Творческая работа Добролюбов, которого мы не знаем
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему
1.Выходцем из какой семьи был Николай Добролюбов(дать характеристику сословия, уровня образованности членов семьи и так далее)?
П.И. Мельников-Печерский
Заметка о покойном Н.А. Добролюбове.
В № 262-м «Северной пчелы» помещен краткий некролог недавно скончавшегося Н.А. Добролюбова. В этот некролог вкралась ошибка, которую считаю нелишним исправить. Там сказано, что Н.А. был сын бедного сельского священника. Это несправедливо : его отец был протоиерей Никольской верхнепосадской церкви в Нижнем Новгороде и член духовной консистории Александр Иванович Добролюбов, рукоположенный прямо к этой церкви и при другой ни в городе, ни в селе никогда не бывавший. Никольский приход – один из самых богатых в Нижнем, и отец Александр, умерший в 1855 году, был в нем более двадцати лет один, без другого священника, и еще в 1840 году построил большой трехэтажный дом с флигелями на Лыковой дамбе. Он был человек развитый, начитанный, образованный, любил светскую литературу и отличался высокой нравственностью, почему пользовался любовью и уважением не одних прихожан своих, но и всех вообще жителей Нижнего Новгорода. Честность, бескорыстие, доброта и редкое благодушие отличали этого достойного служителя алтаря. В приходе Александра Ивановича жила большая часть городского дворянства, и он, постоянно находясь в образованном кругу, бывая в домах своих прихожан не только с требами, но и как любимый гость, совершенно усвоил быт образованного класса людей. Он имел такое нравственное влияние на своих прихожан, что нередко бывал приглашаем ими на семейные советы, избираем в посредники при семейных несогласиях и т.п. Он был прекрасным законоучителем, но в казенных заведениях, кажется, никогда не преподавал, а учил детей в домах образованного кружка городских жителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_dobrolyubovkotorogo_my_ne_znaem.doc | 681.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Нижегородская область
Администрация Шатковского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
Лесогорская средняя общеобразовательная школа
Творческая работа
Добролюбов, которого мы не знаем
Работу выполнила
учитель русского языка и литературы
Чередниченко Н.В.
2011г
1.Выходцем из какой семьи был Николай Добролюбов(дать характеристику сословия, уровня образованности членов семьи и так далее)?
П.И. Мельников-Печерский
Заметка о покойном Н.А. Добролюбове.
В № 262-м «Северной пчелы» помещен краткий некролог недавно скончавшегося Н.А. Добролюбова. В этот некролог вкралась ошибка, которую считаю нелишним исправить. Там сказано, что Н.А. был сын бедного сельского священника. Это несправедливо : его отец был протоиерей Никольской верхнепосадской церкви в Нижнем Новгороде и член духовной консистории Александр Иванович Добролюбов, рукоположенный прямо к этой церкви и при другой ни в городе, ни в селе никогда не бывавший. Никольский приход – один из самых богатых в Нижнем, и отец Александр, умерший в 1855 году, был в нем более двадцати лет один, без другого священника, и еще в 1840 году построил большой трехэтажный дом с флигелями на Лыковой дамбе. Он был человек развитый, начитанный, образованный, любил светскую литературу и отличался высокой нравственностью, почему пользовался любовью и уважением не одних прихожан своих, но и всех вообще жителей Нижнего Новгорода. Честность, бескорыстие, доброта и редкое благодушие отличали этого достойного служителя алтаря. В приходе Александра Ивановича жила большая часть городского дворянства, и он, постоянно находясь в образованном кругу, бывая в домах своих прихожан не только с требами, но и как любимый гость, совершенно усвоил быт образованного класса людей. Он имел такое нравственное влияние на своих прихожан, что нередко бывал приглашаем ими на семейные советы, избираем в посредники при семейных несогласиях и т.п. Он был прекрасным законоучителем, но в казенных заведениях, кажется, никогда не преподавал, а учил детей в домах образованного кружка городских жителей.
