Литературный вечер поэзии М.Ю.Лермонтова
методическая разработка по литературе на тему

Завитаев Сергей Александрович

    Литературно-поэтическая композиция служила основой для проведения урока по творчеству М.Ю.Лермонтова на тему:  "Пейзажная  лирика в творчестве М.Ю.Лермонтова". В год 200-летия со дня рождения поэта студентами колледжа был подготовлен и проведен вечер поэзии. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vecher_poezii._lermontov.docx39.07 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ВЕЧЕР

Природа в лирике М. Ю. Лермонтова

... природа -

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в нее есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. Тютчев

Программа вечера.

  1. Литературная викторина.
  2. Литературно - поэтическая композиция.

          3.Чтение стихов Лермонтова.

Литературная викторина.

Вопросы:

  1. B каком году Тарханы переименованы в Лермонтово? /1918 г./

Кто автор романса на стихи Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива”? /Композитор Милий Алексеевич Балакирев/

  1. Кто автор вальса к драме Лермонтова «Маскарад"?

/Композитор Арам Ильич Хачатурян/

  1. В каком году лермонтовский музей переименован в Государственный

лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»? /1969г./

Как называлось знаменитое стихотворение "Родина” в автографе?

/ "Отчизна"/

"Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них

все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия». Чьи это слова?

 / В.Г.Белинского/

Как называется стихотворение, на слова которого написан романс Даргомыжского? /"Мне грустно"/.

Примечание: программа вечера и вопросы викторины были вывешены на доске объявлений заранее.

Литературно - поэтическая композиция началась с прослушивания романса А.Рубинштейна "Торные вершины" в исполнении И.Козловского и Е.Таланова.

                             

Первый ведущий.

Лирика издавна дружит с природой. Проходят века, но этот источник вдохновения остается. Стоит довериться природе - и она "продиктует" стихи, будто поэт нипричем. Кому, как не поэту, читать книгу природы, переводить на язык стихов ее страницы.

У стихов, как и у людей, есть своя биография. Разнообразны источники поэтического воодушевления. Их не перечислить, не классифицировать, не составить их список. У каждого поэта свои родники, питающие поэзию. Для Михаила Юрьевича Лермонтова - это Тарханы и Кавказ.

Второй ведущий.

На северо-западе Пензенской области среди необозримых полей, лесов и перелесков, тенистых рощ и извилистых речушек раскинулось старинное село - Тарханы, ныне Лермонтово. В Тарханах прошли детство и отрочество М. Ю. Лермонтова. Именно здесь, в Тарханах, впервые детскому взору будущего поэта открылся прекрасный мир русской природы: "ее степей холодное молчанье, разливы рек ее, подобные морям".

Третий ведущий.

В Лермонтове-ребенке рано и с какой силой пробудилась любовь к природе, впечатлительность, поэтическое воображение и фантазия. Своеобразная красота природы навсегда запечатлелась в душе ребенка, развила в нем чувство прекрасного. Тарханы будили, стимулировали поэтическое воображение юного поэта, прошли через всю его короткую, но яркую жизнь. Перелистайте его поэтические сборники. Многие лирические образы, картины родной природы навеяны воспоминаниями и впечатлениями ранней юности, днями, проведенными в Тарханах. Именно Тарханы поэт считал колыбелью своего творчества, ведь он прожил здесь половину своей жизни, до 1827года. Проводит лето 1828 года, и 1836 году вновь посещает Тарханы.

Первые чтец.

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы нал полями.

                                                /"Первое января"/

Второй чтец.

Прекрасны вы, поля земли родной,

Еще прекраснее ваши непогоды;

Зима сходна в ней с первою зимой,

Как с первыми людьми ее народы!..

Туман здесь одевает неба своды!

И степь раскинулась лиловой пеленой,

И так она свежа, я так родня с душой,

Как будто создала лишь для свободы...

                             /"Прекрасны вы, поля земли родной",1831г./

Первый ведущий.

Кавказ... Для Михаила Юрьевича Лермонтова это не просто географическое понятие или поэтический образ. Лучшие минуты творческого вдохновения и мучительные раздумья, надежда, страсть, вся жизнь поэта и сама смерть его - это Кавказ. И не странно ли, один из величайших поэтов, восприемник славы А. С. Пушкина, становится певцом далекой горной страны, певцом искренним, преданным и влюбленным.

