Урок-дискуссия ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА (по повести «Живи и помни»)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Какшина Лариса Александровна

Открытый урок по литературе по повести Валентина Распутина "Живи и помни".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-дискуссия

ТВОРЧЕСКАЯ СУДЬБА ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА

(по повести «Живи и помни»)

Цели урока:

 вызвать у обучающихся интерес к личности и творчеству В. Распутина, желание прочитать его книги; рассмотреть, как решается писателем проблема нравственного выбора на войне; проследить за судьбой героев повести («вместе с ними пройти их трудный путь»); вовлечь обучающихся в дискуссию о поведении и поступках главных героев; дать оценку событиям, описанным в повести; подвести к выбору о неизбежной духовной смерти, к которой приводит дезертирство, предательство.

Оформление:

портрет писателя, фотографии, высказывания писателя о литературе, статьи и отзывы о Распутине.

Предварительное домашнее задание:

1. Подготовить сообщение о жизни и творчестве В. Распутина.

2. Прочитать повесть «Живи и помни».

3. Пересказ (или выразительное чтение) эпизодов (индивидуальные задания):

1-й  ученик. «Страшная догадка Настены Гуськовой» (гл. 1, 3).

2-й ученик. «Охота Андрея Гуськова на корову и теленка» (гл.15).

3-й ученик. «Последние минуты жизни героини» (гл. 22).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (монолог).

     Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015 г.) – писатель большого дарования. Он пришел в литературу, чтобы сказать о жизни то, что без него, как ему кажется, некому сказать. «Видимо, наше поколение – последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад, из которого мы без малого вышли все и каждый. Если мы е скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока, - кто же скажет?» И Валентин Распутин говорит нам о жизни деревенской, простой и незатейливой. Как истинный мастер слова, он может «разглядеть» своим художественным даром житейски правдивую, но в то же время экстремальную ситуацию и построить на ней драматический литературный сюжет.

     Чтобы понять чувства и раздумья писателя, необходимо знать об истоках его жизни. Распутин был уверен, что с детства каждый человек впитывает в себя картины своей Родины. Вот что он пишет: «Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.  Я, например, когда испытываю нечто вроде молитвы, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив, и заходящее за другой берег солнце. Немало в жизни повидал я всяких красот, рукотворных и нерукотворных, но и умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет». Отсюда и такое признание писателя: «Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг».

     Действия в рассказах и повестях Распутина происходят в деревеньках, больших и малых, раскиданных на бескрайних сибирских просторах. А в деревеньках живут люди со своими судьбами и страстями. О них рассказывается в произведениях: «Я забыл спросить у Лешки» (1961), «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матёрой» (1976), «Пожар» (1985), в сборнике «Век живи – век люби» (1984).

     В тесном единстве с природой живут герои повестей В. Распутина. Простор души, богатство и напряженность духовной жизни открывает писатель в своих героях и особенно – в героинях.

     Замечательный писатель, наш современник Валентин Григорьевич Распутин в 1989 году за повесть «Пожар» был удостоен Государственной премии СССР, а в мае 2000 года ему была вручена премия Александра Солженицына «за пронзительное выражение поэзии и трагедии народной жизни» («В ту же землю», «Поминный день», «Нежданно-негаданно», «Вниз по Лене-реке», «Отчие приделы»).

- Каким предстаёт перед нами писатель?

II. Очерк жизни и творчества. (Сообщение подготовленного ученика или прослушивание реферата).

     В.Г. Распутин родился 5 марта 1937 года в селе Усть-Уда Иркутской области в крестьянской семье. М. Сергеев (писатель, земляк Распутина): «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий поселок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам ее – лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…»

     Детство пришлось на войну и голодные послевоенные годы. «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и наших занятий связано с рекой и тайгой…» - вспоминает писатель.

     Отец Распутина несправедливо пострадал из-за украденной у него сумки с казенными деньгами.

     Оставшись с тремя детьми, мать, увидев одаренность сына, приняла решение: учить его дальше – за пятьдесят километров от дома (деревни Аталанки). Всегда вспоминал писатель слова шофера дяди Вани: «Мы тебе, парень, не дадим пропасть».

     После школы в 1954 году В. Распутин поступил в Иркутский университет на историко-филологический факультет… Начал сотрудничать в молодежной газете. В альманахе «Ангара» за 1961 год был опубликован первый очерк «Я забыл спросить у Лешки».

