Произведения выдающихся представителей кубанской литературы «Хлеборобная страда»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Цель:
· познакомить учащихся с произведениями кубанских писателей и поэтов;
· развивать навыки выразительного, беглого чтения;
· воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proizvedeniya_vydayushchihsya_predstaviteley_kubanskoy_literatury_hleborobnaya_strada.docx | 160.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевой конкурс общеобразовательных учреждений по пропаганде чтения среди школьников
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №52
поселка городского типа Ильский
муниципального образования Северский район
Краснодарский край
Произведения выдающихся представителей кубанской литературы «Хлеборобная страда»
(Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов)
Автор: Переляк Татьяна Вячеславна
учитель кубановедения МБОУ СОШ №52
пгт.Ильский
2014 г
Тема: Произведения выдающихся представителей кубанской литературы «Хлеборобная страда»
Цель:
- познакомить учащихся с произведениями кубанских писателей и поэтов;
- развивать навыки выразительного, беглого чтения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов.
ХОД УРОКА.
Эпиграф к уроку:
Шумят, шумят желтеющие нивы,
Красою сердце веселя.
Родимый край мой,
Край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
И.Варавва.
Слово учителя: Творчество писателей и поэтов Кубани неразрывно связано с трудом людей, с их деятельностью. Издавна труд людей на Кубани связан с выращиванием пшеницы. Хлеб – это богатство, которым наградила щедрая природа кубанские земли. Кубань – житница России. Хлеборобная пора, уборочная страда – это особое время в Краснодарском крае. Все силы народа направлены на выращивание, уборку и сохранение урожая. Во время страды жители сельской местности работают днём и ночью, и этот трудовой подвиг отражён в творчестве и поэзии кубанских литераторов.
Тема трудовых будней хлеборобов, отражённая в поэзии кубанских поэтов это и есть тема нашего занятия.
Чтение стихотворений Ивана Вараввы.
Учитель: Давайте сначала познакомимся с биографией Ивана Федоровича.
Иван Федорович Варавва родился 5 февраля 1925 года в донской слободе Ракова, ныне город Новобатайск Самарского района Ростовской области. Затем семья переехала на Кубань в станицу Кущевскую, затем в Староминскую.
С началом Великой Отечественной войны И. Варавва – боец истребительного батальона. В битве за Кавказ молодой поэт, в звании рядового пехотного стрелка и наводчика ротных минометов, весной 1943 года принимает участие в прорыве вражеской «Голубой линии» на Новороссийском направлении. В мае 1943 года, при штурме высоты «Сопка героев», под станицею Крымской был ранен и тяжело контужен.
Минометчиком и стрелком-автоматчиком Иван Федорович Варавва вместе с военными частями Советской Армии проходит по земле Украины и Белоруссии. В звании сержанта становится комсоргом роты полковых автоматчиков. Двадцатилетним сержантом в мае победного 1945 года молодой поэт Варавва оставил свой первый автограф на стене рейхстага в Берлине. Награжден тремя боевыми орденами и медалями.
В военные годы и в мирные армейские дни его стихотворные произведения публикуются на страницах армейской печати, начиная с 1942 года.
В 1948 году, находясь на срочной военной службе, как фронтовой поэт, был приглашен для участия в работе Второго республиканского съезда Союза писателей Украины, состоявшегося в г. Киеве. По рекомендации, полученной на съезде от Владимира Сосюры и Александра Твардовского, был принят на учебу в Московский Литературный институт им. Максима Горького при Союзе писателей СССР.
Первая заметная публикация – четыре стихотворения – состоялась в 1950 году, в альманахе молодых писателей Украины «Счастливая юность», в издательстве «Молодь», г. Киев. Первые стихотворные произведения студенческих лет были опубликованы в журнале «Новый мир», редактируемом А. Твардовским, в 1951 году.
В этом же году на втором Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве, в докладе Алексея Суркова имя И. Вараввы было названо в числе лучших молодых поэтов страны.
После окончания Московского Литературного института в 1953 году И. Варавва возвращается на Кубань и работает литературным сотрудником в отделе культуры газеты «Советская Кубань».
В московском издательстве «Советский писатель» в 1954 году был издан первый стихотворный сборник «Ветер с Кубани», открывший путь трем десяткам поэтических книг.
Стихотворные циклы, подборки поэтических произведений И. Вараввы неоднократно публиковались в центральной периодической печати, на страницах журналов: «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва», «Нева», «Бежин луг», «Советский воин», «Огонек», «Смена», «Работница», «Молодой колхозник».
В творчестве И. Вараввы заметное место занимает казачья историческая тема Кубани. Вершиной работы в песенном жанре стал фольклорный труд «Песни казаков Кубани», изданный в 1966 году в Краснодаре.
Большим событием в писательской жизни И. Вараввы стало издание книги «Казачий кобзарь», созданной автором за последнее десятилетие. В эту книгу включена драматическая комедия «Хорош дом, да морока в нем» о переселении Запорожских казаков на Кубань, поставленная на сцене Краснодарского Государственного Академического драмтеатра.
И. Варавва – Герой труда Кубани, лауреат четырех Литературных премий Кубани. Литературная премия Союза писателей России им. А. Твардовского «Василий Теркин». Иван Федорович Варавва является почетным Академиком Кубанской Академии культуры и искусства, Почетным гражданином города Краснодара, почетным Атаманом Пашковского куреня. Член Союза писателей России с 1954 года.
