Рабочие программы
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему
календарно - тематическое планирование уроков русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_bazovyy_11_klass.docx | 100.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Бийска
Алтайского края
«Рассмотрено» на м/о учителей______ ___________________ МБОУ «СОШ № 1» Протокол №_____ от___________ «___»_______201__г. | «Согласовано» зам.директора МБОУ «СОШ № 1» _____________________/__________________ «__»__________201_г. | «Принято» Педагогическим советом МБОУ «СОШ № 1» Протокол №_____ от__________ «__»______201__г. | «Утверждено» Директор МБОУ «СОШ №1» _________ /О.Н.Викарчук/ Приказ №____от______ «____»_______201__г. |
Рабочая программа
по литературе11 А, В, Г классов
(базовый уровень)
Учитель_____Кашаба Оксана Геннадьевна______________________________
/Ф.И.О./
Квалификационнаякатегория______высшая____________________________
2013 – 2015учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
стр. | ||
Паспорт программы ..………………………………………………………………………… 3 | ||
Пояснительная записка……………………………………………………………………. . 4-5 | ||
Структура и содержание программы……………………………………………………….... 6 | ||
Содержание тем учебного курса .......................................................................................... 7-16 | ||
Календарно-тематический поурочный план …………………...............……..………… 17-26 | ||
Требования к уровню подготовки учащихся .......................................................................... 27 | ||
Литература для учителя ............................................................................................................28 | ||
Литература для учащихся ......................................................................................................... 28 | ||
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе………………………29 | ||
Лист корректировки рабочей программы .............................................................................. 31 |
Паспорт
рабочей программы по литературе 11 класса
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса
Назначение программы:
- для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
- для педагогических работников МБОУ «СОШ № 1» программа определяет приоритеты в содержании основного общего образованияи способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
- для администрации МБОУ «СОШ № 1» программа является основанием для определения качества реализации общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся 11А, Вклассов МБОУ «СОШ № 1»
Сроки освоения программы: 1 год
Объем учебного времени: 105 часов (для базового уровня)
Форма обучения: очная
Режим занятий: 3 часа в неделю
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа, тест, сочинение
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе 11 класса (базового уровня) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
- Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
- Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
- Концепции профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования (Приказ МО РФ от 18.02.2002 №2783)
- Санитарных правил и норм. (СанПин 2.42. – 2821 10).
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 1» на 2013-2014 учебный год.
- Авторской программы основного общего образования,УМК под редакцией В.П. Журавлёва.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство и биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Необходимо активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 и 10-11 классы).
В 10-11 классах предусмотрено изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы.
Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне.
Специфика изучения литературы на базовом уровне заключается в следующем: «Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует
представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи».
Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX иXX веков.
В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем. В 10 и 11 классах - линейный курс на историко-литературной основе (русская литература XIX иXX веков).
Авторы программы избегают жесткой регламентации, предоставляя право творческому учителю определить, какие произведения следует читать и изучать, какие – читать самостоятельно и обсуждать в классе, какое количество часов отвести на каждую тему.
Принцип концентризма предполагает возвращение к определенным авторам, однако естественно, что на каждом этапе перед школьниками ставятся различные задачи изучения текста. В то же время предлагаются для изучения ранее не входившие в программы произведения писателей русского зарубежья и другие художественные тексты, расширяющие читательский кругозор учащихся и обогащающие их представление о художественном наследии русской и зарубежной литературы.
Сохраняя преемственность с программой начальной школы и с концентром 5-9 классов, программа готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Подобный подход поможет учащимся осмыслить сложные произведения художественной литературы каждого периода и осознать, что развитие литературы – это живое поступательное движение. Решению этих задач будет способствовать и внимание к вопросам традиций и новаторства в русской литературе, к истории создания отдельных произведений, к литературным и фольклорным истокам художественных образов, к вопросам теории литературы.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися, поэтому формирование навыков должно проводиться в продуманной системе.
Серьезным результатом работы учителя на уроках литературы является умение учащихся верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения. Особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя подобную работу на уроках литературы и специальных уроках развития речи.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворения читательских интересов учащихся, но и формированию у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
Структура и содержание программы
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы: 1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы. Ориентация разделов программы для 5-8-го классов в первую очередь опирается на возрастные читательские интересы и возможности учащихся, объясняет ее значительное обновление по сравнению с ныне действующими программами.