     Окончив университет в 1959 г., Распутин работал в газетах Иркутска и Красноярска. Очерки и рассказы вошли в сборник «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

     Писатель и публицист В. Чивилихин стал «крестным отцом» начинающего прозаика.

     1967 год. Изданы: сборник рассказов «Человек с этого света», повесть «Деньги для Марии».

     В полную силу талант писателя раскрылся в следующих произведениях:

«Последний срок» (1970)

«Живи и помни» (1974)

«Прощание с Матёрой» (1976)

     1981 год. Рассказы «Наташа», «Век живи – век люби» вызвали большой интерес у читателей.

     1985 год. Повесть «Пожар», опубликованная в журнале «Наш современник», была удостоена Государственной премии СССР. Произведение отличается остротой и современностью проблем.

     1995 – 1997 гг. Очерки и рассказы «В ту же землю», «Вниз по Лене-реке», «Поминный день», «Нежданно-негаданно», «Отчие приделы».

     В последние годы писатель занимался общественной и публицистической деятельностью, не прерывая творчества.

     «Только человеколюбие и миротворческое сердце, только талант, исполненный самых лучших побуждений, и дают право называться писателем». (В. Распутин)

III. Слово учителя.

     Мысль о судьбе духовных ценностей, выдерживающих напор времени, проверяемых в трагических обстоятельствах, с особым напряжением звучит в повести «Живи и помни» (1974).

     История души человеческой и души народной немыслима без того, что пережито в Великую Отечественную войну. Обращаясь к теме войны в литературе, снова вспоминаешь слова великого Л.Н. Толстого о том, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

     Описанные в повести В. Распутина события происходят в Великую Отечественную войну. С какой потрясающей силой, с каким откровением рассказывает автор о жителях далекой сибирской деревни, о судьбе русской женщины Настёны! Писатель заставляет нас вместе с героями пройти «их трудный путь», предлагает нам дать оценку всему происходящему и вынести свой приговор.

     «Живи и помни» - поклон нынешнего поколения всем, кто прошел и выстоял войну. Повествуя о днях минувших, книга Распутина целиком обращена в день сегодняшний. Она зовет нас жить честно и благородно, найти свою жизненную дорогу, освещенную высокой целью, и всегда помнить, что первые же неверные шаги, малые ошибки приведут к поражению, позору, а может быть, и трагедии.

     Итак, обратимся к повести Валентина Распутина «Живи и помни», получившей высокую оценку читателей и критиков. За эту повесть В. Распутин получил Государственную премию.

     Познакомимся с главной героиней Настёной Гуськовой (жительницей сибирской деревушки Атамановки), привлекающей к себе и внешностью, и приветливым характером, и добротой.

IV. Выразительное чтение фрагментов текста (глава 1) от лица героини - Настены. (Реализация индивидуального задания)

     

     В крещенские морозы в нашей бане, стоящей недалеко от воды (у Ангары), случилась пропажа: исчез топор. Обычно его прятали под половицу. Никто из соседей не знал, где мы его прячем, только свои.

     Все обыскали. Мой свекор Михеич обнаружил, что «топор – не единственная пропажа», кто-то украл и старые охотничьи лыжи из предбанника, и «прихватил заодно с полки добрую половину листового табаку – самосаду».

     Очень уж расстроился старик Гуськов: где взять такой топор?

     Я долго не спала, боялась пошевельнуться, и вдруг меня осенила страшная догадка…

     Утром чуть свет я решила заглянуть в баню. Низенькая дверка пристыла…

     

     Вот и состоялось наше знакомство с Настёной. Поняла она, что самый близкий человек находится где-то рядом и можно увидеть его, когда захочешь…

V. Выявление первоначального читательского восприятия.

1. Вопросы:

- Понравилась вам героиня книги Распутина «Живи и помни»? Чем интересна сама повесть? Почему, на ваш взгляд, книга имела (и имеет) огромный успех у читателей?

  • Благодаря своей простоте…
  • Накалу страсти, высокому и светлому образу русской женщины Настёны…
  • Писатель в основу повести поставил исключительную ситуацию… Андрей Гуськов, один из главных персонажей книги, дезертировал с фронта, совершил тягчайшее преступление перед Родиной…

 - Как вы поняли смысл названия повести? Какие эпизоды вас особенно взволновали?

