Судьбы, обожженные временем
проект по литературе (10 класс) на тему

 

Цель проекта: исследование творчества отдельных поэтов «Серебряного века» через интеграцию художественного слова, музыки, истории, информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_sudby_obozhzhennye_vremenem.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Мы перешагнули порог нового, XXI  века, и напряженно всматриваемся в будущее: что оно нам принесет? 100 лет назад точно так же люди всматривались в век XX. И тоже задавали себе вопрос, а что - там, за гранью двух эпох… Конечно же, острее других  переходное состояние эпохи ощущали люди искусства. Их чуткие души отзывались на зыбкое равновесие старого мира тревожными нотами художественных творений, их сердца ловили отзвуки надвигающихся катастроф…

Эпоха рубежа веков подарила миру Сергея Рахманинова и Александра Скрябина, Анну Ахматову и Николая Гумилева, Марину Цветаеву и Бориса Пастернака и целую плеяду талантливых композиторов, художников, поэтов.

В России, наверное, не было великого поэта, судьба которого не сложилась бы трагично. Борис Пастернак – не исключение. Хотя не первый взгляд кажется, что его жизнь, по сравнению со многими его современниками, вполне благополучна. Его не расстреляли в годы революции, как Гумилева, насильно не выслали за границу, как лучших представителей российской интеллигенции; он не исчез за стенами ГУЛАГа, как Мандельштам, Бабель, Корнилов и несть им числа; он не пустил себе пулю в висок, как Маяковский, и не повесился, как Цветаева. Но… Он один знал, чего стоили ему «годы безвременщины», бремя ненужности, травля.

Пастернак – явление чрезвычайное. Его поэзия утверждает жизнь, как высшую духовную ценность. В наше время, когда так обостряется чувство единой судьбы человечества, поэзия Пастернака по-новому раскрывает свой смысл. Пастернак неповторим. Настала пора для углубленного постижения этой замечательной поэзии.

Мы разработали проект «Судьбы, обожженные временем», рассчитанный на 2 года.

Цель проекта: исследование творчества отдельных поэтов «Серебряного века» через интеграцию художественного слова, музыки, истории, информационных технологий.

Данная цель достигается  решением следующих задач:

-

Мы начинаем второй этап нашего проекта. «О, если бы я знал…». Творчество Бориса Пастернака.

Мы выбрали произведения Пастернака, потому что долгое время Пастернака числили среди писателей, абсолютно недоступных для детей и подростков. Ощущение сложности и неординарности Пастернака у многих читателей и преподавателей сохраняется, но очень часто, как некая болезнь, скрывается. Похоже, что сбылось давнее предсказание М.Цветаевой: «Если Вас будут любить, то из страха,.. боясь отстать»

Мы и вправду боимся отстать от культурной жизни России, поэтому нас привлекает личность Пастернака, стоящая особняком в поэзии серебряного века. Для анализа мы берем произведения Пастернака, вошедшие в кантату великого композитора Георгия Свиридова.

Мы хотим обратить ваше внимание на некоторое сходство судеб художников.

Борис Пастернак (1890 – 1960) – поэт-философ, вдумчивый художник, для которого творчество и есть жизнь.

Георгий Свиридов (1915 – 1998) – крупнейший русский композитор XX столетия.

1946г. – Первое выдвижение Б.Пастернака на Нобелевскую премию: его кандидатуру предложили английские литераторы за лирические произведения. На Родине в это время идет откровенная травля поэта, уничтожаются его книги, печатаются разгромные статьи.

За трио квинтет и квартет Георгий Свиридов удостоен Сталинской премии. Но в 1948 году Свиридова обвинили в формализме, в отрыве от народа.

1954г. – Выдвижение Б.Пастернака на Нобелевскую премию: «Я скорее опасался, как бы эта сплетня не стала правдой, чем этого не желал». Правительство СССР кандидатуру Пастернака не одобрило.

1958г. – Присуждение Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». В «Литературной газете» печатается письмо редколлегии «Нового мира» в сопровождении редакционной статьи под заголовком «Провокационная вылазка международной реакции». Б.Пастернака исключают из Союза писателей СССР. Вследствие этой травли Пастернак был вынужден отказаться от премии.

