«Поэзия моя, ты – из окопа…»
материал по литературе (8 класс) на тему
Сценарий мероприятия к 70-летию Победы, посвящённого поэтам-фронтовикам. Может быть использован при проведении внеурочного мероприятия, на уроках литературы при изучении темы "Великая Отечественная война в художественных произведениях"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 35.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий общешкольного мероприятия.
Тема. «Поэзия моя, ты – из окопа…»
Цель. Познакомить учащихся с поэзией и трудной судьбой
поэтов-фронтовиков.
Нравственно-эстетическое осмысление проблемы исторической
памяти.
Оборудование. Портреты поэтов-фронтовиков, сборники стихотворений,
(выставка), декорации для инсценировки.
Ход мероприятия.
ВЕД1 Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день –
двадцать второго
Спали дети, зрели яблони в саду…
(танец вальс)
Вспоминаем,
вспоминаем это снова!
Вспоминаем эту ночь
И в этот час
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
День за днём,
Взрыв за взрывом,
Смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.
ВЕД.2. С каждым днём становятся всё дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Скоро наш народ будет отмечать 70 годовщину Победы над фашистской Германией. Значит, уже о нашем времени написал поэт Сергей Орлов:
«Когда это будет, не знаю…
В тени белоствольных берёз
Победу Девятого мая
Отпразднуют люди без слёз…
Подымут победные марши
Армейские трубы страны,
И выведет к армии маршал,
Не видевший этой войны…
ВЕД1 . Да, время неумолимо идёт вперёд, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Литература и искусство выступают как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт и свыше четырёхсот не вернулись домой. ..
Песня «Священная война»)
ВЕД2. Признанные и начинающие поэты разных возрастов, национальностей – все они в пору тяжких испытаний были на переднем крае борьбы. Сегодня мы вспомним некоторых из них: Юлию Друнину, Мусу Джалиля, Павла Когана, Александра Твардовского, Константина Симонова…
Чтец (. Звучит стихотворение Давида Самойлова «Сороковые».)
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку...
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
ВЕД 1 Булат Шалович Окуджава окончил 9 класс, когда началась война. Как и многие его ровесники, Окуджава пошёл в учебный миномётный дивизион. Пока Булат Шалович приобретал военную специальность на краткосрочных курсах, погибли четверо его друзей. Это было для него потрясением. Долгое время он не мог об этом даже писать.
(Песня «До свиданья , мальчики»)
ВЕД2, Среди поэтов-фронтовиков было немало женщин. Одной из самых ярких звёзд на этом поэтическом небосклоне была Юлия Владимировна Друнина.
Чтец1 . «Когда началась война, - вспоминала поэтесса, - я, ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдёт без моего участия, что я не успею попасть на фронт. Страх «опоздать» погнал меня в военкомат уже 22 июня.»
Чтец 2
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Чтец1 . «Мы шли, ползли, бежали, натыкаясь на немцев, теряя товарищей. Опухшие, измученные, ведомые одной страстью – пробиться.»
Чтец 2. Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву и сотни раз во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
ВЕД2 . Для Ю. Друниной война закончилась 21 ноября 1944года, когда, после тяжёлого ранения, её признали негодной к несению военной службы. Но странная, непонятная для других болезнь – «фронтовая ностальгия» - преследовала её всю жизнь. Одно из её стихотворений ,« Зинка», посвящено
памяти однополчанки —Героя Советского Союза Зине Самсоновой
Чтец . Звучит стихотворение Ю. Друниной «Зинка»
1
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
- Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет.
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет...
Отогрелись мы еле-еле,
Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2.
С каждым днем становилось горше,
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав,
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3.
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала...
ВЕД 1 Вместе со всем народом ковали победу своими стихами ленинградские поэтессы Анна Андреевна Ахматова и Ольга Фёдоровна Бергольц. Ольга Бергольц вместе со всеми жителями Ленинграда перенесла все тяготы блокады. Её голос по радио, вещавший о событиях на фронте, знал каждый житель этого мужественного города.
Чтец.. «Я говорю с тобой под свист снарядов» Бергольц
...Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна...
Кронштадский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза...
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады -
мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельнею в бою.
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!
ВЕД2 «…Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. Есть жизнь после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти…» Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать»
Эти слова, обращённые к жене и дочери, были написаны Мусой Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года.
ВЕД1 . Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. С 26 июня 1942 г., когда тяжело раненный, оглушённый взрывной волной, политрук Муса Залилов попал в плен к гитлеровцам, до 25 августа 1944 г., когда над головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошёл 791 день. 791 день лицом к лицу со смертью.
ВЕД2 В тюрьме Моабит в нечеловеческих условиях фашистской неволи Муса Джалил создал свои лучшие стихи, полные ненависти к врагу, веры в победу, любви к Родине. Эти стихи составили «Моабитскую тетрадь». Одно из самых потрясающих стихотворений цикла вы сейчас услышите.
(На экране проецируется фото ребёнка из концлагеря.)
Чтец. «Варварство» М. Джалиль.
Варварство
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, —
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь~-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. —
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
Звучит песня в исполнении В. Высоцкого
«На братских могилах».
