В.В. Маяковский – поэт-футурист. Любовная лирика
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
В.В. Маяковский – поэт-футурист. Любовная лирика
Цели и задачи:
- дать представление о раннем творчестве В.Маяковского, его новаторском характере.
- показать неоднородность русского футуризма, определить его принципы;
- показать влияние футуризма на творчество В. Маяковского;
- дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
- закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
- воспитывать интерес к поэзии
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение стихов Есенина наизусть.
3. Основная работа по теме урока.
Вступительное слово учителя: Молодой Маяковский вошел в литературу под знаменем футуристов. Футуристы ворвались в поэзию шумно, с рассчитанной скандальностью. Они эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников и нарочитой скандальностью публичных выступлений. Как и у других его сотоварищей по группе, у Маяковского тех лет было повышенное чувство личности. В его стихах было выделено и подчеркнуто авторское "я".
Связав свои первые шаги в искусстве с футуризмом и отдав его пропаганде много сил и времени, В. Маяковский, по справедливому утверждению А. Метченко, решал в поэзии «задачи, которые были уже с самого начала неизмеримо шире и значительнее, чем цели любого модернистского течения»[1].
Выступления учащихся
Доклад «Футуризм в живописи»
«Футуризм в архитектуре»
«Футуризм в литературе»
«В.Маяковский. Жизнь и творчество»
Любовная тема в мировой поэзии занимает одно из первых мест. Вспомним бессмертные художественные образы у Данте (Беатриче), у Петрарки (Лаура), Пушкина, Некрасова, Блока и др.
Кто из вас не согласится с тем, что лирика – это прежде всего стихи о любви. Лучшее из того, что создано в поэзии, вызвано к жизни этим чувством, прекрасным и вечным.
В письме к любимой женщине Маяковский писал: “Исчерпывает для меня любовь всё? Всё, но только иначе. Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”. Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.
Собственно любовная лирика занимает в поэзии Маяковского немного места, но в стихах, где идёт речь совсем о другом, вновь и вновь возникает слово “любовь”.
Итак, назовём основные произведения Маяковского, относящиеся к любовной лирике.
- Поэма “Облако в штанах”,
- “Флейта – позвоночник”,
- “Люблю”,
- “Про это”,
- Стихотворения: “Юбилейное”,
- “Любовь”,
- “Лиличка”,
- “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви”,
- “Письмо Татьяне Яковлевой” и др.
Биографический комментарий.
Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, которую слишком ценила Лиля Брик, женщина, вызвавшая у Маяковского самое сильное и долгое чувство. Итак, что же это за женщина? Писатель Василий Шкловский вспоминал: “Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, умной и какой угодно. Такой описывал женщину Шекспир”. Подруга Лили Брик сказала о ней так: “Женственнейшая женщина с трезвым рассудком и искренним равнодушием к “суете сует”
Выразительное чтение стихотворения “Лиличка!” (1916г.)
Анализ:
- Объясните неологизмы Маяковского, которые встретились в тексте. Возможно ли их понять? Как создает свои неологизмы поэт? (Объясняют. Понять можно, т.к. создаются при помощи известных словообразовательных средств: опожаренном (обожженном), выреветь (выплакать, высказать) и др.)
– Что представляет собой из себя это стихотворение по форме (обратите внимание на подзаголовок). (Перед нами обращение героя к своей возлюбленной, страстный монолог, написанный в форме письма).
Ситуация, изображённая в стихотворении, внешне выглядит прозаичной. Герой страстно влюблён, но влюблённая относится к нему далеко не однозначно и, видимо, может оставить его в любой момент. Но предельно взволнованная интонация стихотворения позволяет нам убедиться в глубине и трагичности чувств, переживаемых лирическим героем.
– Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие изобразительно-выразительные средства при этом использует автор?
– Какие строки подтверждают “громаду-любовь” героя?
(Любовь героя уподобляется морю, солнцу – грандиозным природным силам).
