Тема природы в произведениях современных русских писателей
статья по литературе (5 класс) на тему

Самолетова Ольга Ивановна

Эссе по литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема природы в литературе современных отечественных писателей.

    О, как природа мать

Терпима и добра!

Но чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях осетра,

Касатку в небесах,

В таёжных дебрях тигра.

(Н. Старшинов)

   «Любовь к родной природе один из важнейших признаков любви к своей стране…». Это слова писателя К. Г. Паустовского, непревзойдённого мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласиться с ним?

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой берёзки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порою принимали за «чистую лирику природы», пейзажные зарисовки, на поверку оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможны бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранении и приумножении её богатств.

   Власть над природой дана человеку не для того, чтобы постепенно умерщвлять её, превратив в рабыню, а для того, чтобы внести разум и целесообразность в мироустройство. Однако наша промышленность порой нарушает священный естественный союз земли, воды, неба и человека. Отсюда и исходит глобальная проблема современности – экологическая. Проблемы, проблемы… от них не уйти. Вопросы экологии остры сегодня. Ещё острее они могут вставать завтра.

    Говоря о природе, мы часто употребляем слова «окружающая среда». Но ведь это такая бездушная, казённая фраза. Про природу так говорить нельзя. Она наша святыня.  А мы замахнулись на эту красоту. И как только рука поднялась? Осознание серьёзности экологической проблемы необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не сжечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

    И писатели подняли свой голос в защиту природы. Авторы в своих произведениях утверждают высшие человеческие ценности:  нравственность, духовность, благородство. Их волнуют проблемы: человек и земля, человек и судьбы природы.

 

  Леонид Леонов был первым, кто проявил гражданскую прозорливость сразу после войны, когда всё было подчинено одному восстановлению жизни, обратился к своим читателям, ко всему народу с призывом бережно, рачительно относиться к великой кладовой природы, думать о завтрашнем дне, не губить то, что служит верную службу многим поколениям.

    Своей поэмой о русском лесе Л. Леонов открыл новую экологическую проблему, которая получила дальнейшее развитие  в литературе.

    Вслед за ним многие писатели: О. Гончар, С. Залыгин, В. Распутин, В. Астафьев, Б. Васильев, Ч. Айтматов с особой силой выразили тот художественный взгляд на мир, который представляет природу и человека как нечто неразрывное, всё время взаимодействующее и взаимопроникающее, доказали, что экологическая проблема составляет единое с нравственной проблемой. Это такие произведения, как «Прощание с матёрой» В. Распутина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильев, «Царь - рыба» В. Астафьева, «Плаха» Ч. Айтматова.

    Эти книги прямой, честный, безбоязненный разговор о проблемах актуальных, значимых. О них спорят учёные. Над ними думают проектировщики. Их решают хозяйственники. Проблемы серьёзные, всеобщие, народного масштаба: об утверждении и совершенствовании разумных связей современного человека и природы, о мере и целях нашей активности в покорении природы. Эти вопросы ставит сама жизнь. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, сохранить и приумножить земное богатство? Обновляя спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не только экологическая, но и нравственная. Осознание её серьёзности необходимо каждому. Поэтому и В. Распутин в произведении «Прощание с Матёрой» передаёт свою тревогу. Писатель предостерегает против дерзкого обращения с природой, против самоуверенного вмешательства в заведённый ею порядок с целью оперативного улучшения упрощения приручения. Но ещё важнее, что писатель говорит необходимости осторожного обращения с самим человеком, его судьбой и укладом жизни. Не потому ли истинный художник начинает свою защиту любых ценностей с живого мира, с человека?.