При такой обстановке родительского дома покойный Николай Александрович получил первоначальное образование. По обычаю и даже по необходимости отец отдал его в Нижегородскую семинарию. Учась в ней, он много читал, доставая книги сначала у известного знатока музыки, автора биографий Моцарта и Бетховена, покойного Улыбышева, а потом у К. Н. Трубецкого, живших на квартире в доме его отца и всегда радушно принимавших в своем кругу покойного Н.А., бывшего еще мальчиком. Влиянию такого общества покойный много обязан своим развитием. Вполне сознавая недостаточность семинарского воспитания и последовав советам своих близких, знакомых, Александр Иванович взял сына из семинарии, отправил его в Петербург, где он и был принят на казенный счет в Педагогический институт. Отец не дожил до того времени, когда сын его достиг заслуженной известности; мать Николая Александровича умерла еще прежде, и вот осталась огромная семья, и все малолетние дети! Н.А. отказался в пользу сестер от части следовавшего ему наследства и много помогал братьям и сестрам до самой своей смерти. Все это мне известно потому, что я долго и близко был знаком с отцом Александром, моим духовником, и знал покойного Николая Александровича еще мальчиком.
Ноябрь,1861 года.
Очень значительна была в семейном быту роль матери и ближайшего друга Александра Ивановича.
О детстве Зинаиды Васильевны почти ничего не известно (родилась в 1816 году). Можно лишь предполагать, что она получила обычное для своего времени воспитание. Высокая, стройная и видная женщина была действительно неутомима, во всем помогала мужу, бывшему года на четыре старше ее, не чуждалась никакой черной работы, дом держала в чистоте и образцовом порядке. Она любила музыку, цветы, детей. Когда родился первый ребенок – Николай, мать с первого дня отдала первенцу любовь своего сердца. Ей предстояло привить сыну и другим своим детям любовь к труду и правде, научить любить Пушкина и Крылова, стать первым другом неспокойной и короткой жизни своего сына.
«Во всю мою жизнь, сколько я себя помню, я жил , учился, работал, мечтал – всегда с думою о счастии матери…Всегда она была на первом плане; при всяком успехе, при всяком счастливом обороте дела я думал только отом, как это обрадует маменьку…» (Н. А. Добролюбов – М. Т. Благооьразову,15 апреля 1854 года, Петербург).
В дни неизбежных для каждого ребенка болезней мать склонялась над сыном, пела ему знакомые с детства песни, становилось теплее, спокойнее. Отец то и дело уходил по своим делам, возился с подрядчиком, строителями , что-то считал или беседовал с приходящими к нему людьми. В это время полагалось не мешать родителю, но иной раз, забравшись к отцу на колени, мальчик терся лицом о грудь или бороду родителя – в такие минуты разрешалось любое баловство. Зинаида Васильевна не жалела сил ,отдавая все свободное время детям(в семье было восемь детей) . Их приучала к труду и порядку. «Насколько образцовой матерью и хозяйкой была она, - вспоминала позднее
А.А. Кострова, - можно судить по тому, что , оставшись после нее тринадцати лет, я знала все домашние дела и вполне умела вести хозяйство».
Вызывали интерес ребенка навещавшие Добролюбовых родственники, но среди всех посещений на всю жизнь запомнились редкие посещения бабушки Марии Федоровны – из далекого Тольского Майдана. Как и все взрослые была она ласкова с внуком, но к тому же знала много рассказов и сказок, и слушать ее можно было не отрываясь.
Николаю исполнилось восемь, когда на семейном совете решено было пригласить учителя, дабы подготовить сына к поступлению в духовное училище. Этого требовала традиция: сын служителя церкви должен был непременно пойти по дороге отца, и Александр Иванович не сомневался в том, что его старший сын изберет именно эту карьеру. Зинаида Васильевна была бы рада видеть сына выпускником университета.
