КТП 6 кл
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе учебного предмета «Литература. 6 класс»
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2010 г.), Примерной программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5—11 классы) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (2009 года).
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- ежеурочно работать над выразительным чтением поэтических и прозаических текстов;
- продолжить обучение подробному пересказу, обучать творческому и выборочному пересказу;
- обучать аргументировано выражать своё мнение и участвовать в диалоге в процессе обсуждения произведения;
- формировать первичные навыки работы с теорией литературы;
- формировать первичные навыки работы со справочными материалами;
- способствовать развитию умения создавать творческие работы на основе содержания художественного произведения;
- учить проводить параллель между произведениями разных авторов.
Рабочая программа отражает обязательное для усвоения в 6 классе содержание обучения литературе на базовом уровне. Литературное произведение в 6 классе предстает как самостоятельное произведение искусства, так и звено в сложном процессе, поскольку структура курса литературы в среднем звене воспроизводит литературный процесс от древности до наших дней.
Предложенная в 5 классе модель (сюжет – герой – жанр – автор) в 6 классе реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых находится герой.
«Герой-ровесник в мире художественного слова», герой – тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий и происшествий, организующих сюжет. Особую роль при организации изучения этих произведений играет обращение к ученическому творчеству: жизнь героя – подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания. Авторы и тексты подобраны так, чтобы ученик мог осознать причины сложности своего возраста и оценить реальные возможности самоутверждения.
Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит также на материале, адресованном герою.
Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой 5 класса и направлена на продолжение работы по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Программа по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой в 6 классе рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю),
Количество часов по литературе не соответствует календарному графику работы на 2014-2015 учебный год Отдела Образования Белокалитвинского р-на, т.к. школа работает по шестидневной рабочей недели, а календарный график составлен для пятидневной рабочей недели
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный ответ учащегося, письменный ответ на вопрос, сочинение.
Содержание учебного предмета
Введение
Урок-повторение. Художественный мир литературного произведения
Герой-подросток в мире художественного слова
Далекое прошлое человечества
Былины – богатырский эпос русского народа.
На заставе богатырской. Три поездки Ильи Муромца.
Герои сказок и былин
А.Н. Островский - великий русский драматург «Фантастическая гармония» в пьесе-сказке А.Н. Островского «Снегурочка»
Художественное изображение героев в «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка»
Роль ремарок в пьесе-сказке
А.Н. Островского «Снегурочка»
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А.Н. Островского
Развитие речи. Работа над ошибками (контрольное сочинение по творчеству А.Н. Островского)
Ланселот - образец рыцарской доблести (по произведению Уайта «Свеча на ветру»)
Есть ли «ланселоты» в современной жизни?
Баллады Жуковского
Урок-зачет по теме: «История человечества в произведениях литературы»
Литература 19 века
Все начинается с детства
Тема «золотого детства» в творчестве СТ. Аксакова (по произведению «Детские годы Багрова-внука»)
Литературный портрет Н.Г. Гарина-Михайловского
Тема детства в творчестве Н.Г. Гарина-Михайловского по произведению «Детство Темы»)
Контрольная работа по теме «Золотое детство» в автобиографической прозе Аксакова и Гарина-Михайловского»
Роль пейзажа в очерке СТ. Аксакова «Буран»
Пейзаж в искусстве (живописи, литературе, музыке)
Портретная галерея в мастерской баснописца И.А. Крылова
Дневник Маши (по произведению В.Ф. Одоевского «Отрывки из журнала Маши»)
Урок-конкурс па тему «Лучшая коллекция портретов из дневника Маши»
«Отечество нам Царское Село...»