    И. Б. Васильев, защищая природу, начал именно с него. Главный герой его романа «Не стреляйте в белых лебедей» - Егор Полушкин неудачник и бедолага, блаженный и юродивый в глазах большинства

своих земляков. Природная деликатность, нравственная чистота Егора не находят отклика в окружающей среде. Открытый, мягкий, поэтичный характер героя источник всех его несчастий и неудач. Егор цельный и ,несомненно, духовно сильный человек, абсолютно ясный,

безукоризненно честный и искренний. На страницах романа действует и другой герой, противопоставленный Егору, - Фёдор Бурьянов. Он взрастил достойного преемника, сына Вовку, отрока с хищническими и садистскими наклонностями, по всем статьям антипода «Чистоглазого» Коли сына Егора. Потребительская философия жизни Бурьяновых проста и однозначна. Пронизана мелочным практицизмом, холодной жестокостью. Бурьянов расправляется с Егором с такой же звериной жестокостью. С какой он методично избавляется от состарившихся собак. Слёзы Бурьянова после встречи с умирающим Егором скорее всего чистейший акт лицедейства. Писатель чётко выдерживает психологический рисунок характера Бурьянова, вскользь упоминая в эпилоге, что Пальму, несмотря на просьбу Егора, всё-таки Федор Ипатович пристрелил. Не мог не пристрелить. Слишком ненавистна стала Бурьянову собака зловещим напоминанием о совершенном преступлении. Да, Егор Полушкин погибает на посту, как положено  «старшему сыну» природы, защищая дело всей жизни, о котором он просто и задушевно говорит на столичном совещании: « А природа, она всё покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь, ей природе-то. Не царь, вредно это царём – то зваться . Сын он её, старший сыночек! Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» Егор с болью видит неблагополучие, трагедию края, он душой страдает, замечая на каждом шагу, как оторвался человек от природы, в каких неестественных и враждебных отношениях находится с ней. И ещё Егор знает, что надо делать. Не только знает, но и делает, оберегая и приближая природу к людям, так как глубоко уверен, что бессмысленна и пуста жизнь без поэзии, красоты и радости. Именно всё это писатель утверждает в своём романе.

    Другой важной современной книгой является роман В. Астафьева «Царь-рыба». Два могучих человеческих чувства составляют основу книги, суть авторского отношения к жизни, им изображаемой: любовь  и боль. Боль, временами переходящую в стыд или гнев по отношению к тому, что насилует эту жизнь, калечит, уродует её. Сам предмет художественного исследования люди, труженики, населяющие Сибирь, и первозданная сибирская природа.

Читая книгу, мы видим сибирскую природу с её неземными богатствами, со всей щедростью, однако подчас и жестокостью тайги. Не уходят из души и памяти открытые нам писателем населяющие тайгу, сформированные ею характеры, и прежде всего  «сельдюк» Аким, главный герой книги, его бессчастная, беззаботная, непутёвая и такая счастливая девочка мать, охотники и рыбаки с берегов Енисея.

     Читая рассказ за рассказом, мы погружаемся в жизнь, ни на что не похожую. Жизнь в чём-то дикую, многотрудную и опасную, исполненную высокого и низкого, прекрасного и ужасного, ибо редко где человеку противостоит природа столь же суровая и неприступная , как в тех местах. Мы встречаемся со своеобразными человеческими характерами и чрезвычайными, исключительно жизненными обстоятельствами, требующими от человека немало мужества и жизненной силы, умения выкладываться до конца. В этих характерах того же Акимки, его матери, народившей в посёлке Боганиде дюжину ребят от заезжих рыбаков, рыбоприёмщика Киряги деревяги, потерявшего на фронте не только ногу, но и возможность иметь детей, местных рыбаков командора или его брата Игнатьича, едва не ушедшего ко дну вместе  с царь-рыбой, огромным осетром, попавшем к нему на крючок, - есть что-то природно библейское, мифологиеское,  идущее от глубиннейших первородных связей с матушкой землёй, с тяжким но благодетельным рыбацким, охотничьим, земледельческим трудом на ней. Простодушные северные люди здесь живут и существуют рядом с арестантами. Даже самые отпетые из них способны на сердечное высветление, приходящее к человеку, который делает добро….

