Литературный вечер «Великий сын России» ( посвящён памяти А. И. Солженицына )
методическая разработка по литературе на тему
- Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына, способствовать развитию у учащихся интереса к его творчеству, раскрыть новые грани личности писателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.vecher_posv.solzhenitsynu.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тащиловская средняя общеобразовательная школа
Литературный вечер
«Великий сын России»
( посвящён памяти А. И. Солженицына )
Разработала:
Волюшкина Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Цели:
- познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына, способствовать развитию у учащихся интереса к его творчеству, раскрыть новые грани личности писателя
- на примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся нравственные качества, умение отстаивать свою гражданскую позицию.
Презентация «Великий сын России»
1 ведущий:
Алекса́ндр Иса́евич Солжени́цын — русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей. (Слайд 1)
Помимо художественных литературных произведений, затрагивающих острые общественно-политические вопросы, получил широкую известность своими
историко-публицистическими произведениями по истории России XIX—XX веков.
А. И. Солженицын – человек необычной судьбы. Его личность и творчество неоднозначно воспринимаются современниками, высказываются совершенно противоположные точки зрения на его вклад в развитие русской литературы.
2 ведущий:
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске (ныне Ставропольский край). (Слайд 2)
Отец — Исаакий Семёнович Солженицын (1891—1918), русский крестьянин с Северного Кавказа. Мать — Таисия Захаровна Щербак, украинка, дочь хозяина богатейшей на Кубани экономии. Родители Солженицына познакомились во время обучения в Москве и вскоре поженились. Исаакий Солженицын во время Первой мировой войны пошёл на фронт добровольцем и был офицером. Он погиб до рождения сына, 15 июня 1918 года, уже после демобилизации в результате несчастного случая на охоте. (Слайд 3)
3 ведущий:
В результате революции и гражданской войны семья была разорена, и в 1924 году Солженицын переехал с матерью в Ростов-на-Дону, с 1926 по 1936 год учился в школе, живя в бедности. (Слайд 4)
В старших классах увлёкся литературой, начал писать эссе и стихотворения; интересовался историей, общественной жизнью.
1 ведущий:
В 1936 году поступил в Ростовский государственный университет. Не желая делать литературу основной специальностью, выбрал физико-математический факультет. По воспоминанию школьного и университетского друга, «… учился на математика не столько по призванию, сколько потому, что на физмате были исключительно образованные и очень интересные преподаватели». В университете Солженицын учился на «отлично». Окончил его в 1941 году с отличием, ему была присвоена квалификация научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Деканат рекомендовал его на должность ассистента вуза или аспиранта.
В 1939 году поступил на заочное отделение факультета литературы Института философии, литературы и истории в Москве. Прервал обучение в 1941 году в связи с войной.
27 апреля 1940 года женился на Наталье Решетовской. (Слайд 5)
2 ведущий:
С началом Великой Отечественной войны Солженицын не был сразу мобилизован, поскольку был признан «ограниченно годным» по здоровью. Активно добивался призыва на фронт. В сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области, однако уже 18 октября был призван и направлен в грузовой конный обоз рядовым.
Добивался направления в военное училище, в апреле 1942 года был направлен в артиллерийское училище в Кострому; в ноябре 1942 года выпущен лейтенантом, направлен в Саранск, где располагался Запасный артиллерийский разведывательный полк по формированию дивизионов артиллерийской инструментальной разведки. (Слайд 6)
3 ведущий:
В действующей армии с февраля 1943 года; служил командиром батареи звуковой разведки на Центральном и Брянском фронтах. Боевой путь — от Орла до Восточной Пруссии. Был награждён орденами Отечественной войны и Красной Звезды, 15 сентября 1943 года Солженицыну было присвоено звание старшего лейтенанта, 7 мая 1944 года — капитана.
1ученик:
Что-то стали фронтовые вёсны
Навещать меня, живые, как вчера...
Лица чистые, задумчивые сосны,
Русское протяжное “ура!”
Никогда я не любил войны,
Побеждал всегда я неохотно.
Но теперь вся боль моей страны
Как заряд, забилась в сердце плотно.
Кто Россию в трусости обносит
Паутиной проволок и вахт,
Тех исправит только пушек посвист
Да разрывов бессердечный кряхт.
Оттого дороги наступлений
Оживают, душу теребя,
И сквозь тысячи тюремных унижений
Я солдатом чувствую себя.
