Интегрированный урок по географии и литературе по теме: «Что значит «хождение за три моря?» Афанасия Никитина», 5 класс, 45 минут.
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок знакомит учащихся с выдающимся путешественником Афанасием Никитиным, позволяет повторить географический материал и познакомиться с новыми жанрами древнерусской литературы - жанр путешествия или хождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhitnikova_n._v._destnikovai.yu_.docx | 34.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ № 93 г. Волгограда.
Житникова Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, Десятникова Ирина Юльевна, учитель географии. Интегрированный урок по географии и литературе по теме:
«Что значит «хождение за три моря?» Афанасия Никитина», 5 класс, 45 минут.
Цель: познакомиться с путешественником и писателем Афанасием Никитиным.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | ||||||
Предмет | География Литература | Класс | 5 | |||
Тема урока | «Что значит «хождение за три моря?» Афанасия Никитина» | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
-объяснят результаты выдающегося путешествия Афанасия Никитина на развитие географических и литературных знаний; -определят причины, следствия и результаты (написание путевых заметок) путешествия Афанасия Никитина; -назовут и покажут на карте маршрут, географические объекты, связанные с путешествием Афанасия Никитина, зачитают эпизоды из древнерусского произведения писателя, -составят описание жизни и деятельности Афанасия Никитина. | -смогут работать с различными источниками информации; с древнерусскими текстами и их переводами, со словарями - выделять главное в тексте; - готовить сообщения и презентации; | - объяснят роль русских путешественников в формировании знаний о Земле и создании произведений новых жанров – жанр путешествия | ||||
Решаемые учебные проблемы | У.Г.Афанасий Никитин – первый учёный – географ Руси или предприимчивый купец? У.Л. Каждый ли путешественник стал писателем ? | |||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, книга «Хождение за три моря»; Древнерусская литература, жанры, лексическое понятие | |||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Видеопрезентация «Хождение за три моря», компьютер, интерактивная доска, атласы для 5 класса, физическая карта мира, контурная карта мира. | |||||
Образовательные интернет-ресурсы | «Сообщество взаимопомощи учителей России Pedsovet.su» Презентация «Хождение за три моря». | |||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||||
1 этап. Организация деятельности учащихся | ||||||
Деятельность учителя 1.Проверяет готовность учащихся к уроку, внешнее состояние помещения, рабочих мест, наличие дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания. 2. Просит поднять «смайлики» для определения психологического настроя на работу. | Деятельность учащихся Готовы к уроку: на столе необходимые для урока учебные принадлежности, «смайлики» для определения психологического настроя на работу. | |||||
2 этап. Актуализация знаний | ||||||
Деятельность учителя 1.Вопросы к учащимся. У.Л. Как вы думаете, что скрывается за словом «хождение» или «хожение»? И что за моря надо ходить? Демонстрация слайда№1 У.Г.Скажите, пожалуйста, что такое море? Где расположена Индия? Кто совершал первые географические путешествия? У.Л. Скажите, а почему сегодня будут вести урок два учителя – географии и литературы? | Деятельность учащихся Ребята осмысливают часть слов темы и высказывают свои мнения, затем знакомятся с толкованием этого слова по слайду презентации. Вспоминают изученный ранее материал, который связан с новой темой урока, высказывают предположение о совместной деятельности учителей на уроке и деятельности учеников. | |||||
3 этап. Создание проблемной ситуации | ||||||
Деятельность учителя 1.Демонстрация слайда №2 У.Л. Николай Михайлович Карамзин, русский писатель, историк сказал «Индийцы слышали о ней (о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии…». Как вы думаете о ком и почему так сказал писатель? 2.Демонстрация слайда №3 Вопросы к учащимся: У.Л. Знаете ли вы, кому этот памятник? Где он находится? Что вы о нем знаете? На каких уроках мы можем говорить об этом человеке и его путешествии? Почему не смогли ответить на все вопросы? | Деятельность учащихся Отвечают на вопросы учителя, осознают, что не знают ответы на некоторые из них. Определяют, каких знаний им не хватает, где и как их добыть. | |||||
4 этап. Целеполагание. | ||||||
Деятельность учителя О чём или о ком пойдет речь на нашем уроке? Поставьте себе познавательные задачи на данный урок. | Деятельность учащихся Проявляют познавательную инициативу, формулируют проблему урока. Главное - осознают возникшие интеллектуальные затруднения в области знаний об Афанасии Никитине и его вкладе в развитие географических и литературных знаний. Осознают цели предстоящей деятельности. | |||||
5 этап. Планирование. | ||||||
Деятельность учителя А) Активизация деятельности учащихся через дискуссию. -Что вы должны сделать на уроке? - Попробуйте спланировать свою работу на уроке Б) Демонстрация слайда №4 План урока | Деятельность учащихся Выдвигают версии решения проблемы урока Учащиеся сравнивают свой план урока с предложенным учителем | |||||
6 ЭТАП "Открытие" новых знаний | ||||||
Деятельность учителя
А) Рассказ учителя географии и литературы: Афанасий Никитин-русский купец, родившийся в семье русского крестьянина, в Тверской области. Он совершил путешествие по Индии, Персии и Турции. Точные даты этого события неизвестны, но все источники называют примерно один и тот же период – начало путешествия между 1466м и 1468м годом, окончание – между 1472 и 1474 годами. Отправлялся русский исследователь из Нижнего Новгорода, в составе свиты посла Ширванского царства (находилось на территории современного Азербайджан). Во время своего путешествия Афанасий Никитин вел дневник, по мотивам которого была издана книга «Хождение за три моря», в каких сводах она сохранилась. Б) Работа в группах. Демонстрация слайда №7 Так за какие три моря ходил Афанасий Никитин? (Организует работу в 3 группах) Задание 1 группе. Расскажите о первом море, через которое пришлось переплыть Афанасию Никитину. Покажите его маршрут на карте. Найдите описание впечатлений в путевых заметках и прочитайте. Отметьте особенности повествования путешественника. Задание 2 группе. Расскажите о втором море, через которое пришлось переплыть Афанасию Никитину. Покажите его маршрут на карте. Найдите описание впечатлений в путевых заметках и прочитайте. Отметьте особенности повествования путешественника. Задание 3 группе. Расскажите о третьем море, через которое пришлось переплыть Афанасию Никитину. Покажите его маршрут на карте. Найдите описание впечатлений в путевых заметках и прочитайте. Отметьте особенности повествования путешественника. Демонстрация слайда №7, 8 Карта маршрута Афанасия Никитина Дополнительный материал из книги «Хождение за три моря» для опережающих сообщений учащихся
