ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА. Технология проблемного обучения.
материал на тему
Один из ряда материалов работы над применением на занятиях современных образовательных технологий. К теоретической выкладке прилагается видео актуализации на занятии по драме М.Горького "На дне"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология проблемного обучения | 14.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения
Интерес обучающихся к деятельности преподавателя поддерживают:
- творческая атмосфера занятия;
- продуманная, обоснованно поданная тема занятия, предложенная задача;
- разнообразие форм опроса, самостоятельных и фронтальных работ, видов индивидуальной взаимопроверки, что никоим образом не утомляет обучающихся, а, напротив того, возбуждает их интерес к самооценке и осознанию собственных возможностей;
- привлечение обучающихся к активной деятельности;
- выявление потенциальных возможностей каждого студента и их реализация в избранном виде деятельности, индивидуальный интерес обучающегося.
Все эти задачи легко решаются при помощи технологии проблемного обучения. Студентов, на мой взгляд, должно быть видно на занятии: они должны высказывать свою точку зрения, дискутировать, докладывать, активно делать что-либо. Нужно провоцировать любую деятельность обучающихся на занятии, то есть создавать такие ситуации, в которых она, деятельность, становится необходимой. Значит, в материале должна быть обнаружена ПРОБЛЕМА (противоречие), требующее своего разрешения на занятии.
Применительно к обучению "проблемность" означает только то, что отсутствует однозначное решение проблемы не вообще для человечества (это область научной, а не учебной проблемности), а с позиций обучаемого, на основе тех знаний, которыми он уже располагает.
Проблемная ситуация задается обучаемому в форме вопросов типа «Почему?», «Как?», «В чем причина?» и «Какова связь тех или иных явлений?».
Характерными чертами проблемных вопросов являются:
- наличие противоречия и возможность альтернативных ответов;
- увлекательность;
- соответствие природе предмета;
- емкость, т.е. способность воспринять не только единичный факт, а охватить широкий круг материала, что помогает выявить общее в единичном.
Можно привести пример двух случаев применения проблемной технологии.
- Создание проблемной ситуации. Ситуация содержит в себе противоречие, которое вызывает у учеников удивление либо затруднение.
- Сообщение темы занятия в готовом виде, но с применением специального приема («яркое пятно», актуальность).
- Этот путь, как и предыдущий, обеспечивает возникновение интереса к теме.
Пример этого можно найти при проведении занятия по теме «М.Горький. «На дне».Этап: актуализация (видео находится по адресу http://youtu.be/ouUj-on8bJs ).
Прием создания проблемной ситуации, используемый на данном занятии, способствовал пробуждению интереса студентов к изучению пьесы с целью решения поставленной преподавателем проблемы.
Проблемные задачи и проблемные вопросы порождают в сознании учащихся теории. Приведенный пример фрагмента занятия подтверждает сказанное: в процессе проблемного обучения ребенок формируется как субъект деятельности, развивается как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
"Технология проблемного обучения на уроках математики 6-9 классов (из опыта работы учителя)"
В данной статье рассмотрены примеры уроков, разработанных автором с использованием приемов и методов проблемного обучения, а также приведены образцы заполнения технологических карт....
Обобщение опыта работы по методической теме «Технология проблемного обучения на уроках математики»
Проблема: Внедрение проблемного обучения в образовательный процесс средней школы. Условия возникновения проблемы: Федеральные государственные стандарты предусматривают совершенно иной подхо...
из опыта работы "Технология проблемного обучения на уроках химии"
Учебный предмет химия в силу своей практической направленности в полной мере способствует достижению главных целей проблемного обучения: - развитию мышления и способностей учащихся, ...
«Применение методов и технологий проблемного обучения на уро-ках русского языка литературы как прием активизации мыслительной деятельности в рамках внедрения ФГОС. Обобщение педагогического опыта»
В данной статье описаны методы и технологии проблемного обучения и способы применения их на практике....
Обобщение опыта педагогической деятельности по теме: «Использование технологии проблемного обучения на уроках математики »
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие разви...
Использование на уроках русского языка и литературы технологии проблемного обучения. (из опыта работы)
В статье приводятся примеры из различных уроков, на которых используется метод проблемного обучения....