Гимн дружбе (по лирике А.С Пушкина)
Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А.С Пушкина
Развитие речи. Работа над ошибками (контрольное сочинение по творчеству А.С Пушкина)
Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
Экскурсия в нашу древнюю столицу («Панорама Москвы» МЮ Лермонтова)
Автопортрет М.Ю. Лермонтова
Изображение детского характера в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Сказочный мир детства в стихотворении И.З. Сурикова «В ночном»
Школьник (по стихотворению Н.А. Некрасова «Школьник»)
Отрочество Л.Н. Толстого
Литературный портрет А.П. Чехова
Герои и сюжет в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»
Юмористическое и сатиричское в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»
Развитие речи. Контрольное сочинение по разделу «Незабываемый мир детства и отрочества»
Развитие речи. Работа над ошибками (контрольное сочинение по разделу «Незабываемый мир детства и отрочества»)
Мир приключений
Диалог на честном человеческом языке (Гек и Джим в повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»)
«Славно жить на плоту» (по повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»)
Встреча друзей (Гек и Том в повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна»)
Урок-зачет по теме «Повесть М. Твена «Приключения Гекльберри Финна»»
Сила человеческой мысли (по творчеству Ж. Верна)
«Робинзонада» - «Таинственный остров» (по роману Ж. , Верна)
Я на таинственном острове (творческая работа)
Индивидуальный и изысканный стиль Оскара Уайльда (творчество О. Уайльда)
Использование иронии и фантастики для раскрытия мира человеческой души (по рассказу О. Уайльда «Кентервильскос приведение»)
Литературоведческое исследование (по рассказу О. Уайльда «Кентервильское приведение»)
Развитие речи. Контрольное сочинение по разделу «Мир приключений»
Развитие речи. Работа над ошибками (контрольное сочинение по разделу «Мир приключений»)
Двадцатое столетие
Поиски новых книг
Проза жизни и мечты рассказчика в произведении А.Т. Аверченко «Смерть африканского охотника»
«Чудесное заглавие» рассказа (по произведению А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
Путешествие по раю (по произведению К.Г. Паустовского «Повесть о жизни»)
«Детство верит, что вес будет вечно...» (по книге Ф. Искандера «Детство Чика»)
Контрольная работа но разделу «Двадцатое столетие»
«Литературная кинопанорама» на тему войны и защиты Родины
Военная песня...
Репортаж на тему «Что такое война?»
Развитие речи. Контрольное сочинение на тему «Великая Отечественная война и война в наше время»
Развитие речи. Работа над ошибками (контрольное сочинение на военную тематику)
«Литературный аукцион»
«С любовью к природе»
«Природа - образец искусства»
Подведем итоги
Итоговая контрольная работа
Для реализации рабочей программы используется:
- Литература. 6 кл.: В 2 ч.: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений / авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. - «, М.: Дрофа, 2010;
- Зельманова Л. М. , Колокольцев Е. Н. Развитие речи. Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства. 5 - 7 классы: учено-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2008.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 6 класса учащиеся должны
знать/ понимать:
- авторов и содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов;
- героев произведений – литературных героев (герой литературный, имя героя, портрет, поступки);
- характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.
уметь:
- характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящим в нем событиями;
- владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.;
- использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
- создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
- отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения и др.);
- привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений;
- работать со справочными материалами.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела/ темы | Наименование раздела/темы | Всего часов | Из них часов на | |||
Развитие речи (устной и письменной) | Контрольные (проверочные) работы | Внеклассное чтение | Внеклассные занятия по предмету | |||
1. | Герой художественного произведения | 4 | 1 | 1 | 1 | |
2. | Герои мифов, былин и сказок | 12 | 2 | 2 | 1 | |
3. | Русская литература XIX века | 26 | 3 | 1 | 6 | 1 |
4. | Литература XX века | 14 | 2 | 1 | 1 | |
5. | Мир путешествий и приключений | 9 | 1 | 2 | ||
6. | Резервные уроки | 3 | 1 | 1 | ||
7. | ИТОГО | 68 | 10 | 4 | 12 | 4 |
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, рубежный, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Оценка устных ответов учащихся.
При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Оценка за сочинение
Оценка «5»
Глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускается:
1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.
Допускается:
2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускается:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки
Оценка «2»
Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
Допускается:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок
Оценка «1»
Совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумение излагать свои мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметок «2».
Имеется более
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Контрольная работа № 1. Контрольное чтение
Цель: проверить умение учащихся читать незнакомые тексты.
Было это приблизительно около полудня знойного и тихого июньского дня. 10
В глубоком молчании сидели мы с братом на заборе, под тенью густого серебристого 23
тополя, и держали в руках удочки, крючки которых были опущены в огромную бадью 36
с загнившей водой. О назначении жизни в то время мы не имели ещё даже отдалённого 51
понятия, и, вероятно, по этой причине, вот уже около недели любимым нашим занятием 64
было – сидеть на заборе, над бадьёй, с опущенными в неё крючками из простых медных 78
булавок и ждать, что вот-вот, по особой к нам милости судьбы, в этой бадье и на эти 96
удочки клюет у нас «настоящая», живая рыба. 103
Правда, уголок двора, где помещалась эта волшебная бадья, и сам по себе, 115
даже и без живой рыбы, представлял много привлекательного и заманчивого. Среди 126
садов, огородов, сараев, двориков, домов и флигелей, составлявших совокупность 135
близко известного нам места, этот уголок вырезался как-то так удобно, что никому 147
и ни на что не был нужен; поэтому мы чувствовали себя полными его обладателями, 161
и никто не нарушал здесь нашего одиночества. 168
Середину этого пространства, ограниченного с двух сторон палисадником 176
и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий 188
проход, занимала большая мусорная куча. На вершине мусорной кучи валялся 198
старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не 208
бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 220
(«Парадокс». В.Г.Короленко)
Контрольная работа № 2. Контрольное чтение и анализ текста.