Начало творческой зрелости композитора Георгия Свиридова. Создает песни, романсы, сюиты, кантаты, среди которых произведения на стихи А.Блока, А.Толстого, С.Есенина, В.Маяковского, Ф.Соллогуба.

1965г. – Георгий Свиридов написал кантату «Снег идет» на стихи Б.Пастернака.

1968г., 1980г.. 1994г. – Свиридов награжден Государственной премией СССр и России.

1987г. – Восстановление Б.Пастернака в Союзе писателей.

1990г. – Объявлен ЮНЕСКО годом Пастернака.

Пастернак весь из культуры XIX  - XX    века. Люди, окружавшие его с детских лет – Лев Толстой, Серов, Врубель и многие другие не могли не оказывать на него влияния уже одним присутствием. Он был своим в кругу Блока, Цветаевой, Ахматовой. Он учился философии в германском университете, музыке – у самого Скрябина. Он – из мира культуры, неразрывно связанной с христианским культом. Ему не нужно открывать для себя Христа – достаточно восстановить его в себе.

Свиридов – человек 60-х. Как Пастернак и Ахматова, он знает, что «все расхищено, предано, продано». Он жил в мире холодных очередей, грязных прилавков. В мире, где Христа нет. Где даже в день Рождества никто не вспоминает о нем.

В душах великих художников – вера в светлое Завтра, в святость христианских истин, мужественное преодоление ударов судьбы, любовь к жизни. Их произведения помогают понять происходящее сегодня.

Анализ стихотворения «Снег идет»

Стихотворение «Снег идет» написано в 1957 году после ряда лет молчания, когда поэт был вынужден заниматься только переводами. Оно вошло в книгу стихов «Когда разгуляется» (1956-1959 г.).

Композиционного стихотворение можно разделить на две части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, ее быстротечности.

Название не только определяет тему стихотворения, но и выполняет роль динамичного повтора. Такой прием позволяет читателю представить, как на землю падают тяжелые хлопья снега:

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и все в смятенье…

Повтор играет особую роль и в ритмической организации стиха. Хорей, основной размер стихотворения, нарушается спондеем – утяжеленной стопой, где рядом стоят два ударных слога.

Стихотворение выделяется  и своей  формой, словно следующей прихотливому, подвластному  только порывам ветра движению падающих хлопьев.

Рифма в строфах неодинаковая. В первой, третьей и пятой строфе рифма кольцевая;

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

То во второй перекрестная:

Снег идет и все в смятеньи, 1

Все пускается в полет, 2

Черной лестницы ступени, 3

Перекрестка поворот, 4.

Неуловимо меняющиеся, словно танцующие созвучия постоянно возвращаются к рифмам первой строфы. В четных строфах мужские и женские рифмы чередуются, причем строфа начинается с женской рифмы, то в нечетных мужские рифмы как бы опоясывают строфу, подчеркивая кольцевую рифмовку. Необычное и членение на строфы, под конец сбивающиеся на два пяти- и одно трехстишие с перекликающейся рифмовкой.

Под стать им и причудливая система образов, в центре которой оказывается снег. Поначалу  завороженный ритмом не чувствуешь сложности стихотворения, все в нем кажется понятным, хорошо знакомым – и занесенный снегом перекресток, и герань на подоконнике, и горемыка – пешеход. Строки «Снег идет, снег идет» привлекают наше внимание, выделяются из общей картины стихотворения. В первой части нельзя не заметить и необычные метафоры – олицетворения:

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Нет, природа не умирает зимой, она лишь засыпает. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. В первой части есть и антитеза: белый снег и «Черной лестницы ступени». Низкое зимнее небо как будто падает на землю, но посмотрите, какое олицетворение-сравнение мы встречаем у Пастернака:

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Несмотря на целенаправленное принижение ситуации («заплатанный салоп», небо, принявшее «вид чудака») и настойчивые напоминания автора о том, что уподобление неба снегу – не более чем сравнение, именно миг таинственного сошествия небес на землю кажется главной темой стихотворения.

Но следующая строфа разрушает это представление:

Потому что жизнь не ждет,

Не оглянешься – и святки,

Только промежуток краткий,

Смотришь – там и Новый год.

