"И вся земля была ему наследством..."
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему
Методическая разработка урока-концерта в 9 классе,посвященного жизни и творчеству Б.Л.Пастернака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasternak.docx | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
« И вся земля была ему наследством…»
Методическая разработка урока-концерта, посвященного жизни и творчеству Б.Л.Пастернака
9 класс
Цели урока:
-показать истоки становления Б.Пастернака как поэта;
-раскрыть своеобразие его личности, основные мотивы его творчества;
-определить его место и роль в русской поэзии ХХ века;
- формировать у ребят представление о синтетичности видов искусства
-воспитывать у учащихся чувство прекрасного
Оборудование урока:
- портрет Б.Пастернака;
-ноутбук, мультимедийная доска
-фонохрестоматия с записью стихов Б.Пастернака;
-магнитола (записи произведений С.Рахманинова, А.Скрябина, П.И.Чайковского),
-на доске – эпиграф к уроку: «И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство» .Б.Л.Пастернак.
Подготовка к уроку:
-предварительно выбрать ведущих (троих) в помощь учителю
- распределить стихи между участниками урока для заучивания
- дать задание группе учеников - подготовить презентацию, посвященную Б.Л.Пастернаку
-дать девочкам задание - подготовить танец (хореография своя) на песню «Свеча горела» в исполнении А.Пугачевой.
-дать задание подготовить фрагмент из «Времен года» П.И.Чайковского (фортепьяно) или использовать запись произведения.
Ход урока.
В начале урока звучит музыка А.Скрябина ( финал Четвертой сонаты). Под звуки музыки выходят ведущие (их трое). По ходу урока демонстрируются слайды презентации.
1.Ведущий: Сегодня наш урок-концерт будет посвящен творчеству выдающегося поэта ХХ века Бориса Пастернака.
2.Ведущий: Трудно представить, что такого поэта могло не быть?
3.Ведущий: Казалось, что сама судьба уготовила ему эту стезю. Он родился в интеллигентной творческой семье. Отец - известный художник ,академик живописи Леонид Пастернак. Мать - замечательная пианистка - ученица А.Г.Рубинштейна, основателя Санкт-Петербургской консерватории. Кстати, бюст композитора установлен в Петергофе, где он часто отдыхал летом и давал благотворительные концерты. Сам Пастернак в Петербурге бывал наездами. Образ нашего города нередко встречается в стихах поэта.
Чтец ( ученик) читает стихотворение «ПЕТЕРБУРГ».
1.Ведущий: Пастернак учился музыке и делал на этом поприще значительные успехи. Ему предсказывали композиторское будущее, а его первые музыкальные сочинения удостоились похвалы его кумира – самого А.Н.Скрябин.
2.Ведущий: Мы сегодня будем слушать музыку этого великого композитора, который хотел преобразовать мир и объединить человечество силою музыки.
3.Ведущий: Но Пастернак оставил музыкальные занятия и поступил в Московский университет - сначала на филологический факультет, а затем - на философский. Здесь же начинает он делать первые шаги в поэзии.
1.Ведущий: Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году в сборнике «Лирика», а через год вышла его первая книга «Близнец в тучах».Ранние стихи поэта открывают неразрывную связь их создателя с миром природы, художественную самобытность в ее описании. Искренне любуется Пастернак каждым временем года. У поэта есть стихотворения, посвященные отдельным месяцам года. И даже их названия в этом отношении красноречивы- «Январь 1919», «Март». «Июль», «Август».
Выходят подготовленные ученики и читают отрывки из стихов Пастернака, выделяя голосом название месяца.
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг.
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
(«Март»,1946)
«Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель-
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что есть апрель.
«Я понял жизни цель и чту…»,1915)
Июль с грозой, июльский воздух.
Снял комнаты у нас в наем.
Июль, таскающий в одеже
Пух одуванчиков лопух.
(«Июль»,1956)
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавесей до дивана…
Вдруг кто-то вспомнил,
Что сегодня шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
(«Август»,1953)
Незабвенный сентябрь осыпается в Спасском.
Не сегодня ли с дачи съезжать нам пора?
За плетнем перекликнулось эхо с подпаском
И в лесу различило удар топора…
(«В Спасском»,1918)
Октябрь серебристо-ореховый, блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова. Чайковского и Левитана.
(«Октябрь»,1943)
Звучит фрагмент из «ВРЕМЕН ГОДА» («Октябрь») П.И.Чайковского.
Исполняет участник (скрипка или фортепьяно)
Учитель: Некоторые ребята под влиянием стихов поэта сделали к ним иллюстрации. Посмотрите их. Какие чувства вызывают они у вас? Сумел ли автор рисунка передать основное настроение стихотворения?
1.Ведущий: «Послушаем стихотворение Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»(звучит запись фонохрестоматии).
2.Ведущий: Среди знатоков поэзии Пастернака существует шуточный вопрос: «Что надо делать в феврале?
3.Ведущий: Ну ,если сделать так, как советовал в своем знаменитом стихотворении поэт, то «достать чернил и плакать,. Только это стихотворение полно оптимизма. Оно говорит о приближающейся, несмотря ни на что, весне
Давайте послушаем его целиком.
