Содружество искусств на уроках литературы
статья по литературе на тему
Выступление на зональном семинаре учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sodruzhestvo_iskusstv_na_urokakh_literatury.rar | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Содружество искусств на уроках литературы.
Сообщение на зональном семинаре учителей –
словесников и географов в с.Октябрьский, 2009 год.
Т.Н.Тихонова, учитель
1 квалификационной категории
МОУ «Верхнеуслонская гимназия».
Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и
здоровее, и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно
вынесенное еще из детства… Если много набрать
таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен
человек на всю жизнь.
Ф.М.Достоевский
1. Введение.
Каждое художественное произведение, изучаемое в курсе литературы в школе, содержит огромное число нравственных проблем, имеет способность эмоционального воздействия, а значит, становится источником нравственного, эмоционального и эстетического опыта. Писатель имеет в своем арсенале слово, которое в качестве сигнала воспринимается читателем, но на этом не заканчивается процесс общения с книгой. Диалог писатель-читатель, как и любой диалог, подразумевает общение: слово надо не только услышать, но понять. Когда писатель понят на лексическом уровне, он «ожидает» эмоционального отклика, поэтому важно создать условия для ассоциативной работы. В своем воображении человек может слышать звуки, ощущать запах, вкус, видеть предметы, которые на самом деле отсутствуют.
Поэтому прежде всего необходимо укрепить эстетическую основу урока, расширить осмысление литературы как словесного мастерства. Это большой разговор о ее взаимосвязях с другими видами искусства.
Впитывая достижения смежных искусств – живописи и музыки, театра и кино, литература сама обогащает их своим опытом исканий и достижений. В живом контексте взаимообогащений эстетическая сущность словесного мастерства обретает наибольшую силу художественного воздействия.
Содружество искусств на уроке литературы не только активизирует педагогический процесс, способствует закреплению настоящего интереса к искусству, но и диктует интереснейшие формы в продолжении диалога с молодежью и во внеклассной работе.
2. Содружество искусств.
В гимназии имеется интересный опыт работы по интегрированию предметов, по билингвизму и полилингвизму (об этом расскажет моя коллега Яруллина А.Г.) Совместно с историками нами разработан ряд уроков – введение в ту или иную эпоху: «Грозовые шестидесятые…» (о поэтах второй половины 19 века), «Поэзия серебряного века», уроки по классицизму, романтизму и другие. При изучении тем «Петербург Достоевского, Гоголя» мы приглашаем учителя ИЗО и черчения с разговором об архитектуре городов 19 века. В связи с этим появилась интересная идея по поводу рассказа-притчи Глеба Мехеда «Скрипач», напечатанного в одном из летних номеров «Литература в школе», где явственно видны традиции и Достоевского, и Гоголя, и Толстого: совместный с черчением урок «Влияние советской архитектуры на формирование нравственности», чтобы показать, что классика и современность неразрывны в своих философско-этических и жанрово-стилевых импульсах, что именно в них тот пласт духовности, который формирует личность и цементирует связи между эпохами.
Примером содружества искусств может служить урок МХК, литературы «Влияние античной литературы на мировую культуру», проведенного мною в рамках районного семинара. Эпиграфом к этому уроку были взяты слова Ю.М.Лотмана: «В подлинной культуре ничего не умирает». На первом этапе урока мы вспоминаем греческих богов, игра «Я узнал вас, маска!» Перед учениками появлялись боги, представляли себя, и надо было узнать, кто это. Детям, играющим вседержателей, пришлось выделить самое главное из мифов, изготовить атрибуты, например, лира для Аполлона, гранат для Геры и т.д., правильно подать себя, составить текст, чтобы быть узнанными. Следующий этап: мифологические герои в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». В розданных группам словах нужно было найти имя бога, героя, мифическое географическое название, дать информацию о нем, объяснить, в каком значении Пушкин использовал тот или иной образ. Затем были отслежены мифологические образы в полотнах художников. Учеником совместно с учителем географии было подготовлено сообщение – сравнение картины К.Брюллова «Последний день Помпеи» и реальных вещественных памятников исторических раскопок на месте этого города – очень интересное, серьезное исследование. Ну и для активизации креативного начала, физкульт.паузы группам было предложено «оживить» репродукцию с картины Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой». О чем могли бы говорить супруги перед расставанием? Какой наказ мог дать Гектор Андромахе и сыну? Инсценировать эпизод надо было с учетом того, что это образы героического эпоса, а Лосенко – представитель классицизма. Здесь ученики показали свои знания. Последняя треть урока была отдана анализу образа Прометея в поэзии, музыке и живописи. Сначала анализировались стихотворения Полонского, Байрона, Гете, затем учитель изо выступала с анализом картины Рубенса «Прометей», и, наконец, была прослушана симфоническая поэма А.Н.Скрябина «Прометей. Поэма огня». Учитель музыки разъяснил ребятам специфические особенности этого произведения. Перед прослушиванием было дано задание: Какие цветовые ассоциации возникают? Какими красками вы нарисовали бы портрет скрябинского Прометея? Ну и куда деваться без национально-регионального компонента! Учитель изо представила ученикам портрет Скрябина кисти нашего земляка К.Васильева и заострила внимание на том, что это не столько портрет композитора, сколько портрет его музыки: монументальной, сочной, резкой, яркой, контрастной, выходящей за общепринятые рамки. Таким образам при помощи соединения музыки, поэзии, живописи, театра и даже географии были обобщены знания античной литературы и культуры, развиты творческие, интеллектуальные, артистические задатки обучающихся, дети познакомились с работами художников, поэтов, композиторов разных веков и сделали вывод о том, что Пространство и Время для настоящего искусства, для настоящей культуры – ничто.