Несмотря на грандиозность любовного чувства, для героя соблазнительна мысль о самоубийстве. Обратите внимание на перечисляемые 4 вида добровольной смерти. Герой как бы “заговаривает” сам себя, всеми силами открещивается от рокового исхода. Как мы знаем, сам поэт от него всё-таки не ушёл…
– Можем ли мы говорить о способности героя к самоотречению в любви? Почему?
– Итак, любовь героя… Какие слова вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать её?
Любовь
- Забота о любимом
- Порядочность
- Нежное отношение
- Любовь (обычное, понятное, некрасивое) отсутствие упреков
- “Отдавание” себя
- Ты – моя собственность дарение
- Я тебя хочу
- Сделка (я люблю тебя за…)
- Возьми то, что я могу отдать, и от этого я буду счастлив
- Желание сделать любимого лучше, чем он есть
- Не ожидать ничего взамен
Выразительное чтение и краткий анализ стихотворения “Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви” (1928)
Это стихотворение навеяно сильным и глубоким чувством Татьяне Яковлевой. Маяковский познакомился с ней в 1928 г. в Париже. Вот что вспоминает об этом сама Татьяна Яковлева в письме к матери:
“ Познакомились мы так. Ему…бесконечно про меня рассказывали, и я получала от него приветы, когда он меня ещё не видел. Потом пригласил в один дом специально, чтобы познакомить. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор по нему скучаю. Главное, люди, с которыми я встречаюсь, большей частью “светские”, без всякого желания шевелить мозгами или же с какими-то мухами, засиженными мыслями и чувствами. Маяковский же меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться…Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…”
Это стихотворение не просто о любви, оно о сущности любви.
– Что значит для поэта любовь?
(Это не ослепляющая человека страсть, а земное, радостное чувство, наполняющее творческой силой.) Это единство земного и небесного.
– Какие строки говорят о масштабности этого чувства? (Что значит любить по Маяковскому?) Прокомментируйте эти строки.
Подведение итогов. Выводы.
Какая же любовь царит в душе Маяковского-поэта.
- Любовная тема в раннем творчестве Маяковского романтизируется, а в после революции приобретает общественное звучание.
- Неразделенность духовной и телесной стороны любви для поэта.
- Тема любви во всем творчестве поэта играет важную роль.
Д.З. Письменная работа.
“Что в личности, жизни и творчестве Маяковского меня привлекло?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Любовная лирика Маяковского" в 11 классе
Этот урок относится к категории уроков с постановкой проблемы и постепенным ее решением....
Сценарий литературно-музыкальной композиции по любовной лирике В. Маяковского «Как бы вам бы объяснить это состояние»
В аудитории темно. Прожектор высвечивает ведущего. На фоне музыки МоиеПе в исполнении Раи1Маипа1Всё чаще думаю —не поставить ли лучшеточку пули в своём конце.Сегодня яна всякий случайдаю прощаль...
Адресаты любовной лирики В. В. Маяковского.
В презентации представлен материал, показывающий В. Маяковского ранимым человеком. Тема любви проходит через всё его творчество. Он, широкий душой, умел мгновенно влюбляться, и не на короткий срок, а ...
В. МАЯКОВСКИЙ. ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА
Перед вами презентация, посвященная любовной лирике поэта XX века В. Маяковского. Разделы презентации:В. Маяковский – начало творческого путиПоэт революцииЛюбовь в жизни В. МаяковскогоАдресаты л...
Презентация по литературе к уроку "Особенности любовной лирики В.В.Маяковского",11 класс
Презентация по литературе к уроку "Особенности любовной лирики В.В.Маяковского",11 класс.Рассматриваются "Облако в штанах, "Лилечка!"...
Любовная лирика В. Маяковского. В. Маяковский и в литературе и в музыке.
Конспект занятия "Любовная лирика В.Маяковского. В.Маяковский в литературе и в музыке"...
Урок литературы в 11 классе на тему "В.В. Маяковский. "Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике"
Урок-литературная гостиная помогает увидеть яркие страницы лирики поэта. Обучающиеся смогут прочувствовать слова В.В. Маяковского: "Любовь - это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи...