А.К. Толстой Литературная гостиная
план-конспект занятия по литературе на тему
Литературная встреча, посвященная жизни и творчеству А.К. Толстого (сценарий)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.k._tolstoy_literaturnaya_gostinaya.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Ведущий 1: 5 сентября 2014 года исполнилось 197 лет со дня рождения русского писателя, поэта, драматурга Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Наша сегодняшняя встреча посвящена этому событию.
2 слайд
Биография
Ведущий 2: Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 года в Санкт-Петербурге. Мать его, красавица Анна Алексеевна Перовская, воспитанница графа А.К.Разумовского, вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа Константина Петровича Толстого. Брак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв.
3 слайд
Ведущий 3: Мать Толстого сразу же после рождения ребенка оставила мужа и с шестинедельным младенцем уехала из Петербурга в Черниговскую губернию, в имение своего брата А.А.Перовского. Талантливый и прекрасно образованный человек, известный в 20-30-е годы прозаик, публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, Перовский заботливо и умело руководил воспитанием племянника. «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии… С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи – настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», - писал за год до смерти Алексей Константинович.
Ведущий 1: Вместе с Перовским Толстой путешествовал по Германии и Италии, посетил летом 1827г знаменитого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, подарившего мальчику кусок бивня мамонта с собственноручно сделанным на нем рисунком. Благодаря Перовскому первые стихотворные опыты Толстого были переданы на суд В.А.Жуковскому. У Перовского в Петербурге видел Толстой и Пушкина, запомнив на всю жизнь его удивительный смех.
Ведущий 2: По признанию Алексея Константиновича, он с самого раннего детства чувствовал влечение к искусству – музыке, живописи, поэзии, но его родные прочили ему блестящую карьеру. По их настоянию в 1834г Толстой поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел, затем служил при русском посольстве в немецком городе Франкуфурте0на-Майне. В 1843г Толстой стал камер-юнкером. А после Крымской войны, в которой он участвовал, записавшись добровольцем в Стрелковый полк, Александр IIпроизвел его во флигель-адъютанты.
4 слайд
Ведущий 3: Хотя светская жизнь нравилась Толстому, служба при царском дворе мешала ему почувствовать себя «вполне художником». В начале 50-х годов Толстой сетовал: «Я родился художником, но все обстоятельства и вся моя жизнь до сих пор противились тому, чтобы я сделался вполне художником».Он хотел всецело отдаться творчеству, но не мог – «как работать для искусства, когда слышишь со всех сторон слова: служба, чин, вицмундир, начальство и тому подобное». Несколько раз Толстой пытался получить отставку, но безрезультатно.
5 слайд
Любовь
Ведущий 1: Долго не складывается и его личная жизнь. Первое серьезное чувство Толстого было к Елене Мещерской. Однако когда Алексей просит у матери позволения сделать понравившейся ему девушке предложение, Анна Алексеевна своего благословения не дает. Алексей остается холостяком.
Ведущий 2: Эта ситуация в разных вариациях повторяется в течение многих лет: сердечная склонность Толстого к той или иной девушке пресекается матерью, то прямо выражающей свое несогласие с выбором сына, то незаметно устраивающей необходимость срочного отъезда Алексея или за границу, или к кому-то из родственников. Анна Алексеевна весьма строго контролирует жизнь Алексея, старается, чтобы он всегда был при ней (Алексей Константинович возит ее в театры и на концерты, они вместе посещают ее подруг), а если он уезжает куда-то без нее, она не ложится спать, пока он не вернется. Алексея такая «семейная» жизнь, кажется, не очень тяготит – он воспитан в послушании и любви к своей матери. Этой идиллии, однако, не суждено продолжаться вечно - Толстой, наконец, встречает ту, отношениями с которой он не готов пожертвовать с такой легкостью. Тем более что в ней он с первых же дней знакомства видит не только привлекательную женщину, но и ту, кого по-церковнославянски именуют «подружием»: соратницу, спутницу на жизненном пути. И прежде всего – помощницу на пути творческом.
6 слайд
Ведущий 1: Именно ей, Софье Андреевне Миллер, посвящает А.К.Толстой стихотворение «Средь шумного бала», которое станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так, как было:
Чтец:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид;
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я. усталый, прилечь —
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь;
И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю...