В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:
-соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;
- эмоциональная ценность произведения;
- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.
Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:
- национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;
- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;
- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.
В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют происходящие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций - такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным.
Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).
Задача курса - дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по историирусской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.
В программе для 9-11-го классов не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5~8-м классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения художественных произведениях.
Задача развития речи в курсе литературы - обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырем линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.
Содержание тем учебного курса
Введение
Русская литература XIX века в контексте мировой культурыXX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления , в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература официально не признанная властью; литература русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе началаXX века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», (возможен выбор других трех стихотворений).
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», Своеобразие лирического повествования в прозе Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе.индивидуальный стиль писателя. Рассказ (углубление представлений).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество (обзор).
Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблемы самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет».трагическая история любви Желткова и побуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа.символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А.И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Максим Горький. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М.Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне».Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли.сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). Жанр литературного портрета. Публицистика (углубление понятия).
Серебряный век русской поэзии
Символизм
«Старшие символисты»: Н.Минский, С.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, Вяч.Иванов.
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихотворения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова – урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов, стиля.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте.
Стихотворения: (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К.Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь, «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.
Андрей Белый (Б.Н.Бугаев). Слово о поэте.
Стихотворения: (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А.Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).
Акмеизм
Статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н.Гумилева, С.Городецкого, А.Ахматовой, О.Мандельштама, М.Кузьмина и др.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность поэзии героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас.Каменский).«Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.
Игорь Северянин (И.В.Лотарев).
Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.
Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления).
Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество (обзор.)
Стихотворения: «Незнакомка, «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...», (Возможен выбор 3-5 других стихотворений).
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл.Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока. Ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира». Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» . Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный сих) авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Новокрестьянская поэзия. (Обзор)
Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество (обзор)
Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...».(Возможен выбор 3 других стихотворений). Духовные и поэтические истоки
новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А.Майкова, Л.Мея и др. интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спить ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «Сорокоуст», (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...» (Возможен выбор 3-5 других стихотворений).
Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Иманжинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Литература 20-х годов XX века
Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся).
Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.)
Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, А.Ахматова, Д.Мережковский, М.Цветаева, О.Мандельштам и др.)
Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В.Хлебников, поэты-обэриуты).
Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И.Бабеля, «Россия, кровью умытая» А.Веселого, «Разгром» А.Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Палачи» А.Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И.Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б.Пильняка, «Ветер» Б.Лавренева, «Чапаев» Д.Фурманова).
Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А.Аверченко», «Ностальгия» Тэффи).
Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Разговор с финиспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор 3-5 других стихотворений).
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство. Маяковский (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии ХХ столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная) рифма ассонансная.
Литература 30-х годов. (Обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, О.Мандельштама и др.
Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б.Корнилова, П.Васильева, М.Исаковскго, А. Прокофьева, Я.Смелякова, Б.Ручьева, М.Светловаи др.; поэмы А.Твардовского, И.Сельвинского.
Тема русской истории в литературе 30-х годов: А.Толстой «Петр Первый», Ю.Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова
Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова, Н.Островского, В.Луговского и др.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество (обзор).
Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». Изучается один из романов – по выбору. История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальный потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа.
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от
символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В.Гете, Э.-Т.-А.Гофман, Н.В.Гоголь)
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Андрей Антонович Платонов.Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М.Е.Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...». «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор 2-3 других стихотворений). Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного стиха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «NotreDame», «Бессоница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор 3-4 других стихотворений).
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX– начала XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, способы рифмовки (закрепление понятий).
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 3-4 других стихотворений).
Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога – исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значение поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность (обзор).
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Семейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л.Н.Толстого в прозе М.А.Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Литература периода
Великой Отечественной войны
(Обзор)
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Дм.Кедрина и др.; песни А.Фатьянова; поэмы «Зоя» М.Алигер, «Февральский дневник» О.Берггольц, «Пулковский меридиан» В.Инбер, «Сын» П.Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоколичными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова, В.Гроссмана и др.
Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К.Симонова, Л.Леонова. Пьеса-сказка Е.Шварца «Дракон».
Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.
Литература 50-90-х годов XX века.
(Обзор)
Новое в осмыслении военной темы в творчестве Ю.Бондарева, В.Богомолова, Г.Бакланова, В.Некрасова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева и др.
Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В.Соколов, В. Федоров, Н.Рубцов, А.Прасолов, Н.Глазков, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, С.Старшинов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Орлов и др.
«Городская» проза: Д.Гранин, Ю.Трифонов, В.Маканин и др. Нравственная проблематика и художественные особенности их произведений.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А.Володина («Пять вечеров»), А.Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В.Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А.Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В.Набоков, В.Ходасевич, Г.Иванов, Г.Адамович, Б.Зайцев, М.Алданов, М.Осоргин, И.Елагин).
Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка) песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю.Кима и др.
Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность (обзор).
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения).
«В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений). Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А.Твардовского.
Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения).
«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...»(Возможен выбор 3 других стихотворений). Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя – Юрия Живаго. Женские образы в романе.
Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность (обзор).
Повесть «Один день Ивана Денисовича».Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.
Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор 2-3 других рассказов). Автобиографический характер прозы В.Т.Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина поэм, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Николай Михайлович Рубцов. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (Возможен выбор других стихотворений).
Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа.. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Виктор Петрович Астафьев.Жизнь и творчество (обзор).
«Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произведение по выбору). Взаимоотношение человека и природы в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров – основная проблема в романе «Печальный детектив».
Валентин Григорьевич Распутин.Жизнь и творчество (обзор).
«Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Одно произведение по выбору). Тема «отцов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».
Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность. Связь новых тем «Живи и помни» с традициями русской классики. Своеобразие художественного конфликта в повестях Распутина. Роль пейзажа. Символика.
Иосиф Александрович Бродский. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...)(Возможен выбор 3 других стихотворений).
Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических и автобиографических пластов, реалий ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В.А.Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И.Бродского.
Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте.
Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...»(Возможен выбор других стихотворений).
Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в
поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Юрий Валентинович Трифонов. Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифонова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы
человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А.П.Чехова в прозе Ю.В.Трифонова.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление понятия).
Александр Валентинович Вампилов.Слово о драматурге.
Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения).
Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.
Из литературы народов России
Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).
Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю» (Возможен выбор других стихотворений).
Лирика МустаяКарима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспамятство – самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики МустаяКарима.
Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе (развитие представлений).
Литература конца XX - начала XXI века
Общий обзор произведений последнего десятилетия.
Проза: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Крупин, С.Каледин, В.Пелевин,Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков и др.
Поэзия: Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Ю.Друнина, Л.Васильева, Ю.Мориц, Н.Тряпкин, А.Кушнер, О.Чухонцев, Б.Чичибабин, Ю.Кузнецов, И.Шкляревский, О.Фокина, Д.Пригов, Т.Кибиров, И.Жданов, О.Седакова и др.
Из зарубежной литературы
Джоржд Бернард Шоу. Слово о писателе
«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион» (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся).
«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А.П.Чехова на драматургию Д.Б.Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.
«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.
Теория литературы. Парадокс как художественный прием.
Томас Стернз Элиот. Слово о поэте.
Стихотворение «Любовная песнь Дж.АльфредаПруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж.Донна и др.)
Эрнест Миллер Хемингуэй. Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».
Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя – старик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).
Эрих Мария Ремарк. Слово о писателе.
«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э.М.Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).
Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия).