Нижегородское духовное училище, куда поступали дети церковнослужителей, ничем не отличалось от казенных учебных заведений: те же косность, зубрежка, розги. Уберечь способного мальчика от тлетворного воздействия училищной педагогики можно было только в одном случае: не считаясь с затратами, пригласить домашнего учителя. Первым учителем восьмилетнего Николая стал Елпидифор Алексеевич Садовский.
В дневнике 1855 года Добролюбов писал, что провел «… первые годы жизни в ближайшем соприкосновении с простым и средним классом общества»
2.Каким популярным в XIX веке греческим словом называл себя книгочей Николай?
Обстановка семейного воспитания включала книгу как необходимый элемент умственного развития. Сохранившиеся реестры томов домашней библиотеки А.И. Добролюбова свидетельствовали о широте, многообразии читательских интересов в семье. Богословская литература, обязательная для священника, соседствовала с произведениями Жуковского, Пушкина, Бальзака, Шатобриана, Купера, историческими сочинениями Плутарха, Карамзина, философскими Монтескье, географическими Крузенштерна. Поименованы за разные годы журналы «Библиотека для чтения», «Вестник Европы», «Москвитянин», «Отечественные записки», «Русский вестник», «Современник». «Во всей библиотеке Александра Ивановича, - отмечал Чернышевский, впервые опубликовавший данные о домашнем книжном собрании Добролюбовых, - набиралось, вероятно, более 400 томов таких книг, которые или могли быть прочитаны с пользою и были очень рано прочтены Николаем Александровичем, или могли служить – и, без сомнения, служили ему – для справок». Далеко не каждый священник имел в те годы такую библиотеку.
Первое чтение носило бессистемный характер. «Я читал всё, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы – всего больше романы. Начиная от Жанлис и Радклиф до Дюма и Жоржа Занда и от Нарежного до Гоголя включительно, всё было поглощаемо мной с необыкновенной жадностью», - эти слова удивительно близко напоминают признания Чернышевского, писавшего о себе как о « библиофаге», т.е. пожирателе книг. «Я большой библиофил», - писал Добролюбов в дневнике 1853 года.
3. Какому знаменитому писателю в Нижнем Новгороде принёс Добролюбов свои труды по фольклору?
Работая в области славянского языкознания, Срезневский серьезно занялся изучение диалектов и наречий русского языка. В этом отношении ему оказывали большую помощь студенты и провинции. Они записывали народные выражения, пословицы и поговорки. Особенно была приятна Срезневскому помощь Добролюбова, когда он узнал, что нижегородский студент сам интересуется областным наречием. 4 ноября 1853 года Добролюбов писал нижегородскому знакомому: «….завтра я подаю профессору Срезневскому окончательную тетрадку собранных мною областных слов Нижегородской губернии». Так что знакомство Добролюбова с профессором состоялось в первые месяцы его студенческой жизни. Дальше оно укреплялось. По воспоминаниям товарища по институту, Добролюбов «с первой же лекции И.И. Срезневского полюбил и предмет и профессора». Вероятно. Подав Срезневскому тетрадь с областными словами Добролюбов упомянул от своих фольклорных записях. Срезневский, сам в юности страстный исследователь и собиратель народного творчества, заинтересовался собранием молодого студента. К тому же записи, сделанные в провинции, явились хорошим источником изучения словарного запаса данной губернии. Через две недели после упомянутого письма Добролюбов сообщил родителям: «Я еще должен скоро писать к кому-нибудь из товарищей: не постарается ли кто-нибудь из них понабрать простонародных слов, пословиц, песен или сказок; как бы я был за это благодарен…..». До нас дошло одно такое письмо – к В.В. Лаврскому:
«Профессор Срезневский читает славянскую филологию и интересуется областными словами. Я представил ему несколько сот; он был очень доволен и заметил, что здесь припоминать не совсем удобно, а набрать еще можно много. «Так вот, говорит, вы пишите письмо домой, к товарищам, и скажите, чтобы там потрудились». Я ничего не обещал ему, потому что не знаю как далеко простирается Ваша скромность; но полагают, что Вы могли бы переслать к нему собранные Вами слова, если только не имеете в виду лучшего употребления их».
