Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

port2558

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_5_klass_fgos.docx196.64 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Desktop\7.jpgПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

            Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

            В программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

            Рабочая программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку»; «Содержание курса»; «Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников»; «Рекомендации по материально-техническому обеспечению.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

           Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанной на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и   универсальными учебными действиями;
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

           Учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладения ими стилистически окрашенной русской речью.

            Специфика  учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

            Вторая ступень школьного литературного образования (основная школа, 5-9 классы) охватывает три возрастные группы, образовательный и психофизиологический уровни развития которых определяют основные виды учебной деятельности.

             Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, вторая владеет техникой чтения и более подготовлена к толкованию прочитанного. Именно поэтому на занятиях с первой группой важно уделять больше внимания различными видами чтения: индивидуальному чтению вслух, чтению по ролям, инсценированию, различного вида пересказам.

             В учебной работе со второй группой необходимо активизировать умение анализировать художественное произведение, воплощая результаты этой работы в филологически грамотные устные и письменные высказывания. Курсы литературы в 5-8 классах строятся на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе, который будет продолжен в старшей школе. В 9 классе активизируется связь курса   литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность проектная деятельность учащихся.

          В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.
  2. Древнерусская литература.
  3. Русская литература 18 века.
  4. Русская литература 19 века.
  5. Русская литература 20 века.
  6. Литература народов России.
  7. Зарубежная литература.
  8. Обзоры.
  9. Сведения по теории и истории литературы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий  и профессиональных предпочтений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация изученных произведений;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаическое произведение или их отрывки с использованием образных средств русского языка  и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

МЕСТО КУРСА «ЛИТЕРАТУРА» В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

           Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе – 105 ч, в 6 классе – 105ч, в 7 классе – 70 ч, в 8 классе – 70ч, в 9 классе – 105ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Писатели о роли книги в жизни человека и общества.

Устное народное творчество

Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

Теория. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).

Русские народные сказки

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Светлый и темный мир волшебной сказке. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки.

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо». Тема мирного труда и защиты родной земли.

«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых.

Теория. Сказка как повествовательный жанр фольклора. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола (начальные представления). Вариативность народных сказок (начальные представления). Сравнение.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Теория. Летопись (начальные представления).

Из литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя (детство и годы учения, начало литературной деятельности). «Случилось вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме.

Теория. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальные представления).

Из русской литературы 19 века

Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра (обзор).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне.

Теория . Басня (развитие представлений), аллегория (начальные представления). Понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте (детство, начало творчества, Жуковский-сказочник). «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория. Баллада (начальные представления)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, ее сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый». Пролог к поэме «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - ее истоки. Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной. Народная мораль – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом.

Теория. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).

Русская литературная сказка 19 века

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое, достоверно-реальное в литературной сказке.

Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». ( Для внеклассного чтения)

Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.

Теория. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). «Бородино» - отклик на 25-летнююгодовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен.

Теория. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе (детство, годы учения, начало литературной деятельности). «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения).

Теория. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Речевая характеристика персонажей. «Есть женщины в русских селеньях…» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. «На Волге». Картины природы. Раздумье поэта о судьбе народа. (Для внеклассного чтения).

Теория. Эпитет (развитие представлений).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни писателя. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества героя. Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека.

Теория. Портрет, пейзаж (развитие представлений). Литературный герой (развитие представлений).

Афанасий Афанасиевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Два разных характера, две разные судьбы.

Теория. Сравнение (развитие понятия). Сюжет (начальное представление).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория. Юмор (развитие понятия) . Речевая характеристика персонажей (начальное представление)

Поэты 19 века о Родине и родной природе (обзор)

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима (отрывок); А.В.Кольцов. «В степи». Выразительное чтение стихотворений наизусть (по выбору учащихся).

Теория. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Косцы». Восприятие прекрасного. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения). Тема исторического прошлого России.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города.

Теория. Портрет (развитие представления). Композиция литературного произведения (начальные понятия).

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте (детство, юность, начало творческого пути). Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…». Поэтизация картин малой Родины как исток художественного образа России. Особенности поэтического языка Есенина.

Русская литературная сказка 20 века (обзор)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория. Сказ как жанр литературы (начальные представления). Сказ и сказка.

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом. Художественные особенности.

Теория. Драма как род литературы (начальные представления). Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Никита». Быль и фантастика. Единство героя с природой. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Васюткино озеро». Бесстрашие, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера.