Люблю ли тебя — я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!
7 слайд
Ведущий 3: «Я еще ничего не сделал - меня никогда не поддерживали и всегда обескураживали, я очень ленив, это правда, но я чувствую, что я мог бы сделать что-нибудь хорошее, - лишь бы мне быть уверенным, что я найду артистическое эхо, - и теперь я его нашел… это ты. Если я буду знать, что ты интересуешься моим писанием, я буду прилежнее и лучше работать», - писал он Софье Андреевне Миллер в самом начале их знакомства. Отношения их складывались непросто: муж, от которого Софи уже ушла, все равно не давал ей развода, а мать Алексея, как и во всех предыдущих случаях, была настроена резко против избранницы сына. Видя, что прежние уловки не действуют и намерения сына серьезные, Анна Алексеевна решила действовать в открытую. В один вечер она пересказала Алексею все слухи и сплетни, которые были связаны с именем его возлюбленной. Выслушав мать, Алексей Константинович бросил все и кинулся в Смальково - усадьбу Софьи Андреевны, чтобы узнать правду из ее собственных уст.
8 слайд
Ведущий 1: Откровенный разговор не разрушил их отношения, а напротив, сблизил влюбленных, ибо у Алексея Константиновича было доброе, мягкое сердце, способное жалеть и прощать.
Ведущий 2: Спустя несколько лет, во время войны, Толстой заболел тифом и Софья Андреевна, невзирая на опасность заразиться, выходила его, буквально вытащив с того света.
Ведущий 3: Последние годы жизни матери Алексей Константинович разрывался между ней и Софией. Несмотря на все трудности и недопонимание, несмотря на деспотизм Анны Алексеевны, они с матерью были очень близки, он привык делиться с ней радостями и горестями, он действительно искренне любил ту, которая с его рождения посвятила ему всю свою жизнь, и когда в 1857 году Анна Александровна умерла, Алексей был безутешен. Но ее смерть наконец позволила соединиться влюбленным – они стали жить вместе. Однако муж дал Софии развод только спустя несколько лет – они обвенчались в 1863 году. Своих детей у влюбленных не было, но они очень любили и привечали чужих, например, племянника Андрейку, к которому Толстой относился как к собственному сыну.
Ведущий 1: Любовь Алексея Константиновича и Софьи Алексеевны с годами не ослабела, и письма Толстого, написанные жене в последние годы его жизни, дышат той же нежностью, что и строки первых лет их общения.
9 слайд
Ведущий 2: Получив в 1861г долгожданную отставку, Толстой уехал из Петербурга и жил в своих имениях: то в Пустыньке под Петербургом, то в Красном Роге в Черниговской губернии.
10 слайд
Ведущий 1: Однако вскоре начались новые невзгоды: в середине 60-х годов у Толстого появляются мучительные головные боли, он страдает от приступов астмы. И это силач, который в юные годы, несмотря на обманчивую внешность (с белокурыми волосами и румянцем во всю щёку, он походил на красную девицу), мог вгонять пальцем в стену гвозди, разгибать подковы! И это страстный охотник, ходивший на медведя! В пятьдесят восемь лет Толстого не стало: пытаясь облегчить невыносимые страдания, он ввел себе слишком большую дозу морфия.
Творчество
11 слайд
Ведущий 3: Стихи Толстой начал сочинять очень рано. «Мои первые опыты, - вспоминал поэт, - были, без сомнения, нелепы, но в метрическом отношении они отличались безупречностью». Мастерством стиха Толстой дорожил всегда, хотя критики иногда и упрекали его то за «плохую» (неточную) рифму, то за неудачный, слишком прозаический, на их взгляд, оборот речи. Между тем именно благодаря этим «недочетам» и создается впечатление импровизации, поэзия Толстого приобретает особую живость и задушевность. Эту особенность своего творчества понимал и сам Толстой: «Некоторые вещи должны быть чеканными, иные же имеют право и даже не должны быть чеканными, иначе они покажутся холодными».
Ведущий 1: В конце 30-х - начале 40-х годов написаны (на французском языке) два фантастических рассказа - «Семья вурдалака» и «Встреча через триста лет». В мае 1841 года Толстой впервые выступил в печати, издав отдельной книгой, под псевдонимом «Краснорогский» (от названия имения Красный Рог), фантастическую повесть «Упырь». Весьма благожелательно отозвался о повести В.Г.Белинский, увидевший в ней «все признаки еще слишком молодого, но, тем не менее, замечательного дарования».