Лаврский ответил согласием, после чего между ним и Добролюбовым завязалась переписка, по которой можно судить о глубоком уважении студента к Срезневскому: «…Я ему не говорил ничего о Вашем предприятии, - писал Добролюбов, - потому что это еще журавль в небе, а обманывать Измаила Ивановича довольно опасно тому, кто находится под его влиянием.
Под непосредственным наблюдением Срезневского, на основе богатого собрания нижегородских пословиц Добролюбов создал свой первый значительный труд о народном творчестве – «Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева», о некоторых местных поговорках и пословицах Нижегородской губернии.
4. Произведения каких иностранных авторов переводил на русский язык Н. А. Добролюбов?
Получив в семинарии основательные познания в латинском и греческом языках, Добролюбов плодотворно использовал их в своих научных работах.
Среди бумаг Н. Добролюбова, хранящихся в рукописном отделе ИРЛИ, есть материалы, свидетельствующие о значительном интересе семинариста Добролюбова к наследию античных авторов.
В 14 лет Николай Добролюбов уже стал сноситься с редакциями журналов относительно переведенных им стихотворений Горация.
В 1851 году - начале 1852 года Добролюбов переводил книгу Цицерона «De Natura Deorum» (отрывок хранится в архиве Добролюбова в Пушкинском доме).
Сохранился только перевод части «Argumentum» (Содержание), принадлежащий, по – видимому, одному из античных комментаторов Цицерона, где даются основные положения первой книги. Эта работа семинариста самостоятельна, ибо известные к тому времени переводы трактата данного фрагмента не содержат.
И, наконец, как отмечает исследователь Е. Соболева, в рукописном отделе Государственной публично библиотеки им. М. Е. Салтыкова – Щедрина хранится отрывок сочинения Добролюбова на латинском языке (о Вергилии) - Ille ego gui guondam… (Тот, который некогда…) Работа содержит рассуждения молодого Добролюбова о творчестве Вергилия – сравнение произведений римского поэта («Буколики», «Георгики»), посвящённых земледельческому труду, и его «Энеиды».
Научная работоспособность и продуктивность Добролюбова воистину потрясает. В течении 1856-1867 учебного года , помимо учебных занятий, он переводит комедии Плавта ( римского драматурга, автора стихотворных комедий) «Горшок»,»Денежный горшок скряги».Перевод нескольких частей комедии (неизвестно, успел ли перевести всю комедию в целом) хранится в архиве Добролюбова в ИРЛИ. К сожалению, этот перевод еще не издан.
С 1822 по1824год Добролюбов переводит на русский язык песни Гейне, например: «Живые чувства расцветают…», «У тебя есть алмазы и жемчуг…», «Стоял я в забытьи тяжелом…»,»Подождите терпеливо…» и другие (двадцать две песни).
“Несколько дней уже я ношусь с Гейне и все восхищаюсь им. Ни один поэт еще никогда не производил на меня такого полного, глубокого, сердечного впечатления. Лермонтова, Кольцова и Некрасова читал я с сочувствием; но это было, во-первых, скорее согласие, нежели сочувствие, и, во-вторых, там возбуждались все отрицательные…чувства, желчь разливалась, кровь кипела враждой и злобой, сердце поворачивалось от негодования и тоскливого, бессильного бешенства: таково было общее впечатление. Гейне не то: чтение его как-то расширяет мир души, его песнь отдается в сердце сладкой, тихой, задумчивой тоской… У Гейне есть и…страшные, иронически-отчаянные, насмешливо-безотрадные пьесы… Но теперь не эти пьесы особенно поразили меня. Теперь с особенным, мучительным наслаждением читал и перечитывал я “Intermezzo”. Верно, и мне пришла серьезно пора жизни- полной, живой, с любовью и отчаянием, со всеми ее радостями и горестями. Сердце мое бьется особенно сильно при мысли об этом; я чего-то жду страстно и пламенно и даже нахожу особенное удовлетворение в том, чтобы себя экзальтировать.”