Связь этой строфы с предыдущей основана на естественной для Пастернака ассоциации: по старому стилю святки начинались за неделю до Нового года. Снег идет до святок, будто торопится убрать землю к празднику, припорошив ее изъяны. В этом контексте образ неба, маскирующегося то под снегопад, то под чудака, воспринимается как олицетворение незаметного прихода в мир какого-то чуда.

Именно это «обыкновенное чудо» и стало причиной всеобщего «смятенья», которым охвачены «черной лестницы ступени», «убеленный пешеход», «удивленные растенья», перекрестка поворот»… Оно решительно ломает привычную земную логику, заставляя даже время нарушить свой размеренный ход, подлаживаясь под непредсказуемую поступь провидения. Это – вторая часть стихотворения, в которой лир герой размышляет о смысле жизни, ее быстротечности. Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами:

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Неуверенная интонация подчеркивает, с одной стороны, сожаление о прожитой жизни, с другой стороны, таинственность момента: при всей очевидности чудо непредсказуемо.

Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения.

Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» - это, возможно, поворот судьбы, то, что ждет нас завтра. А «убеленный пешеход» - это не просто человек, покрытый снежными хлопьями, это убеленный сединами, проживший жизнь одинокий странник. Что же ждет его за этим поворотом, какое испытание приготовила ему судьба – об этом размышляет лирический герой.

В стихах Б.Пастернака большое значение играет и фонетическая организация стиха. Если внимательно перечитать первую строфу, можно отметить посторенние согласного «р». Такое фонетическое оформление помогает представить снежную вьюгу.

В первых строках второй строфы и третьей строфе аллитерация создается с помощью свистящего согласного «с», который передает полет снежинок по зимнему городу. И такое чередование аллитерации характерно для всего стихотворения.

Фонетическое и ритмическое оформление стиха делают стиль поэта неповторимым, индивидуальным.

Я думаю, что, если перечитаю это стихотворение спустя какое-то время, у меня могут возникнуть и другие ассоциации. Этим мне и нравится лирика Б.Пастернака. У него учились и учатся многие поэты, а композиторы создают на основе их музыкального произведения.


Анализ стихотворения «ДУША»

«Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что это потом будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего,» - такими словами о сущности бессмертия Юрий Живаго утешает тяжелобольную Анну Ивановну. Я думаю, что они могут послужить важным комментарием к стихотворению «Душа». В один из самых трудных периодов жизни Пастернак остался верен себе, своему неизменному оптимизму, вере в разумность миропорядка. «Душа» - это исповедальные строки страдающей души, рожденные в напряженном труде. Пастернак часто берет в заглавие нечто неосязаемое. Часто в его произведениях лексема душа употребляется в традиционных значениях: «душа – внутренний мир человека (образные слои: «душа – жизнь», «душа – смерть», «душа – любовь», «душа – сущность»).

Это стихотворение не только о душе поэта, но и о душах умерших. Став неотъемлемой частью сознания в виде памяти, умершие обретают бессмертие в его творчестве, пусть незаметно для поэта, но влияя на характер его лирики. («Их муки совокупные/Тебя склонили ниц»). И погостный перегной – образ не только смерти, но и Воскресения. Ибо что, как не перегной является благодатной почвой для появления нового ростка жизни.

Самим названием стихотворение как бы устремлено в будущее; в один из самых трудных периодов своей жизни Пастернак остался верен себе, своему неизменному оптимизму и вере в разумность миропорядка.

Сюжетом стихотворения служит движение мысли и чувства автора. Автор обращается к душе в минуту сильнейшего раздумья о пережитом, волненья о будущем. Философские строки «Души» - боль поэта. В них автор дал диагноз времени, наложил табу на предательство, жестокость. Душа поэта за совесть, жизнь души – суровое испытание. И не каждый способен выдержать его. Стихотворение строится как цепь, зрительные ассоциации души (печальница, усыпальница, скудельница). Эти ассоциации сочетаются с социальными. Душа нуждается в понимании и сочувствии. Чувства поэт передает при помощи «говорящих» эпитетов: «замученных живьем», «могильной урною», «время скудное», «погостный перегной». Именно душа поэта помнит и чтит всех, она свидетель несправедливости и жестокости. Мотив трагичности подчеркивается тем, что все глаголы используются в прошедшем времени и во 2 лице. На протяжении всего повествования слышится звук «у», усиливающий ощущение скорби и печали.

