"А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контексте историко-литературного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya.odt | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературвы в 10 классе
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
Жанр, композиция, образ героя.
Оборудование: компьютеры, проектор (урок проходит в компьютерном классе); фильм «Евгений Онегин».
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение изученного.
Викторина.
- Год рождения А.С. Пушкина (1799 г.) (на экране портрет А.С. Пушкина).
- Кому посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» (А.П.Керн) (на экране портрет А.П. Керн).
- Название имения. В котором произошла встреча Пушкина и Керн, ставшая причиной вспыхнувшего чувства любви (показывается Тригорское)?
- Сколько лет А.С. Пушкин писал свой знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин»? (7 лет 10 месяцев 14 дней).
- Кто из героев романа вызвал у Пушкина не только симпатию, но и несомненную любовь (портрет Татьяны Лариной на экране)?
- Что предсказала молодому пушкину неизвестная нам гадалка? (Смерть от темноволосой женщины).
- Как В.Г. Белинский назвал роман Пушкина? («Энциклопедия русской жизни»).
Разделение на две команды
работа в команде:
- Вы знакомились с литературоведческими понятиями: жанр, роман, проблематика. Докажите, что произвендение А.С.Пушкина — это роман (хотя и в стихах).
- Работа по карточкам.
Подобрать определения к данным стихотворным отрывкам: т.е. О ком или о чем это?
Карточка №1. О матери Татьяны Лариной
… она любила Ричардсона...
Она езжала по работам,
солила на зиму грибы,
вела расходы, брила лбы,
ходила в баню по субботам,
служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.
Карточка №2. сон Татьяны в рождественскую (крещенскую) ночь.
...Упала в снег: медведь проворно
Ее хватает и несет;
Она бесчувственно-покорна,
Не шевельнется, не дохнет,
Он мчит ее лесной дорогой;
Вдруг меж деревьев шалаш убогий;
Кругом все глушь...
Карточка №3. Деревня, в которой находилось имение Евгения Онегина.
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мого.
Господский дом уединенный,
Горой от ветра огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые...
Карточка №4. Татьяна и Онегин. Объяснение (последнее) двух возлюбленных, в ходе которой Онегин получает отказ.
...Сидит не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает.
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
(Заслушиваются ответы учащихся, работающих в группах).
- Сообщение темы. Постановка цели.
Учитель: а теперь самое время определить тему и цель нашего урока (высвечиваются на экране).
- 4. Проверки домашней работы. (Учащиеся с начала года разделены на две группы (по желанию детей,с учетом уровня подготовленности)).
Учащиеся по группам дают развернутые ответы на следующие вопросы:
1 группа — докажите, что «Татьяна — любимая героиня Пушкина»;
2 группа — Онегин с момента 1 и 2 встречи с Татьяной: происходит ли нравственное «воскрешение» героя (изменение к лучшему)?
- Лекция учителя с использованием фрагментов фильма, слайдов.
Учитель. Слушая мой рассказ, вы должны записать основные положения лекции (для учащихся 1 группы), можно в форме плана, а учащиеся 2 группы — ее словарь.
Учитель. Войдем в художественный мир романа «Евгений Онегин», узнаем историю его создания, совершим вместе с поэтом удивительное путешествие по страницам произведения.
Экспозиция — из писем Пушкина:
Шел 1823 год. Южная ссылка. Из Одессы Вяземскому:
«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». И далее еще откровеннее: «Пишу его с упоением, что еже давно со мной не бывало».
А вот еже с беспокойством опять-таки Вяземскому: «Не заню, пусттят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати, хотелось бы...»
Пушкинский роман слагался долго. Поэт сам указал срок — 7 лет 4 месяца 14 дней, сказав с восторгом: «Это лучшее мое произведение». С этими словами нельзя не согласиться.
Открываем страницы, и, кажется, сам Пушкин обращается к нам:
Хотел бы я тебе представить...
Собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных,
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
Роман Пушкина «Евгений Онегин» - это особенно интересно. «Евгений Онегин» заключает много загадок для пытливого ума. В самом конце романа Пушкин пишет:
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал
Зачем же так нужна поэту свобода в романе?
Чтобы понять это, надо обратитьсая к замыслу Пушкина. Он ставил перед собой задачу — изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов, показать жизнь народа.
Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни».