Чтец: «ФЕВРАЛЬ. ДОСТАТЬ ЧЕРНИЛ И ПЛАКАТЬ»
Учитель: Важное место в лирике Пастернака занимает тема поэта и его творчества. Пастернак тщательно работал над словом. Среди вас есть те, кто пишет стихи. Пусть они еще незрелые, несовершенные, но в них вы пытаетесь поведать то, что вас волнует.
Итак, кто хочет прочитать свои стихи на данную тему?
Выходит ученица и читает свои стихи:
И снова мысли рвут меня на части,
И снова я пишу, чтоб легче стало.
Рожденье новых строк любви и страсти,
Поверь, одной тетради мало!
Пишу стихи я только для себя,
Никто не знал об этом много лет.
И что творится в сердце у меня-
Мой мир, моей душе большой секрет.
Я никому тетради не даю,
Да и тетради я не доверяю.
Скучаю, жду, люблю и не люблю,
Сама себя порой не понимаю.
1.Ведущий: А учеба Пастернака завершилась с окончанием философского факультета МГУ?
2.Ведущий: Нет, для совершенствования философского образования Пастернак едет в Германию, в философскую школу, которая находилась в старинном городке Марбурге.(Слайд)
3.Ведущий: вот как описал историческую атмосферу и готический облик Марбурга:
Тут жил Мартин Лютер. Там- братья Гримм.
Когтистые крыши. Деревья. Надгробья.
И все это помнит и тянется к ним.
Все- живо, и все это тоже- подобья. поэт
1.Ведущий: Успехи Пастернака в освоении любимой науки были очевидны. Ему даже предложили остаться в Германии, чтобы стать ученым и получить докторскую степень. Но Пастернак принимает решение вернуться в Россию.
2.Ведущий: Прекрасно осознавая свою одаренность, Пастернак очень страдал оттого, что в начале ХХ века не он считался так называемым «королем поэтов»:этот титул все безоговорочно присваивали Игорю Северянину.
Учитель:
Литературоведы считают, что ни у кого из поэтов природа не была так одушевлена, как у Пастернака. Природа в его поэзии полна движения, вечного кипения жизни. Он с любовью воссоздает мелкие детали, формирующие общую картину окружающего мира. В его стихах оживаю почки на деревьях и кустах, капли дождя и росы, летящие с неба и крыш.
ЧТЕЦ: Стихотворение Б.Пастернака «СНЕГ ИДЕТ»
Учитель: А сейчас посмотрим танец под песню «Свеча горела…» в исполнении Аллы Пугачевой (стих-ние Пастернака «Зимняя ночь»).
3.Ведущий:20-30-е годы- пик расцвета творчества Пастернака. В стране издаются его книги, а критики дают о нем положительные отзывы. Пастернак пробует себя и в прозе. В 1922 году выходит в печати его повесть «Детство Люверс».В 1930-31гг.-книга «Второе рождение». В ней он интуицией поэта и гражданина предпринимает попытку предугадать будущее, которое ожидает страну.
1.Ведущий: К этому времени относятся перемены и в личной жизни поэта. Спустя 30 лет он напишет: «Я взял ее с бою»Она была замужем за другим. Две семьи разрушены. Мне нелегко: я не наделен даром жестокосердия и бесчувствия». Так он писал о Зинаиде Николаевне, которая стала его верной женой, пронеся через годы преданность своему мужу, неоднократно попадавшему в опалу к великим мира сего.(Слайд)
2.Ведущий: Послушаем стихотворение «ЛЮБИТЬ ИНЫХ- ТЯЖЕЛЫЙ КРЕСТ…».
Учитель: Посмотрим фрагмент из к/ф «Ирония судьбы…», в котором звучит песня на слова Пастернака «Никого не будет дома…».
3.Ведущий: Обстановка становилась все более накаленной. В зо- е годы страну накрыла волна необоснованных репрессий. На Всесоюзном съезде советских писателей Пастернак не побоялся высказать свою концепцию жизни и творчества: «Не жертвуйте лицом ради положения». Конечно, над его головой стали сгущаться тучи. Ему дали понять, что ареста не избежать.
Учитель: В 1936 году поэт переезжает в подмосковное местечко Переделкино. Кроме написания стихов Пастернак с увлечением занимается переводами. До сих пор его перевод пьесы Шекспира «Гамлет» считают образцовым.(Слайд)
1.Ведущий: Самому Сталину нравились переводы Пастернака. Говорят, что когда Сталину доложили о готовящемся аресте Пастернака ,вождь внезапно вслух произнес грузинские стихи в переводе Пастернака: «Цвет небесный, синий цвет…». А потом добавил: «Оставьте его, он - небожитель» Так поэзия определила для Пастернака его судьбу.
Учитель: в рамки одной жизни вместились две революции (1905 и 1917), три войны (первая мировая, гражданская и вторая мировая), годы сталинщины, хрущевской оттепели! (СЛАЙД).
