урок "Обломов"
план-конспект урока по литературе на тему

Дудаева Вера Владимировна

конспект урока "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oblomov.docx523.73 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи  урока: 1)проверить  знание учащимися  текста;

  2)продолжить  работу над  формированием  

             умения  строить речевое  высказывание  на

              заданную        тему,  сформулированную  в   ви-

                                    де  вопроса  проблемного  характера.

Оборудование:  ИКТ,  доска,  мел.

                                Ход  урока.

I. Слово  учителя.

 И.А.Гончаров  работал  над  романом  «Обломов» в  течение  10  лет.  В  этом  произведении  автор  выразил  свои  убеждения  и  надежды,  отобразил  те  проблемы  современной  ему  жизни,  которые  волновали  его,  вскрыл  причины  этих  проблем. Поэтому  образы  Обломова  Ильи  Ильича  и  Штольца  Андрея  Ивановича  приобрели  типичные  черты,  а  слово  «обломовщина»  стало  нарицательным.

Сегодня  на  уроке нам  предстоит  подумать  над  проблематикой  романа  «Обломов»,  в  частности  ответить  на  вопросы:

1.Что  погубило  Обломова?

2.Почему  умный  и  талантливый  человек  в  «небокоптителя»?

3.Почему  даже  любовь   не  «воскресила»  его?

Эпиграф  урока: (слайд №4).

Итак,  вопрос  проблемного  характера  звучит  так: «Почему  Ольге Ильинской  не удалось  «воскресить»  Обломова?                                                  

С чего  начать  сочинение?  Вдумаемся  в  заданную  тему.  «Воскресить»  нужно  Обломова. Значит,  начнём  с  описания  героя  и  рассказа  о  его жизни. Какой  образ  жизни  он ведёт?  Почему  его  нужно  «воскрешать»?  

Слайд №3.

Обломов – барин,  нигде  не  служит, живёт  в  Петербурге  на  квартире.

 Почему  ведёт  такой  образ  жизни?

-- Ответы  учащихся.

Но ведь  есть  же  у  него  друзья, знакомые,  почему  они  не  могут  поднять  Обломова  с  дивана?

-- Роль  Штольца  в  жизни  Обломова  и  в романе  вообще.

Мы  видим,  что  Обломов  ведет  пассивный  образ жизни,  целыми  днями  или  спит,  или  лежит  на  диване.  Ещё  никогда  взору  русского  читателя  не  представлялся  такой  герой.  Лежебока,  ленивец;  лежание  на  диване  его  обычное  состояние.  Чем  же  привлекателен  такой  герой?

Ответы  учащихся. Обломов  умён,  талантлив ( у  него  были  задатки  будущего  поэта  или  писателя),  у  него  чистая  душа, он  искренен,  добр,  гуманен.

Понимает  ли  сам  Обломов, что  он  угасает?  О  чём  размышляет  он  наедине  с  собой?  Обломов  не  может  понять: «Отчего  погасло?»  Не  было  же  в  его  жизни  потрясений,  бед,  совесть  чиста,  не  терял  ничего.

В  чём  он  сомневается?  Почему  не  хочет  жить  как  все?

--«Это  какая-то  кузница,  не  жизнь;  тут  вечно  пламя, трескотня,  жар,  шум,..  когда же  пожить?  Не  лучше  ли  остаться?»

Почему  Обломов  так  думает? Что  значит  остаться?

Ответы.  – Слушать  прыганье  Захаровых  ног  с  лежанки.

             -- Обедать  с  Тарантьевым.

             -- Не  дочитать.

             -- Лежать  на  диване.

Почему  Илья  Ильич  разочаровался  в  службе,  в  столичной  жизни?

А  что  для  него  значит  труд?

Ответ.  Труд – наказание, петербургская  жизнь – скука.

Перейдём  ко  второй  части.  Что  случилось  с  нашим  ленивцем? Отчего  он  преобразился?  Какие  изменения  произошли  в  его  жизни?

Ответы.

1. Обломов  собрался  в  Париж.

2. Приготовил  паспорт.

3. Заказал  пальто,  купил  всё  необходимое  для  поездки.

4. Отправил  вещи  на  квартиру  кумы  Тарантьева.

5. Герой  меняется  и  внешне:  одет  щегольски,  глаза  блестят,  на  щеках  румянец.  Он  весел,  напевает… читает.  На  столе  лежат  письма,  чернильница  полна  чернил.

Слайд №5.

Итак,  любовь  преобразила  Обломова.  Но вскоре  Обломов  возвращается  к  прежнему  образу  жизни, только  уже  на  Выборгской  стороне.  Почему?

Ответы.  

План  преобразований  имения  не  закончен.

Другие  практические  дела  тоже.

Встречи  с  Ольгой  прекращаются.

Чтобы  понять,  почему,  надо  обратиться  к  истокам,  к детству  Обломова,  к  образу  жизни  его  родителей,  к  образу  жизни в  Обломовке  и,  наконец,  к  воспитанию  героя.

Ответы  учащихся. Сообщения  о  детстве.

Даже  любовь  не  «воскресила»  Обломова, не  победила  в  нём  обломовщину.

Слайд №6

Обломов  вызывает противоречивые  чувства.   С  кем  его  можно  сравнить?

Слайды  №№7,8,9,10.

Эту  информацию  можно  использовать  в  заключении сочинения.