Поэтическая речь Пастернака не отличается богатством изобразительных средств. Эта простота вместе с искренностью интонации и частым использованием местоимения «ты» делает стихотворение близким и понятным нам. Текстом создается единый звуковой образ, многократно автор использует анафору: «душа моя».

Посредством звукового уподобления и звукописи (печальница, скудельница, мельница, усыпальница) автор сближает понятия, принадлежащие к различным звуковым сферам. Звуковое отождествление происходит как с помощью согласных звуков (аллитерации), так и с помощью гласных (ассонанса).

Финал стихотворения напряжен, но оптимистичен. Автор предвещает о том, что если душа открыта миру и людям, она будет жива.

Таким образом, стихотворение Пастернака, обращенное к нетрадиционной теме, вполне оригинально. Автор выразил свои сокровенные мысли и чувства, веру в счастливое Завтра. И прекрасно, что стихотворение помогает понять происходящее сегодня. Не об этом ли мечтал Пастернак? Быть понятым своей страной – идеал?

Анализ стихотворения «Ночь».

                                                  Не спи, не спи, художник,

                                                  Не предавайся сну.

                                                           Ты – вечности заложник

                                                           У времени в плену.

                                                                   Б.Пастернак

Борис Леонидович Пастернак – поэт-философ, вдумчивый художник, заинтересованно вглядывающийся в окружающую жизнь. Пытливый ум поэта хочет проникнуть в самую суть вещей, понять их и поведать миру о своих открытиях.

Поздний Пастернак скупо расходует художественные средства, которые есть в его арсенале, но от этого его стихи не становятся суше, а лишь подчеркивают мастерство художника.

Стихотворение «Ночь» написано признанным мастером в период его «последних песен». Оно передает внутреннее состояние поэта, но тем не менее автор верит в разумность бытия.

Главные герои стихотворения – летчик и художник. Их сближает длительное бодрствование. В стихотворении именно бессонница является творческим, плодотворным состоянием:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

В произведении нет пейзажных зарисовок, описаний, здесь своя внутренняя динамика («ночь тает», «летчик уходит в облака», «блуждают небесные тела»). Читая стихотворение, создается впечатление совместной с летчиком прогулки. Автором показан реальный мир предметов, явлений окружающей действительности: летчик…потонул в тумане, под ним города, люди, поезда, горят материки, не спят люди. Использованием перечислений Пастернак многообразно определяет явление – ночь. Он мыслит себя и ночь как единое целое, и его внутренние переживания даны через предметный мир – через субъективное восприятие.

Нет предмета, который бы в произведении не жил бы и не дышал (истопники не спят, кто-нибудь в прекрасном далеке смотрит на планету). «Кто-нибудь» - это художник. Он не одинок, с ним рядом летчик. Они как бы раздвигают границы времени и  пространства, верны себе, своему оптимизму и верят в торжество справедливости. Художнику тяжело, но он не бережет себя, потому что тогда умрет творчество и не будет новых плодов. Художник, считает Пастернак, «вечности заложник у времени в плену», он погружен в «несущественность» земной жизни, однако его удел все-таки бессмертие.

У Пастернака высокое поэтическое соединяется с повседневным: жизнь настолько огромна, что не может делиться на низкое и высокое. И поэтому художник

…смотрит на планету,

Как будто небосвод

Относится к предмету

Его ночных забот.

Пастернак по-новому осваивает время и пространство, оставляя за собой право приравнять смысл жизни и поэзии:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Три стихотворения Пастернака «Душа», «Ночь», «Снег идет» привлекли Г.В.Свиридова своим стремлением утвердить те истины, которые впоследствии в 70-90-е годы будут попраны.

В основе этих стихов лежит образ Поэта, чья судьба и жизнь неразрывно связаны с судьбой Родины, с ее историей, народом. Эта тема характерна для русской литературы. Но в русской музыке до Г.В.Свиридова никто не раскрывал ее с такой гениальной глубиной, трагизмом и … с такой гениальной простотой и доступностью.

