Литературный КВН по творчеству А.С. Пушкина
план-конспект занятия по литературе на тему

Самсонова Ирина Леонидовна

Активизация познавательной деятельности учащихся по творчеству А.С. Пушкина, создание атмосферы интеллектуального соперничества, состязания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kvn_po_tvorchestvu_a.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный КВН по творчеству А.С. Пушкина

Цель мероприятия: активизация познавательной деятельности учащихся по творчеству А.С. Пушкина, создание атмосферы интеллектуального соперничества, состязания

Задачи мероприятия:

Образовательные: углубить понимание идейно - художественного богатства произведений А.С. Пушкина, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте

Развивающие: расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы

Воспитательные: привить любовь к творчеству А.С. Пушкина, приобщить к изучению литературного и культурного наследия прошлого

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, иллюстрации к произведениям поэта, рисунки учащихся

Предварительная подготовка: разделиться на две команды; придумать название, девиз, выбрать капитанов; нарисовать рисунки к любимым произведениям поэта

Форма мероприятия: литературная игра

                                  Ход мероприятия.

I. Вступительное слово учителя.

-Мы изучили большое количество сказок, стихотворений, повестей А.С. Пушкина. Мы всегда в творчество поэта вглядываемся с особым вниманием, ищем в его произведениях особый, сокровенный смысл. Наша задача в сегодняшней игре – разгадать некоторые загадки сказок, повестей А.С. Пушкина, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял поэт на протяжении своего творческого пути.

      II. Литературная разминка.

1 команда: Назовите все сказки, написанные А.С. Пушкиным.

2 команда: Перечислите всех персонажей из «Сказки о царе Салтане».

2.Направь предмет в свою сказку:

1 команда – яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)

                     верёвка (« Сказка о попе и работнике его Балде»)

                     кот (поэма «Руслан и Людмила»)        

2 команда – заяц  (« Сказка о попе и работнике его Балде»)

                     зеркало  («Сказка о мёртвой царевне»)

                     орехи («Сказки о царе Салтане»)

3.Узнай героя по описанию

1 команда:

                    Белолица, черноброва,

                    Нраву кроткого такого.

                    И жених сыскался ей …

2 команда:  

                   Я ль на свете всех милее,

                   Всех румяней и белее?

   

1 команда:

                          Она песенки поёт

                          да орешки всё грызёт

2 команда:  

                          Днём свет божий затмевает,

                          Ночью землю освещает.

                          Месяц под косой блестит,

                                А во лбу звезда горит

         

          4. Узнайте героя по кушанью

         1 команда:

                             Усадили в уголок,

                             Подносили пирожок,

                           Рюмку полну наливали,

                           На подносе подавали.

                           От зелёного вина

                           Отрекалася она. («Сказка о мертвой царевне»)

2 команда:  

         Печь затопит, всё заготовит, закупит,

         Яичко испечёт да сам и облупит.  

5.Конкурс капитанов.

-Каково первоначальное жилище старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке»?  (землянка)

-В чём сила колдуна Черномора? (в бороде)

-Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

-Кто из положительных героев оставил голодными на 3 дня людей, спасших его?  (царевна Лебедь)

6.Конкурс художников.

Нарисовать иллюстрацию к сказке (предложить готовый рисунок) и предложить команде соперника отгадать героя и название сказки.

7.Какая сказка заканчивается так:  

 1 команда:

Не гонялся бы ты, …, за дешевизной?  (о попе)

 2 команда:

Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок  (о петушке)

1 команда:

Я там был, мёд, пиво пил –

И усы лишь обмочил… (о мёртвой царевне)

2 команда:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой (поэма «Руслан и Людмила»)

1 команда:

И никто с начала мира не видал такого пира:

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил  (о царе Салтане)

2 команда:

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто (о рыбаке и рыбке)

8.Чьё это жилище?

1 команда:

Лежит несчастная девица

Среди подушек пуховых,

Под гордой сенью балдахина,

Завесы, пышная перина

В кистях, в узорах дорогих;

Повсюду ткани парчевые;

Играют яхонты, как жар;

Кругом курильницы златые

Подъемлют ароматный пар…   (волшебника Черномора)

2 команда:

И поднялась пред ним гора крутая;

Вокруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Не видать ничьих следов  

Вкруг того пустого места… (место захоронения мёртвой царевны)

1 команда:

Перед ним изба со светёлкой, с кирпичною белёною трубою, с дубовыми тесовыми воротами… (крестьянская изба старухи)

2 команда:

…кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой…(богатыри)

9. Откройте чёрный ящик! (Портрет Жуковского)

-Чей это портрет? Когда и в связи с чем человек, изображённый на  портрете, подарил этот портрет Пушкину, с какой надписью?   ( В 1820 году после опубликования  «Руслана и Людмилы» Жуковский подарил свой портрет с надписью:  «Победителю ученику от побеждённого учителя»)

10. Назовите произведения Пушкина, где главную героиню зовут Марией?

