Преображение вожатого
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_preobrazheniya_vozhatogo_-_obraz_pugacheva._hod_uroka.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Преображения вожатого»
(Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)
Цели:
Образовательные: понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере; проверить знание обучающимися устаревших слов.
Развивающие: развивать навыки интерпретации художественного текста, выразительного чтения и пересказа.
Воспитывающие: формировать духовно-нравственное отношение обучающихся к жизни, к людям через анализ художественного текста; прививать интерес к истории своей страны.
Оборудование и средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, иллюстрации к произведению, раздаточный материал – карточки.
Методы обучения: проблемно-поисковый метод с опорой на ранее изученный материал; словарная работа, сжатый пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение эпизодов, сравнительный анализ.
Методы контроля: устный опрос.
Технологии, используемые на уроке: сотрудничества (учитель – ученик).
Формы работы: коллективная; индивидуальная.
План урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
Организационный момент | Приветствие обучающихся. Определение готовности к уроку. Активизация внимания. Создание эмоционального настроя. | Готовят рабочие места, сосредоточивая внимание на словах учителя. | 1 мин. | |
I. | Первый этап урока: Слово учителя. | Цель: Сосредоточить внимание обучающихся на теме, цели и проблемных вопросах урока. Проверить усвоение обучающимися устаревших слов. Основополагающий вопрос: Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности? Проблемные вопросы: Кто же Пугачев: разбойник или народный герой? Почему автор изменил характер исторической личности в повести? Проверка домашней работы. Задание 1 Объяснить значение слов: посаженый отец, погост, алтын, бастион, протекция, кибитка, ментор, обедня, призреть. | Записывают дату, тему и основной вопрос в рабочие тетради. Вычерчивают в тетрадях таблицу для характеристики образа Пугачёва. Объясняют значение слов, пользуясь записями домашней работы в тетрадях. | 17 мин. |
II. | Второй этап урока: Работа с текстом произведения. | Цель: Актуализация новых знаний, отработка умений и навыков. Напоминание темы урока: «Преображения вожатого». Задание 2 Рассмотреть основные черты образа Пугачёва, найти их в тексте произведения. Демонстрация опорных слов, представленных на слайдах презентации. Вывод: Повторить задание. Обобщить работу обучающихся в форме вывода. Задание 3 Предложить обучающимся выразительное чтение диалогов Пугачёва с Гринёвым во II, VIII, IX главах повести с актуализацией внимания на метаморфозах (превращениях), происходящих в образе Пугачёва и пушкинских ремарках, в которых уже намечена художественная манера «тайной психологии». Вывод: Повторить вопрос: Каковы «преображения вожатого»? Подвести итог работе обучающихся. | Знакомясь с информацией, представленной на слайдах презентации, работают с текстом произведения, устно воспроизводят образ Пугачёва. Делают записи в таблицу. Делают записи в таблицу. Записывают вывод в тетради. | 10 мин. |
III | Третий этап урока: Беседа с классом. | Цель: Закрепление материала на основе применения полученных обучающимися знаний, умений и навыков. Повторить проблемные вопросы урока: Кто же Пугачев: разбойник или народный герой? Почему автор изменил характер исторической личности в повести? Задание 4 Историческая личность и образ Пугачёва в повести. Напомнить историю создания произведения. Предложить обучающимся ответить на проблемные вопросы. Вывод: Повторить вопрос. Сделать вывод, объясняющий смысл работы на уроке. Подведение итогов: Обратить внимание обучающихся на цель урока. Предложить ответить на основополагающий вопрос: Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности? | Знакомятся с информацией, представленной на слайде презентации, слушая выступление подготовленного ученика, делают записи в таблицу. Отвечают на вопросы учителя, заканчивают заполнение таблицы. Отвечают на вопрос. Делают общий вывод. Проверяют записи в таблице. Высказывают суждения о достижении цели урока. | 15 мин. |
Домашнее задание | Дать информацию о домашнем задании и комментарий к его выполнению. | Записывают домашнее задание в дневники. | 2 мин. |
Ход урока
Организационный момент
Приветствие обучающихся. Проверка готовности к уроку. Активизация внимания. Создание эмоционального настроя.
Первый этап урока
Слайд 1
I. Слово учителя.
Мы уже не раз обращались к тексту повести «Капитанская дочка» и имеем полное представление об одном из главных действующих лиц – о Пугачёве.
На то, что Пугачёв – один из главных персонажей повести, прямо указывает Гринёв в конце V главы: «Неожиданно происшествия, имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение». Ясно, что эти неожиданные «происшествия» связаны с Пугачёвым.
Слайд 6
Проверка домашнего задания
Сначала объясним значение слов, которые могут быть нам непонятны.