Мысленно перевернем страницы романа, совершим загадочное путешествие вместе с поэтом. Роман состоит из 8 глав. Читая 1 главу, попадаем в Петербург 20-х годов 19 века и встречаемся с людьми разных сосоловий и состояний, разных социальных кругов: любимица публики актриса Семенова и колкий Шаховский, автор популярных в свое время комедий, великий балетмейстер Дидло и героиня многих шумных историй балерина Истомина, «сатиры смелых властелин» и «друг свободы», знакомый вам Фонвизин. Все это из мира искусства, в котором прошлое и настоящее, жизнь и история неразделимы.
Выйдем рано вместе с Пушкиным на петербургские улицы. Мы увидим трудовой люд большого города: разносчика, молочника, увидим, как медленно тянется на биржу извозчик. (Демонстрируется фрагмент из фильма «Евгений Онегин»).
Перевернем страницы 2 главы, заглянем в один из углов деревенской России. Здесь ожидают нас новые впечатления, новые незабываемые картины. Вот деревенский старожил, дядя Евгения, с его нетронутым бытом. Вот еще один персонаж — мать двух сестер Лариных, помещица. В ней запечатлена целая картина нравов:
Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять...
Она езжала по работам,
Вела расходы, брила лбы...
Служанок била осердясь...
Рядом с нею — ее муж, «смиренный грешник Дмитрий Ларин», добрый и беспечный, простой и ограниченный. Их быт представление о целом жизненном укладе, о помещичьей идиллии, в которой не последнее место занимает еда и шитье. Русское хлебосольство и деревенская тишина, соседи, всегда готовые «и пожурить, и позлословить», и строгая верность русским заветам и обычаям:
Они хранили в жизни мирной
привычки милой старины...
(Демонстрируется эпизод из фильма «Евгений Онегин»).
Читая, вы обратите внимание на то, как Пушкин великолепно может одним словом запечатлеть героя, картину, так, что они хорошо запоминаются.
Вот Гвоздин - «хозяин превосходный, владелец наших мужиков». А вот «толстый Пустяков, прибывший к Лариным на именины, со своею супругою дорогой». Флянов, отставной советник - «тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут». Зарецкий, секундант Ленского, из того же мира, что и Пустяков и Флянов, «некогда буян, картежной шайки атаман, трибун трактирный», теперь же «отец семейства холостой». Я думаю, вы заметили, как слово Пушкина удивительно полновесно и создает прекрасное впечатление о персонаже.
В его свободном романе главное — это естественность. Посмотрите на одну из сатирических зарисовок быта дворян:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп...
И глухая помещичья провинция, и крепостная деревня, и барская Москва, и высший петербуржский свет, и губернские города — все, как в зеркале, отразилось в романе Пушкина.
Сюжет романа образуют Евгений и Татьяна. Сюжет несложен. Сначала Татьяна влюбляется в Онегина и пишет ему письмо — признание в любви. Онегин отвечает отповедью. Потом то же самое происходит с героем. (Принцип «зеркального отражения»). Такое построение сюжета предопределяет своеобразную композицию сюжета. В ней 8 глав, в каждой есть своя кульминация.
Очевидно и новаторство романа, которое начинается с имени героя. И еще в том, что в романе два героя, а не герой — индивидуалист. Вместе с Онегиным стоит и автор, который как герой воспринимаетсся самостоятельно. Роман Пушкина, вбирая в себя черты романтизма, все же утверждает новую форму отражения действительности — реализм.
Читая, вы замечаете, что отношение автора к своему герою почти всегда ироничное, но благодушное, при явной симпатии к нему. Кто такой Онегин? (На экране — изображение Онегина). Аристократ по происхождению и воспитанию, индивидуалист и эгоист по своему нравственному облику. Это «забав и роскоши дитя», «законодатель мод», искусный знаток «науки страсти нежной». Но, будучи человеком беспокойным, ищущим ума, он вскоре разочаровывается во всем, он пресытился светской жизнью, стал читать даже экономическую литературу. Это привело «молодого повесу» к недовольству окружающей действительностью. Достоинство героя, которое впоследствии подчеркнет Пушкин, - гуманность и сострадательность к крепостным. Приехав в деревню, он «ярем барщины старинной оброком легким заменил».
Прочтя признание Татьяны в любви к нему (на экране — сцена признания), Онегин обманул ее, но воспользовался «доверчивостью души невинной».
В духовном развитии героя новым этапом станет знакомство в деревне с молодым поэтом Владимиром Ленским и последующая дуэль с ним. (На экране — изображение Ленского и сцена дуэли). Произошедшая вопреки его желанию, она была воспринята Евгением как преступление, как убийство: «окровавленная тень друга» «ему являлась каждый день». Переживанье и раздумья, вызванные дуэлью, определили более серьезное восприятие жизни. Он глубже расходится с людьми своего круга, превосходя их умом, образованностью, гуманностью. Ему скучно с ними и тоскливо с самим собою. Ничего не делая, не принося никому пользы, он превращается в «умную ненужность», становится «лишним человеком» в той среде, где находится.