Поручить детскому хору петь совсем не детскую по идеям и образному строю музыку в тот период, когда пионеры пели бодрячковые песни (но среди них есть и много замечательных), а комсомольцы – полные энтузиазма массовые политические агитки – это мог только Свиридов. Ведь у него была благородная цель: предостеречь музыкой кантаты молодое поколение от опасности духовного обнищания.

Кантата была написана Г.В.Свиридовым в 1965 году. Состоит из трех частей:1ч – «Снег идет», 2ч. – «Душа», 3ч. – «Ночь».

В 1-ой части кантаты мы чувствуем внутреннее беспокойство, предчувствие беды. В снежном вертепе теряется ощущение времени, все призрачно и неуловимо.

2-ая часть – «Душа» - самая трагическая. Это стихотворение Б.Пастернака было запрещено, не опубликовано, и надо было обладать стойкостью свиридовского характера, чтобы озвучить опальные пастернаковские строки об униженных, оскорбленных и замученных в ГУЛАГе. Это реквием по усопшим и музыка Свиридова достигает такого накала, что воспринимается как великая национальная трагедия.

3-я часть – «Ночь». Использование этого стихотворения в финале очень неожиданно: нет в нем картины ночи, переживаний человека, ночной природы, но есть показ неустанной работы планеты, ее связь с космосом, с некой таинственной субстанцией, которую Б.Пастернак не обозначил, но от имени которого звучит призыв:

Не спи, не спи, работай,

Не прерывай труда,

Не спи, борись с дремотой,

Как летчик, как звезда.

Позитивная, оптимистическая идея стихотворения и всей кантаты выражена в заключительных словах:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Художнику Б.Пастернак, а затем своей музыкой Г.Свиридов показывают единственно верный путь бодрствования, предостерегают от спячки застоя, призывают служить людям, миру, Господу Богу через творчество!

Г.Свиридов становится как бы соавтором поэта, их мысли сливаются в единую музыкально-поэтическую мысль. Свиридов чутко реагирует на содержание и стиль поэзии и своей музыкой открывает новые, неведомые грани творческого облика поэта.

Характерны его высказывания о поэзии: «Я очень люблю, очень ценю выразительность слова. Благородного, честного, художественного Слова. Мы привыкли без раздумий пользоваться словами, бросаться, жонглировать, составлять фразы, пышные пустые речи. А слово может «зацепить тебя за самое живое,.. есть у слова и плоть и своя душа».

Для Свиридова «поэзия – это тайна, это магия, это то, что непереводимо с языка на язык» … это бескрайний мир и неиссякаемый источник мыслей, вдохновения, утешения». В поэзии Свиридов находит «много согласного своим раздумьям о жизни, о человеке вообще, оригинальные мысли о будущем» (с.361 Л.Барыкина «Воспоминания»)

Какая же она, музыка Г.В.Свиридова?  Какими музыкальными средствами пользуется композитор, чтобы осуществить синтез Слова и Музыки? Как усиливает жизнь поэтического слова музыкой?

Во-первых, начиная с 50-х годов основным направлением его творчества становится вокальная хоровая музыка. Это особенно важно потому, что в обществе, пораженном заразой эгоизма, первым страдает хоровое искусство, искусство братского общения. Свиридов отстаивает это древнее искусство, создает непревзойденные его шедевры.

Во-вторых, Свиридов не только возрождает богатейшие национальные традиции от знаменитого и партесного пения, но и двигает их далеко вперед, разрабатывая новые эмоциональные системы, мелодии, гармонии, тембры, ритмы. И все это подает в чеканно законченных формах, развивающих древние пласты народного искусства.

В-третьих, музыку композитор всегда определял как божественный дар, как божественный порядок и гармонию. Руководством для его работы над музыкальным произведением было то же, что и для Л.Н.Толстого: «Свежесть чувства, ясность выражения, искренность».