( Дневник 1857г. 30 января)
5. Что общего у Николая Добролюбова с Пушкинским героем Ленским?
«… В декабре прошлого года послал я двенадцать стихотворений своих в редакцию «Сына отечества», приняв поэтическое имя Владимира Ленского.»
(Н.А. Добролюбов. Дневник.
24 января 1853 года.)
6. Назовите фамилию изобретателя вида фотографии, на котором запечатлено самое первое изображение Николая Добролюбова.
Иконография Н.А. Добролюбова чрезвычайно бедна. Не существует ни одного живописного портрета критика, исполненного при его жизни. За свою короткую жизнь он несколько раз посетил фотографические заведения, но время сохранило только пять его документальных изображений.
Самое раннее из них относится к той поре, когда Добролюбов, окончив первый курс института, летом 1854 года, потрясённый смертью матери, приехал в родной город на каникулы. В это время он был особенно близок с отцом. Всего лишь двенадцать дней пробыл он с ним (шестого августа Александр Добролюбов умирает от холеры). В один из дней этой недолгой встречи отец и сын отправились на ярмарку и там зашли в ателье приезжего фотографа. В ту пору такие ателье были большой редкостью в России, и своего постоянного фотографа в Нижнем Новгороде не было.
Портрет, который получил Добролюбов, не был фотографией в современном понимании этого слова. Это был так называемый дагерротип, т.е. изображение, полученное не на бумаге, а на металлической (чаще всего медной) пластинке, покрытой светочувствительным слоем серебра. Этот «светописный рисунок», как его тогда называли, получался в единственном экземпляре (как современный негатив») и давало как бы зеркальное отражение натуры. Этот уникальный портрет, на котором запечатлён Добролюбов – студент долгие годы хранился у сестры критика, А.А. Костровой. После смерти её и её дочери дагерротип был утерян.
7.В каких стихотворениях Н.А. Добролюбова говорится о Нижнем Новгороде?
Стихотворение «Родимый город!.. Как мне все знакомо…» было написано в Нижнем Новгороде, где Добролюбов был с 29 июня по 23 июля 1857 года.
Родимый город!.. Как мне все знакомо
На нешироких улицах твоих!
Как много пробуждают эти домы
Воспоминаний, сердцу дорогих!..
(1857 год)
Стихотворение «Милый друг, я умираю…»
Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю,
Верно, буду я известен..
(1861 год).
8.Какие известные нижегородцы и каких сословий бывали в доме Добролюбовых в Нижнем Новгороде?
Часто дом Добролюбовых навещали знакомые и друзья – Павел Иванович Мельников(известный писатель, псевдоним Андрей Печерский). Александр Дмитриевич Улыбышев. Отец Добролюбова сдавал внаем большой дом (рядом с флигелем, где жила семья хозяина) сперва деятелю музыкальной культуры А.Д. Улыбышеву, а затем В.А. Трубецкому, крупному чиновнику.
Большое влияние на Добролюбова оказало знакомство с А. Д. Улыбышевым. В годы подъема декабристского движения А.Д.Улыбышев был одним из видных членов «Зеленой лампы», автором наиболее известных публицистических и философских работ, созданных в этом обществе, «Письмо к другу в Германию» и «Сон». Непосредственного участия в декабристских организациях он не принимал, поэтому в 1826 году был оставлен на свободе. Занимая видные государственные посты, Улыбышев мог сделать большую карьеру (ему предлагали место посланника в Персии),но в 1830 году он неожиданно вышел в отставку и поселился в Нижегородской губернии. Все остальные годы своей жизни (он умер в 1858 году). Улыбышев провел в сельской усадьбе и в Нижнем Новгороде. Здесь он, находясь в явной оппозиции к местным властям, организовал нечто вроде культурного центра губернии. Улыбышев явился инициатором создания крупного музыкального общества, имевшего очень большое значение для развития музыкальной культуры в Нижегородской губернии. Сам Улыбышев был хорошим скрипачом, а также теоретиком музыки: ему принадлежит получившая всемирную известность монография о Моцарте.
