Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС), 2014-20155 год
рабочая программа по литературе (6 класс)
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.. Литература. Программа. 5-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 596 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Пречистенская средняя общеобразовательная школа
Утверждено приказом руководителя
образовательного учреждения
№________ от___________
Рабочая программа по литературе.
6 а, б классы.
Составили: Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
Муравьёва Марина Витальевна,
учитель русского языка и литературы,
п. Пречистое, 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312. С изменениями и дополнениями от: 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г., 1 февраля 2012 г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
- Примерная программа по литературе для основного общего образования (5-9 классы).
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2014-2015 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области;
- Приказ ОУ от № …………………….
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.. Литература. Программа. 5-9 классы. - М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 6 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Обоснование выбора УМК под редакцией Г.В. Москвина:
УМК ориентирован на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В основе построения курса - компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Авторы стремились избежать традиционного противопоставления двух путей изучения литературы: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Отбор конкретного содержания обучения на каждом этапе подчинен проблемно-тематическому принципу в 5 – 8 классах и историко-хронологическому в 9 – 11 классах.
Методический аппарат учебника представлен разными типами вопросов и заданий ко всем видам текстов (текст об авторе, текст о произведении, текст художественного произведения); заданий, создающих мотивацию для чтения, обучающих разному типу чтения, проверяющих усвоение содержания прочитанного, позволяющих развивать речевые умения на основе прочитанного текста, нацеливающих на работу с иллюстрациями, развивающих аналитические и исследовательские умения и др. Большое внимание уделяется словарной работе. Все задания и вопросы в учебнике даны «с избытком», что позволяет организовать дифференцированное и личностно-ориентированное обучение. Формулировки большинства заданий содержат алгоритм их выполнения (способ деятельности).
В конце первой и второй УМК для всех классов даны вопросы на повторение, составленные с учетом формата Единого государственного экзамена.
Материал для уроков внеклассного чтения, представленный в учебнике, связывает единой методической идеей тексты для обязательного изучения и тексты для самостоятельного чтения. В соответствии с целями и задачами литературного образования, обозначенными государственным образовательным стандартом по литературе, концепцией авторской программы по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной, требованиями к уровню подготовки шестиклассников, изучении литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- Создать условия для формирования, сохранения, крепления и развития духовно-нравственных качеств личности ребёнка; развитие речи обучающихся.
- Научить учеников видеть в художественном произведении сюжет и композицию, систему персонажей; отличать классически образцы литературы от примитивного «чтива»; научить понимать лирические произведения.
Для достижения поставленных целей в 6 классе необходимо решить следующие задачи:
- Продолжить работу над смыслом понятий, определяющих вечные ценности: совесть, добро, честь, любовь к людям, справедливость, обязанность, ответственность, ложь и истина;
- Рассмотреть, как зарождалась проза и поэзия, показать шестиклассникам классические образцы русской литературы, раскрыть смысл новых понятий: «содержание и форма литературного произведения», «идея», «сюжет», «понятие жанра», «литературный герой», «персонаж», «лирический герой», «проза и поэзия», «основы стихосложения», «рифма», «ритм», «строфа»;
- Учить воспринимать художественный текст, выражать своё отношение к прочитанному;
- Учить выделять смысловые части текста, составлять план прочитанного, пересказывать эпизод, фрагмент текста, пробовать вести диалог;
- Учить строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- Учить художественному рассказыванию текста, пересказу от лица разных героев произведения (владеть различными видами пересказа);
- Закреплять умение и навык выразительного чтения наизусть, в т.ч. прозаических и драматических произведений, соблюдая нормы литературного произношения;
- Закреплять умение и навык ответа на вопросы аналитического характера;
- Продолжить работу по иллюстрированию художественного произведения; закрепить умения подбирать соответствующие цитаты к иллюстрациям в учебнике;
- Продолжить традицию проведения в конце учебного года читательской конференции с приглашением родителей, администрации, учителей и классного руководителя.
Для осуществления целей и поставленных задач программы использован компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.
Тематическое планирование
Уровень обучения – базовый. Данная рабочая программа рассчитана на один год.
