Лицейские годы А.С.Пушкина
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лицей помещался в Царском Селе - летней императорской резиденции, во флигеле Екатерининского дворца. Уже само местоположение делало его как был придворным учебным заведением. Однако, видимо, не без воздействия Сперанского, ненавидевшего придворные круги и стремившегося максимально ограничить их политическую роль в государстве и влияние на императора ,первый директор Лицея В. Ф. Малиновский пытался оградить свое учебное заведение от влияния двора путем строгой замкнутости: Лицей изолировали от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его стен крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников. По указу императора от 3 февраля 1811 года строения, предназначенные в Царском Селе для Лицея, со всеми принадлежностями передавались в ведение Министерства народного просвещения.
Лицейский зал Таким он бывал по торжественным дням: стол, покрытым красным сукном, золоченые кресла, на столе лицейская грамота. В этом зале 8 января 1815 года на переводном экзамене Александр Пушкин в присутствии прославленного русского поэта XVII века читал свои стихи. Г. Р. Державин был в восхищении и назвал юного поэта своим преемником.
Библиотека занимала двухсветную галерею, составлявшую арку над улицей.
Верхний этаж занимали спальни. На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной.
Программа занятий в Лицее была обширной. Первые три года посвящались изучению языков: "российского, латинского, французского, немецкого", -математики (в объеме гимназии), словесности и риторики. истории, географии, танцам, фехтованию, верховой езде и плаванию. На старших курсах занятия велись без строгой программы - утвержденный устав определял лишь науки, подлежащие изучению: предусматривались занятия по разделам нравственных, физических, математических, исторических наук, словесности и по языкам.
Обучение длилось шесть лет (два трехгодичных курса, с 1836 — четыре класса по полтора года), за это время изучались следующие дисциплины: нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика ); исторические (российская и всеобщая история, физическая география ); физические и математические ( математика , начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование , верховая езда , плавание ).
Принятый в Лицее режим дня был тщательно продуман: ранний подъем, повторение уроков, учебные занятия, время для отдыха, прогулки, обязательные гимнастические упражнения, летом - купание, зимой, "окрылив ноги железом", по выражению А.Пушкина, катание на коньках. Одиннадцатимесячный учебный год прерывался на каникулы лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни. Строгий надзор гувернеров не мешал "избранным сынам дворянства", как называл их Куницын, шалить, проказничать, и тогда в журнале поведения появлялись такие записи: "Малиновский, Пущин и Илличевский оставили без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом". В Лицее и наказывали не так, как в военных заведениях или частных пансионах. Здесь не пороли, не подвергали физическому унижению: провинившегося оставляли одного, чтобы он мог подумать о своем проступке, либо он занимал самое последнее место за обеденным столом.
Директор Лицея На должность директора Лицея, который по уставу "сверх примерной жизни, должен иметь обширные познания в науках и языках, в Лицее преподаваемых" был назначен чиновник архива коллегии Иностранных дел Василий Федорович Малиновский .
«Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын , И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей»
Лицейские профессора Лицей - особое учебное заведение, ему покровительствует сам император. Нравственные качества преподавателей, их знание предмета, умение довести полезные сведения до воспитанников, наличие печатных трудов - все это принималось во внимание. Директор сумел сделать правильный выбор, пригласив не только опытных педагогов - Давида де Будри , Н.Ф. Кошанского , но и молодых - Я.И. Карцова , А.П. Куницына, И.К. Кайданова , для которых Лицей становится делом всей жизни .
В Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск - предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.
Иван Иванович Пущин (1798-1859) Лицейский товарищ Пушкина и ближайший его друг; "рыцарь правды", по выражению князя С.Г. Волконского; Только о Пущине и о Малиновском вспомнил Пушкин на смертном одре, сказав, что будь они тут, ему бы легче было умирать. Вернувшись из ссылки, Пущин посетил вместе с дочерью Лицей и комнату Пушкина и отслужил панихиду об упокоении своего друга.
Антон Антонович Дельвиг, барон (1798 - 1831) Один из ближайших друзей Пушкина с лицейской поры. Окончил лицей с чином коллежского секретаря и был определен сначала в департамент горных и соляных дел, а затем в канцелярию министерства финансов. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", вспоминал впоследствии Пушкин. Дельвиг первым из лицейских поэтов стал печататься в журналах.
Константин Карлович Данзас (1801 - 1870 ) Товарищ Пушкина по Лицею; в выпуске один из последних, наряду с Пушкиным и Броглио , любимый однокашниками как весельчак, но оставивший память лишь своим прекрасным почерком, коим переписывал лицейские журналы, носившие помету: "В типографии Данзаса ". Если бы не было участие в дуэли Пушкина, принадлежал бы к наименее заметным его лицейским товарищам. Но Данзас с такою самоотверженностью принял на себя миссию секунданта Пушкина ( ему за это грозила суровая кара ) и затем, после дуэли, показал такую любовь и преданность к умирающему товарищу, что вызвал к себе всеобщее внимание и расположение.
Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 —1846 ) По свидетельству М.А. Корфа, во время учебы был «предметом постоянных и неотступных насмешек всего Лицея за свои странности, неловкости и часто уморительную оригинальность». Ироническое отношение вызывали и первые литературные опыты Кюхельбекера, ориентированные на архаические литературные образцы.
В 1817 году состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии. В последующие годы интерес лицеистов к военной службе сохранился. Достаточно сказать, что за 33 года деятельности Царскосельского лицея офицерами были выпущены 52 человека из 286 окончивших полный курс (14,6%). Офицерам, окончившим Лицей, предоставлялись права выпускников Пажеского корпуса, что давало возможность быстрого продвижения по военной службе
...Осталось позади шесть лет учебы. Каждый из первых 29 выпускников сделал свой выбор между военной и гражданской службой. Широкое общее образование, которым был так недоволен Модест Корф, считая его "поверхностным", "энциклопедическим", называя его "блестящем всезнанием", позволило выпускникам поступить на службу в Министерство просвещения, Министерство финансов, Министерство юстиции, в Государственную канцелярию, в Коллегию иностранных дел, на военную службу и даже во флот. После первого выпуска Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, затем он был переведен в Петербург и стал называться Александровским.
«Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада "Лицейские годы А.С. Пушкина" (презентация - тестовые задания)
Данный материал разработан мною совместно с учителем русского языка Егоровой О.В. Тестовые задания по олимпиаде направлены на отработку знаний неслышащих учащихся по теме: "Режим дня лицеиста". Вопрос...
Лицейские годы А.С. Пушкина
Цель: углубление знаний биографии А.С. Пушкина; Показать пути нравственного становления лицеистов ...
Лицейские годы А. С. Пушкина
Урок – беседа. Углубление ранее изученного материала...
Урок литературы по теме "Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник".
Урок литературы"Лицейские годы А.С. Пушкина. Стихотворение "Узник" знакомит учащихся ещё с одним периодом жизни поэта - учёбой в лицее, с его стихотворением "Узник". Он способствует выработке навыков ...
"Лицейские годы А.С. Пушкина"
Интерактивное занятие для учащихся группы продленного дня...
Лицейские годы А.С.Пушкина
Презентация о лицейских годах, об открытии Царскосельского Лицея, о первых поэтических опытах поэта, о публичном экзамене в присутствии Державина, о лицейской дружбе в ст...
лицейские годы А.С.Пушкина
лицейские годы А.С.Пушкина...