Календарно-тематический поурочный план по литературе в 11 А, В классе на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, к.р., экскурсии др.) Формы контроля | Требования к уровню подготовки учащихся по ФГОС (УУД) к разделу | Оборудование (по мере необходимости) | Планиру- емая дата (понедельно) | |
I триместр (36 часов) | ||||||
1. | Введение. Судьба России в XX веке. Характеристика литературного процесса начала XX | Лекция | мультимедиа | 01.09-06.09 | ||
Литература начала ХХ века | Знать: развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы, основные направления, темы, проблемы русской литературы начала ХХ века, направления философской мысли, сложность отражения этих направлений, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Уметь: соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, анализировать произведения, характеризовать особенности стиля писателей, формулировать свое отношение к художественному произведению, выражать письменно свою позицию | |||||
2 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность | Лекция. Практикум | мультимедиа | 01.09-06.09 | ||
3-4 | «Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям | Практикум. | мультимедиа | 01.09-06.09 08.09-13.09 | ||
5-6 | Тема любви в рассказах И.А.Бунина Своеобразие лирического повествования в прозе писателя | Беседа. | мультимедиа | 08.09-13.09 08.09-13.09 | ||
7 | Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы | Практикум | 15.09-20.09 | |||
8 | А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Изображение мира, природы и человека в повести «Олеся» | Лекция. Беседа | мультимедиа | 15.09-20.09 | ||
9-10 | Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» | Практикум | 15.09-20.09 22.09-27.09 | |||
11-12 | М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа | Лекция. Практикум | мультимедиа | 22.09-27.09 22.09-27.09 | ||
13 | «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга | Лекция. Беседа | мультимедиа | 29.09-04.10 | ||
14-15 | Три правды в пьесе «На дне». Ее социальная и нравственно-философская проблематика | Практикум | мультимедиа | 29.09-04.10 29.09-04.10 | ||
16 | Письменная работа по творчеству М.Горького | Урок контроля | 06.10-11.10 | |||
Серебряный век русской поэзии | Знать:влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов, основные направления серебряного века русской поэзии, творчество поэтов, факты биографии поэтов, особенности поэтики произведений. Уметь:различать произведения, принадлежащие к разным литературным направлениям, определять темы и проблемы поэтических произведений, их художественные особенности, выразительно читать тексты, анализировать поэтическое произведение | |||||
17 | Русский символизм и его истоки | Лекция | мультимедиа | 06.10-11.10 | ||
18 | В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова | Лекция Беседа | мультимедиа | 06.10-11.10 | ||
19 | Лирика поэтов-символистов. К.Д.Бальмонт, А.Белый и др. | Урок внеклассного чтения | 13.10-18.10 | |||
20 | Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма | Лекция | мультимедиа | 13.10-18.10 | ||
21-22 | Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилева | Лекция. Практикум | мультимедиа | 13.10-18.10 20.10-25.10 | ||
23 | Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Поиски новых поэтических форм | Лекция. Беседа | мультимедиа | 20.10-25.10 | ||
24 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики | Лекция. Беседа | мультимедиа | 20.10-25.10 | ||
25 | Тема страшного мира в лирике А.Блока | Практикум | 27.10-01.11 | |||
26 | Тема Родины в лирике А.Блока | Практикум | 27.10-01.11 | |||
27-28 | Поэма «Двенадцать» и сложность ее художественного мира | Беседа | 27.10-01.11 10.11-15.11 | |||
29 | Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии | Уроки внеклассного чтения | 10.11-15.11 | |||
30 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика | Лекция. Беседа | мультимедиа | 10.11-15.11 | ||
31 | Тема России в лирике С.А.Есенина | Практикум | 17.11-22.11 | |||
32 | Любовная тема в лирике С.А.Есенина | Практикум | 17.11-22.11 | |||
33 | Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни | Практикум | 17.11-22.11 | |||
34 | Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы» | Урок внеклассного чтения | 24.11-29.11 | |||
35 | Литературный процесс 20-х годов ХХ века | Лекция | мультимедиа | 24.11-29.11 | ||
36 | Обзор русской литературы 20-х годов | Семинар | мультимедиа | 24.11-29.11 | ||
II триместр (33 часа) | ||||||
37 | Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов | Семинар | мультимедиа | 01.12-06.12 | ||
38 | Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи. Русская эмигрантская сатира | Семинар | мультимедиа | 01.12-06.12 | ||
Литература 20-х годов ХХ века | Знать: общую характеристику литературного процесса, факты биографии писателей, особенности творческого метода авторов, своеобразие тем произведения. Уметь: анализировать поэтическое произведение, объяснять связь с проблематикой произведения.выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению | |||||