Отличия от авторской программы:
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
Вариант распределения часов в авторской программе | Вариант распределения часов в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 87 ч | Аудиторные занятия – 82 ч |
Аудиторные сочинения – 6 ч | Аудиторные сочинения – 7 ч |
Внеклассное чтение – 7 ч | Внеклассное чтение – 8 ч |
Обобщение изученного –4 ч, в том числе 2 ч итоговый контроль | |
Резерв – 5 ч | Резерв – 1ч |
Всего – 105 ч | Всего – 102 ч |
Раздел (дидактическая единица) | По авторской программе Г.В. Москвина | По рабочей программе учителя | ||
Из них | ||||
Всего часов | РР | Вн.чт | ||
| 1 | 1 | - | - |
| 10 | 8 | - | 1 |
| 14 | 13 | 2 | 1 |
| 16 | 19 | 3 | 1 |
| 9 | 8 | 1 | 1 |
| 8 | 7 | - | - |
| 7 | 6 | - | 1 |
| 16 | 20 | 2 | 1 |
| 13 | 15 | 3 | 1 |
| 4 | - | 1 | |
| 5 | 1 | ||
| 6 | Включено в тематическую «расчасовку». | ||
всего | 105 | 102 |
Учебно-тематический план
Раздел (дидактическая единица) | кол-во часов | + РР | + Вн.чт. | Планируемые результаты | Вид контроля | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | |||||
Литература как искусство слова | 1 | -- | - | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. | Формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы. Понимать образную природу литературы как явления словесного искусства. Иметь более глубокое понимание о литературе как об одном из видов искусства | Обучение целеполаганию Давать определения понятиям, извлечение необходимой информации из текста, осознанное построение речевого высказывания. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы. | Индивидуальная диагностика уровня литературного развития уч-ся в начале учебного года и выявление его последующей динамики. |
Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины. | 7 | - | 1 | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Воспитание российской гражданской позиции, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России. Осознание своей этнической принадлежности. Знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического и прозаического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль). Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. Понимание ключевых проблем изученных произведений, умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию. Знать автора, биографические факты жизни писателя. Умение пересказывать прозаические произведения с использованием образных средств и цитат из текста, уметь вести диалог. | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов. Умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной работе. Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы. Формирование эстетического вкуса. | Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть). Развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтение наизусть, чтении по ролям. Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей. Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные темы. Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью учащихся. Тематические, промежуточные работы и другие формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся. |
Классические образцы поэзии и прозы. | 10 | 2 | 1 | ||||
О чём и о ком рассказывает литературное произведение: Герой литературного произведения. | 15 | 3 | 1 | ||||
О чём и о ком рассказывает литературное произведение: тема литературного произведения. | 6 | 1 | 1 | ||||
Литература: мир вопросов и ответов. Как понимает человек мир и себя. | 7 | - | - | ||||
Как отражается таинственное в судьбе человека. | 5 | - | 1 | ||||
Как человек относится к людям и ко всему живому. | 17 | 2 | 1 | ||||
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения | 11 | 3 | 1 |
Требование к результатам освоения содержания предметных программ
Требования к метапредметным результатам в 6 классе
Название темы | Кол-во часов | УУД | ||
Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Познавательные УУД | ||
Литература как искусство словесного образа | 1 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
| давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи. |
Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины | 8 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; устанавливать целевые приоритеты; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты определённого жанра; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
| давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; осуществлять сравнение; осуществлять анализ; осуществлять классификацию. излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; учиться основам реализации проектно-исследовательской деятельности; Уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; |
Классические образцы поэзии и прозы. | 13 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
О чём и о ком рассказывает литературное произведение: Герой литературного произведения. Тема литературного произведения. | 19 8 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
Литература: мир вопросов и ответов. Как понимает человек мир и себя. Как отражается таинственное в судьбе человека. Как человек относится к людям и ко всему живому. | 7 6 20 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения | 15 | обучение целеполаганию; самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; анализировать условия достижения цели; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; принимать решения в проблемной ситуации; самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии. | формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения оформлять свои мысли в письменной форме учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | давать определения понятиям; обобщать понятия; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; осуществлять анализ; уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы |
Содержание учебного предмета (6 класс - 102 часа)
Литература как искусство слова — 1 час. Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах. Как появилась поэзия и проза. Истоки и вершины. Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования – 1 час. Песня — 1 час. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм. Былина «Садко» — 2 часа. Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — 2 часа. Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои. Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья» - 1 час. | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
|
Классические образцы поэзии и прозы. Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа – 1 час. А.С Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро» — 1 час. М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утес» — 2 часа. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж. А.С. Пушкин. Слово о писателе. Повесть «Дубровский» — 7 часов. Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика. Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (гл. XIV «Я проваливаюсь») — 1 час | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
|
О чем и о ком рассказывает литературное произведение. Герой литературного произведения. Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении – 1 час. А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел» — 3 часа. Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции. Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник» — 2 часа. Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» - 6 часов. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества. А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре» — 3 часа. Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ. Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня» — 1 час | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
