Как вернуть мотивацию учащихся к чтению?
статья по литературе на тему
Многие ли из нас интересуются духовными интересами наших учеников? Знаем ли мы их культуру? Что они читают? Наша задача – убедить их, что современные направления культуры и отдельные ее явления связаны с культурными традициями прошлого. На мой взгляд, недопустима ситуация, когда на уроках литературы изучаются одни произведения, а предметом обсуждения в юношеской среде становятся другие. Сегодня ученик воспринимает литературу в совершенно других нравственно-ценностных координатах, поэтому читать литературу с тех оценок, которые были, нельзя. Необходимо учитывать, как сегодня литература воспринимается школьниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guseva_tatyana_vladimirovna.docx | 16.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Татьяна Владимировна
МАОУ «СОШ № 6 имени Героя России С.Л.Яшкина» г.Перми
Как вернуть мотивацию учащихся к чтению?
Сегодня ученик воспринимает литературу в совершенно других нравственно-ценностных координатах. Школьники задаются вопросами:
- Почему Гринев отказывается целовать руку Пугачеву?
- Почему Кирибеевич скрывает от царя Ивана Грозного, что полюбил замужнюю женщину?
- Почему так поражен купец Калашников, когда не застал дома Алены Дмитриевны?
- Почему Татьяна Ларина отказывается от любви Евгения Онегина?
Все вопросы проясняет культурологический комментарий.
Современный урок литературы не может обойтись без элементов культурной антропологии, объектом исследования и изучения которой являются традиционные общества: система родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности брака, семьи, жилища, пищи, разнообразие экономических систем, социальной стратификации (разделение на страты – общественные слои), значение религии и искусства.
Культурологический аспект преподавания литературы создает условия для диалога, в русле которого идет постижение ценностей на материале библейских легенд и притч, древнерусского бытия, произведений русской классики и современной прозы.
Такие уроки направлены на обогащение духовного мира читателя-подростка, они насыщены этическими размышлениями, поисками, создают фундамент для подключения к дискуссионному диалогу, на котором ведется спор по философским и культурологическим проблемам произведения.
В старших классах учащиеся готовы к восприятию и анализу произведений, в которых исследуются глобальные проблемы, но только в том случае, если эти произведения ими прочитаны. На практике мы наблюдаем другую картину.
Наверное, необходимо пойти на изменение в содержании программы по литературе, так как многие произведения из программы 10 класса («Обломов» И.А. Гончарова, «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) являются неподъемным грузом для школьников. Конечно, тяжело представить русского человека с русской культурой, который не знаком с Андреем Болконским, поэтому трудно вынести такой приговор, но рано или поздно этот вопрос возникнет.
Не секрет, что сегодня стоит вопрос: «Как вернуть мотивацию учащихся к чтению?»
В целях повышения и мотивации к уровню читательской культуры школьников педагоги предлагают ввести обязательные уроки внеклассного чтения. Но это не выход из сложившейся ситуации. Читать сегодня литературу с тех оценок, которые были, нельзя. Необходимо учитывать, как сегодня литература воспринимается школьниками.
Как только учащиеся видят, что разговор идет о чем-то живом, им хочется прочитать оригинал.
Русская классика расходится с сегодняшним днем: она заставляет думать, взывает к совести, к долгу и т.п. По словам школьников, она «грузит». Это конфликт между классикой и реальностью сегодня. Это больше, чем желание и нежелание читать.
Многие ли из нас интересуются духовными интересами наших учеников? Знаем ли мы их культуру? Что они читают? Наша задача – убедить их, что современные направления культуры и отдельные ее явления связаны с культурными традициями прошлого. На мой взгляд, недопустима ситуация, когда на уроках литературы изучаются одни произведения, а предметом обсуждения в юношеской среде становятся другие.
Что читают старшеклассники в последние годы? «Алхимика» Пауло Коэльо, «Код да Винчи» Дэна Брауна, романы Харуки Мураками, Майкла Суэнвика и др. Считаю, что учителям нельзя обходить эти книги молчанием. Использую интегрированное обучение, обращаясь к сравнительно-историческим методам изучения литературных явлений. Это дает основание для сопоставительного изучения произведений словесности, через которое стимулирую интерес школьников к шедеврам отечественной литературы.
Например, в произведении П. Коэльо можно увидеть позитивное нравственно-поэтическое начало. Поучительна биография автора, рок-музыканта, нашедшего в себе силы отказаться от наркотиков и приобрести духовное возрождение. А главное в этом произведении – идея: угадать свою миссию на земле и оставаться ей верным на протяжении жизни. Достаточно много мы изучаем героев русской классической литературы, одержимых высокими идеями и осознающих свое предназначение. Это ли не повод для обсуждения?
Убеждена, что рассмотрение произведений национальной литературы на фоне мирового литературного процесса может стимулировать интерес к чтению и обеспечить качественные изменения в образовании и воспитании учащихся старших классов.
Чтение должно вызывать не учебный, а человеческий интерес у школьников, так как в литературе требуется прочтение, размышление, умение понять прочитанное. Без «растревоженности» души и «успокоенности» сердца нет настоящей литературы. Вот почему, по словам Д. Гранина, «одна из великих задач литературы – бередить совесть, пробуждать чувство вины».
Мир еще слишком далек от успокоенности (в этом мы убеждаемся каждый день). Великая русская литература может дать надежду на духовное обновление человечества при условии, что она «докопается» до причин нравственного кризиса людей, до сути механизмов, с помощью которых в человеке научились убивать совесть.
У нас есть великая русская литература, ее несравненная человечность и сострадание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие для учащихся 5 – 11 классов ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ по теме «Ролевая игра на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся»
Данный материал предназначен для учащихся 5-11 классов....
Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»
Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...
"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")
В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...
Анкета: "Мотивация учащихся к занятиям физической культурой" для учащихся основной и средней школы
Анкетирование поможет выявить у учащихся отношение к предметам физкультурно-оздоровтительного цикла, мотивацию учащихся....
Методическая разработка классного часа «Мы этой памяти верны» для учащихся 9-11 классов. 2019 год.
разработка классного часа...
Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.
Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...
Методическая разработка «Мотивация учащихся к участию в конкурсах различного уровня». Тема работы: «Проведение нестандартных уроков, содержащих соревновательный элемент, как метод повышения мотивации подростков к участию в различных конкурсах»
Конкурсы являются одним из наиболее значимых трендов современности. Главными мотивирующими факторами участия, в большинстве случаев, выступают: интерес, расширение предметных знаний, получение сертифи...