План-конспект урока литературы в 5 классе
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему
План-конспект урока литературы в 5 классе
(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Карталы Г. Г. Коврина)
Тема: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»»
Цели:
- продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
- углублять знания в области теории литературы ( «идея», «автобиография», «эпитет» и др.)
- учить работать с дополнительной литературой
- учить выявлять взаимосвязь человека и природы
- совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
- развивать навыки работы в группе
- развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- Литература 5 класс.Учебник-хрестоматия.ч.2 под. ред.Курдюмовой
- Слайды
- Памятки
- Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse._kovrina.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы в 5 классе
(учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 17 г. Карталы Г. Г. Коврина)
Тема: «Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»»
Цели:
- продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста
- углублять знания в области теории литературы ( «идея», «автобиография», «эпитет» и др.)
- учить работать с дополнительной литературой
- учить выявлять взаимосвязь человека и природы
- совершенствовать речевые умения путем пересказа, подготовки сообщений, выразительного чтения
- развивать навыки работы в группе
- развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном
- воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование:
- Литература 5 класс.Учебник-хрестоматия.ч.2 под. ред.Курдюмовой
- Слайды
- Памятки
- Иллюстрации к тексту, подготовленные учащимися
ХОД УРОКА
1.Оргмомент
2.Вступительное слово учителя, сообщение целей и задач урока:
- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к страницам автобиографического произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро», попытаемся выявить авторскую идею, выяснить , какова взаимосвязь между человеком и природой. СЛАЙД №1
-А эпиграфом к нашему уроку станут слова В.П.Астафьева: «Землю люблю свою и не устаю удивляться её красоте и неистощимому терпению и доброте…И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой». Исходя из эпиграфа, давайте сформулируем тему нашего урока (Человек и природа) и запишем её в рабочих тетрадях.
-Не случайно мы разделились с вами на три группы «Литераторы», «Архивариусы» и «Юннаты».Каждая группа получила индивидуальные задания, которые помогут нам разобраться в прочитанном.
Итак, представляю вам первую группу-«архивариусы», вместе с ними мы сегодня вспомним о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева.
-Давайте выясним, почему группа называется именно так, кто такие архивариусы?(от слова «архив»)
3.Реализация домашнего задания
-Какие факты удалось вам, ребята, найти в литературных архивах о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева?(рассказ учащихся) СЛАЙД №2-3
-Итак, рассказ «Васюткино озеро» появился в 1956 году.
-Скажите, а к какому литературному жанру относится данное произведение? (автобиографическая проза)
- Что такое автобиографическая проза?
-А какова же история его появления вообще? Что говорится об этом в литературных архивах? Рассказ учащегося
4.Анализ прочитанного.
-С чего же начинается рассказ?( с описания озер). Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдет с Васюткой?С какой целью уходил Васютка в лес?
Давайте вспомним, как это было. Будьте внимательны. Приглашаем на сцену литераторов (инсценировка «Васютка собирается в тайгу»,стр.180) СЛАЙД №4
- Что взял с собой Васютка? Зачем?Какие оплошности допустил В., чем пренебрег, собираясь в тайгу? Что еще вы взяли бы с собой, отправляясь в лес?
-Что же нужно помнить идущему в лес? Группа «Юннатов» подготовила для нас с вами памятку идущему в лес, давайте послушаем. СЛАЙД №
- А теперь давайте отправимся в тайгу вместе с главным героем Васюткой.( Музыка леса, пение птиц.)
- С какого события начались приключения Васютки?( встреча с глухарем)
-Найдите описание тайги, как рисует её автор?(стр.183) СЛАЙД №6 Какие изобразительные средства использует? Для чего?(передает состояние главного героя)
-Почему же Васютка заблудился? Какую оплошность допустил? Что символизирует паутина, изображаемая автором?(муха- пленница паука, мальчик – пленник леса)
- Сделаем выводы: что же помогает нам разобраться в чувствах и эмоциях героя?( картины природы- описание тайги, муха в паутине)
- Итак, мальчик четко осознал, что заблудился. Как это случилось? Давайте вспомним монолог Васютки?(Монолог Васютки наизусть стр.184-185)
- Какие слова отца и деда помогли мальчику собраться?(стр. 185 «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»)
- Почему отец и дед считали тайгу кормилицей?
- Что предпринял герой, чтобы спастись?
- Как природа и знание законов тайги способствовали этому?( в лесу он нашел и пищу, и кров, и тепло)
- Как бы вы повели себя на месте Васютки?
- Группа юннатов приготовила для вас памятки, что же нужно делать, если ты заблудился, давайте послушаем. СЛАЙД №7
- Итак, ребята, давайте сделаем выводы-как помогает природа человеку, находящемуся в отчаянии?
- На какой день перед Васюткой оказалось озеро? Как оно выглядело? Найдите его описание?( стр.190)
-Какой из предложенных пейзажей наиболее соответствует авторскому описанию, почему? СЛАЙД №8
- У поэта Николая Заболоцкого есть стихотворение «Лесное озеро», давайте послушаем его и сделаем вывод, можно ли соотнести озеро, которое нашел Васютка, и лесное озеро, изображенное Заболоцким.
Николай Заболоцкий
Лесное озеро
Опять мне блеснула, окована сном,
Хрустальная чаша во мраке лесном.
Сквозь битвы деревьев и волчьи сраженья,
Где пьют насекомые сок из растенья,
Где буйствуют стебли и стонут цветы,
Где хищными тварями правит природа,
Пробрался к тебе я и замер у входа,
Раздвинув руками сухие кусты.
В венце из кувшинок, в уборе осок,
В сухом ожерелье растительных дудок
Лежал целомудренной влаги кусок,
Убежище рыб и пристанище уток.
Но странно, как тихо и важно кругом!
Откуда в трущобах такое величье?
Зачем не беснуется полчище птичье,
Но спит, убаюкано сладостным сном?
Один лишь кулик на судьбу негодует
И в дудку растенья бессмысленно дует.
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края.
- Как озеро спасло мальчика?(ему удалось выйти к Енисею)Или на самом деле его спас все же Енисей? СЛАЙД №9
-Давайте найдем в тексте встречу Васютки с Енисеем( стр.196)
- В чем была его заслуга в эти последние мучительные часы? (Не
терял силы духа и надеялся , что Енисей поможет ему выжить)
5.Обобщение.
- Итак, давайте сделаем вывод, каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро», какова идея(что такое идея) автора.
- Огромная просьба- ответы аргументировать примерами из текста.
- Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.
- Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)
- Знание законов природы помогает человеку выжить
- Человек и природа неразрывно связаны между собой.
- И как общий вывод прозвучит для нас сейчас стихотворение Вадима Шефнера.
( Даша Субочева читает наизусть стихотворение)
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер
6.Рефлексия
- Множество литературных произведений посвящено проблеме человека и природы. Какие еще примеры из литературы и жизни вы можете привести, когда человек, оставшись наедине с природой, сумел выжить?(Робинзон Крузо).
- Ребята, чему научились мы у Васютки?
7. Итог урока и домашнее задание.
- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС
В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...
План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"
Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....
План- конспект по татарской литературе 6 класс
План- конспект по татарской литературе 6 класс...
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...