Второй ведущий

Еще десятилетним мальчиком, вместе со своей бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, Лермонтов впервые приехал на Кавказ в Горячеводск / ныне Пятигорск / для лечения водами. Величественная красота суровой кавказской природы поразила Лермонтова - ребенка, и с той поры он на всю жизнь полюбил Кавказ. Он увидел здесь горные громады, услышал южные могучие грозы. Через всю свою короткую жизнь пронес Лермонтов любовь к этому краю, который вдохновил его на создание многих произведений.

Третий ведущий.

8 июля 1830 года, пять лет спустя, М. Ю .Лермонтов сделает запись: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?"

Первый чтец.

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

            Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор.

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас...

                                                          / "Кавказ",1830г./

Второй чтец.

Светает - вьется дикой пеленой

Вокруг лесистых гор туман ночной;

Еще у ног Кавказа тишина;

Молчит табун, река журчит одна.

Вот на скале новорожденный луч

Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,

И розовый по речке и шатрам

Разлился блеск, и светит там и там...

Первый ведущий.

Ранняя поэзия Лермонтова очень самобытна. Она отличается самобытностью в поэтике, близка к народному языку, а по содержанию - к народному творчеству.

Первый чтец.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

                                             / Осень",1828г./

Второй чтец.

Глубоки ранние снега;

На сучьях иней. Звучный лед

Сковал поверхность гладких вод.

Стадами волки по ночам

Подходят к тихим деревням;

Трещит мороз. Шумит метель:

Вершиною качает ель.

С полнеба день на степь глядит

И за туман уйти спешит...

                                             / "Зима", 1829г./

Третий чтец.

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет.

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуночные поля,-

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей;

Гляжу, природа молодеет.

Но молодость лишь только ей....

                                    /"Весна",1830г./

Четвертый чтец.

Гляжу в окно: уж гаснет небосклон.

Прощальный луч на вышине колонн,

На куполах, на трубах и крестах

Блестит, горит в обманутых очах;

И мрачных туч огнистые края

Рисуются на небе как змея,

И ветерок, по саду пробежав,

Волнует стебли омоченных трав...

Один меж них приметил я цветок,

Как будто перл, покинувший восток.

На нем вода блистаючи дрожит,

Главу свою склонивши, он стоит,

Как девушка в печали роковой:

Душа убита, радость над душой;

Хоть слезы льет из пламенных очей,

Но помнит все о красоте своей.

/"Вечер после дождя",1830г./

Второй ведущий

Проходит семь лет, а юный почитатель гор все не может забыть того первого впечатления, той первой, на всю жизнь забравшей его в плен, любви.

Пятый чтец.

Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света и красна

Всплывает из-за них луна...

На западе вечерний луч

Еще горит на ребрах туч,

И уступить все медлит он

Луне - угрюмей небосклон;

Но скоро гаснет луч зари...

Высоко месяц.  Две иль три

Младые тучки окружат

Его сейчас ... вот весь наряд,

Которым белое чело

Ему убрать позволено.

Кто не знавал таких ночей

В ущельях гор иль средь степей?

/"Люблю я цепи синих гор ",1832г./

Третий ведущий.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которыx, как дым, улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!

 Первый ведущий.

Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и, в розовый цвет одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину, купаясь, в такое уж смущенье, что белой одежды накинуть на грудь не успеют.

Второй ведущий.

Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безыменная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник... все, все в этом крае прекрасно.

                   /«Синие горы Кавказа, приветствую вас!», 1832г/

Третий ведущий.

Знал ли тогда, в мае 1832 года, семнадцатилетний поэт, писавший эти строки, что судьба так нерасторжимо и трагично свяжет его с Кавказом? И мог ли предполагать, что в том же Горячеводске на склоне Машука 15 июля 1841 года грозовые раскаты грома сольются с легким хлопком пистолетного выстрела, и сердце поэта остановится навсегда?

Первый ведущий.

А пока на календаре было лето 1832года. М.Ю. Лермонтов в Петербурге. Вскоре после приезда в Петербург на берегу Финского залива поэт написал стихотворение «Парус». Развитие поэтическое мысли идет в двух планах: мы видим все время морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о нем. Картины моря перекликаются с впечатлениями об этих картинах, с чувствами о них.

Первый чтец.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом !..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит...

Увы,- он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Второй ведущий.

Январь 1837 года. Дуэль и смерть А. С. Пушкина. В ответ на эти события

Лермонтов пишет стихотворение "Смерть поэта". Его имя у всех на устах.

Поэт арестован. В это время он написал "Когда волнуется желтеющая нива»

  Второй чтец.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда, росой обрызганной душистой,

Румяным вечерком иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

                                      Тогда расходятся морщины на челе, -

                                      И счастье я могу постигнуть на земле...