По свидетельству русского самобытного композитора Валерия Гаврилина «звуковая ткань Свиридовских творений поражает безыскусственностью, в ней нет украшательства, лишних, хотя бы и эффектных движений, она внешне неброска, звук к звуку точно подобран, так чист, так верен, что сразу понимаешь – так говорят правду, так говорят самое важное в жизни. Иной раз кажется: можно бросче, громче, пикантнее, но Свиридовская формула уже пленила и понимаешь: только так! – потому что мысль и форма у Свиридова в дивной и неразделенной гармонии, соразмерности» (с.633 В.Гаврилин «Воспоминания»).

Вот как Г.Свиридов усиливает в 1-ой части кантаты «Снег идет» звучание пастернаковского текста, создавая образ смуты, извечного предчувствия беды на Руси: при помощи колокольного звона. В низком регистре звучит могучий колокольный звон, а в верхнем в мертвенно-бездушном тембре флейты-piccolo, челесты и арфы скомороший плясовой наигрыш. Объем диапазона в семь октав воистину космический! В этом звуковом пейзаже слышится что-то бунтарски угрожающее, могучее, анархическое! И как зловеще и безнадежно скандирование поочередно двух звуков (фа-диез и ля) взамен мелодии с ударением на первом слоге: Снег идет – это дактиль. Этот прием в музыке называется ostinato. У Свиридова фраза «Снег идет» повторяется 25 раз, в 2 раза больше, чем у Пастернака. Сильный прием для утверждения одной мысли, навязчивой идеи, создающей впечатление безнадежности, скованности, а если учесть, что в оркестре имеется еще один 2-х тактовый хроматический мотив, живописующий вьюгу, то становится ясно, что при помощи системы музыкальных средств, необычных, редко использовавшихся в хоровом искусстве, Свиридов усиливает и обогащает поэтический образ стихотворения.

Вот еще один момент усиления: в кульминации на слова «сходит наземь небосвод» Свиридов при помощи простых 3-хзвучных минорных аккордов «обрушивает» наземь небосвод.

Время и вечность – это один из стержневых свиридовских двуединых образов. Трагедия и надежда на «молодую Россию», на то, что молодое поколение поймет и сохранит человеческую душу и современников и грядущих поколений.

Вот так, гениально прости, введя детские голоса в кантату, Свиридов сообщил патетическую направленность глубокой философской идеи: время и вечность.

2-я часть кантаты «Душа» - сгусток трагического восприятия мира. Но по сравнению с пронзительностью поэтического пастернаковского образа, Свиридов более сурово и мужественно относится к человеческой боли. Он выбирает сдержанную, лаконичную восьмитактовую мелодию. Она повторяется 15 раз. Таким образом, Свиридов удлиняет стихотворение Пастернака на одну треть, повторяя последний кульминационный раздел точно, без изменений в мелодии (в оркестре же происходит напряженное развитие). Развивается мелодия постепенно и затрудненно, высвечивая каждый изгиб, распевая нужную интонацию, как бы желая осознать многочисленность и бессмысленность жертв, испить их боль и отчаяние. Для этого Свиридов использует исконно русский метод вариантного и вариационно-подголосочного развития строфы и ее тембровое звучание: низкие струнные виолончели и контрабасы, низкие деревянные инструменты: кларнеты, контрфаготы.

Всю часть цементирует трехкратное проведение обобщенного образа страдания: во вступлении, заключении и центральной части, интонации этой темы по законам подголосочной полифонии развиваются в оркестровой партии.

Последняя часть кантаты «Ночь» для современников оказалась неожиданной: ведь по трагизму двух первых частей ожидаешь еще более сильный по трагизму финал. А финал оказался импульсивно-энергетическим, призывающим не народные массы, а каждого человека – кочегара, летчика, а главное, художника служить отечеству конкретно и зримо.

Свиридов усиливает поэтический ряд музыкой, близкой по стилю массовой молодежной песне и по форме – куплет с запевом и припевом, который использует скоморошью колокольную россыпь.