  • Взволновало все, о чем написал Распутин…
  • Долго ждала добрая и преданная Настёна встреч с мужем, а превратились они в «воровские и жуткие»…
  • Потрясает трагический финал повести – гибель Настёны. Течение событий  привело к единственному верному и возможному решению – самоубийству. Светлая и высокая душа Настёны не смогла вынести стыда за мужа - дезертира. Страдания женщины особенно невыносимы в День Победы, когда Великая радость объединяла людей так же сильно, как еще вчера объединяло Великое горе…

2. Чтение эпизода «Последние минуты жизни героини» (глава 22). (Индивидуальное задание)

  • Самоубийство Настёны удесятеряет вину Андрея Гуськова. Нет, она не простила Андрею его вины, но она, как любящая и сильная натура, не в силах принять как спасение, как искупление людское наказание. Она сама себя приговорила.
  • Гуськов стал дезертиром не вдруг. Он шел к этому всем своим эгоистическим началом, своей слабостью, животным страхом смерти.

Показывая страшное зло предательства, писатель обошел молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствие или хотя бы как-то примиряющей с ним, он оказывается вне жизни, вне памяти односельчан. Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшными словами: «Живи и помни», - отсюда такое емкое название повести.

  • В книге подробно описывается, как дичает, звереет в своем отшельничестве Гуськов. Ему ничего на свете не жаль, ничего не надо. Каким жестоким он становится… В исступленности, с которой он преследует коз, просматривается не только желание иметь еду, но и желание самоутвердиться в своей силе над слабыми и ни в чем не повинными созданиями. Гуськов воет по-волчьи, мстительно думая, что будет «добрых людей пугать». И в глаза умирающей косули заглядывает, наслаждаясь агонией животного.
  • Зарастает «звериной шкурой» его душа. Как зверь, набрасывается он на теленка…

3. Чтение главы 15. (Реализация индивидуального задания)

VI. Дискуссия.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Правы ли жители села, решившие найти и арестовать беглого солдата Андрея Гуськова? (Правы – это их гражданский долг в годы войны)
  • На чем основывается конфликт Гуськова и его любящей жены? (Он – дезертир, она – жертва, принесенная на алтарь общественной морали)
  • Права ли Настёна, не желающая открыть убежище своего мужа? (Права, она испытывает к нему искреннюю любовь и почти материнскую жалость)
  • Право ли село в своем конфликте с Настёной? (Нет, Настёна – жертва, зажатая между озверевшим мужем-дезертиром и озверевшей от погони толпой односельчан)
  • Почему Настёна бросается в воду? (Ей стыдно за мужа, она понимает, что ей и ее будущему ребенку нет места среди людей: действительность раздавила единственную любовь – радость, подаренную Настёне судьбою. И жизнь потеряла смысл.)
  • Почему Валентин Распутин отдаёт свои симпатии не коллективу (жителям Атамановки), а личности, которая платит своей жизнью за любовь и радость? (Мало есть на свете людей, способных заплатить за любовь столь высокую цену.)
  • Героиня погибла. Дезертир остался жить. Справедливо ли решает писатель судьбу своих героев? (Справедливо. Живи и помни, Гуськов, что совершил!)

Выводы.

     Перед смертью Настёна особенно остро чувствует свою связь со всеми людьми. «Ее гибель воспринимается не как непростительная ошибка жизни, а как предостережение, как неизбежность высшей правды, концентрирующей долгий опыт народной трудовой нравственности» (Л. Герасимова). Той правды, в которую так верила Настёна: «Правда – она сквозь камни прорастет, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимется из воды говорящим деревом. Никакой силой ее не скрыть».

Домашнее задание:

Написать отзыв на прочитанную повесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление в 11А классе по повести В.Г.Распутина "Живи и помни" на тему "Война все спишет?.."

Урок посвящен 75-летию В. Г. Распутина.  К конспекту прилагаются презентация к уроку и кадры из фильма "Живи и помни"...

Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)

Урок раскрывает духовный мир писателя  и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

В.П. Распутин. Повесть "Живи и помни" (цитаты из повести).Презентация

В.П. Распутин.Повесть "Живи и помни" (цитаты из повести).Презентация для 11 класса...

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока

В. Распутин. Нравственные проблемы повести «Живи и помни». Конспект урока...

Урок внеклассного чтения в 11 классе. Две судьбы: тупик и трагедия (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

Задачи урока:Раскрыть идейно-художественное содержание повести Распутина, углубить знания учащихся о мастерстве писателя.Развитие логического мышления и речи учащихся: умение формулировать тезисы, под...

Викторина. Валентин Распутин "Живи и помни".

Викторина в рамках акции "Читаем книгу о войне"....