ВЕД 1. К суровым испытаниям был готов и Павел Коган, пытавшийся ещё в Финскую войну уйти добровольцем на фронт
Вспоминает Алексей Леонтьев:
«Весной 41 стоим во дворе. Зашёл разговор о войне. Прищурившись на солнце, Пашка как-то просто и тихо сказал: «Я с неё не вернусь, с проклятой, потому что полезу в самую бучу».
ВЕД2 В приказе по Литературному институту от 10 октября 1941 г. сказано: «Студента 4 курса Когана П.Д. числить в отпуске до возвращения из Красной Армии».
Чтец . (на фоне музыки Свиридова из к/ф «Метель»)
Из писем поэта.
«Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулемётами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого… А в трёхстах метрах отсюда – опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где первый раз птиц слышал. Так вы и существуете рядом – любовь моя и ненависть моя!»
«3-го был бой, а 4-го – день моего рождения. Я шёл и думал, что остаться живым в таком бою всё равно, что ещё раз родиться… Должно быть, мы умели крепко любить в юности. Я сужу об этом по тому, какой лютой ненависти я научился… Родной, если со мной что-нибудь случится – напиши обо мне, о парне, который много хотел, порядочно мог и мало сделал…»
ВЕД1. Лейтенант Павел Коган, возглавлявший разведгруппу, был убит под Новороссийском 23 сентября 1942 г.
Чтец «Лирическое отступление» (отрывок)
… Они нас выдумают снова –
Косая сажень, твёрдый шаг –
И верну, найдут основу,
И не сумеют так дышать,
Как мы дышали, как дружили,
Как жили мы, как впопыхах
Плохие песни мы сложили
О поразительных делах.
Мы были всякими, любыми,
Не очень умными подчас.
Мы наших девушек любили,
Ревнуя, мучась, горячась.
Мы были всякими. Но, мучаясь,
Мы понимали: в наши дни
Нам выпала такая участь,
Что пусть завидуют они.
Они нас выдумают мудрых,
Мы будем строги и прямы,
Они прикрасят и припудрят,
И всё-таки пробьёмся мы!
ВЕД2 . О многом писал Александр Трифонович Твардовский в годы войны. Разные наблюдения, детали, факты входили в его лирику. Но за всем этим вставал главный герой, творец, победы – солдат. А самый знаменитый солдат – это, пожалуй, рядовой Василий Тёркин, созданный Александром Твардовским. Вот что сам автор говорит о нём в поэме «Василий Тёркин»:
Чтец . Жить без пищи можно сутки
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбёжки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой, -
Без тебя, Василий Тёркин,
Вася Тёркин – мой герой.
(танец)
ВЕД1. Поколение солдат Великой Отечественной понесло огромные потери. Было подсчитано, что из каждых ста воевавших осталось в живых только трое…
Чтец Я знаю, никакой моей вины.
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, -
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…
ВЕД2 На фронте спасала и возможность раскрыть душу в письмах родным, любимым, которые звучат порой как исповедь…
Чтец (письмо звучит на фоне музыки).под. Бетховен Грустная мелодия
«Милая Танечка! Я не знаю, прочитаешь ты когда-нибудь эти строки? Но я твёрдо знаю, что это последнее моё письмо… 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда вернусь, увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди?... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьёт по врагу прицельным огнём, а я «отдыхаю», с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз… Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая… За неё и умереть не страшно. Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придёшь. Да и будет ли она – могила-то?
ВЕД1. Удивительно, какие люди могли сохранить такую силу и чистоту чувств, каким дышит письмо танкиста А. Голикова жене от 28 июня 1941 г.
Это же чувство отражено в стихотворении Константина Симонова «Жди меня». Оно написано от имени солдата и обращено ко всем женщинам, которые ждут…
ВЕД2 Ждать – это значит быть верной своему чувству, быть терпеливой и стойкой, не терять надежды, не забывать ни на мгновение о своём любимом, верить в его стойкость, мужество. В таком ожидании – великая сила и великая поддержка воину.
Чтец . На фоне музыки звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
ВЕД1 .Симонов писал:
«О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем для нас была Победа.
Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны в душах людей, и на теле земли.»
Будем же знать и помнить об этом , потому что срока давности для памяти нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэзия моя, ты из окопа
Конспект урока по Литературе 7-8 классы (можно и 5-9 классов) "Поззия моя, ты из окопа", урок посвящен поэтам Заполярья, воевавших на Кольской земле....
В.Некрасов "В окопах Сталинграда"
Правда о войне в произведении В.Некрасова "В окопах Сталинграда". Презентация к уроку в 11 классе по теме :"ВОВ"...
Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"
Тест по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" - на проверку знания текста...
Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе "Поэзия моя, ты из окопа..."
Внеклассное мероприятие по литературе о поэзии времён Великой Отечественной войны....
"ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ ИЗ ОКОПА..." Презентация к уроку литературы для 11 класса
"ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ ИЗ ОКОПА..." Презентация к уроку литературы для 11 класса может использоваться для уроков внеклсассного чтения...
Поэзия моя, ты из окопа
Внеклассное мероприятие по литературе 8 класс...
Поэзия моя, ты из окопа... ________________________________________
Поэзия моя, ты из окопа......