На первый взгляд поэт смешивает времена года. Но это только на первый внешний взгляд. На самом деле Лермонтов перечисляет их, имея в виду движение жизни, гармонии природы.

Третий ведущий.

В феврале 1837 года Лермонтов сослан на Кавказ. Ссылка на Кавказ дала Лермонтову возможность увидеть новых людей, обогатила впечатлениями. Жизнь на Кавказе оказала сильное влияние на творчество поэта. Он находится под впечатлением величавой  природы Кавказа, которая еще с детства поразила его.

Третий чтец.

Спеша на север издалека,

Из теплых и чужих сторон,

Тебе, Казбек, о страж, востока,

Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века

Твой лоб наморщенный увит,

      И гордый ропот человека

      Твой гордый мир не возмутит...

/ "Спеша на север издалека",1837г./

Первый ведущий.

В январе 1938 года, благодаря хлопотам своей бабушки, поэт вновь в Петербурге. Для поэта наступили годы литературной славы.

Весной 1840 года за дуэль с Барантом Лермонтов был переведен по "высочайшему указанию" из гвардии в Тенгинский пехотный полк на Кавказ. Все лето и осень 1840 года поэт провел в экспедициях. В официальных донесениях он неоднократно представлялся к награждению, но в высших инстанциях его вычеркивали из списков. А без возможности отличиться, не было надежды получить отставку.

Второй ведущий.

В начале 1841 года Лермонтов, благодаря заботам и хлопотам бабушки, получил разрешение приехать с кавказского фронта в Петербург на два месяца. Хлопоты об отставке закончились неудачей. В это время выходит роман "Герой нашего времени". Царь и официальная критика встретили роман с нескрываемой злобой. Вскоре Лермонтов высылается в 48 часов обратно на Кавказ.

Третий ведущий.

В апреле 1841 года, накануне отъезда на Кавказ, поэт написал стихотворение "Утес".

Четвертый чтец.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

 Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Первый ведущий.

О   чем это стихотворение? Об утесе? О тучке? Да, но под этой аллегорией выражены человеческие чувства, человеческие отношения. И в этом у Лермонтова мало соперников во всей мировой поэзии! Он умел одухотворять, оживлять природу. Утес, дубовый листок, пальма, сосна, волны наделены у него людскими страстями - им ведомы радости встреч, горечь разлук, и свобода, и одиночество, и глубокая неутолимая грусть.

Второй ведущий.

По дороге в ссылку, всматриваясь в огни редких деревень, Лермонтов написал «Родину». В этом стихотворении поэт показал то, что он видел из окна своей кареты: просторы России - голодной, нищей, но могучей, прекрасной, той, которую он знает с детства.

Третий ведущий.

Это стихотворение - ответ тем, кто обвинял поэта, сказав: "Ты не любишь ее!” 

      Свою любовь к России, к Родине поэт показал удивительно просто и сильно.

Второй чтец.

… Но я люблю – за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез...

Первый ведущий.

           Рисуя картины родной природы, поэт создает замечательные образы: «степей холодное молчанье”, "лесов безбрежных колыханье”, "разливы рек, подобные морям".  Три строчки - и перед нами величественные просторы России.

Второй ведущий.

Лермонтов любил все родное, простой народ, его песни, и его чувство любви к Родине, к народу сличалось с любовью к родной природе, в которой он находил столько красоты, поэзии и величия.

Третий ведущий.

           Как и много лет назад, при жизни Михаила Юрьевича Лермонтова, шумят в парке Тархан старые липы и вязы, белым облаком покрываются по весне яблони, шелестит по осени золото опавшей листвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный 195-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. «Он был источник дерзновенный…»

В данном материале представлен сценарий литературного вечера, посвященного творчеству М.Ю. Лермонтова....

Литературный вечер, посвященный М.Ю Лермонтову

Вечер  - портрет, посвященный М.Ю.Лермонтову....

Сценарий литературного вечера «Поэзия – прекрасная страна»

Формируется общекультурная компетентность учащихся через восприятие поэзии....

Литературный вечер "Поэзия "серебряного века"

Литературный вечер  "Серебряный век" русской поэзии...

Литературный вечер поэзии по творчеству В. Шекспира и Б. Пастернака

Композиция по стихотворениям Бориса Пастернака и Вильяма Шекспира...

Сценарий вечера поэзии М.Ю.Лермонтова

Материал будет полезен для проведения внеклассных мероприятий по литературе...