Свидетели истории народа
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
ТИП: Проблемный урок
ТЕМА: Свидетели истории народа
ЦЕЛЬ: Обучить детей узнавать фразеологизмы и понимать их значение
ЗАДАЧИ: а) сформулировать понятие;
б) разъяснить место фразеологизмов в языке;
в) объяснить причины их появления;
г) научить использовать фразеологизмы в речи.
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
-фронтальный опрос;
-работа в группах;
-работа в парах;
-самостоятельная работа;
-составление кластера.
Формирование личностных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Формирование коммуникативных УУД:
Ученик получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.
Формирование познавательных УУД:
Ученик получит возможность научиться:
- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;
- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;
- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения или правильный ответ;
- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
- строить логическую цепь рассуждений
ХОД УРОКА
- ОРГМОМЕНТ
- ЗАДАЧА №1.
«Четырёхлетняя Соня спросила у мамы, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Соня стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»
а)что имела в виду мама Сони?
б)почему девочка не поняла её?
в)могла ли мама ответить одним словом?
г)почему этого не сделала?
д)о чём мы сегодня поговорим?
РАЗМИНКА: продолжить фразы, отметить орфограмм
-палец о палец (не ударит)
-держать в ежовых (рукавицах)
-днём с огнём (не сыщешь)
-из огня да (в полымя)
\1 человек комментирует, а остальные проверяют\
ЗАДАЧА №2 (постановка проблемы)
Представьте себе, что вы редакторы газеты и вам принесли такие объявления:
-«обучаю попаданию впросак»;
-«грамотно оставляю с носом»;
-«мастерски даю стрекача»;
-«искусно точу лясы»
Почему эти объявления вызывают улыбку?
(Целеполагание)
-Можем ли мы сразу понять значение таких фраз?
-Почему возникают затруднения?
-Какая языковая особенность свойственна таким выражениям?
-Можем ли мы назвать такие конструкции «свидетелями истории народа»?
-Какие задачи мы перед собой поставим?
(узнать, понять, доказать , запомнить)
3.Словарная работа (в группах устанавливаем значение по словарю)
А)попасть впросак- опростоволоситься
Просак – стан для кручения верёвок. Попасть туда волосами было очень неприятно.
Б)дать стрекача- убежать
Стрекач-бегство
В)точить лясы- болтать
Лясы (балясы)- точёные столбики для поддержки перил. Те, кто их вытачивал, от лёгкости работы любили поговорить.
Г)остаться с носом- остаться с тем, что принесли родителям невесты в качестве выкупа- получить отказ
Д)водить за нос- в старину медведя водили за кольцо, продетое через нос и заставляли проделывать фокусы, обманывая обещаниями подачки- быть обманутым.
4.РАБОТА В ПАРАХ
Вспомните и запишите примеры фразеологизмов, которые связаны с народными и литературными сказками, баснями и имеют такое значение:
-очень далёкая земля-(тридевятое царство, тридесятое государство)
-на чужбине- (за горами, за долами)
-высшая степень какого-либо качества-(ни в сказке сказать, ни пером описать)
-через некоторое время-(долго ли, коротко ли)
-неизвестно, сколько времени прошло-(сколько лет, сколько зим)
-обильное весёлое угощение-(пир на весь мир)
-всё осталось как прежде-(а воз и ныне там)
5.Самостоятельная работа по вариантам
О каких животных идёт речь во фразеологизмах?
1 вариант
-пишет как (курица) лапой
-(медвежья) услуга
-на сердце (кошки) скребут
-(комар) носа не подточит
-лить (крокодильи) слёзы
-биться, как (рыба) об лёд
-вот где (собака) зарыта
-голоден как (волк)
2 вариант
-нем как (рыба)
-денег (куры) не клюют
-заморить (червячка)
-как (корова) языком слизала
-как (рыба) в воде
-когда (рак )на горе свистнет
-(курам) на смех
-считать (ворон)
6.Составление кластера
ВОПРОС: Откуда же взялись фразеологизмы?
Происхождение
А) исконно русские
-из разговорно-бытовой речи (водой не разольёшь; с гулькин нос; в чём мать родила)
-из русского фольклора (в ногах правды нет; тут как тут; в тридевятом царстве)
-из профессиональной речи (без сучка и задоринки, тянуть лямку, зелёная улица)
Б) заимствованные
-из античной мифологии (авгиевы конюшни; ахиллесова пята;
дамоклов меч; гордиев узел и др.)
-из Библии (манна небесная; притча во языцех; глас вопиющего в пустыне; хлеб насущный)
В) авторские
-из классической литературы (дела давно минувших дней \Пушкин\;
принцесса на горошине \Андерсен\)
-из высказываний великих людей (а всё-таки она вертится \Галилео Галилей\; оставь надежду, всяк сюда входящий \Данте Алигьери\)
\Обсуждение значений приведённых фразеологизмов \
7.Подведение итогов
Итак, можем ли мы доказать, что фразеологизмы- это свидетели истории народа?
-мы узнали…
-мы поняли…
-мы запомнили…
-мы доказали…
8.Домашнее задание :п.66; упр.781
9. Выставление оценок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ
Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....
Исследовательская работа по лингвистическому краеведению на французском языке на тему: «История языка – история народа»
исследование особенностей местного говора на примере топонимов и диалектной лексики, встречающихся в речи жителей д.Подгороднее и близлежащих сел.Задачи:Изучить местные топонимические особенност...
презентация к исследовательской работе "История языка-история народа"
Презентация содержит материал на французском языке по теме исследрвательской работы краеведческой направлености....
Публикация в СМИ "Молчаливые свидетели истории оживут благодаря Вам..."
участие в программе "Деревья-памятники природы"...
Презенттация "Археологические находки - свидетели истории"
Презентация является продуктом проектно-исследовательской деятельности, с выдержанной структурой (актуальность, цель, задачи, гипотеза, проблема...)...
Классный час " Молчаливые свидетели истории моего села"
Классный час о истории родного села. Хпрактеристика памятных мест. Составление путеводителя по достопримечательностям села....
Конспект к уроку родного русского языка для 7 класса "Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы."
Расширить знания учащихся по лексике современного русского языка,определять историзмы, уметь различать понятия «историзмы» и «архаизмы», «устаревшие и новые слова»....