(поэма  «Бахчисарайский фонтан» - Мария; «Дубровский» - Марья Троекурова;  «Капитанская дочка» - Маша Миронова;  поэма «Полтава» - Мария - дочь Кочубея; повесть «Метель» - Марья  Гавриловна; «Выстрел» - Маша)

  III. Брейн – ринг по повестям А.С.Пушкина

1.Перечислите все «Повести Белкина».

2.Назовите вид непогоды, сыгравшей большую роль в судьбе героев двух повестей Пушкина (буран, метель)

3.Назовите имена героинь повестей Пушкина (Дуня, Лиза, Маша)

4. «Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут – а виноват..?

 («Станционный смотритель»)  

5.Это не главные, второстепенные персонажи. Из какой они повести?

(Хлопуша, Белобородов, Палашка, мисс Жаксон, Настя, кузнец Архип, Акулина Памфиловна)

6.Кто кого вызвал на дуэль: Швабрин Гринёва или Гринёв Швабрина?

7.Кто кому пишет? «Между ними завязалась переписка. Почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба. Туда приносил он крупным почерком написанные письма и там же находил на простой синей бумаге каракульки своей любезной»  

8.Кто это? Зачем она это сделала?

«Она набелена была по уши, насурьмлена, фальшивые локоны, гораздо светлее её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV,кружева торчали, как фижмы мадам де Помпадур, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери сияли на её пальцах, шее, ушах.

9.Кто такие Муромские и Берестовы? Что между ними было общего и в чём различие?

10.Что случилось с гусаром Бурминым в начале 1812 года?

(Спешил в Вильну, приехал на станцию поздно вечером.  Была непогода, ему советовали переждать,  но он поехал…)

11.Кто это?

«Боже мой, боже мой! Так это были вы! И вы не узнаёте меня? Он побледнел и бросился к её ногам».

12. «К нему пригласили лекаря. Лекарь прописал ему (старинное лекарство – какое?) Он отдал за визит двадцать пять рублей, отобедали вместе, выпили бутылку вина и расстались очень довольны друг другом»  

13.Что подарила Екатерина II дочери капитана Миронова?

14. Кто и где пел эту песню?

Не шуми, мати, зелёная дубровушка,

Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати.

Что завтра мне, доброму молодцу, в допрос идти,

Перед грозного судьёю, самого царя.

15. Какова национальность соседа гробовщика?

16.Откуда эта фраза: «Я приехал разрядить мой пистолет, готов ли ты?»

17. Какого класса был Самсон Вырин?

18 Отец Алексея Берестова поставил условие перед сыном: «Ты женишься на (Лизе Муромской), или …(я тебя прокляну, а имение продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю)

19.Чьи это слова? О ком они?  («Господа приезжие нарочно останавливались, чтоб на неё подоле поглядеть») Какова её судьба?

20. О каких событиях идёт речь, «расшифруйте»?  («В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком, да мимо»)  

IV. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя. 

-Итак, произведения Пушкина внешне просты, как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки. Сегодня мы попытались разгадать загадки жанра произведений, характера героев, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.                                                                              

 -Таким образом, загадки произведений А.С.Пушкина – это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.  

 V. Рефлексия. Награждение победителей.

   

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер, посвященный творчеству А.С. Пушкина

Сценарий вечера, посвященный лирике любви А.С. Пушкина представляет собой театрализованное представление для учащихся 10-11 классов...

Литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина

Викторина представляет собой внеклассное мероприятие по курсу "Литература" и рассчитана на учеников 5-7 класса. Задания, предложенные в работе, способствуют повышению интереса к изучаемому предмету, а...

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина...

Литературный праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина

Литературный праздник, посвященный творчеству А.С.Пушкина...

Литературная игра по творчеству А.С.Пушкина "Пентагон"

Игра состоит из 7 раундов, где учащиеся могут проверить свои знания по творчеству А.Пушкина и проявить творческие способности....

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина"

Цель: знакомство с творчеством поэта, расширение кругозора учащихсяСоздаются две команды (по 8-10 человек в каждой).Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда подбирает себе название: стро...

Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина.

Музыкально-литературный вечер посвященный творчеству А.С.Пушкина....


 

Комментарии

Суркова Наталья Викторовна

Материал интересный, обязательно возьму на заметку!