Проект "Словотворчество"
проект по литературе (5 класс) на тему
Художественное творчество как средство обучения эстетическому постижению литературного произведения и развития на этой основе эстетических и нравственных качеств личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kuznetsovoy_i.a.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Словотворчество»
Учитель русского языка
и литературы МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»
г.Перми
Кузнецова Ирина Александровна
Пояснительная записка
Художественное творчество как средство обучения эстетическому постижению литературного произведения и развития на этой основе эстетических и нравственных качеств личности.
Преподавание литературы в современной школе переживает кризис.
Школьники проявляют активность в потреблении массовой культуры. Большинство учащихся читают литературу поверхностно. И в самом
обществе не часто обращаются к книге с целью удовлетворения высоких духовных запросов, преобладает технократическое чувствование, мышление и мировосприятие, ощущается пренебрежение гуманитарной культурой.
Перед школой стоит задача внедрения современных педагогических технологий с целью создания таких условий, которые бы обеспечивали включение растущего человека в систему общечеловеческих ценностей, духовности, познания эстетических идеалов, самореализации.
Перед учителем литературы стоят новые методические задачи, которые предстоит решить для того чтобы преодолеть главное противоречие между стремлением воспитать активную творческую личность и преобладающими в практике формами и методами, носящими пассивный характер.
Эстетические ценности и сама эстетическая деятельность бесконечно многообразны. Среди эстетических ценностей особо важное место занимает художественная ценность – красота произведений искусства. А среди форм эстетической деятельности – художественная деятельность. Принимаем определение философа Л.Н.Столовича: «Деятельность, основной целью которой является создание именно эстетических ценностей, деятельность, порождающая произведения искусства и способная создавать и осваивать особый вид эстетической деятельности – художественную деятельность».
Художественную деятельность рассматриваем как систему: художественное творчество, произведение искусства, художественное освоение искусства.
«Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта», - писал Гете.
Художественная деятельность охватывает процессы не только освоения художественных ценностей, но и процессы художественного творчества.
Деятельность ученика, связанная с постижением художественного произведения, должна быть построена с учетом эмоционального воздействия предмета (произведения литературы), т.е. деятельность должна быть художественной: ее единицы деятельности должны быть сходными с творческой деятельностью создателя произведения, определяться художественной структурой самого произведения и особенностями художественного восприятия.
«Одним из способов, общеизвестных в методике обучения основам наук, является включение учащихся в процесс решения задач. Для того чтобы ученик научился последовательно выполнять творчески все этапы процесса, его необходимо научить выполнению каждого этапа в отдельности». (С.Раппопорт.От художника к зрителю).
Творческие задания, связанные с восприятием и постижением литературного произведения, позволяют построить систему творческих заданий и упражнений:
- стимулирующие,
- художественные,
- свободные.
Стимулирующие творческие задания решают следующие задачи:
1.пробуждение интереса к литературному произведению, включение эмоционально-ассоциативной сферы мышления ученика;
2.выработка и формирование литературно-художественных умений;
3.целенаправленная подготовка к эстетическому анализу произведения.
Художественные задания предполагают на основе постижения художественной идеи произведения создание собственной читательской интерпретации авторского, на основе изученного, учитывая жанровые, стилистические и иные художественные особенности.
Свободные творческие задания помогают раскрытию и пониманию философских, нравственных, эстетических категорий, тесно связаны с жизненным опытом ребенка.
В творческий процесс включаются все учащиеся. Главное – вдохновить детей на творчество.
Дайте первую удачу,
Чтоб в себя поверил человек,
Чтоб в приливе радости горячей
Ощутил себя потомком всех.
Кто творил, тот сделал мир богаче.
Дайте, дайте первую удачу.
Особо хочется сказать о роли художественного творчества на развитие ребенка и ,прежде всего, его эстетических и нравственных качеств: умение видеть прекрасное, мыслить образно, отличать красивое и безобразное, быть искренним, добрым, внимательным к людям.
Многообразие форм работы позволяет вдохновлять детей на творчество:
урок-концерт, читательская или писательская конференции, литературные вечера, выпуск литературного альманаха «Душечка», создание литературных сборников, авторских страничек, ведение творческой тетради, участие в различных конкурсах.
Главный принцип: каждый человек уникален и бесценен. Найти в своем ученике эту уникальность, показать ему и другим, подчеркнуть значимость его способностей или труда - задача не из легких. А.Экзюпери говорил:
«Слишком много людей, которым никто не помог пробудиться».
Образовательная программа.
Проект «Словотворчество»
Проект выявляет, развивает и реализует творческие способности учащихся через создание текстов
Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся
Задачи:
1. Пробуждение интереса к литературному произведению
2. Формирование литературно-художественных умений
3. Развитие эмоциональной сферы ребенка
Проект реализуется через систему творческих заданий на уроках литературы, риторики, кружковую деятельность, во внеклассной работе.
Участники проекта: учащиеся 5-9 классов.
Проект этого года – 5 а класс
Планирование работы с пятиклассниками:
месяц | Вид работы | результат | примечание |
сентябрь | Конструирование загадки | Создание собственных загадок, публикация в альманахе «Душечка» | Урок литературы, кружок результат |
сентябрь | Сочинение «Самая смешная история» | Публичное выступление | риторика |
сентябрь | мифотворчество | Создание сборника | Урок литературы, кружок, публикации. |
октябрь | Сочинение волшебной сказки | Создание библиотеки собственных книжек | Урок литературы, участие в конкурсах |
октябрь | Сочинение сказки о животных. | В гостях у сказки. Театральный марафон: -пластилиновый -кукольный -бумажный -игрушечный | День словесности. Внеклассная работа |
ноябрь | лимерики | конкурс | Урок риторики. Публикации лучших работ |
ноябрь | В стране перепутанных сказок | Сочинение сказок | Урок внеклассного чтения. Внеклассное мероприятие |
декабрь | «Продолжение сказки» | Чтение, обсуждение | Публикации |
декабрь | Игра «Перевертыши» | Составление перевертышей | Внеклассная работа |
январь | Бином фантазии | Работа в группах: сочинение, чтение, обсуждение | Урок риторики |
февраль | Сочинение лирических произведений | Литературная гостиная | Урок литературы, кружок, внеклассная работа |
В течение года, февраль | Создание поэтических сборников | Индивидуальные консультации | |
март | Индивидуальные проекты | Коллективный портрет «Я плюс Я» Публичная защита | Риторика, внеклассная работа |
апрель | Фантастическая гипотеза «Что было бы…» | Обсуждение творческих работ | Риторика, кружок |
май | Конкурс эссе, сочинений «Дню Победы посвящается…» | Выпуск тематического альманаха | Кружок, конкурсы Коллективный портрет «Я плюс Я» |
Апрель - май | Итоги года: Путешествие в страну Фантазии | Презентация лучших работ | Кружок, внеклассная работа |
В программе использована следующая литература:
1.Д.Родари «Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй», М., 1993
2.Д.И.Архарова, Т.А.Долинина «Речь и культура общения», Сократ, 2001
3.Г.Меркин. Литература, 5 класс, учебник-хрестоматия.
4.А.Г.Кутузов «Как войти в мир литературы», методические рекомендации для учителя, М., 2001
5.В.Биллевич. В стране перепутанных сказок, Самовар,2007