Добролюбов с большим интересом относился к этому человеку. Улыбышевы, как свидетельствует сестра Добролюбова, и племянница Улыбышева Дунечка была подругой детских лет Николая Александровича. Добролюбов имел доступ к богатой библиотеке Улыбышева. (По воспоминаниям П.Мельникова-Печерского: «…он много читал, доставая книги сначала у известного знатока музыки, автора биографий Моцарта и Бетховена, покойного Улыбышева, а потом у кн. Трубецкого, живших на квартире в доме его отца и всегда радушно принимавших в своем кругу покойного Николая Александровича, бывшего еще мальчиком».
Несколько лет спустя Добролюбов стал даже родственником Улыбышева (двоюродный брат Добролюбова женился на племяннице Улыбышева).
Несомненно, А.Д.Улыбышев оказывал большое влияние на мальчика и приобщал его к большой гуманитарной культуре.
Нижегородское духовное училище, куда поступали дети церковнослужителей, ничем не отличалось от казенных учебных заведений: те же косность, зубрежка, розги. Уберечь способного мальчика от тлетворного воздействия училищной педагогики можно было только в одном случае: не считаясь с затратами, пригласить домашнего учителя. Первым учителем восьмилетнего Николая стал Елпидифор Алексеевич Садовский. Однако тот вскоре поступил на церковную службу, и его сменил Михаил Алексеевич Костров, отрекомендованный А.И.Добролюбову как молодой человек, отличившийся недюжинными способностями.
Занятия с Костровым продолжались около трех лет. Уроки проводились по программе духовного училища: изучались греческий и латинский языки, катехизис, священная история, русская грамматика, чистописание, география. Из сохранившегося в архиве Добролюбова «Журнала уроков Кострова» видно, что занятия проводились иногда и по воскресеньям, если по какой -то причине они не состоялись накануне.
В письме к М.А. Кострову, уехавшему в 1848 году в Московскую духовную академию, Добролюбов писал: »Вы были мой первый наставник, и я обязан всегда помнить Вас, так как Вы дали первое развитие моим способностям»
9. Какие взаимоотношения связывали критика Добролюбова и поэта Конрада Лилиеншвагера?
Конрад Лилиеншвагер - это псевдоним Добролюбова и сатирическая маска либерального обличителя, созданная в его стихах.
Николай Добролюбов был наиболее деятельным вкладчиком «Свистка» («Свисток» — сатирическое приложение к «Современнику», заведенное в 1858 г. Добролюбовым вместе с Некрасовым), где под псевдонимом Конрада Лилиеншвагера, Якова Хама и других написал множество стихотворений и сатирических статеек, занимающих собой целую половину IV тома собрания его сочинений. Даже люди, в общем дружелюбно относящиеся к Добролюбову, ставят ему в вину «Свисток», положивший будто бы начало «свистопляске», т. е. грубому глумлению над авторитетами и разнузданному тону, водворившемуся в 1860-х годах в нашей журналистике.
10. Какие места Нижнего Новгорода напоминают сегодня о Николае Добролюбове?
1. В конце 30-х годов Добролюбовы добились разрешения градской думы на постройку собственного каменного дома - «Кремлевской части квартала на набережной противу Лыковой Дамбы». Дом строился ряд лет, обошелся Добролюбову в сорок две тысячи рублей ассигнациями (двенадцать тысяч рублей серебром).