- «Когда созревает пшеница»
- «Стоит пшеница на Кубани»
***
Стоит пшеница по Кубани
Среди натруженных полей,
И тает в хлебном океане
Зелёный парус тополей.
Шумят хлеба…
В страде горячей
Они земле поклоны бьют
За теплоту души казачьей,
За доблесть, мужество и труд!
Анализ стихотворений.
- Как автор описывает, то что происходит в природе в период созревания пшеницы?
- Как преображаются хлеборобы в период созревания и уборки пшеницы?
- за что хлеба поклоны бьют земле?
Беседа о творчестве К.А. Обойщикова.
Родился 10 апреля 1920 года в станице Тацинской Ростовской области. Детские и школьные годы прошли на Дону и Кубани. Жил в Брюховецкой, Кропоткине, Армавире, Новороссийске.
С первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях на Юго-Западном фронте, а с лета 1942 года на Северном флоте, куда полк в варианте двухместных истребителей «Пе-3» был переброшен для охраны конвоев союзников. Затем в должности штурмана эскадрильи перегоняет самолеты с сибирских и закавказских аэродромов в действующие полки Северного и Балтийского флотов. Награжден тремя орденами и семнадцатью медалями.
В 1960 году ушел в запас в звании майора с Тихоокеанского флота, где служил старшим штурманом наведения истребительной авиации ПВО.
Первое стихотворение восьмиклассника Кронида Обойщикова было напечатано в газете «Армавирская коммуна» в 1936 году. Но начало творческой биографии относится к послевоенным годам, когда поэт стал систематически печататься в армейских и флотских газетах, в журналах «Знамя», «Советский воин», «Дальний Восток», «Эстония».
В 1951 году К .Обойщиков был делегатом от Балтийского флота на II Всесоюзном совещании молодых писателей.
В 1963 году в Краснодаре вышел первый сборник стихов «Тревожное счастье», а всего девятнадцать, шесть из которых для детей.
Стихи К. Обойщикова переводились на адыгейский, украинский, эстонский, татарский и польский языки. Он один из авторов и составителей книг о Героях Советского Союза – кубанцах. Этот труд поэт считает делом всей его жизни. В трехтомник «Герои военных лет», «Высоты мужества», «Шагнувшие в бессмертие» вошли стихи и поэмы Кронида Александровича, посвященные солдатам, увековечившим себя в подвиге, стихи других кубанских авторов о героях, собранные поэтом.
На стихи поэта-ветерана написаны песни композиторами Г. Пономаренко, В. Пономаревым, С. Чернобаем, Г. Селезневым, В. Магдалиц, Н. Некоз. Он автор либретто двух оперетт.
К. Обойщиков – лауреат премии кубанского комсомола им.Н. Островского, премии им. Е.Ф. Степановой. В 2005 году он стал лауреатом Международного Московского конкурса поэзии «Золотое перо» в номинации «За лучшее стихотворение о войне».
Заслуженный деятель искусств Кубани, Заслуженный работник культуры России, почетный хлебороб колхоза «Заветы Ильича» Белореченского района, почетный член краевой ассоциации Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы, Почетный гражданин города Краснодара. Член Союза журналистов и Союза писателей СССР–России с 1968 года, Кронид Александрович на протяжении многих лет вел большую общественную патриотическую работу.
Чтение стихотворения «Они Россию кормят хлебом».
***
В степи, под этим южным небом,
Мне хлеборобы, как родня.
Они Россию кормят хлебом,
А это значит и меня.
***
И, житель города законный,
Не первый, не последний раз,
Иду я тропочкой знакомой
На свет хлебов и добрых глаз.
***
А ветер дух полей разносит,
И пыль, и сладкие дымы…
Пока земля растит колосья,
В бессмертье будем верить мы.
Анализ стихотворения.
а) Словарная работа.
-Что удивило в стихотворении? Что не поняли?
-Объясни:
Хлеборобы – люди, которые трудятся на земле, берегут её, выращивают хлеб.
Это профессия.
б) О работе хлебороба говорят так:
Без труда хлеб не родится никогда. ( Объясните пословицу.)
в) Подбор синонимов.
Хлебороб, земледелец, пахарь, крестьянин.
Обобщение и итог.
- С творчеством каких кубанских поэтов мы сегодня познакомились?
- О чём говорится в прочитанных стихотворениях?
Домашнее задание: выучить стихотворение о хлебе, нарисовать к нему иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выдающиеся представители отечественного музыкального искусства XX века. А. Хачатурян".
Методическая разработка цикла уроков и презентация к уроку....
Яркие представители зарубежной литературы
Данные презентации могут быть использованы в качестве материала для предметной недели по литерутуре: "Итальянская литература", "Американская литература". Это рассказ о самых известных и ярких представ...
Два века кубанской литературы. Хождение к литературным святыням (В.Лихонов)
Ознакомление учащихся с истоками кубанской литературы, ее взаимосвязью с литературами других национальностей, показать периодичность литературы родного края...
Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)
В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...
Методический доклад "Московская фортепианная школа: ее выдающиеся представители, их педагогические взгляды, принципы, методы работы"
В области музыкальной педагогики особенно важно внимание к академическим традициям, воспитание подрастающего поколения на лучших примерах отечественной педагогики иск...