12 слайд
Ведущий 2: С публикацией своих стихов Толстой не спешил. Первая крупная подборка его стихотворений появилась только в 1854 г на страницах некрасовского «Современника», а единственный прижизненный сборник вышел в 1867г. В него вошли многие теперь широко известные стихи
Чтец:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
(«Колокольчики мои…»).
13 слайд
Ведущий 3: Как считал сам Толстой, его склонности к поэзии необыкновенно способствовала природа, среди которой он вырос: «Воздух и вид наших больших лесов, страстно любимых мною, произвели на меня глубокое впечатление. Наложившее отпечаток на мой характер и на мою жизнь…» Восхищение великолепием родной земли отчетливо слышится в стихах Толстого, особенно в го пейзажной лирике. Ярки и сочны краски его стихотворных зарисовок
Чтец:
Винтовку сняв с гвоздя, я оставляю дом,
Иду меж озимей, чернеющей дорогой,
Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,
На пруд и мельницу, на дикий косогор,
На берег ручейка болотисто-отлогий
И в ближний лес вхожу. Там покрасневший клен,
Еще зеленый дуб и желтые березы
Печально на меня свои стряхают слезы;
Но далее я иду, в мечтанья погружен,
И виснут надо мной полунагие сучья,
А мысли между тем слагаются в созвучья…
(«Когда природа вся трепещет и сияет…»).
Ведущий 1: Толстого привлекают в природе самые простые и даже невзрачные картины. «В каждом шорохе растенья и в каждом трепете листа» поэту слышится «иное значенье», «видна иная красота!» Поэт глядит «с любовию на землю», но душа просится выше, к тем далям, о которых невозможно поведать «на ежедневном языке». В земном мире Толстой, как и романтики, видит отблеск вечной, Божественной красоты и любви.
Ведущий 2: Конечно, такое религиозное, почти мистическое понимание любви как проявления Божественного начала, не исключало любви обыкновенной, земной. При чтении стихотворений Толстого возникает ощущение, что это дневник – так автобиографичен его лирический герой, человек глубоко эмоциональный, напряженно переживающий страдания и радости, так конкретен женский образ, полный грусти, тоски и печали. Поэт счастлив открыть любимой все свои чувства, готов разделить с ней ее боль и переживания:
Чтец:
О, не пытайся дух унять тревожный,
Твою тоску я знаю с давних пор,
Твоей душе покорность невозможна,
Она болит и рвется на простор.
Но все ее невидимые муки,
Нестройный гул сомнений и забот,
Все меж собой враждующие звуки
Последний час в созвучие сольет,
В один порыв смешает в сердце гордом
Все чувства, врозь которые звучат,
И разрешит торжественным аккордом
Их голосов мучительный разлад.
Ведущий 3: Любовь для Толстого не тихое безмятежное чувство. Она приносит влюбленным не только радости, но и горькие переживания, заставляя их тосковать в разлуке, мучиться от напрасной ревности. Страшиться людского осуждения
Тебя так любят все; один твой тихий вид
Всех делает добрей и с жизнию мирит.
Но ты грустна, в тебе есть скрытое мученье,
В душе твой ласковый всегда так робок взор
И очи грустные так молят о прощенье,
Как будто солнца свет, и вешние цветы,
И тень в полдневный зной, и шепот по дубравам,
И даже воздух тот, которым дышишь ты,
Всё кажется тебе стяжанием неправым?
(«Тебя так любят все; один твой тихий вид…»)
И тем не менее любовь, несмотря на все сопутствующие ей горечи и терзания, - главный источник творческого вдохновения и единственное спасение от «пошлой жизни» с ее «житейским вихрем»
Минула страсть, и пыл ее тревожный
Уже не мучит сердца моего,
Но разлюбить тебя мне невозможно!
Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
(«Минула страсть, и пыл ее тревожный…»)
В своей лирике Толстой любит обращаться за образами, словесными формулами к народной поэзии. Отсюда частое сравнение явлений природы с человеческой жизнью, отсюда особая напевность, особый язык. Близкий к народной песне: («Ты не спрашивай, не распытывай»).