Флигель дома Добролюбовых ( ул. Октябрьская, д. 2, ныне набережная Лыковая дамба, где находится дом - музей Н. А. Добролюбова) и мемориальная доска на нем такого содержания: «В этом доме в 1836 году родился и жил до 1853 года великий русский революционер-демократ, литературный критик и философ - материалист Н. А. Добролюбов». Музей был открыт 13 сентября 1971 года.
2. Государственный Нижегородский лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (имя Добролюбова было присвоено в 1961 году).
3. Именем Н.А. Добролюбова названы улица и библиотека.
4. В здании бывшей семинарии, где в 1848 – 1853 годах учился Добролюбов, находится актовый зал Нижегородской сельскохозяйственной академии.
5.В Нижнем Новгороде, в бывшем доходном доме семьи Добролюбовых, находится единственный в России музей Н.А. Добролюбова, который включает историко-литературную композицию.
Нижегородский государственный литературно-мемориальный музей Николая Александровича Добролюбова - единственный в России и в мире - был открыт 13 сентября 1971 года как филиал музея А.М.Горького. 24 января 1986 года к 150- летию со дня рождения Н.А.Добролюбова открылся историко-литературный музей Н.А.Добролюбова.
Памятник Н. А. Добролюбову (Нижний Новгород)
Скульптор Н. М. Чубурин
Доходный дом и флигель усадьбы Добролюбовых, где Николай Александрович провёл детство.
Нижний Новгород. Комната Николая Добролюбова, в которой он прожил до 17 лет.
7.В каких стихотворениях Н.А. Добролюбова говорится о Нижнем Новгороде?
Стихотворение «Родимый город!.. Как мне все знакомо…» было написано в Нижнем Новгороде, где Добролюбов был с 29 июня по 23 июля 1857 года.
Родимый город!.. Как мне все знакомо
На нешироких улицах твоих!
Как много пробуждают эти домы
Воспоминаний, сердцу дорогих!..
(1857 год)
Стихотворение «Милый друг, я умираю…»
Милый друг, я умираю
Оттого, что был я честен;
Но зато родному краю,
Верно, буду я известен..
(1861 год).
8.Какие известные нижегородцы и каких сословий бывали в доме Добролюбовых в Нижнем Новгороде?
Часто дом Добролюбовых навещали знакомые и друзья – Павел Иванович Мельников(известный писатель, псевдоним Андрей Печерский). Александр Дмитриевич Улыбышев. Отец Добролюбова сдавал внаем большой дом (рядом с флигелем, где жила семья хозяина) сперва деятелю музыкальной культуры А.Д. Улыбышеву, а затем В.А. Трубецкому, крупному чиновнику.
Большое влияние на Добролюбова оказало знакомство с А. Д. Улыбышевым. В годы подъема декабристского движения А.Д.Улыбышев был одним из видных членов «Зеленой лампы», автором наиболее известных публицистических и философских работ, созданных в этом обществе, «Письмо к другу в Германию» и «Сон». Непосредственного участия в декабристских организациях он не принимал, поэтому в 1826 году был оставлен на свободе. Занимая видные государственные посты, Улыбышев мог сделать большую карьеру (ему предлагали место посланника в Персии),но в 1830 году он неожиданно вышел в отставку и поселился в Нижегородской губернии. Все остальные годы своей жизни (он умер в 1858 году). Улыбышев провел в сельской усадьбе и в Нижнем Новгороде. Здесь он, находясь в явной оппозиции к местным властям, организовал нечто вроде культурного центра губернии. Улыбышев явился инициатором создания крупного музыкального общества, имевшего очень большое значение для развития музыкальной культуры в Нижегородской губернии. Сам Улыбышев был хорошим скрипачом, а также теоретиком музыки: ему принадлежит получившая всемирную известность монография о Моцарте.
