Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, Пушкин»
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему
Обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта; тема дружбы и любви в стихотворениях разных периодов творчества; воссоздание атмосферы, в которой творил поэт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_pushkinu.doc | 62 КБ |
vneklassnoe_meropriyatie_po_pushkinu.ppt | 2.91 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция «Здравствуйте, Пушкин»
Цель: обзор основных этапов жизненного и творческого пути поэта; тема дружбы и любви в стихотворениях разных периодов творчества; воссоздание атмосферы, в которой творил поэт.
Оформление: музыкальное, художественное, презентация.
Присутствовали: администрация и учителя школы.
Время проведения:30.11.14.
Подготовили учащиеся 10 класса, классный руководитель Волкова О.Н.
УЧИТЕЛЬ . Много лет нет его между нами, но светлый гений незримо встаёт среди нас, согревая сердца, утомлённые жизненной борьбой, и пробуждая в умах наших воспоминание о чём – то нежно – любимом, заветном и родном. Бесчисленные нити таинственно, но неразрывно соединяют нас с Пушкиным, а Пушкина с нами, и он для нас составляет самую задушевную, самую сокровенную суть нашего общерусского бытия.
Ученик (открывает вечер):
Поэт нам дорог тем, что он
О счастье нам напоминает
И сумрак жизни озаряет,
Как солнце хмурый небосклон.
Дни славы Пушкина - желанный
И светлый праздник. Сколько раз
Его мечты во мгле туманной,
Как солнце радовали нас!
И этот миг, когда венчает
Его вся Русь, - еще тесней
С его душою нас сближает
И в жизнь, и в счастье, и в людей
Нам веру гордую вселяет.
“С его душою нас сближает”, - заметил Иван Алексеевич Бунин в стихотворении ко дню
рождения А.С.Пушкина. Сегодня мы хотим открыть для вас несколько уголков души великого
поэта.
Звучит музыка.
Ведущий: История, которую я расскажу, - это история одного класса. Обычный класс - 30 человек; обыкновенные мальчики, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет и после никогда о том не
забывшие.
Сценка (участвуют двое учащихся, одетых как лицеисты)
Жанно: Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.
Александр: Ты полагаешь, Жанно?
Жанно : Не полагаю - уверен.
Александр : Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я... у меня несносный характер.
Ведущий: Такой разговор произошел однажды между Александром Пушкиным и Иваном Пущиным. Дело в том, что Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью.
Ведущий: : Почему Александр в разговоре с другом называет его Жанно? Потому что каждый лицеист имел прозвище. Прозвище самого близкого друга Пушкина, Ивана Ивановича Пущина было - “Жанно” (французское имя , соответствующее русскому “Ваня”. “Ванюша” ). А за длинный рост его звали еще “Иван Великий” или “Большой Жанно”. Пушкин Александр Сергеевич - “Француз”, “Егоза-Пушкин”, “Помесь тигра с обезьяной”. 'Вольховский (он был похож на дочь великого полководца Суворова) - “Суворочкой”. Антоша Дельвиг - “Тося”, “Тосенька”. Кюхельбеккер - “Кюхель”, “Кюхля”, “Беккеркюхель”. А Мясоедов - “Мясожеров”. Федя Матюшкин - по-немецки, ласково - “Федернелька”. Но было и другое имя, с которого начинается морская карьера будущего адмирала - “Плыть-хочется”. Французом называли Пушкина те, кто сам по-французски читал и разговаривал не столь легко и изящно, как он. Пушкину нравилось это прозвище.
Ученик
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...
—Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив. (Садится на сцене)
Ведущий: Пушкин заболел. Он лежал в госпитале на втором этаже, жевал лакрицу, глотал
лаврово-вишневые капли и по ночам бредил. Сначала к Александру никого не пускали. Но
дней через 10 друзьям разрешили навестить его. И вот Пушкин прислал приглашение всем и велел передать, что будет читать новую поэму, которая касается всех.
Ученик
...Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь!
Проснись, ленивец сонный!
Ты не под кафедрой сидишь,
Латынью усыпленный.
Не в первый раз мы вместе пьем,
Нередко и бранимся,
Но чашу дружества нальем-
И тотчас помиримся...
А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь..,
Писатель, за твои грехи!
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее. (Лицеисты уходят)
Ведущий: Стихотворение “Пирующие студенты” теперь известно всем.
Ведущий: А любовь, страдания? Ведь без этого нельзя представить жизнь лицеистов и, конечно, Пушкина!!!
Ученик:
Дай бог любви, чтоб ты свой век
Питомцам нежным Эпикура
Провел меж Вакха и Амура.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон.
Сердце страстное влюбилось,
Признаюсь, и я влюблен.
Ученик : (садится за стол, берет перо, пишет) “Я счастлив был!…нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданием, с неописуемым волнением под окошком смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице – сладкая минута! Как она мила! Какое чудное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел ее с 18 часов – ах, какое положение, какая мука! Но я был счастлив 5 минут!”
