Интеллектуальный ринг «Вокруг Пушкина»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Внеклассное мероприятие в форме интеллектуального ринга «Вокруг Пушкина» предназначено для учащихся 10-х классов, направлено на обобщение знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина, на развитие творческих навыков написания поэтических текстов и познавательного интереса к произведениям русской классики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnyy_ring.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальный ринг «Вокруг Пушкина»
Цель: Обобщение знаний обучающихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина; развитие творческих навыков написания поэтических текстов; развитие познавательного интереса к произведениям русской классики.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, И.И.Пущина, А.Дельвига, Н.Н.Гончаровой; музыка П.Чайковского «Времена года»; фишки, 3 конверта с заданиями, жетоны.
Описание игры
Участвуют 3 команды обучающихся 10-х классов. Игра состоит из IV этапов.
Вступительное слово ведущего.
«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», - писал Лев Озеров.
Вступающий, уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, а затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями.
Каждое новое поколение считает, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нём больше нет. Но проходят десятилетия и вчерашние знания о Пушкине кажутся неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение поэта, раскрывает доселе неизвестные особенности наследия.
И мы с вами здесь сегодня собрались, чтобы вспомнить биографические данные А.С.Пушкина, оживить в памяти его произведения, посоревноваться в стихосложении, провести параллели с нашим лицеем.
В игре участвуют команды 10-х классов. В зале присутствуют знатоки творчества А.С.Пушкина, которым предстоит назвать лучшую команду (представление членов жюри), а также, хранитель времени (следит за соблюдением регламента), помощники ведущего, раздающие жетоны.
I этап. Разминка «Ты заслужил венок себе лавровый…»
Команды отвечают на вопросы: кто быстрее поднимет сигнальную карточку. За верный ответ получают жетон.
1.Определи и назови, какие стихотворные строки А.С.Пушкина зашифрованы в прозаических строках.
а)На берегу морского залива раскидистое дерево, не тронутое желтизной.
( «У Лукоморья дуб зелёный…»)
б)Минус по Цельсию, безоблачное небо, часть суток замечательная.
( «Мороз и солнце! День чудесный!»)
в)Не грызун, не рептилия, а неизученное млекопитающее.
( «Не мышонка, не лягушку,
а неведому зверюшку»)
г)Мелкий грызун исполняет музыкальные композиции и уплетает лесные плоды.
( «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт»)
д)Антипод тьмы, мне принадлежащий, где можно увидеть любое отражение, произнеси…
( «Свет мой, зеркальце, скажи…»)
е)Балбес ты, простодушный человек!
( «Дурачина ты, простофиля…»)
ж)Товарищи! Наше объединение достойно всяческих похвал.
( «Друзья мои! Прекрасен наш союз!,,»)
з)Нахожусь в полулежачем положении в помещении с железными прутьями на окнах и влажным климатом.
( «Сижу за решёткой в темнице сырой»)
2.Пушкин в своих произведениях часто упоминает имена древних богов и мифологических героев. Кто они?
1. Венера (богиня любви)
2.Аврора (богиня утренней зари)
3.Мельпомена (музы трагедии)
4.Фортуна (счастье, судьба)
5.Терпсихора (танцы)
6.Талия (комедия)
7.Эол (бог ветров)
8.Диана (богиня охоты)
II этап. «О сколько нам открытий чудных…»
Команды достают из мешочка фишки с номерами I, II, III. Под этими номерами им задаются вопросы. На размышление даётся 30 секунд.
I
«Поэт и его время»
1.Автор памятника А.С.Пушкину в Москве.
(А.Опекушин)
2.Автор «Истории государства Российского», которого поэт называет великим писателем.
( Н.Карамзин)
3.Литературное общество, в котором состоял Пушкин.
( «Арзамас»)
4.Лицейский товарищ, друг и секундант А.С.Пушкина.
(К.К.Данзас)
5.Художники – современники Пушкина, написавшие его портреты.
(В.А.Тропинин, О.А.Кипренский)
6.Что входит в Пушкинский музей-заповедник?
(Михайловское)
7.Какое произведение читал Пушкин на лицейском экзамене?
( «Воспоминания в Царском Селе»)
II
«Открывая Пушкина»
1.Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил А.С.Пушкину свой портрет?
(В 1820 г. После опубликования поэмы «Руслан и Людмила». «Победителю ученику от побеждённого учителя»)
2.Мария и Владимир – имена главных героев двух пушкинских произведений.
( «Метель», «Дубровский»)
3.Каким было отчество Татьяны Лариной?
(Дмитриевна)
4.Фамилия няни Пушкина.
(Яковлева)
5. «Береги честь смолоду» - пословица, взятая эпиграфом к произведению. Как оно называется?
( «Капитанская дочка»)
6.Кто из героев был похищен в день свободы?
(Людмила, поэма «Руслан и Людмила»)
7.Два стихотворения (1814 и 1829гг.) носят одинаковое название. Какое?
(«Царскосельский лицей»)
III
«Откуда эти строки?»
- «Веленью божию, о муза, будь послушна»
(«Памятник»)
- «Но полно, час настал. Гори, письмо любви».
(«Сожжённое письмо»)
- «Глаголом жги сердца людей».