Теория. Автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

«Ради жизни на Земле…»

Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги во время Великой Отечественной войны. К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»; А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста». Война и дети.

Произведения о Родине, родной природе

И.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А.Н.Прокофьев. «Аленушка»; Д.Кедрин. «Аленушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в стихотворениях.

Писатели улыбаются

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Из зарубежной литературы

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций.

Теория. Баллада (развитие представлений)

Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе и киноискусстве.

Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.

Теория. Художественная деталь (начальные представления)

Жорж Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном.

Теория.  Аллегория в повествовательной литературе.

Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Взросление подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка – опора в труднейших жизненных обстоятельствах.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

            Планирование соответствует содержанию линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной:

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение.

Тематическое планирование

Характеристика основных видов деятельности учащихся

К читателям (1ч).

Книга в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников.

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов.

Устное народное творчество (10ч).

Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».

Практические работы.

Составление плана характеристики сказочного героя и рассказ о нем по плану.

Составление развернутого устного или письменного ответа на проблемный вопрос.

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет.

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Художники – иллюстраторы сказок».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каков мой любимый герой русской народной сказки?
  2. Почему я люблю читать народные сказки?
  3. Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.

Выразительное чтение сказок .

Выражение личного отношения к прочитанному.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Различение видов сказок.

Сопоставление вариантов сказок.

Устные рассказы о собирателях фольклора и о жанровых особенностях сказок.

Выявление в сказках разных видов художественных образов.

Характеристика сказочных героев (в том числе сравнительная) и средств создания их образов.

Нравственная оценка героев сказок.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над проектом.

Сочинение собственных сказок и малых жанров фольклора.

Из древнерусской литературы (2ч).

«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Понятие о летописи.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих сходство летописи и фольклора.

Проект:

Составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей».

Выразительное чтение древнерусских текстов в современном переводе.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Пересказ сюжетов древнерусских летописей.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Нравственная оценка поступков героев летописей.

Обсуждение произведений изобразительного искусства на древнерусские сюжеты.

Характеристика героев древнерусской литературы.

Работа над проектом.

Из литературы 18 века (2ч).

М.В.Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случилось вместе два астронома в пиру…».

Понятие о юморе.

Понятие о родах литературы и начальные представления о ее жанрах.

Практические работы.

Анализ стихотворения по плану.

Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «М.В.Ломоносов – великий россиянин».

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Пересказ фрагментов публицистического и научно-популярного текстов.

Выразительное чтение стихотворения.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Поиск в стихотворении юмористических элементов.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Работа над проектом.

Из литературы 19 века (43ч).

Жанр басни в мировой литературе.

И.А.Крылов. «Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом» (на выбор). «Волк на псарне».

Понятие об аллегории и морали.

Понятие об эзоповом языке.

Практические работы.

Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции в баснях.

Выявление особенностей басенного жанра.

Составление таблицы «Жанровые особенности басен».

Презентация и защита собственных иллюстраций к басням Крылова.

Конкурс инсценированной басни.

Проект:

Составление электронного альбома «Герои басен И.А.Крылова в иллюстрациях».

В.А.Жуковский. «Спящая царевна», «Кубок». Понятие о балладе.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».

Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки.

А.С.Пушкин. «Няне», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Понятие о лирическом послании.

Стихотворная и прозаическая речь.

Рифма, ритм, способы рифмовки.

Практические работы.

Конкурс на выразительное чтение (в том числе по ролям и наизусть) или пересказ самостоятельно прочитанных сказок Пушкина.

Инсценирование фрагментов сказок.

Письменные высказывания различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, ответ на проблемный вопрос, решение тестов.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «стихи», «проза», «ритм», «рифма», «способы рифмовки».

Составление викторин к сказкам.

Написание отзыва на анимационный фильм.

Создание иллюстраций к сказкам.

Проекты:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Сюжет о спящей царевне в сказках народов мира».

Составление электронного альбома «события и герои сказок А.С.Пушкина  в книжной графике».

Контрольные работы.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. В чем превосходство царевны над царицей?
  2. Что помогло королевичу Елисею в поисках невесты?
  3. В чем общность и различие «Спящей царевны» В.А.Жуковского и «Сказки о мертвой царевне…»А.С.Пушкина?

Тестирование по творчеству И.А.Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина.

Составление сообщения о баснописце и устный рассказ о нем.

Поиск сведений о баснописцах с использованием  справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение басен.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Составление вопросов к басням.