3. Театр и литература.
В современном мире, который становится все более искусственно-техническим, особое значение приобретает гуманитарный опыт личности, который предполагает способность действовать осознанно, конструктивно и ответственно, эффективно организовывать свое поведение и отношения с другими людьми. В век кибернетики и информатизации человеку необходимы знания о самом себе, о своей духовной организацию Для профессионала в любой деятельности, а для гуманитария особенно, важны такие знания, понимание своих психофизиологических оснований мышления и поведения личности. В театральном искусстве накоплен большой опыт работы с внутренним миром.
Из всех видов искусств именно театр обладает наибольшей силой воздействия. Он вбирает в себя способность литературы словом воссоздавать жизнь в ее внешних и внутренних проявлениях, но слово это не повествовательное, а живое, звучащее, непосредственно действующее. При этом, в отличии от литературы, театр воссоздает действительность не в сознании читателя, а как объективно существующие, расположенные в пространстве картины жизни. В этом отношении театр сближается с живописью. Но театральное действо находится в непрерывном движении, оно развивается во времени – и этим оно близко музыке. Специфика театра в том, что он свойства литературы, живописи и музыки воссоздает через образ живого действующего человека. Получать «уроки театра» - это значит учиться понимать язык разных видов искусства и свои внутренние образы. Постигать его законы – значит глубже проникать в человеческую природу.
Участие учеников в работе литературного театра способствует эмоциональному пробуждению, раскрепощению человека, развитию речи, образного и вербального мышления, расширению кругозора, овладению литературой, не вошедшей в образовательный стандарт, закреплению лингвистических знаний.
Работа над созданием литературного спектакля проходит несколько этапов:
- чтение и работа с текстом;
- работа с языковыми и художественными средствами;
- работа над созданием образов-персонажей;
- работа по созданию пространства сцены;
- публичное выступление.
А) Дидактический театр. Экзюпери «Маленький принц». Самое сложное здесь было – создание пластических этюдов: танец роз, баобабов, Змеи.
Б) Дидактический театр по творчеству М.Цветаевой «Мне ничего не нужно, кроме своей души» (Авторская разработка). Биография поэта, ее творчество, романсы «Мне нравится…», «Уж сколько их упало в эту землю…». Пластические этюды: танец волн, танец любви, танец со смертью. Через весь спектакль красной нитью прошел широкий газовый шарф – символ определенных этапов жизни: рождение из волн, встреча с Эфроном, рождение ребенка, смерть младшей дочери, петля. Мы очень плотно работали с концертмейстером и хореографом. Этот театр получил диплом I степени на Республиканском конкурсе методических разработок по воспитательной работе.
В) Дидактический театр А.Нагорный «Облава» (история дуэли Пушкина). Переплелись факты его биографии и его произведения.
Г) Спектакль С.Есенин «Черный человек». Мы ввели образ Айседоры Дункан, лирического героя в детстве. Большая работа была проведена хореографом. Старшеклассники познакомились с историей танца и новаторством Дункан в этой области. Учитель биологии очень подробно рассказала о негативном влиянии алкоголя на организм и признаках белой горячки. Спектакль получил I место на Республиканском конкурсе театров здоровья.
Д) Спектакль по Е.Шварцу «Золушка».
Е) Интересный опыт – конкурс красоты «Венец Клеопатры» - соединение историй о семи чудесах света, поэзии Омара Хайяма и конкурса красоты. История – поэзия – подиум.
Важным условием творческого развития школьника является использование межпредметных связей на уроке. Учитель не всегда может на высоком профессиональном уровне реализовать возможности межпредметных связей. И здесь спасением становятся интегрированные уроки, чьи познавательные, развивающие и воспитательные резервы огромны.
4. Использованная литература.
1. Г.С.Меркин, Б.Г.Меркин «Путь к сотворчеству» - М., «Просвещение», 1991г.
2. С.В.Белова «Элективные курсы гуманитарной направленности» - М., «Глобус», 2006г.
3. З.С.Старкова «Содружество искусств на уроках литературы» - М., «Просвещение», 1988г.
4. З.Я.Корогодский «Ваш театр» - М., «Знание», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содружество искусств.
В учебгике по литературе под редакцией Беленькго (8 класс) есть раздел, посвященный содружеству искусств. Моя презентация посвящена К Пауствоскому и его рассказам "Корзина с шишками"и "Исаак Левитан"....
Урок словесности Тема «Содружество искусств» (произведения скульптуры в лирике Пушкина)
На уроке рассматривается отношение А.С.Пушкина к пластическим видам искусства (живописи, скульптуре)....
Статья "Использование элементов драматического искусства на уроках литературы как средство коммуникативного образования учащихся".
Это статья отражает опыт нескольких лет работы школьного драматического кружка на добровольных началах....
урок музыки "Содружество искусств" 5 класс
На этом уроке говорим о содружестве, о взаимосвязи различных видов искусств с использованием презентации....
урок музыки "Содружество искусств" 5 класс
На этом уроке говорим о содружестве, о взаимосвязи различных видов искусств с использованием презентации....
Статья «Искусство на уроках литературы».
Статья рекомендована как информационно-методический материал при разработке интегрированных уроков по литературе в 7-10 классах на тему" Межпредметное взаимодействие эстетических дисциплин на уроках л...
Интеграция литературы с другими видами искусств на уроках литературы в школе.
Перед педагогами средней школы стоит непростая задача — научить ребенка не просто бегло читать, но читать осмысленно, не просто воспринимая информацию и сюжетные линии текста, но и углубляясь в ...