    Эта способность делать добро поднимает порой героев, как это случилось с охотником и рыбаком Акимкой, до подвига самопожертвования в тайге. Их человеческие качества  и определяют ту нравственную стойкость, устойчивость , которая с такой силой проявилась в годы войны. Чёрно-белым контрастом рисует писатель характеры, утратившие эту нравственность стойкость в хищническом своём эгоизме, потерявшие связь с народом и землёй. «Царь-рыба» В. Астафьева полна боли и негодования против браконьерства по отношению к природе во всех видах и формах его проявления. Но ещё больший ущерб природе наносит бездумное хозяйничанье на ней , стремление «заарканить» природу во что бы то ни стало. Уже этим одним «Царь-рыба» - вещь очень современная.

     

   Главная забота и тревога, главная проблема писателя человек. Тот человек, который ему дорог и близок, которого он знал по годам детства и отрочества, которого он встретил в своей недавней поездке по родным местам. «Переменилась моя родная Сибирь, и всё переменилось, - заключает повествование писатель. Всё течёт, всё изменяется! Так и было, так есть. Так будет!» выдержит ли испытание переменами не только сибирская природа, но и возросший на её лоне простодушный северный человек?

    Вопрос этот оставлен в книге без ответа, он открыт, ибо ответ на него в силах дать только жизнь. Но он поставлен, сформулирован, потому что тревожит писателя. Слишком уж круты перемены. Так в чём же тревога, беспокойство, вопрос?... что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?» - завершает книгу писатель. Он мучается тем, как сохранить в этой новой, цивилизованной, благополучной жизни те общечеловеческие, гуманистические ценности трудовой народной нравственности, которые, несмотря ни на какие испытания, делали Акимок людьми, как, приобретя новые, не распространить старое. Как сделать так, чтобы человек и внутренне соответствовал этим внешним переменам, чтобы его нравственность не поддавалась духовному браконьерству, чтобы человеческую совесть не оттеснил дух собственничества и стяжательства, умело использующий в своих делах даже технический прогресс.

    Мы обязаны знать самое главное: Воздух отец, Вода мать. Земля дом. Роса национальное богатство. Мир природы таит в себе дух возмездия. В книгах оно бьётся страданием царь-рыбы, лесом, Матёрой, израненным человеком.  С подлинным мастерством писатели исследуют тончайшие связи человека и природы, с тревогой и болью.

    Я считаю, что при всей грандиозности природы всюду должна быть видна разумная рука человека. Каждый из нас должен помнить, что «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык…»

     Много о природе говорится в поэзии. У Есенина главная стихия творчества – природа. Многие стихи раннего Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе  , о своём прошлом, настоящем и будущем. Подобно человеку она рождается, растёт и умирает, поёт и шепчет, грустит и радуется.

    Одухотворение, очеловечивание природы свойственно народной

поэзии. «Древний человек почти не знал неодушевлённых предметов, - отмечает А. Афанасьев, - всюду находил он разум, и чувство и волю. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались те загадочные разговоры, которые ведут между собой деревья».   Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие.

«Всё от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь.»

 Очеловеченные образы деревьев обрастают «Портретными» подробностями: у берёзы – стан, бедра, груди. ножка, причёска, подол, косы. У клёна – нога, голова, берёза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев.  В древних языческих обрядах берёза часто служила «майским деревом», символом весны.

В стихотворении «Зелёная причёска»(1918) очеловечивание облика берёзы в творчестве Есенина достигает полного развития. Берёза становится похожей на женщину.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

 

     В таких стихотворениях, как «Не жалею, не зову, не плачу…»

лирический герой размышляет о прожитой жизни, о молодости:

Не жалею, не Зову, не плачу,

Всё пройдет , как с белых яблок дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

«Яблонь дым» - цветение деревьев весной, когда всё вокруг возрождается к новой жизни. Яблоня, яблоки – в народной поэзии это символ молодости, а дым – символ зыбкости, мимолётности. призрачности. В сочетании они означают мимолётность счастья, юности. К этому же значению примыкает и берёза – символ весны. «Страна берёзового ситца» - это страна детства, пора самого прекрасного.