На одной репетиции с дирижером Геннадием Рождественским Г.Свиридов объясняет участникам хора: «Это не пионерская песня, это ангелы поют» ( Журнал «Уроки литературы» №2 2001 г., статья А.Золотова «Чистая музыка бытия»). Г.Свиридов пытается поднять сознание детей до уровня интуитивного понимания сложных этических и философских проблем. И по верному наблюдению композитора В.Гаврилина «Свиридов не покоряет слушателя, он его возвышает» ( с.636 В.Гаврилин «Воспоминания»). Ведь Свиридов глубоко уверен, что именно мы, молодые россияне, являемся вечными двигателями вечного времени.

«Раньше жизнь народа была песня и звон» - говорил Свиридов (с.152 из воспоминаний известного певца Е.Е.Нестеренко). И это воистину является живой основой всего жизненного и творческого пути великого мастера хорового искусства 20 века.

43 года прошло со дня создания кантаты «Снег идет», а музыка, ее образы и строй до сих пор актуальны, современны, бесценны.

Мы рассчитываем, что наши слушатели заинтересовались музыкой Свиридова. Вас ждет грандиозная музыкальная антология гениального композитора, созданная на слова великих русских и зарубежных поэтов:

- на слова А.Блока: кантата «Ночные облака», «Петербургские песни»,

                                 оратория «Двенадцать», хоровой цикл «Песни  

                                 безвременья»     

-на слова С.Есенина: хоровая поэма «Памяти С.Есенина, кантата  

                                   «Деревянная Русь», хоровая поэма «Отчалившая

                                    Русь»

- на слова А.К.Толстого: хоровая музыка к трагедии «Царь Федор  

                                          Иоаннович»

- на слова В.Маяковского: «Патетическая оратория» (присуждена

                                             Государственная премия)

          - на слова Н.Некрасова: «Весенняя кантата»

          - на слова А.Пушкина: концерт для хора 9 песен «Пушкинский венок»

          -  на слова Р.Бернса в переводе С.Маршака: 9 песен

          - на слова В.Шекспира: «Песни странника»  

Для нас, поколения XXI века, творчество Пастернака и Свиридова, несомненно, Большая Поэзия и Большая Музыка, которые пришли к нам, как радость, как новое открытие мира, утверждающее неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии и музыки.

Борис Леонидович Пастернак «великой правотой» своей поэзии навсегда и «не как бродяга, родным вошел в родной язык». Он до конца жизни не потерял своего творческого и гражданского лица («Я не рожден, чтоб три раза смотреть по-разному в глаза»). Для нас в своей «музыке мыслей», какой представляется его поэзия, он жив и сегодня.

Следующий этап нашего проекта – Марина Цветаева и Борис Пастернак. Почему? Потому, что их связывает эпистолярный роман. А если вы хотите максимально глубоко постичь личность какого-то интересующего вас писателя, поэта, художника – читайте его письма! Письмо позволяет человеку самораскрыться, обнажает некоторые черты, не видимые в повседневной жизни. А для нас – читателей и наследников – это живые уроки «слога».

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Зональный семинар учителей русского языка и литературы

Научно-исследовательская конференция по творчеству Б.Л.Пастернака.

Творческий проект

                                                                     Авторы:

                                           

                                          А.Г.Яруллина, учитель высшей кв. категории

                                             Г.Н.Осянина, учитель первой кв. категории

                                          Т.Н.Тихонова, учитель первой кв. категории

                                          Е.Облавацкая, ученица 11Б класса

                                          Д.Рахчева, ученица 11А класса

                                           Т.Гатилова, ученица 10А класса

С.Верхний Услон, 2008 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не обожженные сороковыми..."

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного победе русского народа в Великой Отечественной войне....

Эссе "Три судьбы, три времени, три женщины"

Три судьбы, три времени, три женщины,Дети, Школа - связующая нитьТри судьбы, три времени, три женщины,Через годы учат верить и любитьТри судьбы, три времени, три женщины,В детях  цель, и в детях ...

"Горька судьба поэта всех времен...."Литературный вечер, посвященный творчеству С. Есенина и М. Цветаевой.

Материал заинтересует учителей литературы, а также педагогов дополнительного образования....

А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?

Понятие о жанре, стиле и композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»; ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, роль ассоциативных связей в идейно-эстетическом содержании поэмы; взаимосвя...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"

Сценарий литературно-музыкальной гостиной "Писатель,ставший судьбою времени"...