Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы
статья по литературе (5, 10 класс) на тему
В статье говорится о том, какие типы учебного диалога я использую на своих уроках.Материал может помочь сделать уроки литературы и русского языка более интересными и продуктивными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialogi.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ежегодная городская педагогическая конференция
«Фестиваль педагогических идей»
Выступление на тему:
«Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы»
Работу выполнила Частоступова Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северодвинская городская гимназия».
Северодвинск 2015г.
О значении диалога писал ещё А. Дистервег: « Говорить самому
(т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого…Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить».
Сейчас много рассуждают на тему: «Какова роль учителя в рамках ФГОС?» Одни считают, что она значительно меняется, другие склонны думать, что роль учителя осталась неизменной. Так или иначе, учитель был и будет главным организатором учебной деятельности учащихся. Добавляются новые термины, рабочие программы мы сейчас пишем с соблюдением новых правил, формируем универсальные учебные действия, но суть остаётся прежней. Единственное, с чем нельзя поспорить, что учитель должен чаще входить в класс не с ответом, а с вопросом. А искать ответ на вопросы - значит вести диалог.
Учебный диалог - это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; главное в нём не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. И что немаловажно в процессе диалога осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимодополнение, взаимоуважение, сопереживание, сотворчество.
На своих уроках я использую чаще всего такие типы учебного диалога:
1. Информационный диалог ( в процессе диалога происходит получение новой информации)
2. Диалог на основе прочитанного.
3. Конфликтный диалог (возникает конфликт на фоне противоречивого отношения учащегося к предмету проблемы)
4. Духовный диалог (указывает на глубинное проникновение в смысл художественного произведения)
Информационный диалог может использоваться учителем в процессе овладения новыми знаниями. Этап объяснения нового материала по-прежнему считаю одним из важных в структуре урока. Организовать учебный диалог можно по-разному, в зависимости от тех задач, которые стоят перед учениками. Но моя основная цель - вовлечь в диалог как можно больше учеников. В процессе обсуждения должно произойти столкновение «знаю»- «не знаю», то есть определяется проблема(вопрос), поиску решения которой будет посвящён следующий этап урока.
Приведу пример информационного диалога( в сокращённом варианте) на уроке русского языка в 5 классе во время изучения темы
«Главные члены предложения». Дети работали в малых группах, определяя грамматическую основу предложений:
Горький дым развеет ветер.
Брату подарили коньки.
Стая волков бежали по лесу.
В процессе работы возникали разные варианты ответов, результаты обсуждались, часто возникали споры:
1 ученик:
- В третьем предложении подлежащее стая, но я не уверен. Как объяснить - не знаю. (столкновение «знаю»- «не знаю»)
2 ученик:
- Стая одна, а бежали – во множественном числе. Почему?
3 ученик:
- Это ошибка. Правильно так: Стая волков бежала по лесу.
Во время обсуждения остальных предложений также возникали вопросы и споры. В результате ребята подведены к той ситуации, когда они могут поставить перед собой учебную задачу, то есть определить проблему. И на вопрос учителя (как же поступить?) учащиеся пытаются самостоятельно найти ответ. Ищут способ определения подлежащего, поскольку способ, изученный в начальной школе, в данных предложениях «не работает». Конечно, групповая работа не всегда для нас, учителей, удобна, так как при таком обсуждении в классе не бывает тишины, а если возникают споры, то приходится вмешиваться, напоминать о дисциплине. Но положительных моментов много:
- каждый участник учебного диалога имеет право на мнение, даже ошибочное;
- мнение любого, в том числе и учителя, который участвует в диалоге на равных с учениками, может быть подвержено критике;
- в результате диалога вырабатывается общий способ действия;
Функция учителя сводится к организации работы групп, к подготовке раздаточного, иллюстративного материалов, к «оживлению» диалоговой ситуации в случае затруднений. А главное, помощь учитель оказывает только по просьбе и не даёт никаких готовых ответов в виде примеров.
Конечно, бывают и неудачи, но в процессе поиска решения в диалог включается всё больше и больше ребят. Для некоторых ситуация неуспеха превращается в полезную мыслительную деятельность. Такие задания нужны, чтобы продолжить разговор на уроке.
Приведу пример ситуации на уроке литературы в 5 классе при изучении рассказа Л. Андреева «Петька на даче». На этом уроке я использовала диалог по прочитанному. Одной группе были даны готовые вопросы:
1.Что вы можете рассказать о Петьке?
2.Что означал один и тот же крик в парикмахерской: «Мальчик, воды»?
3.Как вёл себя Петька по дороге на дачу?
4. Чем завершилось его пребывание там?
Двум другим группам учащихся я предложила составить для одноклассников свои вопросы по разным эпизодам рассказа. Затем ребята по очереди задавали вопросы друг другу. Были придуманы, на мой взгляд, интересные вопросы.
- Почему Петька попросил мать спрятать удочку?
- Кому из мальчиков (Петьке или Николке) вы сочувствуете больше? Почему?
- Почему на даче Петька забыл о существовании Осипа Абрамовича?