    Рисуя природу, поэт вводит в рассказ описание человеческого быта, праздников, которые так или иначе связаны с животными и растительным миром. Есенин как бы переплетает эти  два мира,

 создаёт один гармоничный и взаимопроникающий мир. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Природа – это не застывший пейзажный фон: она горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она любимый герой поэта.

   Рассказ «Антоновские яблоки»  ярко характеризует отношение И. А. Бунина к природе. Писатель возвеличивает русскую природу. Ему удаётся отыскать такие слова, такие средства выражения, что физически ощущается запах медовых яблок, тончайшие краски, порой хрустальная тишина природы.

    В рассказе много запахов: «… тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Ароматы присутствуют везде: «Надышавшись на гумне ржаным ароматом  новой соломы и мякины, бодро идёшь домой к ужину мимо садового вала… И вот ещё запах: в саду – костёр, и крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев». В доме – это запах «старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах…» . Даже дедовские книги имеют свой запах. «Словно пахнут эти. Похожие на церковные требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…». В саду грудь «широко дышит резким воздухом зари и запахом озябшего за ночь, обнаженного сада».

      А какие дивные краски присутствуют при описании. В чаще садов стоят «коралловые рябины». На ранней заре сад наполнен «лиловым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее  солнце». Сучья деревьев «сквозят на бирюзовом небе». Вокруг деревенской дороги « раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зелёные озими». В деревне глубокой осенью дни стоят синеватые, пасмурные.

     Своеобразно передана красота звёздного неба. Поздней ночью, когда на деревне погаснут огни, «в небе уже высоко блещет бриллиантовое семизвездие Стожар». « а черное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды. Долго глядишь в его тёмно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывёт земля под ногами… как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!»

    Везде слышится чистая хрустальная тишина. «Прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов…» На охоте мчится помещик на лошади. Пока не перевалишься тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную. Хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие-то заповедные чертоги».

    Из всего сказанного мы видим, что Иван Алексеевич Бунин с такой нежностью и трепетностью относился к природе, что чувствуется его

Бесконечная любовь к самым мельчайшим деталям всего живого. Настолько дорого писателю даже мгновенное  впечатление от русских пейзажных картин, что он хочет донести до читателя тончайшие оттенки красок, ароматов и т. д.

     Современные писатели учат нас задумываться над тем, что мы делаем с природой. Слишком много горя и страданий приносит нам технический прогресс. Он наносит удары по природе, а значит, наносит смертельные удары и нам. Такое отношение к природе приводит к катастрофам, сотрясающим весь мир. Вспоминаю слова Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».

        

Эссе

«Тема природы

 в произведениях

 современных

 отечественных

 писателей»

Выполнила: Самолётова О. И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный урок на тему “ Жизненные пути и творчество русского писателя А.П.Чехова и американского мастера короткого рассказа О.Генри”.

Проблема: актуализация знаний учащихся по русской и зарубежной литературе.В лицее обучаются учащиеся, ориентированные на получение технических специальностей. Основными мотивированными для них п...

презентация "Современные русские писатели"

Презентация подготовлена для использования на уроках литературы в 11 классе. Такие слайды помогают вызвать интерес к современной литературе у старшеклассников. Лица на фото легко узнаются....

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»

Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...

Диалог культур. Тема природы в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа Лики их земных воплощений (по творчеству Сергея Есенина и Валерия Майнашева)

Русь… Россия…Милая Родина! Необъятны просторы твои, населённые большими и малыми народами, имеющими свою вековую культуру, неповторимые традиции, свой национальный язык. Для всех ты...

Статья: "Вариативность фразеологизмов в произведениях современных французских писателей. Значимость их использования на уроках французского языка".

В данной статье рассматривается вариативность употребления фразеологических единиц в произведених современных французских писателей.Проанализированы и показаны на примерах следующие варинаты фразеолог...