Урок литературы в 6 классе по теме: "Суд над Янушем".
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе.
Тема : «Суд над Янушем»( по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Дети подземелья»).
Цели: -выявить позицию каждого героя к событиям и действиям, описанным в повести;
-понять основную мысль повести; найти виновных и подверженных вине;
- подготовиться к сочинению;
- воспитывать любовь к литературе; милосердие, сострадание;
- развивать устную и письменную речь, логику, умение рассуждать, внимание, мышление.
Оборудование: тексты произведения, записи на электронной доске, записи в тетради, тетради, учебник.
Ход урока.
- Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
- Изучение нового материала.
Судья: Открываем заседание выездного суда. Прошу секретаря суда доложить о месте и времени действия.
Секретарь: Слушается дело по обвинению Януша в бесчеловечном, жестоком отношении к несчастным, обездоленным людям, которые, не имея собственного жилья и работы, нашли приют в старом замке на острове.
Подсудимый Януш, расскажите о себе, кто Вы такой, чем занимаетесь.
Януш: Я безработный и немощный старик. Мне 70 лет. Всю жизнь я работал слугой у графа в его замке и был совершенно доволен и счастлив, так как «… у самого богатого, у графа Переметьева я был любимый раб».
Но вот 10 лет назад старый граф умер, а молодой, его наследник, от нас уехал. Все слуги остались в замке, жить нам было не на что, и мы стали простить милостыню у горожан. Нам хорошо подавали, потому мы добропорядочные люди, можно сказать, аристократы, не то, что какие-то безродные оборванцы, вроде Тыбурция Драба.
Судья: Вы сказали, что были счастливы, когда служили у графа. В чем же было ваше счастье?
Януш: Ну как же! Я ведь уже сказал, что у графа я был любимый раб, и жена моя, Царство ей Небесное, раба любимая. А я-то
За стулом у светлейшего
У (графа) Переметьева
Я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал, напитки иностранные
Из рюмок допивал…
Судья: Да, странное представление о счастье. Слово для обвинения предоставляется прокурору.
Прокурор: Ваша честь, господин Януш обвиняется в том, что ранней весной 1861года он выгнал из замка бедных людей, среди которых были и дети. У нас есть свидетель этого жестокого поступка. Это мальчик Вася, сын судьи. Прошу его допросить.
Судья: приглашаю свидетеля Васю. Что вы можете показать по данному делу?
Вася: Цитата по тексту стр. 35.
Реплики старух с места: Негодный мальчишка! Это мы безобразные старухи?! Да как ты смеешь?
Ты сам бродяга, позоришь своего почтенного отца.
Связался с дурным обществом воров и нищих. Их и надо было прогнать с острова. Они и нас позорили.
Судья(пытается успокоить старух): Хотите выступить? Пожалуйста!
Старуха: Да. Наш Януш выхлопотал себе право быть управляющим замка. Он оставил в замке всех бывших слуг и потомков слуг графского рода. А всяким безродным личностям не место рядом с нами. Мы приличные нищие, мы с молитвой на устах просим у зажиточных горожан подаяние, а не воруем, как некоторые. А вот сын судьи Вася подружился с «дурным обществом». Пусть расскажет, как он там оказался и чем занимался!
Судья(Васе): Продолжайте свои показания.
Вася: Где нашли приют бедные несчастные изгнанники, я сначала не узнал. Раньше я любил слушать рассказы Януша о славном прошлом замка, но теперь и замок, и Януш стали мне противны. У меня сердце сжималось от жалости к тем, кого Януш со своей армией выгнал в холод и дождь.
Старухи: ой, какой жалостливый! Да этих бродяг в тюрьму отправить надо. Они ночью бродили по городу, пугая мирных обывателей. Вася не рассказал, как он понял, чем они занимались в «дурном обществе».
Судья(успокаивая старух): Вася, расскажите, как вы поняли, чем вы занимались в обществе Валека и Маруси.
Прокурор: Ваша честь, прошу допросить еще отца Васи, пана судью.
Судья: Прошу пана судью дать показания.
Отец Васи: Однажды утром я проходил по аллеям своего сада, и тут, появился Януш. Он стал говорить мне, что все люди, которые нашли приют на горе возле часовни, воры и бандиты и что мой сын с ними дружит и тоже станет вором. Никаких доказательств у него не было. Это были сплетни, я ему не верил и прогнал его. Януш приходил ко мне и еще один раз с ябедой на моего сына, будто он вор. Я снова его выгнал.
Судья: подтверждаете ли вы, господин Януш, что приходили к пану судье? И зачем?
Януш: Д, приходил. Я хотел, чтобы пан судья засудил вора Тыбурция и всю его компанию. А Вася что-то носил им из дома. Я видел.
Судья: А что вы знаете конкретно о жизни этих людей?
Януш: Ничего не знаю и знать не хочу. Я их презираю. Они мне не товарищи. «Гусь свинье не товарищ».
Прокурор: Ваша честь, прошу выслушать пана Тыбурция Драба и его детей. Пусть Януш узнает, какой была их жизнь.
Судья: Слушаем пана Тыбурция, Валека и Марусю.
Тыбурций: Ваша часть, пан судья, отец Васи, «самый лучший из всех судей на свете. У него есть сердце; он знает много… но молчит; он не считает нужным травить старого беззубого зверя в его берлоге». «… у меня с законом вышло когда-то, давно уже, столкновение, крупная ссора», я потерял все; честное имя, состояние, документы. Теперь я нищий. У меня двое детей, мне их надо кормить. Я, ученый человек, вынужден потешать публику, читая им по-латыни, мне дают милостыню, а когда ее не хватает, то вынужден воровать. Моя Маруся это понимает.
- Скажи, моя Маруся, хорошо ли я сделал, что принес тебе жаркое?
Маруся: Хорошо. Маня была голодна. Тыбурций любит меня, целует и плачет. А Вася приносил мне яблоки и конфеты. Он любит меня. И Валек любит. Он мне булки приносит. Вася и Валек играют со мной, собирают цветы и камушки для меня, в жмурки играют. А когда я заболела, Вася мне куклу принес, и она стала моей дочкой. У меня никогда не было кукол.
Януш: Вот-вот, значит, он куклу украл сестры и отнес этим нищим. Они ее, наверное, продали, а деньги себе взяли.
Тыбурций: Ваша честь и пан судья! Вы люди справедливые, не судите Васю. (стр. текста 74 отдает куклу).
(Придумать рассказ о Тыбурции о болезни и смерти Маруси, включив в рассказ слова о «сером камне» и цитату на стр. 64).
Вася: рассказ на стр.77 и стр. 78. Теперь я точно знаю, что мой отец – замечательный человек, что он любит меня, и мы с Соней. А иногда с отцом посещали могилку Маруси.
Прокурор: в ходе судебного следствия вина Януша в бесчеловечном отношении к бедным людям абсолютно доказана. Прошу суд назначить ему наказание в виде 5 лет лишения свободы, а также разрешить всем нищим проживать в замке.
Слово защитнику Януша: О снисхождении к старости и к образу его жизни.
Судья: зачитывает приговор.
- Подведение итогов.
В ходе судебного следствия мы рассмотрели ряд важных вопросов:
Место и время действия в повести «Дети подземелья».
Взаимоотношения отца и сына, причину их взаимного непонимания друг друга.
Увидели социальную несправедливость общества, в котором хорошие в общем-то люди вынуждены нищенствовать и воровать, но по своим душевным качествам они заслуживают уважения.
Мы поняли, что Вася – это человек, умеющий сочувствовать , сопереживать, сострадать, это смелый, великодушный, благородный и верный товарищ; у него в груди, как и у его тца, «кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
Итак, мы подготовились к сочинению: Как дружба Васи, Валека и Маруси скрасили их жизнь?
План.
- Что принесла Васе дружба с детьми подземелья?
- Сохранит ли Вася в своей душе лучшие качества, или они угаснут в нем?
- какие книги могли читать Вася и Соня на могиле Маруси?
- Какой обет они могли давать?
-Чему учит нас повесть В.Г.Короленко?
- Кто бы из известных актеров нашего кино мог бы сыграть роли?
Объявление оценок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""
В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....
Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".
Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ...
Урок литературы 6 класс по теме "Характеры и поступки героев романа А.С. Пушкина "Дубровский"
урок по литературе...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "М.ШОЛОХОВ «ТИХИЙ ДОН» СВОЕОБРАЗИЕ ЖАНРА РОМАНА-ЭПОПЕИ. ДУХОВНЫЙ МИР ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА"
Это первый урок в теме "М.А.Шолохов. Роман-эпопея "Тихий Дон". Цели урока: познакомить учащихся с особенностями жанра романа-эпопеи; через анализ текста узнать о духовном мире, жизненном укладе донско...
План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"
Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; ...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".
План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....