Составление характеристик героев басен.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Игровые виды деятельности.

Устный рассказ о поэте.

Восприятие и выразительное чтение сказки и баллады (наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения.

Пересказ фрагментов сказки.

Выделение этапов развития сюжета.

Составление вопросов к сказке.

Устные и письменные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана  характеристики героев (в том числе сравнительной)

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Устное иллюстрирование событий и героев сказок.

Обсуждение произведений изобразительного искусства, книжной графики, созвучных стихотворению, прологу, сказке.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

Составление плана литературного произведения (в том числе цитатного), плана устного и письменного ответа на проблемный вопрос, плана письменного высказывания.

Сопоставительный анализ литературных и народных сказок.

Сопоставление сказки и анимационного фильма.

Устные и письменные ответы на вопросы.

Создание письменных высказываний различных жанров.

Работа над проектом.

Игровые виды деятельности.

Русская литературная сказка.

Понятие о литературной сказке.

А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

В.М.Гаршин. «Attalea Princeps».

П.П.Ершов. «Конек-Горбунок» (Для внеклассного чтения).

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказок.

Составление отзыва о литературной сказке.

Поиск примеров художественной условности в сказках.

Создание иллюстраций к сказкам.

Выразительное чтение (в том числе наизусть и по ролям).

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устное иллюстрирование событий и героев сказок.

Создание собственных иллюстраций и их защита.

 М.Ю.Лермонтов. «Бородино», «Ашик-Кериб» (для внеклассного чтения).

Практические работы.

Обучение выразительному чтению стихотворения.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».

Инсценирование фрагментов сказки.

Создание иллюстраций к стихотворению и сказке.

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». «Ночь перед Рождеством» (для внеклассного чтения).

Развитие представлений о фантастике и юморе.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов повестей Н.В.Гоголя.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов повестей.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», «фантастика», «художественная условность».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание иллюстраций к повестям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Фантастические картины «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в иллюстрациях».

Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети», «Есть женщины в русских селеньях..», «На Волге» (для внеклассного чтения).

Развитие представлений об эпитете.

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «эпитет».

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Сопоставление стихотворения «На Волге» с живописным полотном И.Е.Репина «Бурлаки».

Создание иллюстраций к произведениям Некрасова.

И.С.Тургенев. «Муму».

Развитие представлений о литературном герое, портрете и пейзаже.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов повести.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «портрет», «пейзаж».

Обучение анализу портретных и пейзажных эпизодов повести.

Создание иллюстраций к повести.

Подбор цитат по заданной теме высказывания.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Словесные портреты и пейзажи в повести «Муму» глазами книжных графиков».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
  2. Каковы друзья и враги Герасима?
  3. В чем вина и в чем беда барыни?

А.А.Фет. «Весенний дождь»

Практические работы.

Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.

Анализ стихотворения по плану.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

Понятие о сюжете. Понятие о сравнении.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов рассказа.

Подбор цитат по заданной теме.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «сюжет», «сравнение».

Определение роли сравнений в рассказе.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Создание иллюстраций к рассказу.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Каковы друзья и враги пленного Жилина?
  2. Почему у Жилина и Костылина разные судьбы?
  3. Какие мысли Л.Н.Толстого в рассказе мы называем гуманистическими?

Тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого.

А.П.Чехов. «Хирургия» и другие рассказы (для внеклассного чтения).

Развитие понятия о юморе. Понятие о речевой характеристике персонажей.

Практические работы.

Инсценирование рассказов А.П.Чехова.

Подбор цитат по заданной теме.

Описание кадров киносценария по рассказу «Хирургия».

Обучение составлению киносценария.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор», «речевая характеристика».

Создание иллюстраций к рассказам Чехова.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Юмористические рассказы А.П.Чехова в иллюстрациях».

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть и по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика и нравственная оценка героев.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев повестей (в том числе сравнительная).

Нравственная оценка героев.

Составление плана и анализ эпизода по плану.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Сопоставление повестей с народными сказками.

Сопоставление реальных и фантастических эпизодов.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Поиск сведений о поэте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о поэте.

Выразительное чтение (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана (в том числе цитатного).

Рассказ о героях по плану и их письменная характеристика.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устное иллюстрирование.

Составление плана анализа лирического произведения.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев рассказа (в том числе сравнительная).

Нравственная оценка героев.

Составление плана (цитатного).

Выявление этапов развития сюжета.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика героев рассказа (в том числе сравнительная).