|
Тема литературного произведения А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь» — 1 час. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения. М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...») — 1 часа. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения. Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша» — 2 часа. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трехсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения. С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша» — 1 час. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений. Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» — 2 часа. Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений. Внеклассное чтение. А. Тукай. «Пара лошадей» — 1 час | |
Литература: мир вопросов и ответов. Как человек понимает мир и себя. Лирический герой – 1 час. А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер», «Зимняя дорога» — 2 часа. Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений. Дж. Байрон. Слово о писателе. Стихотворения «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова). «Прометей» — 2 часа. Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений. М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...» — 1 час. Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворения. Стихотворение «Ангел» — 1 час. Лирическая история души. Трехсложный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения. | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
|
Как отражается таинственное в судьбе человека. Идея и проблематика литературного произведения – 1 час. В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь» — 1 час. Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения. Народная баллада «Чёрный ворон». А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит». Э. По. Слово о писателе. «Ворон» — 2 часа. Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений. А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы» — 1 час. Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения. Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий» - 1 час. | |
Как человек относится к людям и ко всему живому. Нравственная проблематика литературного произведения – 1 час. Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час. Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник» — 2 часа. Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев. А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор» — 3 часа. Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев. В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» — 2 часа. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворений. А.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле» - 1 час. Своеобразие писательской манеры Идея рассказа. Образы Афонии и дедушки. Аллегорический смысл названия. А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. Сказка «Маленький принц» — 4 часа. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика. Внеклассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму» —1 час | |
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения. Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь – 1 час. Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского) —1 час. Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады. Н.А. Некрасов. Стихотворения «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда» — 2 часа. Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трехсложный размер (анапест). Р.-Л. Стивенсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мед» — 1 час. Значение воли и убежденности для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады. В.Г. Короленко. Слово о писателе. Повесть «Дети подземелья» (гл. IX «Кукла») — 2 часа. Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя. К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза») — 2 часа. Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия. С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3) —1 час. Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения. Внеклассное чтение. «Мы помним…» (произведения о Великой Отечественной войне) — 1 час |
Выпускник получит возможность научиться:
|
Раздел 10. Обзор
5 класс 2013-2014 | 6 класс 2014-2015 | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час | И.В. Гёте. «Лесной царь» - 1 час | |||
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час | Ф. Шиллер. «Перчатка» - 1 час | |||
Жанр басни. Эзоп. Жан де Лафонтен. Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час | В. Скотт. «Клятва Мойны» - 1 час | |||
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час | |||
М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час | Н.С. Лесков. «Левша» - 2 часа | |||
А.А. Фет. «Чудная картина» - 1 час | А.П. Чехов. «Мальчики» - 1 час | |||
И.С. Никитин «Русь». И. Северянин «Запевка» - 1 час | О. Генри. «Вождь краснокожих» - 1 час | |||
И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»). «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час | Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс» - 1 час | |||
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 5 часов | В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора» - 1 час | |||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час | Дж. Лондон. «Белый клык» - 1 час | |||
А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час | Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка» - 1 час | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час | В. Катаев. «Сын полка» - 1 час | |||
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час | Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты) – 1 час | |||
18 часов | 14 часов |
Календарно-тематическое планирование
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Классы | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
Формирование УУД, включая результаты формирования ИКТ-компетенции | Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности | |||
5-6 кл | 1) воспитание российской гражданской позиции, патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, формирование уважительного отношения к труду, 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 6) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; 9) формирование основ экологической культуры 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | 1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) смысловое чтение; 8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции); | 1)умение планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект 2)умение распознавать и ставить вопросы, 3)умение использовать наблюдение, постановку проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, 4)умение поставить проблему, 5)умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме |
Контроль и оценка планируемых результатов обучающихся
Формы контроля:
В рамках традиционной технологии применяются частные методы следующих педтехнологий:
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (создание кластеров, синквейнов, заполнение сопоставительной таблицы «ЗХУ» («знаю», «хочу узнать», «узнал»), приём «чтение с остановками», прогнозирование дальнейших событий через анализ заголовка).