2.Ведущий: В начале Великой отечественной войны пастернак добивается отправки на фронт, но был вынужден выехать с семьей в эвакуацию в город Чистополь, в Татарстан.
Вместе с другими поэтами и писателями в составе агитбригад неоднократно выезжал на разные участки фронта.
3.Ведущий: Один за другим выходят новые сборники стихов Пастернака. В 1943- «На ранних поездах», в 1945- «Земной простор». В это же время он начинает большое историческое полотно- прозаический роман, который первоначально хотел назвать «Мальчики и девочки».Над этой книгой он работал более 10 лет. Она была завершена в 1956 году, получив окончательное название «Доктор Живаго». (Слайд)
Учитель: В центре романа - личность интеллигента, который оказывается на трагическом жизненном перекрестке перед жестоким неоднозначным выбором. Этот роман знаменовал выход поэта из серьезного жизненного и творческого кризиса, в котором находился несколько лет. Видимо, для своего «утешения» Пастернак создает одно из программных стихотворений «Быть знаменитым некрасиво» (звучит запись фонохрестоматии). Наверное, он создал его в минуты тяжелых раздумий, чтобы просто успокоить самого себя.
1.Ведущий: Казалось бы. Роман ждет успех. Он был принят к публикации одним из прогрессивных журналов - «Новым миром», которым руководил Твардовский: готовился выход романа и отдельной книгой.
2.Ведущий: Но вдруг - как разорвавшаяся бомба: из журнала приходит отказ, подписанный группой видных писателей того времени - Фединым, Симоновым, Лавреневым. И другие журналы не рискнули его публиковать. Слишком глубок был разрыв нового произведения с тем, что было принято называть до сих пор «социалистическим реализмом».
3.Ведущий: К Пастернаку обратился один итальянский издатель, предложивший выпустить роман на итальянском языке. В 1957 году роман вышел в Италии отдельной книгой.
Учитель: Итак, слава романа «Доктор Живаго» гремела на Западе, но в России ,отгороженной «железным занавесом»,о нем ничего не слышали. Дальнейшие события развивались стремительно. В 1958 году за этот роман Пастернак получил Нобелевскую премию, и это вызвало взрыв возмущения со стороны писательских кругов СССР.В стране поспешно начали собираться подписи о том, что книга- вредный пасквиль на советскую действительность. Давление на Пастернак было настолько велико, что власти заставили его отказаться от Нобелевской премии. Более того, гениального писателя исключили из Союза советских писателей. Горькое состояние того времени Пастернак выразил в стихотворении, которое так и назвал «НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ». Давайте его послушаем.
1.Ведущий: В результате сильных нервных потрясений спустя два года поэт скончался и был похоронен в Переделкино, где жил последние годы.(Слайд).
2.Ведущий: Но человечеству свойственно признавать свои ошибки, пусть даже слишком поздно. Спустя 30 лет роман «Доктор Живаго» все-таки будет напечатан в том самом журнале «Новый мир». А спустя год медаль Нобелевского лауреата вручили сыну Пастернака. Жаль, что сам лауреат не дожил до этой чести.
Учитель: Энергия и экспрессия пастернаковских образов по- прежнему позволяет считать его творчество одним из самых выразительных в литературе ХХ века. Марина Цветаева называла его стихи «световым ливнем»,а Анна Ахматова сказала о Пастернаке так:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил.
И вся земля была ему наследством,
И он ее со всеми разделил.
Завершается урок под музыку А.Н.Скрябина.
В конце урока-концерта можно задать несколько вопросов ребятам: что для себя нового открыли они в поэзии Пастернака? Понятен ли мир образов его лирики? В качестве домашнего задания можно предложить выучить любое стихотворение поэта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались?
Святые земли Русской….. Кто эти люди? Кем они были? Чем занимались? Самое удивительное то, что святыми на Руси становились и князья, и крестьяне, и цари, и купцы. У каждого из них в жизни был подвиг....
Литературный вечер "Чтобы не было неправды и зла на Земле"...
Данное мероприятие помогает ввести ребят в духовный мир писателя, в нравственный мир его героев; способствует развитию интереса к творчеству писателя и его личности, воспитывает любо...
Земля, оставленная нам в наследство
Земля, оставленная нам в наследство (презентация)...
Рассказ о солдате А.Н. Истратове «И было у солдата два желания: поесть досыта и умереть на родной земле…»
День Победы… «Праздник с сединою на висках», как поётся в песне. Всё дальше и дальше уходит от нас эта дата. Дорогой ценой досталась русскому народу Великая Победа! И как мало остаётся тех людей...
«И было у солдата два желания: поесть досыта и умереть на родной земле…»
День Победы… «Праздник с сединою на висках», как поётся в песне. Всё дальше и дальше уходит от нас эта дата. Дорогой ценой досталась русскому народу Великая Победа! И как мало остаётся тех людей...
Что было на земле когда она только появилась?
Рубрика ученого кота Галилео....
Заключительный урок - проект по сказке – были Пришвина М.М. «Кладовая солнца» «Все прекрасное на Земле - от солнца»
Цели урока:Обучающие: Раскрыть метафоричность и символику языка произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о связи человека...