Разработка урока литературы в 5 классе "Бородино"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
Цели урока:
должны знать:
- Значение событий Отечественной войны 1812 года для формирования национального самосознания М.Ю.Лермонтова;
- Тему и идею стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
- Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
должны уметь:
- Правильно и выразительно читать вслух стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
- Характеризовать старого солдата как типичного представителя русского народа;
- Обнаружить авторское отношение к изображаемому в стихотворении «Бородино».
Ход урока
I. Орг. класса
II. Проверка домашнего задания.
III. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.
- Тема подвига русского народа волновала и .волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига и посвящается наш урок. Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», написанным в 1837 году, более 170 лет назад (сообщение целей урока).
IV Вступительное слово учителя. Слайд 2.
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.
Слайд 3.За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино» (Слайд 4.) , в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.
История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова «Волк на псарне».
Слайд 5.Обратимся к карте России 1812 года.
В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».
Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:
– До каких же пор мы будем отступать?
Слышались и другие голоса:
– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?
Слайд 6.Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.
Слайд 7.В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.
Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.
Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино». Слайд 8.
С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников Бородинского сражения. Сам отец Юрий Петрович был в 1812 году в ополчении и , наверное, рассказывал сыну о великой военной битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинской битве.
V.Словарная работа: Слайд 9.
– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени:
- редут (франц.) – квадратное земляное укрепление на поле боя;
- мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
- картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
- лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
- бивак – стоянка войск под открытым небом;
- кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
- булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
- улан, драгун – солдаты конных полков;
- басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
VI. Знакомство со стихотворением:Слайд 10.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.
Бородино
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Слайд 11.- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Слайд 12.Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
Слайд 13.И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Слайд 14.Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Слайд 15.Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Слайд 16.Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Слайд 17.Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
Слайд 18.И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Слайд 19.Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Слайд 20.Но тих был наш бивак открытый:
Слайд 21.Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Слайд 22.Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Слайд 23.И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Слайд 24.Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Слайд 25.Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Слайд 26.Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Слайд 27.Носились знамена, как тени,
Слайд 28.В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Слайд 29.Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Слайд 30.Вот затрещали барабаны -
Слайд 31.И отступили басурманы.
Слайд 32.Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Слайд 33.Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
VII. Краткая беседа по содержанию стихотворения:
– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?
(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)
– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?
(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)
– Какие части можно выделить в стихотворении? Прочитайте самостоятельно стихотворение.
(Повторное чтение стихотворения с предварительным заданием.)
– В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?
(Устное составление плана)
Слайд 34. План:
1.Отступление.
2.Выбор места сражения.
3.Ожидание боя.
4.Ночь перед сражением.
5.Клятва верности.
6.Описание Бородинского сражения.
7.Поле боя после сражения.
(Открыть запись простого плана на доске)
– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)
Слайд 35. Цитатный план:
1.«Мы долго молча отступали…»
2.«И вот нашли большое поле…»
3.«Два дня мы были в перестрелке…»
4.«Прилёг вздремнуть я у лафета…»
5.«И умереть мы обещали…»
6.«Вам не видать таких сражений…»
7.«Тогда считать мы стали раны…»
VIII. Анализ стихотворения
- Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?
- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.
Сколько строф описывают Бородинское сражение?
- 3 строф.
Из скольких строк состоит каждая строфа?
Из 7 строк.
Одинаково ли количество слогов в каждой строке?
Нет. Есть строки, в которых 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.
Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?
Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.
Какие строки в строфе рифмуются?
- 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.
С какой интонацией следует читать 3 строфу?
- Медленно, неторопливо.
Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?
- Долгий повторяющийся звук (О) (долго, молча, досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).
Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?
- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.
Чему посвящены 4-9 строфы?
Ожиданию боя.
С какой интонацией следует читать эти строфы?
- С интонацией растущего напряжения.
Слова, какой лексической группы здесь встречаются?
- Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важностью предстоящего события.
Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?
- Прием противопоставления (антитеза). Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.
Какие слова- эпитеты использует автор , описывая полковника?
« Сверкнув очами», « рожден... хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.
Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики « Очами, Булатом, Сражен». Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ « Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы « умремте – умирали - умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?
Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свои жизни, ради Отчизны.
Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?
Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).
Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?
Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.
Какие слова помогают «услышать» звук боя?
- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».
Какие звуки речи помогают услышать бой?
Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).
Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?
« Мусье»- просторечное, уничижительное слово.
« Басурмане»- по словарю Даля « всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором - это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.
Как построено стихотворение?
Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.
Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?
- Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.
IX. Вывод урока.
– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
(Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)
– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве.
X. Контрольный тест по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино» Слайд 36.
Слайд 37.1.Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»?
а) Отечественная война 1812 года;
б) Великая Отечественная война;
в) Первая мировая война
Слайд 38.2.Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?»
а) старый солдат;
б) драгун;
в) полковник
Слайд 39.3. И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут…
Что такое редут?
а) укрепление в лесу
б) место, откуда виден бой
в) помещение, где хранятся запасы оружия
г) полевое укрепление, предназначенное для круговой обороны
Слайд 40.4. У наших ушки на макушке…
Что означает фразеологизм «ушки на макушке»?
а) прислушиваться к чему-то, быть наготове
б) распознавать звуки
в) бояться угрожающих звуков
г) слушать приятную мелодию
Слайд 41.5. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке»,
«постой-ка, брат мусью»
а) разговорный;
б) художественный;
в) деловой
Слайд 42.6. Уж мы пойдем ломить стеною…
Что обозначает в данном выражении слово стена?
а) смелое противостояние врагу
б) большое количество солдат
в) большая сила, напор
г) особое построение войска
Слайд 43.7. Уж постоим мы головою…
Что обозначает данный фразеологизм?
а) драться, применяя удар головой
б) мужественно, не щадя жизни, защищать кого-либо или что-либо
в) ручаться за кого-либо с полной убежденностью
г) быть уверенным в правоте своего дела
Слайд 44.8. Но тих был наш бивак открытый…
Что такое бивак?
а) открытое место для боя
б) место расположения штаба
в) место расположения войск для отдыха под открытым небом
г) место в палатке для отдыха после боя
Слайд 45.9. Да жаль его, сражен булатом…
Что такое булат?
а) ядро
б) выстрел
в) холодное оружие из прочной стали
г) коварный враг
Слайд 46.10. В каком значении употребляется в стихотворении слово «бусурманы»?
а) иностранцы;
б) иноземцы;
в) враги
Слайд 47.11. Что наиболее значимо в стихотворении?
а) изображение хода битвы;
б) описание чувств и мыслей простых людей;
в) мысли поэта о роли простого народа в сражении
Слайд 48.ПРОВЕРЬ и СЕБЯ
Ответы:
1-б, 2-в, 3-г, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-в, 9-в, 10-в, 11-б.
Слайд 49.Оценивание работы.
XI. Подведение итога урока.
– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили художественные особенности стихотворения, учились выразительно читать.)
XII. Домашнее задание.
Перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой», обратить внимание на выразительные средства языка стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок.
Слайд 50.
– Каким вы представляете себе рассказчика, его внешний облик, манеру держаться?
(Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен сдержан, говорит спокойно, не торопясь. И только когда говорит о своих товарищах, о своём командире, он воодушевляется, говорит взволнованно. «Дядя» – храбрый солдат, он не отделяет себя от своих товарищей.)
– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.
(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)
– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.
(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)
Языковой анализ стихотворения:
– Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка. Найдите эпитеты, помогающие представить особенности боя и авторскую оценку.
Дым летучий – быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле
Бой удалый – мастерский, автор восхищается
Протяжный вой – долгий. Пронзительный
Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище
– Приведите примеры сравнений, которые использует поэт для создания яркой картины.
Французы двинулись, как тучи – огромное количество, грозная сила неприятеля
Носились знамена, как тени – всё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым
Вывод урока:
– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?
(Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)
– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве. У вас на партах лежат репродукции картин русских художников, запечатлевших на своих полотнах эти героические события. Рассмотрите их.
Подведение итога урока:
– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?