Цель: проверить умение учащихся читать и понимать незнакомые тексты.
Прочитайте текст «ТРУСИХА». Выполните задания.
ТРУСИХА
Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха. 14
Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и 30
ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — 44
ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках. 61
Вдруг послышались крики: 64
— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!.. 71
Все обернулись. 73
— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!.. 77
Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка 92
остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной 106
крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ. 117
Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, 131
заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости. 138
Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. 153
Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, 168
клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил: 182
— Пошел вон! 184
— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку. 198
Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и 212
увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой 228
вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными 244
кулачонками. 245
Зато Валя плакала навзрыд. 249
— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил? 256
Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась. 266
(М. Артюхова.)
1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.
А) Лохмач играл в войну с ребятами
Б) Валю в войну играть не принимали
В) Андрюша был старше Вали
Г) Лохмач был Валиной собакой
2. Почему все называли Валю трусихой?
3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.
A) Просто я очень испугалась.
Б) Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
B) Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Г) Один раз ребята играли на улице.
4. Валя варила куклам обед. Как вы думаете, почему?
А) потому что ей было скучно играть в войну
Б) потому что была девчонкой
В) потому что нужно было присмотреть за Лохмачом
Г) потому что ее считали трусихой
5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с характером Вали после появления на улице злого пса.
6. Закончите предложение. На куче песка остался только маленький Андрюша,
он дружил с Лохмачом и не боялся его
он был сильнее собаки, поэтому не испугался
он был очень маленький и не умел ходить
он не заметил надвигающегося врага
7. Валя была очень храброй девочкой. Расскажите о ее действиях, подтверждающих это.
8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «зато Валя плакала навзрыд»?
неискренне
очень громко
сквозь смех
беззвучно
9. Как вы понимаете выражение «шел на приступ» в предложении «Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ»?
желая с ним поиграть
быстро приближаясь
очень медленно
мимо
10. Как можно заменить выделенное слово в предложении «Ребята бросились врассыпную»?
все в одну сторону
«рассыпная» - это сарай
в укрытие
в разные стороны
11. Автор называет Лохмача разными словами, например, собака. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.
12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?
А) Сказки
Б) Рассказы о животных
В) Басни
Г) Рассказы о дружбе, верности и отваге
13. Объясните, как вы понимаете предложение «Ребята медленно выползали из своих убежищ».
14. Как появление Лохмача изменило характер девочки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.
15. Закончите предложение: Валю в войну играть не принимали
потому что она умела ходить только на четвереньках
она была девчонкой
ведь она была трусихой
она не умела строить крепости
16. О чём главным образом хотел рассказать автор?
А) о любви детей к игре в войну
Б) о храбрости девочки-трусихи
В) о злой собаке, которую звали Лохмач
Г) о дружбе человека и собаки
17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?
А) Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
Б) Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц.
В) Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
Г) Просто я очень испугалась.
18. Какова главная мысль этого текста?
А) Любую собаку можно дрессировать
Б) Девочек всегда нужно брать играть в войну
В) О человеке надо судить по его поступкам
Г) Детям нельзя гулять без присмотра взрослых
19. Докажите, что пословица «Друг познается в беде» подходит к этому произведению.
20. Как вы думаете, справедливо ли Валю называли трусихой? Почему? Напишите об этом.
Контрольный тест по творчеству А. С. Пушкина
1. Какова основная тема повести «Станционный смотритель»?
а) осуждение детей, забывающих своих родителей
б) изображение жизни «маленького человека»
в) реалистическое описание почтовой станции
2. С какой целью А. С. Пушкин вводит экспозицию в повествование?
а) для подробного описания жизни на почтовых станциях
б) для реалистического изображения действительности
в) для раскрытия мировоззрения рассказчика, его характера
3. Кого из героев русской литературы называют «маленьким человеком»?