- Компьютерные технологии.
- Проблемно-диагностическое обучение (постановка и разрешение проблемной ситуации; различные виды диалога)
При обучении по данной рабочей программе используются следующие
формы:
| методы:
|
Основной формой организации учебных занятий является урок.
Традиционная форма урока: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа. | Нетрадиционная форма урока:
|
Применение ИКТ (презентации):
| Средства обучения:
|
Методический блок
Уроки развития речи способствуют развитию речи обучающихся, умений письменно высказывать свою точку зрения, рассуждать, находить нужные факты из текста художественного произведения, цитировать призваны.
В авторской программе не предусмотрены темы сочинений и изложений, учитель осуществляет этот выбор самостоятельно.
Количество творческих работ (сочинения) | ||
тематические контрольные и обучающие работы по развитию речи | итоговые | |
6 РР №1. Обучающее сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» (сочинение + анализ) РР. №2. Обучающее сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (сочинение + анализ) РР №3Обучающее сочинение-описание «Характеристика главного героя» по рассказу Чехова «Человек в футляре» (сочинение + анализ) Р.Р.№4. Обучающее сочинение-анализ стихотворения (по выбору обучающегося: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов). (сочинение 1 час) Р.Р. №5. Обучающее сочинение-анализ эпизода в сказке А. Экзюпери «Маленький принц» (сочинение + анализ) Р.Р. №6. Домашнее сочинение-рассуждение «Прав или не прав главный герой баллады Шиллера «Перчатка?» (анализ работы 1 час) РР. №7. Обучающее сочинение-рассуждение по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (ответ-рассуждение на вопрос Е2 с.230) (сочинение + анализ) | 3 стартовая работа контрольная работа за 1 полугодие итоговая | |
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующие развитию обучающихся:
|
В практическую часть предмета «Литература» входит выполнение письменных творческих работ, заучивание стих-ий и фрагментов прозы наизусть, выразительное чтение вслух.
Поэзия:
| Проза:
|
Система уроков внеклассного чтения
Произведение | Задачи, тематика, проблематика | Кол-во часов |
И.А. Бунин «Святогор и Илья» | Расширить знания о былине как жанре. Развивать творческие способности учащихся через инсценирование, чтение по ролям и т.д. Проблема честного и доброго отношения к людям. Воспитание уважения к истории. Воспитание любви к Родине, понимания необходимости её защиты. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. | 1 |
Л.Н. Толстой. «Юность» (фрагменты) | Показать жизнь, изображённую в восприятии ребёнка. Проблема любви и ненависти. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. | 1 |
Ю.С. Рытхэу. «Хранитель огня» | Узнать новые фамилии зарубежных классиков. Повторить художественные средства выразительности. Развивать эстетический вкус, творческое воображение. | 1 |
А. Тукай. «Пара лошадей», «Совет». | 1 | |
Н.В. Гоголь. «Вий» | Показать отражение таинственного в судьбе человека. Показать особую атмосферу таинственного, страшного, сверхъестественного. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. | 1 |
И.С. Тургенев. «Муму». | Произведение имеет значительный воспитательный потенциал. Воспитание доброго отношения к людям и животным. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. | 1 |
В. Катаев. «Сын полка» | Воспитание уважения к истории, воевавшим взрослым людям, а также к ребятам-ровесникам, которые бесстрашно шли воевать; воспитание любви к Родине, понимания необходимости её защиты. Эмоциональное воздействие на чувства учащихся. Проблема войны и мира, любви и ненависти. | 1 |
Читательская конференция. Презентация исследовательских работ. | Применять полученные ранее знания на практике: презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 6 классе, рисунки и поделки учащихся, тематические портфолио, творческие работы, сочинения. | 1 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
| Литература для учащихся:
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)
Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...

Рабочая программа по литературе по ФГОС для 5 класса с использованием конструктора
рабочая программа составлена в соответствии со ФГОС...