(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)
– Запишем домашнее задание по вариантам:
1.Перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой», обратить внимание на выразительные средства языка стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок.
2.Подготовить устный рассказ о старом солдате, постарайтесь создать целостный его портрет. Научитесь выразительно читать его рассказ.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" (5-й класс)
Прочитав стихотворение, мы приступаем к его анализу. Представляет стихотворение единое целое или делится на строфы?
- Стихотворение делится на 14 строф. Вторая и последняя строфа представляют собой повтор и образуют единое замкнутое пространство.
Сколько строф описывают Бородинское сражение?
- 3 строф.
Из скольких строк состоит каждая строфа?
Из 7 строк.
Одинаково ли количество слогов в каждой строке?
Нет. Есть строки, в который 10 слогов, 9 слогов, 6 слогов.
Для чего поэт использует различное количество слогов в каждой строке?
Это создает ощущение непринужденного разговора, живого рассказа поэта.
Какие строки в строфе рифмуются?
- 1 строка рифмуется со 2 строкой, но возникает интонация незавершенности. 3 строка рифмуется с 7 строкой.4,5,6 строки рифмуются между собой. Все это создает единое нерушимое стихотворное пространство.
С какой интонацией следует читать 3 строфу?
- Медленно, неторопливо.
Какой прием звукописи использует автор в этой строфе?
- Долгий повторяющийся звук (О) (долго, молча, досадно, было, боя, что ли, о.) Это нужно, чтобы передать напряжение солдат, их досаду. ( Прием звукописи - ассонанс).
Во 2 и в 3 строфах встречается слово « воля». Какое значение имеет это слово в контексте этого стихотворения?
- Воля – слово символ. Оно может означать и мечту народа о воле, и мысль о предстоящем сражении и волю Бога.
Чему посвящены 4-9 строфы?
Ожиданию боя.
С какой интонацией следует читать эти строфы?
- С интонацией растущего напряжения.
Слова, какой лексической группы здесь встречаются?
- Сначала употребляются просторечные слова и выражения: « Угощу, постой-ка, мусью, пожалуй, безделка». Затем происходит переход к книжной, высокой лексике: « Постоим головою, родину, сверкнул строй, слуга царю, сражен, клятва верности». Такой переход обусловлен важности предстоящего события.
Какой художественный прием использует автор в 7 строфе?
- Прием противоставления. (антитеза) Показаны два враждующих лагеря. Симпатии автора на стороне русского войска.
Какие слова- эпитеты использует автор , описывая полковника?
« Сверкнув очами», « рожден... хватом», « Слуга царю, отец солдатам». Автор показывает верного мужественного воина, который доблестно защищает свое Отечество.
Описывая полковника, автор употребляет слова книжной лексики « Очами, Булатом, Сражен». Кроме того, в этих строфах возникает слово-символ « Москва», которое символизирует родину, святость. Здесь же употреблены повторы « умремте – умирали - умереть». С какой целью автор применяет все перечисленные художественные приемы?
Все это нужно, чтобы передать историческую важность битвы, показать связь разных поколений воинов, готовых отдать свою жизни, ради Отчизны.
Строфы 10-12 описывают Бородинское сражение. Слова, какой части речи чаще всего встречаются в данных строфах и почему?
Чаще всего встречаются глаголы, они передают напряженность, движение боя (носились, пролетать, блистая, промелькнули, изведал, тряслась, смешались).
Какой темп нужно выбрать, читая 11 строфу?
Сначала темп убыстряется. Предложения становятся простыми, без второстепенных членов( 11 строфа, 4 строка). Это передает напряженность боя- строки короткие, отрывистые. Затем темп замедляется – появляются распространенные предложения.
Какие слова помогают «услышать» звук боя?
- « Звучал булат, картечь визжала, земля тряслась - как наши груди».
Какие звуки речи помогают услышать бой?
Повторяющийся звук ( р) ( Тряслась- груди) ( прием аллитерация).
Какие слова –образы употребляет автор , чтобы описать французов?
« Мусье»- просторечное, уничижительное слово.