(Демонстрация устаревших слов на слайде презентации. Ответы обучающихся.)
Словарная проверочная работа
Посаженый отец – исполняющий роль отца жениха или невесты при свадебном обряде.
Погост – сельское кладбище.
Алтын – старинная русская монета, достоинством в три копейки.
Бастион – старинное укрепление в форме пятиугольника, воздвигавшееся в углах крепостной ограды.
Протекция – покровительство; влиятельная поддержка, содействующая устройству чьих-либо дел.
Кибитка – крытая дорожная повозка.
Ментор – наставник, воспитатель (по имени воспитателя сына мифического царя Одиссея).
Обедня – главная церковная служба у христиан, совершаемая утром или в первой половине дня.
Призреть – дать приют и пропитание; взять на попечение.
Слайд 2
Эпиграф к уроку
Кто ты, странник?
Что бродишь долом?
Что тревожишь ты ночи гладь?
Отчего, словно яблоко тяжелое,
Виснет с шеи твоя голова?
С. Есенин
«Пугачёв»
Слайд 3
Сегодня мы рассмотрим этот образ подробно, и тема урока сформулирована как «Преображения вожатого».
Слайд 4
Общая цель сегодняшнего урока – понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере.
Слайд 5
Чтобы это сделать, мы должны ответить на основополагающий вопрос:
Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?
(Обучающиеся записывают дату, тему урока и вопрос в тетради.)
Второй этап урока
II. Работа с текстом произведения.
Учитель.
Давайте посмотрим, что вы знаете о Пугачёве? Рассмотрим основные черты его образа, по опорным словам.
Слайд 6
Опорные слова к тексту произведения
Учитель.
Какой портрет Пугачёва мы видим глазами Гринёва в главе «Вожатый»?
Обучающиеся.
«Его хладнокровие ободрило меня», «Сметливость его и тонкость чутья меня изумили», «…живые большие глаза так и бегали», «Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское». (с. 219; 221 учебника).
Учитель.
Каково отношение Савельича к вожатому?
Обучающиеся.
«Он его пропьёт, собака, в кабаке…», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя ещё не смыслит, а ты рад его обобрать…», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому!» (с. 222-223 учебника).
Учитель.
Каким представляется Пугачёв из секретного предписания, полученного комендантом Белогорской крепости?
Обучающиеся.
«Убежавший из-под караула донской казак и раскольник…», «… учиня дерзость принять на себя имя покойного императора Петра III…», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и смертные убийства». (с. 246 учебника).
Учитель.
Насколько точна характеристика Пугачёва, данная в секретном предписании начальства?
Посмотрим, как эта характеристика показана в фильме режиссёра Александра Прошкина «Русский бунт» (1999 г.).
Слайд 7
Демонстрация фрагмента из фильма «Русский бунт».
Учитель.
Каким мы увидели в этом фрагменте образ Пугачёва? Соответствует ли он тому, который описан в предписании?
Обучающиеся.
Разбойником, злодеем, жестоким и беспощадным, что подтверждает характеристику, данную Пугачёву в секретном предписании начальства.
Учитель.
Как характеризуется Пугачёв в главе «Приступ»?
Обучающиеся.
«…на белом коне ехал человек в красном кафтане с обнажённой саблею в руке: это был сам Пугачёв» (с. 254 учебника), «Пугачёв сидел в креслах на крыльце комендантского дома. На нём был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза», «Пугачёв грозно взглянул на старика … мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице», «Пугачёв махнул опять платком, и добрый поручик повис подле своего старого начальника», «Вешать его!» - сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня» (с. 258 учебника), «Унять старую ведьму!» - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступеньки крыльца» (с. 259 учебника).
Учитель.
Посмотрим, как эта сцена изображается в фильме режиссёра Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» (1959 г.). Соответствует ли точка зрения режиссёра, той, которая представлена автором произведения?
Слайд 8
Демонстрация фрагмента из фильма «Капитанская дочка».
Учитель.
Как ведёт себя Пугачёв в сцене освобождения Гринёва? Какая черта его характера здесь проявляется?
Обучающиеся.
Пугачёв проявляет сметливость и хитрость. Он оправдывает отказ Гринёва целовать его руку так, чтобы не уронить себя в глазах окружающих: «Его благородие, знать, одурел от радости».
Учитель.
Глава «Приступ» заканчивается словами: «Пугачёв уехал; народ бросился за ним». В главах повести немало народных песен, в которых показывается отношение народа к Пугачёву. Как же называет Пугачёва народ?
Обучающиеся.
«добрый молодец», «красно солнышко», «народный заступник», «буйная головушка».
Учитель.
Каков же образ народного героя – Емельяна Пугачёва в повести?