- Как вы понимаете слова: «…Петька вступил в полное соглашение с природой?»
В старших классах использую на уроках русского языка и литературы конфликтный и духовный диалоги.
Старшеклассников не так просто поделить на группы. Но свободное деление не приводит ни к чему, поскольку в такие группы объединяются приятели, а значит, они будут во всём соглашаться друг с другом, поэтому делю организованно. Важно, чтоб в процессе диалога возникали разногласия, были выслушаны разные мнения. Цель такого диалога, на мой взгляд, заключается в том, чтобы на гуманистической основе решать острейшие проблемы времени, воспитывать в человеке душу.
Приведу пример конфликтного диалога, возникшего на уроке русского языка в 10 классе. Учащимся был выдан текст
К.И. Чуковского. Было заранее понятно, что мнение писателя будет воспринято старшеклассниками неоднозначно. Нужно было сформулировать проблему, поднятую автором в данном тексте. С этим справились быстро. Разговор состоялся по проблеме отношения молодёжи к родному языку. Конфликтный диалог возник при обсуждении авторской позиции.
Первый ученик:
- Я не согласен с мнением К.И.Чуковского, который считает, что речь человека влияет на его поступки. Я не вижу ничего обидного в словах «пойду прошвырнусь». Это не значит, что походка говорящего так человека будет непременно развязной.
Второй ученик:
- Молодёжный сленг всегда был и будет! Проблема заключается не в нём, а во взрослых людях, которые его просто не понимают.
Третий ученик:
- В литературе множество примеров, когда такие гениальные поэты, как В.Высоцкий, С. Есенин, В. Маяковский, не стеснялись резких высказываний, использовали в стихах понятные только им неологизмы.
Четвёртый ученик:
- Вы не вмешивайте сюда Маяковского и Есенина! Они трудились над созданием неологизмов! Это были настоящие муки творчества!
Пятый ученик:
- Не всегда грамотно и красиво говорящий человек совершает только хорошие поступки. Встречаются высокообразованные, но совершенно безнравственные люди….
Не всегда такие споры приводят к единому мнению.
В сочинениях ребята высказали свои точки зрения, в чём-то согласились с автором, но не во всём. «Несогласные» пытались корректно аргументировать своё мнение, приводя достаточно убедительные доводы.
Среди моих учеников есть начитанные и не очень, есть те, кто любит читать, но им не хватает времени. Таких вовлечь в диалог легко. Вполне согласна с высказыванием Е.Н. Ильина, который считал, что «читатель не тот, кто много читает, а тот, кто много думает над прочитанным». А чтобы захотелось думать, нужны интересные вопросы.
Естественно, ограничиваться вопросно-ответной системой не стоит, так как она не совершенствует в учениках самостоятельность. Осуществление полноценной учебной деятельности возможно только при условии использования педагогом разных форм организации учебного диалога.
Высшей формой диалога считаю духовный (внутренний) диалог, при котором происходит глубокое проникновение в содержание произведения, проникновение в душу собеседника, в собственный внутренний мир. Изучая роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир», мы долго искали ответ на вопрос:
- Почему Наташа и Николай Ростовы с такой любовью и нежностью относятся к отцу и матери? Ответы были разные:
- Это очень добрые, приветливые люди, искренне рады всякому, кто приходит к ним в дом.
- Родители понимают своих детей, всё им прощают.
- Старшие Ростовы не только советуются с детьми, но и уважают их мнение, когда они правы.
Но главный ответ всё-таки прозвучал:
-Наташа и Николай чувствовали: пока живы родители, они будут дольше оставаться детьми. Такие вопросы заставляют задуматься о собственной жизни.
Ещё вопрос:
- Что больше всего огорчило Платона Каратаева в ночном разговоре с Пьером? Ответ:
- Платона Каратаева огорчило то, что у Пьера не было семьи.
Иногда в процессе одного разговора возникают вопросы по совершенно другому произведению, изученному раньше.
Например, недавно одна из моих учениц задумалась над таким вопросом:
- Почему М.Ю. Лермонтов не даёт подробного описания момента встречи Печорина с Верой? В романе нет предыстории их отношений. Такое ощущение, будто Вера всегда присутствовала в его жизни.
А ведь это вопрос себе. Пример внутреннего диалога. Молчит ученик или говорит - это всего лишь разные варианты его душевной активности.
В заключение хочется сказать, что в методической литературе великое множество определений диалога. Мне ближе этот.
Диалог - это не только форма деятельности, а способ отношений, который позволяет быть услышанным, где главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Групповые формы работы на уроках русского языка и литературы
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в пар...
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы
Эффективные формы работы на уроках русского языка и литературы с учащимися старших классов в условиях вечерней школы. Обобщение опыта работы по теме....
Учебный диалог как форма работы на уроках русского языка и литературы
В презентацию включены интересные учебные диалоги, вопросы, составленные учащимися на уроках литературы....
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы
Меня, как и всякого учителя, постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать ...
Новые формы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Выступление на методическом фестивале....