Ученик читает стих «Я помню чудное мгновенье…»
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь
Ведущий: Шутками, проказами и вздохами начиналась в эти месяцы пушкинская любовная лирика. 630 раз в прозе и письмах поэта встречаются слова “любовь”, “любить”, “любимый”, “влюбиться”. Как легко и быстро окружающие находили в поэте ветреника, пылкого волокиту, искателя наслаждений. И вдруг строчки – лучшие из лучших..
Ведущий: (читает на фоне торжественной музыки-марша)
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам, шествуйте, сыны!
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!
(Музыка стихает)
Сценка лицеистов
На сцену выходят 3 лицеиста: Жанно, Кюхля, Пушкин.
Жанно:Что же, братцы, простимся!
Кюхля: Жанно, мы не оставим друг друга! Неужто забудем? Ведь у нас дело.. дело общее. Александр, скажи ему…
Пушкин : На вечную разлуку? Кто знает? Все может быть… Прощай, Лицей! Теперь уже по-настоящему прощай! Мы взрослые.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен -
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз,
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село.
Ведущий: По выходу из Лицея поэт вполне воспользовался своей молодостью и независимостью. Его привлекал большой свет, балы:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума.
Нередко Пушкин бывал в роскошном доме Лавалей на Английской набережной, где хозяин устраивал пышные балы.
Ученик :Дом сиял огнями. У подъезда, охраняемого каменными львами, стояла вереница карет. Сквозь затуманенные стекла зеркальных окон можно было различить силуэты гостей.
Ученик:
Перед померкшими домами
Вдоль сонной улицы рядами
Двойные фонари карет
Веселый изливают свет
И радуги на свет наводят;
Усеян плошками кругом
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам и модных чудаков.
Ученик Сбросив на руки лакею шинель, Пушкин по роскошной мраморной лестнице поднимался в бальную залу
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала,
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота
Бренчат кавалергарда шпоры,
Летают ножки милых дам,
По их пленительным следам.
Летают пламенные взоры
Мазурка раздалась. Бывало.
Когда гремел мазурки гром,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы как дамы,
Скользим по лаковым доскам,
Но в городах, по деревням.
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же, их не изменила
Лихая мода, наш тиран.
Ученик: Веселясь от души, поэт в тоже время подмечал все, что происходит вокруг. Все запоминалось, откладывалось в его необыкновенной памяти, чтобы потом обрести новую жизнь в поэмах и стихах. В таких домах, как у графа Лаваля, ужины были великолепны. Столы ломились от яств. Осетры-великаны, сливочная телятина (телят отпаивали сливками, чтобы мясо было нежным и жирным), индейки-гречанки (их откармливали грецкими орехами). Несмотря на зимнюю пору – яблоки, персики, груши. Груды конфет. Шампанское и напитки без счету. Балы давались без счету и стоили огромных денег,
Ученик
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой,
Вальс на экране
Ученик: Пушкина с удовольствием принимали во многих домах Петербурга. Бывал он и в салоне директора публичной библиотеки и президента Академии художеств Алексея Николаевича Оленина. Это было жилище просвещенного русского аристократа. По вечерам у Олениных собирались писатели, художники, артисты. Привозили литературные новости, известия о только что появившихся картинах и спектаклях.
Ученик :В отличие от большинства петербургских домов , здесь не в чести были карты. Зато процветали игры, особенно шарады, в которых обычно участвовали литературные знаменитости. Пушкин охотно посещал этот дом.
Ученик :Когда Пушкин доставал свою заветную тетрадь с новой песней из “Руслана и Людмилы”, разговоры тотчас смолкали. Он читал, все слушали, слушали и поражались. Какие легкие стихи! Будто они родились сами собой, будто не было долгих часов труда, сомнений, раздумий.
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних.
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой,
На песни грешные мои,
Сценка (мать с дочерью и их собеседник разговаривают на балу)
Дочь: Ах, я в восхищении от стихов Александра Сергеевича и просто завидую тем, кому эти стихи посвящены.
О, вы, которые любовью не горели,
Взгляните на нее – узнаете любовь.
О, вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на нее: полюбите вы вновь!
(Прихорашивается перед зеркалом) Ах, я так мечтаю о нем! Вот завидный жених!
Мать: Уймись, ветреница! Так ли уж завиден этот жених? Только и слышишь – то в одну влюблен, то в другую. Хорошо ли это в повседневной жизни? И думать не смей!
Собеседник : Ох, уж эти злые языки. А вас, милые девушки, спешу огорчить. Александр Сергеевич сделал предложение Наталье Николаевне Гончаровой, - мне об этом моя приятельница из Петербурга писала, и предложение было принято благосклонно. Так что…(разводит руками)
Ученик В конце 1830 года в одном из домов на Тверском бульваре Пушкин впервые на балу у танцмейстера Иогиля встретил 16-летнюю красавицу Наташу Гончарову.
“Когда я увидел ее в первый раз, - признался он – красоту ее начали замечать в обществе. Я ее полюбил. Голова у меня закружилась: я просил ее руки”.
Исполнились мои желанья. Творец.
Тебя мне ниспослал. Тебя. Моя мадонна.