а) ребенка
б) второстепенный персонаж
в) человека, не имеющего высокого чина
г) типичный образ бедного человека, страдающего от социальной несправедливости
4. Какую символическую деталь вводит А. С. Пушкин в описание жилища станционного смотрителя?
а) горшки с бальзамином
б) картинки, изображающие сцены из притчи о блудном сыне
в) кровать с пестрой занавеской
5. А. С. Пушкин показывает, что люди «порядочного общества» в моральном плане куда ниже Самсона Вырина, используя:
а) сюжет
б) прямую авторскую характеристику
в) художественную деталь
6. Соотнесите имя персонажа и авторскую оценку, (а-3; 6-2; в-1)
а) Вырин 1) корит, не оправдывает
б) Дуня 2) осуждает, возмущается
в) Минский 3) сострадает, сочувствует, симпатизирует
7. Счастлива ли Дуня?
а) да, потому что она любит Минского
б) автор не дает прямого ответа
в) нет, так как благополучие не может быть свидетельством счастливой жизни
8. Какой принцип положен в основу жизни людей «порядочного общества»
а) «цель оправдывает средства»
б) «чин чина почитай»
в) «добро всегда победит зло»
г) «на чужом несчастье своего счастья не построишь»
9. Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?
а) не хватило мужества
б) был очень добрым человеком и простил Минского
в) не знал, как это можно сделать
г) понимал бессмысленность такой попытки
10. Что общего у повестей «Метель» и «Станционный смотритель»
а) глубина характеристики героев б) социальная проблематика
в) бытописание г) сложный сюжет
д) образ рассказчика
Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова
1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?
а) гражданская тематика;
б) вольнолюбие;
в) пейзаж;
г) тема одиночества.
2. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?
а) одиночества, изгнанничества;
б) бунтарства, стихийного порыва;
в) непонятости, страдания, тоски;
г) избранности.
3. Найдите слово, которое присутствует в каждом из перечисленных стихотворений М. Ю. Лермонтова: «На севере диком», «Листок», «Утес» - и определяет все его творчество.
4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?
а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;
б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;
в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.
5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение«Тучи».
а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?
а) свободолюбивым порывом;
б) неразделенностью любви;
в) непрочностью человеческих отношений;
г) бунтарством, мятежным неприятием мира.
7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?
а) потребительское отношение человека к природе;
б) трагическое столкновение красоты с законами бытия;
в) роковой смысл ропота пальм на Бога.
8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».
а) баллада; б) поэма;
в) сонет; г) элегия.
9) Определите размер, которым написано стихотворение «Три пальмы».
а) ямб; б) хорей;
г) амфибрахий; в) дактиль.
10. Какова основная тема стихотворения М. Ю. Лермонтова «На севере диком...»?
а) разлука двух влюбленных;
б) трагическая непреодолимость одиночества;
в) неразделенная любовь.
11. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Три пальмы». С какой целью М. Ю. Лермонтов переносит ударение в словах?
...Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети, .
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.
а) для создания поэтического колорита;
б) для сохранения ритма;
в) для соответствия размеру.
12. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»?
а) сопоставления мира чинары и листка;
б) антитезы двух миров;
в) стремления к единению.
13. Что символизируют собой герои стихотворения «Листок»?
а) листок; 1) спокойствие, отрыв от реальной жизни,
неспособность к состраданию;
б) чинара; 2) одинокая, бесприютная, скитальческая
жизнь, неприкаянность;
в) море; 3) жизнь и смерть.
14. Назовите основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
15. Что называется стопой в стихотворении?
а) ударный слог;
б) безударный слог;
в) группа слогов, состоящая из одного ударного и нескольких без¬
ударных, повторение которых определяет размер стиха.
16. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
а) дактиль;
б) амфибрахий; в) анапест;
Тест по произведениям С. Т. Аксакова
1. Какие сказки были любимыми у героя повести С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»?
а) турецкие;
б) арабские;
в) русские;
г) немецкие.
2. Герой повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» многоедобавлял, пересказывая сказки, потому что
а) был лживым;
б) хотел похвастаться;
в) обладал горячим воображением;
г) плохо помнил сказки.
3. Какая примета не относится к описанию начала бурана:
а) резко похолодало;
б) животные начали тревожиться;
в) потянул резкий ветер;
г) внезапно потемнело.