« Басурмане»- по словарю Даля « всякий иноземец и иноверец неверный христианин». В первом случае это насмешливое название французов, то во втором - это слово обозначает любого иноземца, вступившего на русскую землю.
Как построено стихотворение?
Стихотворение представляет собой диалог, который перерастает в страстный монолог русского солдата.
Какие синтаксические конструкции использует автор, чтобы придать стихотворению живость и простоту?
- Автор использует диалог, повтор, обращения, риторические вопросы, побудительные предложения.
Домашнее задание: выучить отрывок из стихотворения наизусть, определить, каким размером написано стихотворения
Слайд 1 |
Контрольный тест по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино» |
Слайд 2 |
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусар- ского полка Художник П. Е. Заболотский. 1837 г. |
Слайд 3 |
1. Кто из героев Бородинской битвы был смертельно ранен? а) Генерал Багратион; б) Генерал Барклай де Толли; в) Генерал Ермолов |
Слайд 4 |
Храбрейший генерал Петр Иванович Багратион |
Слайд 5 |
2. Историческое событие, о котором идет речь в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»? а) Отечественная война 1812 года; б) Великая Отечественная война; в) Первая мировая война |
Слайд 6 |
Бородинское сражение 26 августа 1812 г. |
Слайд 7 |
3. Военная специальность героя стихотворения? а) кавалерист; б) артиллерист; в) пехотинец |
Слайд 8 |
Слайд 9 |
Забил заряд я в пушку туго… Забил заряд я в пушку туго… |
Слайд 10 |
4. Персонаж, которому принадлежат слова: «Ребята! Не Москва ль за нами?» а) старый солдат; б) драгун; в) полковник |
Слайд 11 |
И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не Москва ль за нами?...» |
Слайд 12 |
5.В фразах «французы двинулись, как тучи», «носились знамена, как тени» автор использует а) метафору; б) сравнение; в) антитезу |
Слайд 13 |
6. Стиль речи, к которому можно отнести фразы «у наших ушки на макушке», «постой-ка, брат мусью» а) разговорный; б) художественный; в) деловой |
Слайд 14 |
7. Кто является рассказчиком в стихотворении? а) автор; б) солдат – участник сражения; в) полковник |
Слайд 15 |
8. Какую форму повествования использует М.Ю. Лермонтов? а) диалог; б) монолог; в) авторское рассуждение |
Слайд 16 |
9. К какому композиционному элементу можно отнести приведенные строки? Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И все на наш редут а) завязка; б) кульминация; в) развязка |
Слайд 17 |
10. Что такое редут? а) стоянка войск под открытым небом; б) строй солдат; в) полевое укрепление |
Слайд 18 |
11. В каком значении употребляется в стихотворении слово «басурманы»? а) иностранцы; б) иноземцы; в) враги |
Слайд 19 |
12. Что наиболее значимо в стихотворении? а) изображение хода битвы; б) описание чувств и мыслей простых людей; в) мысли поэта о роли простого народа в сражении |
Слайд 20 |
13. Что является главным в образе рассказчика? а) отвага, смелость; б) патриотизм; в) простота; г) ироничность |
Слайд 21 |
Оценка 1 - 6 баллов – оценка «2»; 7 – 9 баллов – оценка «3»; 10 – 11 баллов – оценка «4»; 12 – 13 баллов – оценка «5» |
Слайд 22 |
1.Где провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
-в селе Большое Рязанской губернии
-в усадьбе Тарханы Пензенской губернии
-на Кавказе
2. Каким чувством проникнуто стихотворение «Бородино»?
- патриотизмом
-печалью
-ностальгтей
3. Как видим события в балладе «Бородино»?
-Все события мы видим глазами полководца
- Все события мы видим глазами императора
- Все события мы видим глазами рядового участника событий
4. Какой прием использует Лермонтов в картине описания боя? «Звучал булат, картечь визжала…»
-лексический повтор
-звукопись
-сравнение
5. Когда огромная армия французского императора Наполеона, покорившая всю Европу, вторглась в Россию?
- в июне 1812 года
- в октябре 1917 года
- в августе 1800 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"
Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...
Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"
Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.
В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...
Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)
Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...