Нравственная оценка героев.

Составление плана (цитатного).

Выявление этапов развития сюжета.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе.

Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной…»; А.В.Кольцов. «В степи»; А.Н.Майков. «Ласточки»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»;И.З.Суриков. «Зима» (отрывок); А.Н.Плещеев. «Весна» (отрывок).

Практические работы.

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Обучение анализу стихотворения.

Создание иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях».

Выразительное чтение (в том числе наизусть) и  их анализ по вопросам учителя.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

Аргументация своего мнения с помощью цитат.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Из литературы 20 века.

И.А.Бунин. «Косцы», «Подснежник» (для внеклассного чтения).

Практические работы.

Обучение анализу эпизода рассказа.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза», «повтор».

Создание иллюстраций к рассказам.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

Практические работы.

Подбор цитат к теме «Портрет как средство характеристики литературных героев».

Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих элементы композиции повести.

Создание иллюстраций к повести.

Проект:

Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Мои ровесники в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
  2. Каковы отношения между сыновьями и отцами в двух семьях: Тыбурция и судьи?
  3. Что помогло Васе и его отцу прийти от вражды к пониманию?
  4. Почему у Маруси и Сони два разных детства?

С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

Практические работы.

Обучение анализу стихотворения.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка».

Сказ как жанр литературы.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «сказ», «сказка» и сопоставление этих понятий.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «реальность» и «фантастика».

Обучение анализа эпизода сказа.

Создание собственных иллюстраций к сказу.

К.Г.Паустовский. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы».

Развитие понятия о пейзаже.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказок.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «реальность» и «фантастика».

Выявление фольклорных образов сказки и определение их художественной функции.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «пейзаж».

Создание собственных иллюстраций к сказке.

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев».

Драма как род литературы.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов сказки.

Сопоставление литературной пьесы-сказки и ее фольклорных источников.

Подбор цитат для характеристики героев пьесы-сказки.

Составление плана высказывания «Драма как род литературы».

Создание собственных иллюстраций к сказке.

Проект:

Постановка под руководством учителя спектакля по пьесе-сказке.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Чем похожи и чем отличаются Падчерица и Королева?
  2. Почем похожа пьеса-сказка «Двенадцать месяцев на народные сказки?

А.П.Платонов. «Никита».

Развитие представления о фантастике.

Практические работы.

Сопоставление реальных и фантастических элементов рассказа.

Подбор цитат для характеристики героя.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро».

Практические работы.

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героя, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных ситуациях.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Создание собственных иллюстраций к рассказу.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Какой изображена русская природа  в творчестве С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, В.П.Астафьева (по выбору)?
  2. Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение в произведениях К.Г.Паустовского, А.П.Платонова, П.П.Астафьева (по одному произведению).

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устный и письменный анализ эпизода.

Устное иллюстрирование.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение повести (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

Нравственная оценка героев повести.

Сопоставление персонажей и составление плана их сравнительной характеристики.

Письменная сравнительная характеристика героев повести.

Выявление элементов композиции повести.

Составление плана самостоятельного письменного высказывания.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Устное иллюстрирование.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Анализ стихотворения по плану анализа лирики.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Рассказ о героях и их нравственная оценка.

Анализ эпизода произведения.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Поиск незнакомых слов и определения их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в сказке.

Устное иллюстрирование.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках.

Выразительное чтение сказки (в том числе по ролям).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Выявление черт фольклорной традиции в пьесе-сказке.

Нравственная оценка героев.

Определение родовых особенностей драмы, жанровых особенностей пьесы-сказки.

Составление плана самостоятельного письменного высказывания.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос.

Работа над проектом.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Рассказ о героях и их нравственная оценка.

Письменная  характеристика героя (с использованием цитирования).

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устный рассказ о писателе.

Восприятие и выразительное чтение рассказа.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Составление плана характеристики героя.

Письменная  характеристика героя (с использованием цитирования).

Нравственная оценка героя рассказа.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Составление плана самостоятельного письменного высказывания.

Устное иллюстрирование.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

«Ради жизни на земле…»

К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…».

А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста».

Практические работы.

Обучение анализу стихотворений.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Краткий рассказ о поэтах и их военной биографии.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устный и письменный анализ стихотворений.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.

И.Бунин. «Помню долгий зимний вечер…»; Дон-Аминадо «Города и годы»; Д.Кедрин «Аленушка»; А.Прокофьев «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня».