Добролюбов с большим интересом относился к этому человеку. Улыбышевы, как свидетельствует сестра Добролюбова, и племянница Улыбышева Дунечка была подругой детских лет Николая Александровича. Добролюбов имел доступ к богатой библиотеке Улыбышева. (По воспоминаниям П.Мельникова-Печерского: «…он много читал, доставая книги сначала у известного знатока музыки, автора биографий Моцарта и Бетховена, покойного Улыбышева, а потом у кн. Трубецкого, живших на квартире в доме его отца и всегда радушно принимавших в своем кругу покойного Николая Александровича, бывшего еще мальчиком».
Несколько лет спустя Добролюбов стал даже родственником Улыбышева (двоюродный брат Добролюбова женился на племяннице Улыбышева).
Несомненно, А.Д.Улыбышев оказывал большое влияние на мальчика и приобщал его к большой гуманитарной культуре.
Нижегородское духовное училище, куда поступали дети церковнослужителей, ничем не отличалось от казенных учебных заведений: те же косность, зубрежка, розги. Уберечь способного мальчика от тлетворного воздействия училищной педагогики можно было только в одном случае: не считаясь с затратами, пригласить домашнего учителя. Первым учителем восьмилетнего Николая стал Елпидифор Алексеевич Садовский. Однако тот вскоре поступил на церковную службу, и его сменил Михаил Алексеевич Костров, отрекомендованный А.И.Добролюбову как молодой человек, отличившийся недюжинными способностями.
Занятия с Костровым продолжались около трех лет. Уроки проводились по программе духовного училища: изучались греческий и латинский языки, катехизис, священная история, русская грамматика, чистописание, география. Из сохранившегося в архиве Добролюбова «Журнала уроков Кострова» видно, что занятия проводились иногда и по воскресеньям, если по какой -то причине они не состоялись накануне.
В письме к М.А. Кострову, уехавшему в 1848 году в Московскую духовную академию, Добролюбов писал: »Вы были мой первый наставник, и я обязан всегда помнить Вас, так как Вы дали первое развитие моим способностям»
Список используемой литературы.
1.Демченко А.А. Н.А.Добролюбов. Москва «Просвещение» 1984 г.
2.Добролюбов Н.А. Избранное Москва «Современник» 1984г.
3.Добролюбов Н. Стихотворения.Рассказы.Дневники. Горький. Волго – Вятское книжное издательство 1986г.
4.Егоров Б.Ф. Николай Александрович Добролюбов Москва «Просвещение» 1986 г.
5.Н.А.Добролюбов В воспоминаниях современников Москва «Художественная литература» 1986 г.
6.Николай Александрович Добролюбов в портретах, иллюстрациях, документах Ленинградское отделение Ленинград «Просвещение» 1969 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа по теме: «Применение нетрадиционных техник на уроках ИЗО в развитии творческой одаренности учащихся».
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один ...
Творческая работа "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, мои педагогические находки"
В проекте реформы образования одним из основных предметов заявлен английский язык. Поэтому на современной школе лежит большая ответственность в подготовке выпускников школ к сдаче ЕГЭ по английскому я...
Творческая работа. Сочинение Номинация «Человек, которому я верю» .Автор: Тарасенко Никита, 5 класс
Весь православный мир в этом году чтит память великого старца Сергия Радонежского. Семьсот лет отделяет нас от дня его рождения. Ныне же мы должны особенно благодарить бога за то, что даровал он нам т...
Внеклассная работа по географии, 7 класс «Знай свою малую Родину. Река Имиз».
Данный материал является примером внеклассной работы по географии для 7 класса. Работа зключается в изучении и описании бассейна рек на конкретном примере - реке Имиз....
проверочная работа для 2 класс. Я знаю алфавит
возможность проверить учащихся на знание алфавита...
Дислектики, о которых мы не знаем: дислексия - не приговор!
Не надо пугаться родителям, чьим детям поставили диагноз: "Дислексия". Познакомьтесь с самыми известными дислектиками мира....