Как пошёл он массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего?
Как ведёт себя народ в главе «Приступ»? На чьей он стороне?
(Народ показан как бессловесная толпа, принимающая сторону силы, подчиняющаяся силе. Когда Пугачёв уехал, «народ бросился за ним».)
Слайд 9
Опорные слова к тексту произведения
Обучающиеся.
«В самом деле, сходство Пугачёва с моим вожатым было разительно. Я удостоверился, что Пугачёв и он были одно и то же лицо, и понял тогда причину пощады мне оказанной» (с. 262 учебника), «Добро пожаловать; честь и место, милости просим», «Черты лица его, правильные и довольно приятные, не изъявляли ничего свирепого» (с. 263 учебника), «…помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов», «А разве нет удачи удалому?», «Кто ни поп, тот батька» (с. 265 учебника), «Кто из моих людей обижает сироту? … Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет», «Я проучу Швабрина... Он узнает, каково у меня своевольничать и обижать народ» (с. 281 учебника), монологи (с. 288-289 учебника).
Учитель.
Мы рассмотрели основные черты образа Пугачёва в повести из чего совершенно очевидно, что Пугачёв не только предводитель восстания, но и простой казак, на что указывает и речь героя, и его поведение, и предметы одежды. Убедились в том, что в повести отражены два взгляда на Пугачёва.
Слайд 10
Вывод.
Два взгляда на Пугачёва:
1) официальный: донской казак и раскольник, злодей и душегуб, собравший шайку разбойников, вор и самозванец.
Ругательства в его адрес: бунтовщик, беглый каторжник, разбойник, мошенник, изверг, обманщик, пьяница, бестия.
2) неофициальный: хладнокровный, сметливый, умный, любит народные песни: честный человек, неразрывно связанный с народом; борется за справедливость, защищая невинных и обиженных.
(Обучающиеся записывают вывод в тетради)
Учитель.
Итак, Пушкин приводит две точки зрения на Пугачёва и не раз подчёркивает двойственность его характера. Например, ощущение Гринёва, что это «ужасный человек, изверг», и в то же время «сильное сочувствие влекло меня к нему». Наша задача прежняя – проследить, как изменяется этот характер на страницах повести. Обратимся снова к тексту произведения: найдите «Калмыцкую сказку» в тексте, рассказанную Гринёву Пугачёвым (с. 287 учебника), прослушайте её, следя по тексту. Подумайте:
В чём её смысл? Как она помогает раскрыть характер Пугачёва? Может ли сказка повлиять на изменения в характере Пугачёва?
Слайды 11 – 12
Аудиозапись «Калмыцкая сказка»
Учитель.
Страшно звучит рассказанная Пугачёвым сказка об орле и вороне.
Как характеризует она Пугачёва? Каков это человек? Можно ли из неё сделать вывод о мировоззрении и жизненной позиции Пугачёва? Какое влияние она оказала на него?
Обучающиеся.
Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку «с каким-то диким вдохновением», он человек порыва, бешеной энергии, ищущей выхода. Сказка раскрывает суть его взглядов, его мировоззрение, его философию: «Чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!» Гринёв заставляет Пугачёва взглянуть по-другому на его убеждения: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Он заставил Пугачёва задуматься и по-новому на себя посмотреть.
Учитель.
Перечитаем эпиграфы к X-XI главам: орел, лев… (с. 271; 278 учебника).
Заняв луга и горы,
С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.
За станом повелел соорудить раскат
И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.
Херасков
В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -
Спросил он ласково.
А. Сумароков
Слайд 13
Демонстрация эпиграфов к указанным главам повести.
Понятно о ком это. Но орёл и лев при всем их геройстве, гордости, царственности остаются хищниками. Не является ли это сочетание жестокости и зловещей силы вожака шайки и защитника народа главной особенностью характера Пугачёва?
Слайд 14
Обучающиеся.
Бродяга – государь, лукавый, плутовой казак – мудрый народный вождь, злодей – доброжелатель.
Третий этап урока
III. Беседа с классом.
Слайд 15
Учитель.
Кто же все-таки Пугачёв: разбойник или народный герой?
Почему автор изменил характер исторической личности в повести?
Емельян Пугачёв – историческая личность, реальная личность, а значит, у него есть биография.
Слайд 16
(Заранее подготовленный ученик сообщает краткую биографию Пугачёва.)
Слайд 17
Обучающиеся.
Проверяют записи в таблице, отвечают на поставленные вопросы.