Практические работы.

Сопоставление образов русской природы в волшебных сказках и лирических произведениях.

Сопоставление стихотворения с живописным полотном (В.М.Васнецов «Аленушка»).

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям.

Проект:

Составление под руководством учителя иллюстрированного электронного альбома «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе».

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Устное иллюстрирование.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа над проектом.

Писатели улыбаются.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон», «Дневник Фокса Микки».

Н.А.Теффи. «Валя» (для внеклассного чтения).

Развитие понятия о юморе.

Практическая работа.

Выявление способов создания комического в рассказах Саши Черного.

Подбор из рассказов цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Создание собственных иллюстраций к рассказам.

Устный рассказ о писателе.

Выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Устное иллюстрирование.

Из зарубежной литературы (15ч).

Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед»; Д.Дефо. «Робинзон Крузо»; Х.К.Андерсен. «Снежная королева»; Ж.Санд. «О чем говорят цветы»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; Д.Лондон. «Сказание о Кише».

Понятие о художественной детали.

Понятие об аллегории в повествовательной литературе.

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «баллада», «деталь», «символ», «аллегория».

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Составление викторин.

Сопоставительный анализ романа «Робинзон Крузо» и произведений, иллюстрирующих жанр робинзонады.

Проект:

Составление под руководством учителя электронной презентации «Памятники литературным героям».

Создание электронного альбома «герои произведений Джека Лондона в экстремальных ситуациях».

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

  1. Почему Герда победила Снежную королеву?
  2. Какие герои олицетворяют добро и зло в сказках Андерсена?
  3. О чем мечтал Андерсен в своих сказках?
  4. Какие поступки героев сказок Андерсена я считаю благородным?
  5. Совпадают ли внешний облик и внутренний мир Тома Сойера?
  6. Чем похожи герои романа «Приключения Тома Сойера» на моих сверстников?
  7. Как Том Сойер и его друзья стремились сделать окружающий мир интересным?

Поиск сведений о писателях с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный рассказ о писателях.

Выразительное чтение произведений (в том числе по ролям и наизусть).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, актеров.

Различные виды пересказов.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования).

Участие в коллективном диалоге.

Устное иллюстрирование.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Обсуждение произведений книжной графики.

Презентация собственных иллюстраций и их защита.

Составление плана характеристики героев (в том числе сравнительной).

Письменная  характеристика героя (с использованием цитирования).

Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Составление плана самостоятельного письменного высказывания.

Работа над проектом.

Уроки итогового контроля (2ч).

Практическая работа.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

Контрольные работы.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Устные и письменные пересказы произведений.

Сообщения о произведениях и литературных героях.

Толкование изученных литературоведческих терминов и их иллюстрирование примерами.

Тестирование.

Предъявление читательских и исследовательских навыков, приобретенных в 5 классе.

Выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устный монологический ответ.

Различные виды пересказов.

Устные и письменные рассказы о произведениях и героях.

Иллюстрирование примерами изученных литературоведческих терминов.

Решение тестов.

Отчет о выполнении индивидуальных и коллективных учебных проектов.

РЕКОМЕНДАЦИИ

 ПО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ

 ОСНАЩЕНИЮ

Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы.

В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса – наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и рабочие программы.

В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); рабочие программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и т.д.

В числе современных требований к оснащению учебного процесса – электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединенных системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических документов, фотографии, видео, анимация, таблицы, схемы.

Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.

СПИСОК ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ

В КАБИНЕТЕ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Мультимедийный компьютер (технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможности выхода в Интернет; оснащение акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ: текстовых, графических и презентационных).
  2. Мультимедиапроектор (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).
  3. Средства телекоммуникации: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет (создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий).
  4. Сканер.
  5. Принтер лазерный.
  6. Копировальный аппарат (может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения).
  7. Диапроектор или оверхэд (графопроектор).
  8. Экран на штативе или навесной (минимальные размеры 1.25х 1.25)  
  9. Видеоплеер, DVD-плеер.
  10. Телевизор.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

В ИНТЕРНЕТЕ

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru справочно-информационныйинтернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru  Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.mifhology.ru Мифологическая энциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)

Рабочая  программа  по литературе  5класс (ФГОС)...

рабочая программа по литературе (по ФГОС) по программе В.Я.Коровиной (102 ч.)

Рабочая программа с пояснительной запиской и планированием....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)

Рабочая программа по литературе 11кл (ФГОС)...