И не знаю я, и не ведаю,
Как назвать тебя, как прикликати.
Много цветиков во чистом поле,
Много звезд горит по поднебесью,
А назвать-то их нету умения,
Распознать-то их нету силушки.
Полюбив тебя, я не спрашивал,
Не разгадывал, не распытывал;
Полюбив тебя, я махнул рукой,
Очертил свою буйну голову!
«Гуслярный звон»
Любовь к народному творчеству, интерес к фольклору отразились не только в лирических стихотворениях Толстого. Обращение поэта к былине, к излюбленному романтиками жанру баллады также во многом объясняется его вниманием к русской народной поэзии, к ее древним корням. В былине «Илья Муромец» (1871г) Толстой воскрешает образ знаменитого богатыря, «дедушки Ильи», жаждущего даже в старости свободы и независимости и поэтому покидающего княжеский двор Владимира Красное Солнышко:
«…Правду молвить, для княжого
Не гожусь двора,
Погулять по свету снова
Без того пора.
Не терплю богатых сеней,
Мраморных тех плит;
От царьградских от курений
Голова болит;
Душно в Киеве, что в скрине, -
Только киснет кровь,
Государыне-пустыне
Поклонюся вновь!
Вновь изведаю я, старый,
Воюшку мою –
Ну же, ну, шагай, чубарый,
Уносю Илью!»
Рисуя героев Киевской Руси, Толстой восхищается их мужеством, самоотверженностью и патриотизмом, но не забывает, что это живые люди, готовые любить и радоваться красоте мира. Потому многие его баллады и былины звучат задушевно, а их персонажи привлекательны, как, например, богатырь Алеша Попович, сумевший песней завоевать взаимность прекрасной царевны:
Звуки льются, звуки тают:
То не ветер ли во ржи?
Не крылами ль задевают
Медный колокол стрижи?
………………………………
Любит он иль лицемерит –
Для нее то все равно,
Этим звукам сердце верит
И дрожит, побеждено.
(«Алеша Попович»)
Толстой пишет баллады и былины не только по мотивам народного былинного эпоса, обращается он и к русской истории. В балладах Толстой любуется старыми обрядами и обычаями («Сватовство», 1871г), воспевает русский характер, который не могло изменить даже монголо-татарское иго («Змей Тугарин», 1867г).
Алексей Константинович Толстой пробовал свое перо не только в жанре поэзии. Образ Козьмы Пруткова и его знаменитых афоризмов – это Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Александром и Владимиром Жемчужниковыми. Его перу принадлежат известные пьесы исторического содержания «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.
Уже простое перечисление направлений литературного творчества А.К.Толстого показывает, с каким крупным мастером мы соприкоснулись сегодня, сколь широко простиралось его художественное слово. Сегодня мы познакомились с личностью Алексея Константиновича Толстого. В честь 197 годовщины его рождения мы провели это внеклассное мероприятие и оценили конкурс чтецов.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
А.К.Толстой - поэт, прозаик, драматург (литературная гостиная для учащихся 8 - 11 классов).
Данная разработка поможет представить А. К. Толстого как личность талантливую, разностороннюю, независимую, благородную, высоко нравственную.Показать, как отразилось большое светлое чувство А. К. Толс...
Литературная гостиная: Творчество А.К. Толстого
•Толстой Алексей Константинович (родился 24 августа (5 сентября) 1817 г. Санкт-Петербург — умер 28 сентября (10 октября) 1875 c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)) — граф, русский...
Литературная гостиная. Л.Н.Толстой.
На данном уроке обучающиеся систематизируют знания о творчестве Л.Н.Толстого, формируют навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, развивают умение анализировать художественные те...
Литературная гостиная "Лев Толстой и музыка"
Данная работа представляет собой презентацию по теме " Лев Толстой и музыка."Музыка, как и всякое искусство, но особенно "Музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали ...
Литературная гостиная "Лев Толстой и музыка"
"Музыка, как и всякое искусство, но особенно музыка, вызывает желание того, чтобы все, как можно больше людей, участвовали в испытываемом наслаждении. Ничто сильнее этого не показывает истинного значе...
Литературная гостиная по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
Сцены из семейной жизни героев...