Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Учитель: И.М. Андреева
Тема урока:
«Михаил Васильевич Ломоносов»
Цели:
Учащиеся должны:
- Иметь представление о М.В.Ломоносове ученом и поэте;
- Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы;
- Иметь представление и уметь анализировать стихотворение;
- Уметь составлять синквейн.
Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Учитель:
Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.
Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.
Откроем тетради и запишем тему урока:
Михаил Васильевич Ломоносов
( 1711 – 1765)
“Все испытал и все проник”
(А.С.Пушкин)
Учитель.
Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.
Ваша задача, ребята, слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание, об этом вы узнает позже.
Итак, я начинаю.
Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.
Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.
Он первый в мире географ-полярник.
Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.
Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.
Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I», «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).
|
В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.
- Как вы думаете, чье имя он носит?
( имя Михаила Васильевича Ломоносова).
Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).
Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой
Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».
Задание.
А теперь, ребята, вспомните все то, о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.
Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться с ребятами, сидящими рядом с вами.
Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.
Учитель.
Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.
Работа с учебником.
Чтение стр. 51 – вслух или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.
Мемориальный дом-музей на месте дома Ломоносовых
Подведем итог первой части нашего урока.
- Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.
Учитель | Ученики | |||
1 (одно) существительное | Ломоносов М.В. | |||
2 (два) прилагательных | великий | знаменитый | ||
3 (три) глагола | учился | работал | открывал | |
Фраза | Преуспел в разных науках. | |||
Вывод | Ученый |
“Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.
Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В.Ломоносова. Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста. Это стихотворение, некоторые называют басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».
Перед чтением стихотворение необходимо провести словарную работу, так как в этом произведение встречаются лексические и грамматические архаизмы.
Слова и выражения следует записать на доску, а рядом указать современный вариант или предложить ребятам объяснить значения слов и выражений, а после объяснения дописать современный вариант.
Если это будет интерактивная доска, то напротив слов и выражений следует указать современный вариант, все это закрыть «ширмой», а после того, как ребята попытаются объяснить значения данных слов, открыть вариант, который записан на доске.
Пример записи
Случились вместе – встретились вместе
Астроном – человек, изучающий небесные тела
В пиру - на обеде
Весьма - очень
Спорили …. в жару - горячо спорили
Круг Солнца ходит - вокруг Солнца ходит
Слыл - был известным
Как ты о сем сомненье
рассуждаешь? - Что ты думаешь об этом?
Очаг - устройство для разведения и поддержания огня
Жаркое - жареное мясное кушанье
- Кто такие Коперник и Птолемей?
Ребята обращаются к сноскам в учебнике на стр. (учатся работать со сносками) и зачитывают данную там информацию.
Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»
Беседа по вопросам:
- Когда жили Коперник и Птолемей?
- Могли ли реально они встретиться друг с другом?
- Чем противоположны взгляды ученых?
Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца
Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли
- А как на самом деле?
- К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?
- Как повар решает этот спор?
Вывод:
Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.
Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.
Домашнее задание:
- Как вы думаете, ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?
Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.
А также, прочитайте стр. учебника
Учитель.
Урок окончен. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (8 (19) ноября 1711- 4(15)апреля 1765 ) Краткая биография....
Михаил Васильевич Ломоносов
Презентация жизни и деятельности Ломоносова для элективного курса "История химии как история химических открытий"...
Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов...
Презентация "Михаил Васильевич Ломоносов" (посвящается 300 - летию со дня рождения))
В 2011 году 19 ноября исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика М.В. Ломоносова.Это был один из образованнейших русских людей 18 века. Сложно назвать область науки, техники и к...
Михаил Васильевич Ломоносов
Эта презентация поможет и на уроках, и во внеклассной работе. Биография и основные этапы жизни Ломоносова....
Михаил Васильевич Ломоносов.
В разработке представлена презентация и текст в соответствии с последовательностью слайдов. Может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности....
Михаил Васильевич Ломоносов, литературная газета
Цель : осветить жизнь, творчество, научную деятельность, гражданскую позицию Ломоносова; рассказать о Ломоносове как реформаторе русского языка, о его реформаторской деятельности...