Давайте составим кластер к слову «Толстой» | Составляют кластер | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний |
- Почему же этот урок мы начали со стихотворения М.Ю. Лермонтова? | - Толстой, как и Лермонтов, был на Кавказе. Служил в царской армии. | |||
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Кавказ – писатель- Л.Н.Толстой – рассказ «Кавказский пленник» | - Какую роль в жизни Л.Н. Толстого сыграл Кавказ? | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; | ||
- Какова же цель нашего урока? | - Знать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |||
- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?
| - Прочитать рассказ; - Познакомиться с историей создания рассказа; - Провести диалог с автором текста; -Выявить различные виды информации по рассказу; - Выполнить творческую работу. | |||
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока 4 мин. | - Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Толстой служил в царской армии, которая воевала в то время на Кавказе. И некоторые события, произошедшие с ним или с его друзьями, и легли в основу сюжета рассказа «Кавказский пленник». А что это за истории расскажет группы № 2, 3 | группа № 2, проект № 2 Л.Н.Толстой на Кавказе группа № 3, проект № 3 История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность 2 мин. | - Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного? | -Рассказ основан на реальных событиях, отражавших конкретную историческую эпоху. | Регулятивные |
- Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа | ||||
- Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода». - Как вы думаете, за что Толстой полюбил этот «дикий край»? ФИЗМИНУТКА | - Толстой полюбил Кавказ за красивую природу. - Ему понравились люди, живущие на Кавказе. | |||
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы 1 мин. | - С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? | - Жилин и Костылин. Они попали в плен к татарам.
| |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков 18 мин. | - Читая рассказ, вы обратили внимание, что всех жителей гор Толстой называет «Татарами». А как мы назовём их сейчас? | - Чеченцы, дагестанцы, абхазцы, аварцы, осетины. - Горцы. Жители гор. | Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод. Осуществлять самоконтроль и самооценку; Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую. Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли. |
- Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? | - аул - сакля - мечеть | |||
- Ребята, можете ли вы дать определение этим словам? - А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова? | По толковому словарю | |||
Словарь урока. Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии. Сакля – жилище кавказских горцев. Мечеть – мусульманская церковь. | Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть) Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии. Сакля – жилище кавказских горцев. Мечеть – мусульманская церковь. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение | ||
- Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). - Что мы видим? | Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста. | |||
- А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них? | Демонстрация собственных работ учащимися | |||
- В «Кавказском пленнике» Львом Толстым показана сакля как явление культуры. Дом для горцев - сакля. С наружной стороны сакля – это продолжение горы, потому что одной из стен её служит гора. Гора вступает в родство с саклей горца. Крыша одной сакли может служить двором для другой, расположенной над нею. Ряд саклей напоминает гряду гор. - А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри. - Внутреннее убранство сакли глубоко символично. На стенах и на полу ковры. Ковёр – атрибут молитв в мусульманской традиции, на нём молятся. Искусство ковра требовало особой выучки, а тайны ремесла предавались из поколения в поколение. На ковре всегда есть центр, который называется медальоном. Если в него всматриваться, то перед тобой открывается целый мир миниатюрной форме. - Особое место в доме горца занимает оружие. Горцу уютно, когда в доме есть оружие, оно занимает почетное место в сакле. Это говорит о том, что сабли и ружья, клинки и кинжалы нужны хозяину, он всегда сумеет защитить себя и своих близких. Кинжал – обязательный атрибут мужского национального костюма. Кинжал инкрустирован серебром, серебро – холодный, лунный металл. Луна для горцев – источник энергии. Следовательно, кинжал для горца дополнительная подпитка энергией. В сакле все расположено так, чтобы было удобно мужчине, потому что он – воин, защитник, муж.
| Работают по тексту произведения - Стены глиной гладко вымазаны;
- Ковры дорогие; - На коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре; | |||
- А каков быт горцев? В чем отличие от русских? - Почему? - А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? - В чем отличие от русских? | - пуховые подушки. - в сакле нет мебели; - люди сидят на полу, сняв обувь; - едят руками; - после еды моют руки и молятся. Обычаи, так было всегда. Отвечают по тексту | Личностные результаты: Эмпатийность, толерантность Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: формирование навыков речевой деятельности. | ||
- А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев? | - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь; - вызвать у читателя интерес; - герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи. | Познавательные УУД: делать выводы, обобщения. Коммуникативные УУД: Умение слушать других и уважать чужое мнение | ||
- Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. | ||||
Этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся 3 мин. | Решите кроссворды, используя материал урока | Решают кроссворды ( по одному кроссворду на парте у учащихся) | Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания 2 мин. | - Горцы - те же люди, с теми же чувствами, ценностями, своими обрядами, традициями. Они чтят старших, любят своих детей. Они ценят в людях смелость, отвагу, бесстрашие. В общем, это могучие люди. И русские – могучие (вспомните стихотворение «Бородино») -Но почему же воюют два этих народа? – Что делает людей врагами? - Почему в рассказ Толстого русского офицера спасла татарская девушка? - Составьте дома цитатный портрет Дины/ - Нарисовать портрет Дины. | Записывают вопрос в домашнее задание. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе 3 мин. | - Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключение прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово ДРУЖБА - Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране. Слайд. Пословицы - Мы сегодня говорили о горцах. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с горцами? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги. Прогнозируют коррекцию собственного поведения |
Л.Н.Толстой на Кавказе
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.
Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.
История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» («Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау)
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега, и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».
А вот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль». Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает ,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ, но интересен тот факт, что пленнику помогает не девочка, а мальчик, ранее попавший в плен и изучивший их язык.
(слайд №2)
Кроссворд “По страницам рассказа”
Задание для команды №1
- Стеганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.
- Название дома у татар.
- Высокие деревья в ауле.
- Служитель мечети.
- Название мечети (храма) у мусульман.
- Кличка собаки.
(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)
Задание для команды №2
- Татарский напиток.
- Восточный платан: Дерево, похожее листьями на клен.
- Имя отца Дины.
- Название дома татар.
- Кличка собаки.
- Название поселения татар.
(Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)
Задание для команды №3
- Высокие деревья в ауле.
- Место событий.
- Татарин, который выкупил Жилина.
- Девочка- “спасительница” Жилина.
- Народность, говорящая на языке, близком татарскому.
- Название деревни у татар.
(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...
«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»
Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...
«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)
Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки рассказа"...
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс
Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Разработка урока по теме: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). К уроку прилагается информационная карта
Разработка урока: Судят о человеке не по словам, а по поступкам (Нравственные ценности человека в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»). По программе Г.С. Меркина...