4. Герой очерка С. Т. Аксакова «Буран» погибли, потому что
а) бездействовали;
б) были слишком самоуверенными и безрассудными;
в) было слишком холодно;
г) стали жертвой волков.
Тест по произведению В. Ф. Одоевского
1. Сколько лет героине книги В. Ф. Одоевского «(М рынки из журнала Маши»:
а) девять;
б) десять;
в) одиннадцать;
г) двенадцать.
2. Журнал Маше подарили
а) мать;
б) отец;
в) брат;
г) сестра.
3. Родители Маши считали, что девочка должна прежде всего
а) красиво одеваться;
б) быть послушной;
в) научиться играть на рояле;
г) приучаться к хозяйству.
4. почему девочки не хотели дружить с Таней?
в) с ней был неинтересно;
б) она была заносчива;
и) она была незнатного происхождения;
г) она была нелюдима,
Тест по произведению И. С. Тургенева
1. Скольких мальчиков встретил у костра охотник, герой рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
а) четверых; б) пятерых;
в) шестерых; г) семерых.
2. Самым старшим мальчиком был
а)Ильюша; б)Павлуша;
в) Федя; г) Костя.
3. Какой истории не было в рассказах мальчиков:
а) о бабе-яге; б) о водяном;
в) о лешем; г) о русалке.
4. Найдите описание Павлуши:
а) «Стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой».
б) «На вид было не более двенадцати лет», «волосы всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой... тело приземистое, неуклюжее».
в) «Лицо невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить... маленького роста, сложения тщедушного».
г) «На вид было не более двенадцати лет», лицо... довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое», «желтые, почти белые волосы».
Тест по произведению Н. А. Некрасова «Осенняя скука»
1. Найдите для каждого героя «должность», которую он занимал у Ласукова:
а) Максим; д) кучер;
б) Егор; е) портной;
в) Антип; ж) дворецкий;
г) Дмитрий; з) повар.
2. Чего хотел Ласуков?
а) чтобы крепостные лучше работали;
б) поехать в город;
в) вернуться к прежней жизни;
г) разогнать скуку.
3. Что за болезнь поразила Ласукова?
а) ангина;
б) скука и лень;
в) отравление;
г) подагра. '
4. Какие обязанности исполнял мальчик в доме Ласукова?
а) разные мелкие поручения;
б) был камердинером;
в) помогал повару;
г) работал в конюшне.
Тест по произведению Л. Н. Толстого «Отрочество»
1. Какое природное явление описано в повести «Отрочество»?
а) снегопад;
б) буран;
в) гроза;
г) ураган.
2. Какой троп отсутствует в предложении: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа»:
а) гипербола; -
б) олицетворение;
в) эпитет;
г) сравнение. ..',..
3. Какой учебный предмет Николенька Иртеньев не любил больше всего?
а) французский язык;
б) математику;
в) географию;
г) историю.
4. В своих неприятностях Николенька обвинял прежде всего
а) себя;
б) брата и сестру;
в) учителя истории;
г) Филиппа-кучера.
Тест по произведениям А. П. Чехова
1. Героиня рассказа А. П. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки № считала, что хорошо провела каникулы, потому что
а) занималась наукой и вела себя хорошо;
б) веселилась с гостями;
в) читала любимые книги;
г) много гуляла.
2. Герои рассказа А. П. Чехова «Мальчики» хотели добраться до
а) Мичигана;
б) Аляски;
в) Флориды;
г) Калифорнии.
3. Действие рассказа «Мальчики» происходит
а) зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.
4. Что повлияло на решение героев рассказа «Мальчики» убежать в Америку?
а) плохие отношения с родителями;
б) неудачи в гимназии;
в) увлечение книгами Майн Рида;
г) стремление к подвигу.
Тест по произведению Н. Г. Гарина-Михайловского
1. Кто привил главному герою повести «Детство Темы» любовь к чтению?
а) родители;
б) Иванов;
в) Данилов;
г) сам Тема.
2. Почему Иванов не выдал Вахнова?
а) пожалел его;
б) хотел посмотреть, что будет;
в) был его лучшим другом;
т) не мог преступить правил товарищества.
3. Кому принадлежала идея побега в Америку?
а) Касицкому;
б) Карташеву;
в) Данилову;
г) их осенило одновременно.
4. Как восприняли неудачный побег в Америку герои повести Гарина-Михайловского?
а) в душе надеялись, что он не состоится;
б) как крушение всей жизни;
в) рады были, что вернулись домой;
г) им было жаль, но они чувствовали закономерность провала.