В) Слайды №9,10,11,12,13 Показ книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» | Деятельность учащихся Слушают рассказ об Афанасии Никитине, находят на карте город Тверь, Нижний Новгород, Ширванское царство (север современного Азербайджана) Работа в группах по тексту учебника §11 и тексту «Хождение за три моря» Обсуждают в группах варианты выполнения заданий, используя алгоритм ответа. Алгоритм подготовки учащимися ответа на вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста учебника географии и художественного текста «Хождение за три моря»). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что, во-первых…, во вторых…». Оценивают вклад Афанасия Никитина в развитие географических и литературных знаний. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы. Представляют составленный рассказ от группы. Отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на контурной карте свое "открытие". Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Выводы о полноте и правильности, сравнение с картой в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные описания маршрута. Учащиеся отмечают на контурных картах обратный путь купца Афанасия Никитина Учащиеся знакомятся с изображениями книги Афанасия Никитина «Хождение за три моря» и её содержанием. Раздаточный материал с эпизодами из «Хожения за три моря» | |||||
7 ЭТАП Применение нового знания. | ||||||
Деятельность учителя 1.Слайд №14 Показ на карте всего маршрута Афанасия Никитина 2.Беседа. Демонстрация слайда №15 А) Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основные вопросы урока мы можем дать? 1.Как вы думаете о ком и почему Николай Михайлович Карамзин, русский писатель, историк сказал «Индийцы слышали о ней (о России) прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии…». 2 У.Г.. «Как вы думаете, Афанасий Никитин – первый учёный – географ Руси или предприимчивый купец?» У.Л. Каждый ли путешественник оставил такие путевые очерки? Открытию какого жанра в литературе они послужили? Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по созданию ситуации успеха для каждого ученика 3.Дополнительная информация. Его имя помнят в России Слайды №16,17 А) Создание художественного фильма «Хождение за три моря» Б) Названия поездам, теплоходам «Афанасий Никитин» 4. Используя свои новые знания ответьте на вопросы: Демонстрация слайдов № 18,19,20 Задание 1. К каким эпизодам жизни Афанасия Никитина относятся данные рисунки? (слайды №18,19) Задание 2. Слайд №20 В каком из произведений древнерусской литературы рассказывается о путешествии русского купца в Индию? | Деятельность учащихся Показывают маршрут Афанасия Никитина с основными номенклатурными понятиями. Выполняют задания на новый материал (всем классом) - Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. - Вступают в диалог, используя алгоритм ответа Алгоритм подготовки учеником ответа на вопрос: 1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием. 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…». Оценивают вклад Афанасия Никитина в развитие географических и литературных знаний. | |||||
8 ЭТАП. Рефлексия (итог урока). | ||||||
Деятельность учителя 1.Беседа А) Вспомните тему урока, план работы, записанный на слайде. Б) Оцените меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом В) Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Г) Как оцените свою работу? Д) Понравился вам урок? Е) Чтобы вы хотели исправить в нём? Давайте сочиним синквейн : Даётся слово – «путешественник», затем ученики выбирают свои слова, связанные с уроком. | Деятельность учащихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: - называют тему и задачи урока, - отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, -высказывают оценочные суждения. -определяют степень своего продвижения к цели. -отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. -могут отметить продуктивную работу группы. Пример получившегося синквейна Путешественник Рискованный, смелый и увлечённый Плыть, искать, знакомиться Интересное увидеть – записать «Хождение за три моря» | |||||
9 ЭТАП Домашнее задание. §11. Составить описание путешествия Афанасия Никитина по ключевым словам параграфа. По желанию: составить кроссворд по теме или написать сочинение – рассуждению « В чём проявляется тоска и грусть путешественника по своей родине?» (по тексту «Хожение за три моря») |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....
Интегрированный урок по географии и обществознанию по теме: «Европейский Союз» 10-12 класс
Данный урок может проводиться двумя учителями истории и географии одновременно для учащихся 10 и 12 классовЦель: • изучить идею образования ЕС, символику иструктуру ;• познакомить уча...
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Интегрированный урок по географии и литературе 7 класс по рассказу Е.Носова "Кукла"
На уроке рассматриваются проблема экологии природы и души человека....
Конспект интегрированного урока по географии и истории на тему «Санкт-Петербург – вторая столица России» 9 класс
цель урока - сформировать у учащихся представление о городе федерального значения - Санкт - Петербурге, об особенностях ЭГП, истории, населения, хозяйстве, искусстве. Рассмотреть экономиче...
Интегрированный урок по географии и литературе "Русская (Восточно-Европейская) равнина в поэзии и живописи отечественных поэтов и художников"
Формирование представления и знаний об особенностях природного комплекса – Русской равнины. Повторение, углубление и расширение знаний о компонентах природно-территориального комплекса (ПТК...