Историческая правда | Художественный вымысел |
«Мужицкий царь», предводитель бунта. Служили и те, кто ему не верили. Взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга. Умный, отважный, энергичный. Жестокий. Трагическая судьба. | Взаимоотношения с Гринёвым «В Пугачеве-разбойнике одолевает человек»: способен проявить милость; может быть благодарным: на добро отвечает милостью; способен оценить честь и мужество противника. |
Ответы:
1) Образ Пугачёва – сложное сочетание исторических, реально-бытовых, символических и фольклорных элементов. Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота. Он может грозно хмуриться и напускать на себя важный вид и улыбаться, добродушно подмигивать.
2) Изменение характера героя продиктовано стремлением раскрыть проблематику и идею произведения, суть которой в том, что человеческие взаимоотношения должны строиться не на насилии, а на уважении и милосердии.
Учитель.
В повести «Капитанская дочка» есть пропущенная глава. В ней постаревший Петр Андреевич Гринёв прямо обращается: «Молодой человек! Если записки мои попадутся в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».
Подведение итогов
Учитель.
Вернёмся к цели сегодняшнего урока – понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере. Смогли ли мы дать ответ на вопрос:
Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?
Обучающиеся.
Высказывают свои суждения о достижении цели и общий вывод.
Вывод.
Пушкин не изменил исторической правде и, пользуясь художественным вымыслом, сделал Пугачёва живым. Это не только беспощадный и жестокий злодей, но и человек, которому можно доверить жизнь, которого можно пожалеть «за грешную душу».
Слайд 18
Домашнее задание
Представьте себе, что вы можете встретиться с Е. Пугачёвым до казни и перед ней. Чтобы вы ему сказали? Ответ напишите в жанре небольшого эссе.
Перечитать XIII и XIV главы, подготовить их краткий пересказ.
Подготовить характеристики Маши Мироновой, Швабрина.
Материал к уроку:
Биография Пугачева. Емельян Пугачёв – реальная личность.
Пугачёв Емельян Иванович (1742-10.01.1775 гг.) – предводитель народного восстания в 1773-1775 гг.
Е. И. Пугачёв был казаком из донской станицы Зимовейская. Он участвовал в Семилетней войне 1756-1763 гг. Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. за храбрость произведён в хорунжие (младший офицерский казачий чин). В 1771 г. дезертировал и скрывался от службы в армии. Трижды его арестовывали, и каждый раз он бежал. В 1772 г. жил у старообрядцев под Черниговом и Гомелем, на р. Иргиз. В конце 1772 г. появился на Яике и объявил себя императором Петром III.
По доносу его опять арестовали, доставили в Казань и приговорили к каторге. В мае 1773 г. он бежал из казанской тюрьмы, в августе вновь оказался на Яике, где поднял восстание. После подавления восстания в ноябре 1774 г. Пугачёва в железной клетке привезли в Москву и казнили на Болотной площади.
Литература:
- Амелина Е. В. Готовимся к экзамену по литературе. М., 2005.
- Егорова Н. В. В помощь школьному учителю. М., 2007.
- Меркин Г. С. Литература. 8 класс. – М., 2008.
- Попова Е. Н. и др. Литература 5-11 классы. Образовательные технологии: инновации и традиции. – Волгоград, 2009.
- Черных О. Г. Практикум по литературе: 8 класс. – М., 2010.
Интернет ресурсы:
www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literatura_8kl…
Интернет ресурсы для презентации:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/1138770/?page=9
http://russian.cri.cn/1381/2010/06/18/1s342290.htm
http://www.richcollection.ru/item.255.html
http://www.victor-biryukov.ru/genealogy/34
http://softpk.ru/2009/11/13/page/20/
http://referat.univer.by/?page=181
Видеофрагменты, аудиозапись:
http://peressa2009.narod2.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».
Урок литературыТема. Преображение Марии в повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая».Цели: 1. Организовать работу учащихся с текстом повести. Проследить путь преображения Марии....
Конспект урока по ОПК "Преображение Господне"
Конспект урока по ОПК "Преображение Господне"...
Преображение Марии (по повести В.Закруткина "Матерь человеческая")
Урок литературы в 11 классе по повести В.Закруткина "Матерь человеческая"...
Деятельность старшей вожатой МБОУ СОШ № 3 (Планирование работы вожатой, Программа ДО, план работы Школы Детского Актива (ШДА), проекты, сценарии общешкольных линеек, агитбригад, тренингов, классных часов)
Краткосрочная программа акции, посвященной Дню памяти жертв ДТП...
Преображение вожатого
образ Пугачева в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"...
Сценарий конкурса отрядных вожатых « Замечательный вожатый»
Замечательный вожатый...
Буклет для вожатых в детском лагере. "Основные правила вожатого"
Буклет дает все ответы на вопросы начинающим вожатым пришкольного, оздоровительного лагеря. Он как лист опорны сигналов....