(«Пророк»)
- «Увижу ль, о друзья! Народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя…»
(«Деревня»)
- «.,.Я не хочу печалить вас ничем»
(«Я вас любил…»)
- «Любви, надежды тихой славы
Недолго нежил нас обман…»
(«Чаадаеву»)
- «Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет и выше. Для меня
Так это ясно, как простая гамма»
(«Моцарт и Сальери»)
III этап. «Мгновенно твой проснулся гений…»
Представители команд берут карточки с 10 вопросами. 3 минуты их обсуждают, затем отвечают. Вопросы, на которые не даны были ответы, впоследствии задаются болельщикам команд.
1.
1.Дата рождения А.С.Пушкина.
(6 июня 1799 г.)
2.За какую плату нанялся Балда в услужение попу?
(3 щелчка)
3.На кого любили охотиться 7 богатырей?
(серых уток)
4.Кто первым написал стихотворение на смерть А.С.Пушкина?
(Ю.Лермонтов)
5.В какой губернии находилось родовое имение Пушкиных?
(Псковской)
6.Сколько лет пробыл А.С.Пушкин в южной ссылке?
(4 года)
7.Как звали жену поэта?
(Наталья Николаевна)
8.Имя главной героини сказки «Жених»
(Наталья)
9.Ханом какого народа был соперник Руслана Ратмир?
(хазар)
10.В каком году погиб Пушкин?
(1837 г.)
2.
1.Сколько лет учился А.С.Пушкин в Царскосельском лицее?
(6 лет)
2.Как звали няню А.С.Пушкина?
(Арина Родионовна)
3.Как называлось имение Дубровских?
(Кистенёвка)
4.В чём была сила Черномора из поэмы «Руслан и Людмила»?
(В бороде)
5.Какой русский царь стал героем стихотворения «Полтавский бой»?
(Пётр I)
6.Чьей дочерью была главная героиня сказки «Жених»?
(Купца)
7.Имя убийцы А.С.Пушкина.
(Дантес)
8.Где родился А.С.Пушкин?
(В Москве)
9.Какой величайший поэт XVIII века присутствовал на лицейском экзамене А.С.Пушкина?
(Г.Державин)
10.Для написания какого произведения А.С.Пушкин использовал летописный источник?
(«Песнь о вещем Олеге»)
3.
1.Где служил Пушкин после окончания лицея?
(Коллегия иностранных дел)
2.Сколько лет писал Пушкин роман «Евгений Онегин»?
(9 лет)
3.Как звали детей А.С.Пушкина?
(Сашка, Машка, Гришка, Наташка)
4.Где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом?
(На Чёрной речке)
5.Какая из сказок Пушкина заканчивается словами:
«Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок».
(«О золотом петушке»)
6.Фамилия богатого помещика из повести «Дубровский»
(Троекуров)
7.Чей портрет рисует Пушкин?
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой…»
(Татьяна)
8.Какой военный чин имел отец Татьяны Лариной?
(Военный чин бригадира)
9.Где находится могила А.С.Пушкина?
(Псковская область,
Святогорский монастырь)
10.На каком музыкальном инструменте играл Баян на свадьбе Руслана и Людмилы?
(На гуслях)
IV этап. Творческий конкурс «Над вымыслом слезами обольюсь»
Каждой команде даются слова из стихотворения А.С.Пушкина «Возрождение» (каждое слово отдельно). (Приложение 1) Необходимо из них составить строфу. Затем сравнить с оригиналом. Высший балл – 3 жетона. Или сочинить в честь А.С.Пушкина оду, мадригал, дифирамб, гимн (Приложение 2).
Приложение 1.
А.С.Пушкин «Возрождение»
Художник-варвар кистью сонной
Картину гения чернит
И свой рисунок беззаконный
Над ней бессмысленно чертит.
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой.
Так исчезают заблужденья
С измученной души моей,
И возникают в ней виденья
Первоначальных, чистых дней.
Приложение 2.
Ода – торжественное, прославляющее произведение, часто написанное в честь какого-либо события или лица.
Мадригал – небольшое стихотворение-комплимент, дружеского или шуточного характера.
Дифирамб - стихотворение, написанное во славу кого-либо или какого-либо события, близкое по форме гимну или оде.
Гимн - хвала, восхваление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный ринг "Крестики - нолики".
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-6 классов для проведения методической недели. целью мероприятия является активизация лексических, грамматических навыков и навыков письма; тренировка...
Интеллектуальный ринг «Who is the cleverest?»
Цель: • формирование способности к целеустремленной работе для достижения совместных целей; • развитие речевого умения; • развитие творческих способностей учащихся. Дети с удовольствием принимают учас...
Интеллектуальный ринг
Классный час...
Интеллектуальный ринг «Встреча с буквоежкой»
Внеклассное мероприятие...
Интеллектуальный ринг по географии, истории, кубановедению.
Интеллектуальный ринг по географии, истории, кубановедению, обществознанию. Рекомендуется проводить в рамках предметной недели....
Интеллектуальный ринг «Лексика делового человека»
Цель игры: обобщить знания, полученные учащимися в 5 - 9 классах, по теме «Лексика» и «Орфоэпия», закрепить орфоэпические и орфографические навыки; правильно употреблять»деловую лексику» в письменной ...