урок "Обломов"
план-конспект урока по литературе на тему
Предварительный просмотр:
Задачи урока: 1)проверить знание учащимися текста;
2)продолжить работу над формированием
умения строить речевое высказывание на
заданную тему, сформулированную в ви-
де вопроса проблемного характера.
Оборудование: ИКТ, доска, мел.
Ход урока.
I. Слово учителя.
И.А.Гончаров работал над романом «Обломов» в течение 10 лет. В этом произведении автор выразил свои убеждения и надежды, отобразил те проблемы современной ему жизни, которые волновали его, вскрыл причины этих проблем. Поэтому образы Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича приобрели типичные черты, а слово «обломовщина» стало нарицательным.
Сегодня на уроке нам предстоит подумать над проблематикой романа «Обломов», в частности ответить на вопросы:
1.Что погубило Обломова?
2.Почему умный и талантливый человек в «небокоптителя»?
3.Почему даже любовь не «воскресила» его?
Эпиграф урока: (слайд №4).
Итак, вопрос проблемного характера звучит так: «Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова?
С чего начать сочинение? Вдумаемся в заданную тему. «Воскресить» нужно Обломова. Значит, начнём с описания героя и рассказа о его жизни. Какой образ жизни он ведёт? Почему его нужно «воскрешать»?
Слайд №3.
Обломов – барин, нигде не служит, живёт в Петербурге на квартире.
Почему ведёт такой образ жизни?
-- Ответы учащихся.
Но ведь есть же у него друзья, знакомые, почему они не могут поднять Обломова с дивана?
-- Роль Штольца в жизни Обломова и в романе вообще.
Мы видим, что Обломов ведет пассивный образ жизни, целыми днями или спит, или лежит на диване. Ещё никогда взору русского читателя не представлялся такой герой. Лежебока, ленивец; лежание на диване его обычное состояние. Чем же привлекателен такой герой?
Ответы учащихся. Обломов умён, талантлив ( у него были задатки будущего поэта или писателя), у него чистая душа, он искренен, добр, гуманен.
Понимает ли сам Обломов, что он угасает? О чём размышляет он наедине с собой? Обломов не может понять: «Отчего погасло?» Не было же в его жизни потрясений, бед, совесть чиста, не терял ничего.
В чём он сомневается? Почему не хочет жить как все?
--«Это какая-то кузница, не жизнь; тут вечно пламя, трескотня, жар, шум,.. когда же пожить? Не лучше ли остаться?»
Почему Обломов так думает? Что значит остаться?
Ответы. – Слушать прыганье Захаровых ног с лежанки.
-- Обедать с Тарантьевым.
-- Не дочитать.
-- Лежать на диване.
Почему Илья Ильич разочаровался в службе, в столичной жизни?
А что для него значит труд?
Ответ. Труд – наказание, петербургская жизнь – скука.
Перейдём ко второй части. Что случилось с нашим ленивцем? Отчего он преобразился? Какие изменения произошли в его жизни?
Ответы.
1. Обломов собрался в Париж.
2. Приготовил паспорт.
3. Заказал пальто, купил всё необходимое для поездки.
4. Отправил вещи на квартиру кумы Тарантьева.
5. Герой меняется и внешне: одет щегольски, глаза блестят, на щеках румянец. Он весел, напевает… читает. На столе лежат письма, чернильница полна чернил.
Слайд №5.
Итак, любовь преобразила Обломова. Но вскоре Обломов возвращается к прежнему образу жизни, только уже на Выборгской стороне. Почему?
Ответы.
План преобразований имения не закончен.
Другие практические дела тоже.
Встречи с Ольгой прекращаются.
Чтобы понять, почему, надо обратиться к истокам, к детству Обломова, к образу жизни его родителей, к образу жизни в Обломовке и, наконец, к воспитанию героя.
Ответы учащихся. Сообщения о детстве.
Даже любовь не «воскресила» Обломова, не победила в нём обломовщину.
Слайд №6
Обломов вызывает противоречивые чувства. С кем его можно сравнить?
Слайды №№7,8,9,10.
Эту информацию можно использовать в заключении сочинения.