Дорога жизни - дорога чести
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

аида ондар

конспект урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapitanskaya_dochka.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 г.Кызыла»

Конспект урока на тему:

«Дорога жизни – дорога чести»

(По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина)

Учитель русского языка и литературы

Ондар Аида Васильевна

2002-2003 учебный год

Тема урока: «Дорога жизни – дорога чести» (По «Капитанской дочке» А.С.Пушкина).

Цели: 1.помочь учащимся прийти к выводу, что жизненный путь Петра Гринева – это дорога чести;

2.воспитание чувства ответственности за свои поступки, обратить внимание учащихся на одну из актуальных тем – на тему милосердия;

3.расширение словарного запаса, развитие умения строить устные и письменные монологические высказывания.

Ход урока.

- Сегодня на уроке посмотрим, сумел ли Петр Гринев, пройдя по дороге жизни, сохранить те качества, которые вынес из родительского дома и выполнил ли наказ отца. Ведь дорога жизни каждого человека начинается с родительского дома. Родительский дом не просто начало дороги. Он является путеводной звездой, которая помогает человеку не заблудиться и достойно прожить жизнь. И тот, кто не забывает сверяться по этой звезде, не потеряет свою дорогу. Для Гринева такой путеводной звездой оказался наказ отца.

- Отпуская сына на службу, какой наказ дает отец?

- Что он просит сберечь?

- Итак, верность присяге, честь, доброта, благородство – вот что ценит отец Петруши, вот его наказ, напутствие сыну, вступающему в самостоятельную жизнь. Проблема чести – одна из основных проблем повести. Не случайно эпиграфом ко всему произведению Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду», который полностью прозвучал в наказе отца.

- Дома попробуйте раскрыть смысл эпиграфа. Откройте дневники и запишите: «Раскрыть смысл эпиграфа «Береги честь смолоду».

- Что такое честь?

- Друг Пушкина В.И.Даль в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет так: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

- А что такое совесть?

- Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

- Как, по мнению отца, надо жить?

- Гринев «отправился в дорогу, сел в кибитку с Савельичем».

- Куда идти? На этот вопрос вместе Гринева ответил Андрей Петрович, отправив сына в Оренбург. А какой будет его дорога? Это зависит от самого Гринева.

- Куда в ту же ночь привела дорога нашего героя?

- Как прошел первый день «на воле»?

- Как вы оцениваете его поступки?

- В чем его можно оправдать, а в чем нельзя?

- Что ценного в характере Гринева проявилось в этот неудачный для него день?

- Если у человека неспокойна совесть, значит, душа его очищается от того дурного, что было в нем. Он чувствует раскаяние, стыд, мучение за свое поведение перед людьми.

- Покинув родительский дом, Гринев уже успел совершить неблаговидные поступки. И поэтому, какой стала его дорога? А дальше будет ли гладкой, спокойной дорога?

- Как развивается буран?

- А зачем нужен был буран? Ведь буран происходит в начале сентября. Это ведь неправдоподобно.

- Белое облачко – белую тучу;

Ветер – слегка подымается, показался не силен, становился сильнее, завыл;

Мелкий снег – повалил хлопьями.

(Буран развивается стремительно)

- Во время бурана наши герои потеряли дорогу. Почему?

- Заблудились. Это в прямом смысле. А в переносном, что означает потеря дороги?

- Кто помог ее найти?

- Как по-другому называется вожатый?

- Почему?

- Найдите описание дороги, по которой они поехали, когда дорожный нашел ее.

- На что была похожа эта дорога?

- Это не накатанная дорога, а бездорожье, бугры, ямы, овраги, препятствия. Здесь вожатый выводит на постоялый двор, а в жизни Гриневу самому придется прокладывать дорогу.

- Так начинаются его встречи с Пугачевым. Чем заканчивается первая встреча?

- Почему? Что произошло?

- Как называется качество характера, когда человек отвечает на добро добром?

- Что такое милосердие?

   Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

- Этот его поступок показал, что Гринев действует так, как его научили добрая мать, строгий и требовательный отец. Он поступает по-человечески. На добро отвечает добром. Пытается жить честно, по совести.

- Актуальна ли тема милосердия в наши дни? Почему?

- Наши герои отправились дальше, и Гринев скоро позабыл и о буране, и о вожатом, и о заячьем тулупе.

- Где автор возвращает своего героя с высоты нравственного и милосердного поступка и показывает его озорство и легкомыслие?

- После Оренбурга дорога идет «по крутому берегу Яика» Какой смысл вкладывает автор в слово «крутой»?

- Проехав сорок верст, Гринев приезжает в Белогорскую крепость. Здесь Гриневу предстоит выдержать серьезные испытания.

- Почему Гринев и на желал другого общества в крепости?

- Испытаниям подвергается и зарождающееся чувство любви к Маше Мироновой. Он не отказывается от дуэли со Швабриным, хотя явно оказывается спровоцированным на поединок, защищая доброе имя и честь любимой девушки.

- Как стал относиться к Швабрину Гринев после дуэли?

- Почему?

Одно из главных испытаний Белогорской крепости – приступ и взятие крепости Пугачевым.

- Как проявил себя Гринев?

- Почему Пугачев, жестоко расправившийся с комендантом, его женой и Иваном Игнатьевичем, пощадил Гринева?

- А дальше будет и третья встреча с Пугачевым. Найдите этот эпизод. Прочитаем по ролям.

- Оцените поведение Гринева.

- И вот опять Гринев в дороге. Зачем он едет в Белогорскую крепость?

- Эта дорога таит в себе еще одно испытание. Какое?

- И вот опять встреча с Пугачевым. На этот раз в Бердской слободе, в пристанище Пугачева.

- Представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка. В кибитке Пугачев и Гринев. Что чувствовал Гринев?

- Чего он боялся?

- Но, несмотря на это они поехали по гладкой дороге. Причем этот эпитет повторяется дважды. К чему это?

- Мы опять возвращаемся в Белогорскую крепость, в эту «богоспасаемую крепость». Почему она «богоспасаемая»? Ведь она пала от Пугачева.

- Здесь он не растратил себя, свою душу. Здесь окрепли его лучшие задатки, то, что завещал отец. Здесь он оказался на высоте своего духа. Здесь бог душу ему спас.

- Испытания Гринева на этом не закончились. Его ожидает впереди арест, где он не выдает Машу – не называет ее имени; последняя встреча с Пугачевым, «который узнал его в толпе и кивнул ему головою…»

- И дорога, по которой он выехал из родительского дома, превратилась в большую. Почему?

- Сохранил ли он те качества, которые вынес из родительского дома. Выполнил ли наказ отца?

- Самое главное найти сою дорогу, остаться самим собой, верным себе, тем идеалам, которые руководят. Не покривить душой, сохранить совесть, не замарать честь свою, говорить правду и остаться человеком.

- Дорога жизни Гринева оказалась дорогой… чести.

- Я вам желаю, чтобы ваша дорога тоже была дорогой чести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация . "Ладога - дорога жизни"

Презентация рассказывает о значении Ладожского озера в годы Великой Отечественной войны. Данный материал можно использовать на уроках географии 9 класса при изучении Северо - Западного района России, ...

Программа "Дети-Дорога-Жизнь"

Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Дорога жизни

Этот классный час посвящен знаменательной дате - 65-летию снятия блокады Ленинграда. Создавая эту работу, высоких целей не ставили,но очень хотели, чтобы ребята прониклись уважением к тем, кто пережил...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дороге жизни" (5-6 кл.)

Мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов. Цель его проведения - выработка навыков здорового образа жизни....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

Конспект урока.Поиск смысла жизни, или « Дорога чести» Андрея Болконского.

Конспект урока по литературе,10 класс.Л.Н.Толстой "Война и мир"...