39-40 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта | Лекция. Беседа | мультимедиа | 01.12-06.12 08.12-13.12 | ||
41 | Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского | Практикум | 08.12-13.12 | |||
42 | Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского | Беседа | 08.12-13.12 | |||
Литература 30-х годов | Знать: сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы, особенности литературного процесса 30-х годов, особенности изображения русской истории в литературе, тематику и проблематику художественных произведений. Уметь: понимать мысли и настроения лирики поэтов, выделять черты литературных направлений при анализе произведения, анализировать художественные произведения, уметь соотносить художественное произведение с литературным направлением | |||||
43 | Литература 30-х годов. Образ. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы | Лекция | мультимедиа | 15.12-20.12 | ||
44 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. М.А.Булгаков и театр. Судьбы людей в революции | Лекция | мультимедиа | 15.12-20.12 | ||
45-46 | История создания. Проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» | Беседа. Практикум | мультимедиа | 15.12-20.12 22.12-27.12 | ||
47-48 | Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Анализ эпизода из романа | Практикум | 22.12-27.12 22.12-27.12 | |||
49 | Зачетная работа | Урок контроля | 12.01-17.01 | |||
50-51 | А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть А.П.Платонова «Котлован»: обзор | Уроки внеклассного чтения | мультимедиа | 12.01-17.01 12.01-17.01 | ||
52 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики | Лекция. Практикум | мультимедиа | 19.01-24.01 | ||
53 | Судьба России и судьба поэта в лирике А.А.Ахматовой | Практикум | 19.01-24.01 | |||
54-55 | Поэма А.А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти | Практикум | 19.01-24.01 26.01-31.01 | |||
56-57 | О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи | Лекция. Практикум. | мультимедиа | 26.01-31.01 26.01-31.01 | ||
58-59 | М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.И.Цветаевой | Лекция. Практикум | мультимедиа | 02.02-07.02 02.02-07.02 | ||
60 | М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» | Лекция | мультимедиа | 02.02-07.02 | ||
61-62 | Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа | Беседа | 09.02-14.02 09.02-14.02 | |||
63-64 | Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» | Беседа | 09.02-14.02 16.02-21.02 | |||
65 | Женские судьбы в романе «Тихий Дон» | Беседа | 16.02-21.02 | |||
66 | Мастерство М.Шолохова в романе «Тихий Дон» | Практикум | 16.02-21.02 | |||
67 | Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова | Урок контроля | 24.02-28.02 | |||
Литература периода Великой Отечественной войны | Знать:основные темы военной поэзии и прозы, особенности изображения и восприятия войны, жанры военной поэзии, изображение человека на войне, правды о нём. Уметь:соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи, определять жанр литературного произведения, анализировать текст | |||||
68 | Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия, проза, драматургия | Лекция. Беседа. | мультимедиа | 24.02-28.02 | ||
Литература 50-х - 90-х годов ХХ века | Знать: литературу второй половины ХХ века, темы и проблемы русской прозы, осмысление военной темы в литературе 50-х - 90-х годов, основные этапы творчества писателей, проблематику и поэтику произведений. Уметь:выразительно читать произведение, воспроизводить художественный текст, анализировать произведение, соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни, аргументировано формулировать свое отношение к произведению | |||||
69 | Литература второй половины XX века (обзор) | Лекция. Беседа | мультимедиа | 24.02-28.02 | ||
III триместр (36 часов) | ||||||
70 | Поэзия 60-х годов | Лекция. Беседа | мультимедиа | 02.03-07.03 | ||
71 | Новое осмысление военной темы в литературе 50-х – 90-х годов | Семинар | мультимедиа | 02.03-07.03 | ||
72-73 | А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Т.Твардовского. Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны | Лекция. Практикум | мультимедиа | 02.03-07.03 09.03-14.03 | ||
74-75 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б.Пастернака. Основные темы и мотивы его поэзии | Лекция. Практикум | мультимедиа | 09.03-14.03 09.03-14.03 | ||
76-77 | Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие. | Уроки внеклассного чтения | 16.03-21.03 16.03-21.03 | |||
78-79 | А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя | Лекция. Беседа | мультимедиа | 16.03-21.03 30.03-04.04 | ||
80 | В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 30.03-04.04 | ||
81 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и ее художественное своеобразие | Лекция. Практикум | 30.03-04.04 | |||
82-83 | «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (обзор) | Лекция. Беседа | 06.04-11.04 06.04-11.04 | |||
84-85 | В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (по выбору учителя) | Беседа | мультимедиа | 06.04-11.04 13.04-18.04 | ||
86 | И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта | Беседа. Практикум | мультимедиа | 13.04-18.04 | ||