Чистейшей прелести чистейший образец.
Ученик 18 февраля1831 года в Москве Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной Гончаровой, а вскоре после свадьбы он написал своим друзьям: “Я счастлив, одно желание мое, чтоб ничто в моей жизни не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
Сценка из произведения “Метель”
Бурмин: Я вас люблю, я вас страстно люблю»
(Марья Гавриловна сидит с книгой в руках)
Бурмин; Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке видеть и слышать вас'ежедневно… Теперь уже поздно противиться судьбе моей, воспоминание об вас, ваш милыйнесравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей, но мне еще остаетсяоткрыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.
Марья Гавриловна Она всегда существовала, я никогда не могла быть вашею женою.
Бурмин:(тихо) Знаю.. знаю, что некогда вы любили . Добрая . милая Марья Гавриловна! Да, яЗнаю, я чувствую , что вы были бы моею , но - я несчастнейшее создание , я женат!
(Марья Гавриловна взглянула с удивлением}.
Бурмин Я женат. я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена и где она , и должен лисвидеться с нею когда-нибудь!.
Марья Гавриловна: (воскликнула) Что вы говорите7 Как это странно! Продолжайте, я расскажу после ... но продолжайте, сделайте милость.
(звучит муз.композиция)
Бурмин: В начале 1812 года я спешил в Вильну, где находился наш полк. Поднялась ужасная метель, ямщики советовали переждать. Метель не унималась , казалось , кто-то меня так и толкал , я приказал закладывать лошадей и поехал в самую бурю... .Мы очутились в незнакомой стороне. Буря не утихала, я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню. В деревянной церкви горел огонь Церковь была отворена, за оградой стояло несколько саней, по паперти ходили люди.
(Снова звучит муз.композиция)
Марья Гавриловна: (кричит) Боже мой! И вы не знаете, что сделалось с бедной вашею женою?
Бурмин: Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. В то время для меня это было не важно. Отъехав от церкви , я заснул, проснулся на другой день поутру. Слуга, бывший тогда со мною, умер в дороге, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко и которая теперь так жестоко отомщена.
Марья Гавриловна: (схватила руку Бурмина) Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаете меня?
(Бурмин побледнел и бросился к ее ногам)
Ученик Но счастье их было недолгим. 4 ноября 1835 года поэт получил по почте 3 экземпляра анонимного клеветнического письма, оскорбительного для чести его самого и его жены. В этом письме Н. Н. Гончарова обвинялась в порочащей ее связи с французским офицером Дантесом.
Ведущий: Все большие поэты – пророки. Гении – пророки вдвойне. Дуэль Онегина с Ленским, столь блестяще описанная Пушкиным, состоялась 14 января. А морозным днем 27 января 1837 года к кондитерской Вольфа, что на Невском проспекте, подъехали сани. Поэт выпил стакан лимонада, вышел на улицу, закутался в медвежью шубу…. И здесь мы с вами простимся с Пушкиным. Он ехал не только на свой поединок, он ехал в бессмертие.
Забвенья нет,
Как нет
Старенья, угасанья,
И камня тоже нет,
И бронзы тоже нет,
В невольной смене лет
Есть времени дыханье,
Есть жизнь, есть свет земной,
И есть для нас поэт.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Царскосельский лицей
Царскосельский лицей
А.С. Пушкин И.И. Пущин В.К. Кюхельбеккер А.А. Дельвиг П.Н. Мясоедов
Бакунина Екатерина Александровна
Анна Петровна Керн С Пушкиным Анна Петровна впервые встретилась в 1819 году в петербургском доме своей тётки Елизаветы Олениной. Впечатления на неё тогда он не произвёл, даже показался грубоватым. Однако после того, как она познакомилась с творчеством Пушкина, её отношение к нему изменилось. От его поэзии она была в полном восторге.
Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911)
Наталья Николаевна Гончарова В декабре 1828 года Пушкин знакомится с московской красавицей 16-летней Натальей Гончаровой. По собственному признанию, он полюбил её с первой встречи. В конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение Гончаровой.
А.С.Пушкин «Метель»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Россия. Пушкин. Петербург"
Сценарий к литературго-музыкальной композиции....
Внеклассное мероприятие. Литературно- музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин".
11 декабря 2015 года в рамках празднования Года литературы в России, в школе была проведена литературно - музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин" для учащихся 5-9 классов. Была создана...
Литературно-музыкальная композиция "Да здравствует, ЗОЖ"
Сценарий литературно-музыкальной композиции к конкурсу "Да здравствует, ЗОЖ"...
Внеклассное мероприятие. Литературно- музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин".
11 декабря 2015 года в рамках празднования Года литературы в России, в школе была проведена литературно - музыкальная гостиная "Здравствуй, Пушкин" для учащихся 5-9 классов. Была создана атмосфе...
Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)
История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...
Литературно-музыкальная гостиная "А.С. Пушкин – наш творческий гений"
1. Поддержать интерес к литературе, расширить кругозор обучающихся, воспитывать понимание красоты русского слова, актуализировать знания по литературе и классической музыке;Пре...