После дуэли с Ленским герой романа отправляется в путешествие. Познание родной земли, жизни народа сделали его более сосредоточенным. Встретив Татьяну на балу (показывается сцена бала), Евгений нашел в ней духовно родственную личность, способную возродить его к жизни. Но Татьяна вышла замуж, и его любовь не находит желаемого отклика.
Если Онегин противоречив, то Татьяна, любимая героиня Пушкина, привлекает своей цельностью. Она росла в деревенской глуши (на экране — иллюстрация с изображением Татьяны), среди полей и лесов, вблизи простого народа. Пейзаж в поэтическом рассказе о Татьяне звучит как музыка — он неизменно сопутствует героине.
Не случайно, переселившись в Петербург, превратившись в великосветскую даму, она тоскует о прошлой сельской жизни. В ней сильно развиты чувства долга, доброта, сердечность. Чистота ее побуждений и желаний высказаны были в ее целомудренном послании Онегину. Выйдя замуж не по любви, оставаясь нравственно безупречной, честной в поступках, она признается Онегину:
Я вас люблю, к чему лукавить?
Но я другому отдана
И буду век ему верна.
Да, судьба Онегина и Татьяны трагична. В поединках долга и чувства, разума и страсти одерживает победу Татьяна.
Если в начале романа Онегин не понял всего душевного богатства, всей внутренней красоты Татьяны, тов конце Татьяна не видит всей глубины наступившего перерождения Онегина.
Пушкин оставляет неизвестной дальнейшую судьбу Онегина. Воскреснет ли он или будут окончательно убиты все силы души его? Это предстоит решить каждому лично длч себя.
- Проверка самостоятельной работы.
(Проецируется на экран).
1 группа.
План.
- Экспозиция романа.
- «Это моё лучшее произведение».
- Роман «Евгений Онегитн» - это особенно интересно.
- Он «Энциклопедия русской жизни».
- Композиция романа.
- Евгений и татьяна.
- Новаторство романа.
- Отношение автора к своему герою.
- Онегин и Ленский.
10. Вторая встреча с Татьяной.
11. Дальнейшая судьба Онегина неизвестна.
2 группа: художественный мир героя; экспозиция романа; композиция романа; замысел автора; историческая эпоха; персонаж произведения; жизненный уклад; идиллия; естественность повествования; сатирическая зарисовка быта дворян; сюжет романа; кульминация; черты романтизма; реализм; индивидуалист и эгоист; гуманность; духовное развитие героя; «умная ненужность»; «лишний человек»; пейзаж в поэтическом рассказе; целомудренная; нравственно безупречная; душевное богатство и другие.
- 7. Подведение итогов урока.
Учитель. В романе раздвинуты границы личного конфликта (Онегин — Татьяна, Онегин — Ленский, Ленский — Ольга), и в произведение, как мы видим, входит русская жизнь во всех её проявлениях. Фабулу романа можно уложить в рамки взаимоотношений четырёх главных героев, а сюжет, благодаря наличию автора — повествователя, выходит за эти рамка. Трагична судьба главных героев. Татьяна — жертва социальных условий жизни, но она не изменяет своему внутреннему миру, тогда как Онегин страдает прежде всего от собственной позиции нравственного отрицания. В этом и заключаются особенности романа.
(Выставляются оценки, даются короткие комментарии).
8. Задание на дом. (Запись дана на экране).
- Белинский: Онегин - «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни».
Герцен: Онегин - «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе.
Добролюбов: в Онегине есть сходство с Обломовым, оба — порождение помещичье — крепостнического строя.
Писарев: Онегин - «Митрофанушка Простаков новой формации».
- Чья позиция ближе и понятнее вам и почему? (Сочинение — миниатюра).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Евгений Онегин =- образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначен для учащихся 9-х классов...
Евгений Онегин - образ лишнего человека в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Данная работа представляет из себя исследовательский проект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Предназначена для учащихся 9-х классов....
Презентация к уроку "История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин. Онегинская строфа....
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С. Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Конспект урока литературы в 10 классе по теме "А.С.Пушкин." Евгений Онегин". Жанр, композиция, образ героя."
Данный урок является ключевым в системе занятий по изучению творчества А.С.Пушкина, на котором роман в стихах "Евгений Онегин", одно из первых произведений русского реализма, рассматривается в контекс...
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.
Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....