87 | Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций | Практикум | мультимедиа | 13.04-18.04 | ||
88 | «Городская» проза в современной литературе | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 20.04-25.04 | ||
89 | Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов. Слово о писателе. «Утиная охота». | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 20.04-25.04 | ||
90 | Из литературы народов России. М.Карим. Жизнь и творчество | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 20.04-25.04 | ||
91 | Классное сочинение по литературе 50-х –90-х годов | Урок контроля | 27.04-02.05 | |||
92-93 | Основные направления и тенденции развития современной литературы | Лекция. Беседа | мультимедиа | 27.04-02.05 27.04-02.05 | ||
Из зарубежной литературы | Знать:основные темы и проблематику произведений зарубежной литературы, характеры главных героев произведений. Уметь: понимать и выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля, аргументировано формулировать свое отношение к произведению. | |||||
94-95 | Д.Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». Духовно-нравственные проблемы пьесы | Уроки внеклассного чтения | мультимедиа | 04.05-08.05 04.05-08.05 | ||
96 | Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж.АльфредаПруфрока» | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 04.05-08.05 | ||
97 | Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море» | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 11.05-16.05 | ||
98 | Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования | Урок внеклассного чтения | мультимедиа | 11.05-16.05 | ||
99 | Проблемы и уроки литературы XX века | Семинар | мультимедиа | 11.05-16.05 | ||
100-102 | Обобщающее повторение курса русской литературы XX веков. Консультации по подготовке к экзаменам | Консультации | мультимедиа | 18.05-23.05 | ||
103-105 | Резервные уроки. Обобщающее повторение курса русской литературы XX веков. Консультации по подготовке к экзаменам | Консультации | мультимедиа | 25.05-30.05 | ||
На изучение произведений: 105 часов
из них:
на развитие речи - 4 часа (из них сочинение - 1);
на внеклассное чтение –16 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны
знать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX веков, этапы их творческой эволюции;
- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
- выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- создавать планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Обобщение. Развитие речи.
1)Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника.
Тезисы. Воссоздание текста по опоре.
2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.
3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение-рассуждение на литературную тему.
4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение - путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.
Литература для учителя
1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. –М.:Вербум-М, 2004
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах .- М.: Баласс, 2004. (Серия «Свободный ум»)
3. Литература. Справочник школьника / Научн.разработка и сост. Н.Г.Быковой; Научный
редактор В.Я.Линков. –М.: Филолог.общество «Слово». Компания «Ключ-С», ТКО «АСТ». Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова, 1995
4. Русская литература. XIX в: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю.Буровцева и др. –М.: Дрофа, 2000
5. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Книга для учащихся. –М.: Просвещение, 1990
6. Фогельсон И.А. Русская литература первой половиныXIX века. –М.: Материк Альфа, 2006.
7. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе: 9 класс/ В.Я.Коровина и др. –М.: Просвещение, 2006.
8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч.1./Главный редактор М.Д.Аксенова. -М.: Аванта +, 1998.
Литература для учащихся
1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. –М.:Вербум-М, 2004
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах .- М.: Баласс, 2004. (Серия «Свободный ум»)
3. Литература. Справочник школьника / Научн.разработка и сост. Н.Г.Быковой; Научный
редактор В.Я.Линков. –М.: Филолог.общество «Слово». Компания «Ключ-С», ТКО «АСТ». Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им.М.В.Ломоносова, 1995
4. Русская литература. XIX в: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю.Буровцева и др. –М.: Дрофа, 2000
5. Фогельсон И.А. Литература учит.: 9 кл.: Книга для учащихся. –М.: Просвещение, 1990
6. Фогельсон И.А. Русская литература первой половиныXIX века. –М.: Материк Альфа, 2006.
7. Читаем, думаем, спорим. Дидактические материалы по литературе: 9 класс/ В.Я.Коровина и др. –М.: Просвещение, 2006.
8. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч.1./Главный редактор М.Д.Аксенова. -М.: Аванта +, 1998.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В связи с этим:
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой«3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой«2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...