1 ведущий:
На фронте, несмотря на строжайший запрет, вёл дневник. Много писал, отправлял свои произведения московским литераторам для рецензии; в 1944 году получил благожелательный отзыв Б. А. Лавренёва.
На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, но стал критически относиться к Сталину; в переписке со старым другом (Николаем Виткевичем) ругательно высказывался о нем. Письма вызвали подозрение военной цензуры. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.
Солженицын заочно приговорён Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.
2 ученик:
Милые мои! Да как же вас утешу?
Разве я словами горе залечу?
Редко я писал вам — и всё реже, реже, —
А теперь и вовсе замолчу...
Решено не мною так, не нами, —
Русскими, однако. Не монголами. Не янки.
Матовыми светлыми ночами
Так постановили на Лубянке.
Ждал я этого — и совершилось эдак.
А услышал — душу повело.
Напоследок! — как же напоследок
Написать вам просто и светло?
Написать, чтоб меньше вы гадали,
Как несу я тяжесть этих лет.
Попросить, чтоб в сердце не рождали
Ужасов, которых в жизни нет.
2 ведущий:
В августе направлен в лагерь в Новый Иерусалим, 9 сентября 1945 года переведён в лагерь в Москве, заключённые которого занимались строительством жилых домов на Калужской заставе. Потом направлен в закрытое конструкторское бюро («шарашку») при авиамоторном заводе в Рыбинске, через пять месяцев, в феврале 1947 года, — на «шарашку» в Загорск, 9 июля 1947 года — в аналогичное заведение в Марфине (на северной окраине Москвы). Там он работал по специальности — математиком. (Слайд7)
19 мая 1950 года Солженицын из-за размолвки с начальством «шарашки» был этапирован в Бутырскую тюрьму, откуда в августе был направлен в Степлаг — в особый лагерь в Экибастузе.
3 ученик:
С ВЕРХНЕЙ ПОЛКИ «ВАГОН–ЗАКА»
Скоро не будет серебряных рощиц,
Зарослей частых, заманчивой тени, —
Едем в пустыню, не будет в ней, тощей,
Писка зверюшек, птичьего пенья,
Влажных покосов, жёлтого жнива,
В воду колодцев не грохнется цепь:
Глушит и давит всякое живо
Мёртвая степь, осолённая степь.
Скоро не будет покровов зелёных,
Жёсткого дёрна, горькой полыни —
В мареве жёлтом песок раскалённый
Кружит и кружит ветер пустыни.
Едем на каторгу, в медные копи.
Вытравит лёгкие в месяцы медь.
Видели. Думали. Жили в Европе.
— В серой больничке везут умереть...
3 ведущий:
Почти треть своего срока заключения — с августа 1950 по февраль 1953 года — Александр Исаевич отбыл на севере Казахстана. В лагере был на общих работах, некоторое время — бригадиром, участвовал в забастовке. Позднее лагерная жизнь получит литературное воплощение в рассказе «Один день Ивана Денисовича».
Зимой 1952 года у Солженицына обнаружили семиному, он был прооперирован в лагере.
Освобождён 13 февраля 1953 года.
4 ученик:
ШАРИК
Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил, с детства.
Понёс я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из угла в угол, и морда в снегу.
Подбежал ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!
Не надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!..
1 ведущий:
В заключении Солженицын полностью разочаровался в марксизме, со временем склонился к православно-патриотическим идеям. Уже в «шарашке» снова стал писать, в Экибастузе сочинял стихотворения, поэмы («Дороженька», «Прусские ночи») и пьесы в стихах («Пленники», «Пир победителей») и заучивал их наизусть.
Поэма «Дороженька» - одна из самых исповедальных книг писателя - его рассказ о юности, войне, тюремном и лагерном опыте, о людях, с которыми сводила судьба, о выборе Пути и чувстве Родины, о внутренней свободе личности и человеческом достоинстве. Она создавалась за колючей проволокой, на нарах - тайком, с риском для жизни: найди надзиратель написанный карандашом листок - да еще с таким текстом - и не имела бы Россия ни "Одного дня Ивана Денисовича", ни "Архипелага ГУЛага", ни "Красного Колеса"… (Слайд 8)
2 ведущий:
После освобождения Солженицын был отправлен в ссылку на поселение «навечно» (село Берлик Коктерекского района Джамбульской области, южный Казахстан). Работал учителем математики и физики в 8—10 классах местной средней школы имени Кирова. (Слайд 9)
К концу 1953 года здоровье резко ухудшилось, обследование выявило раковую опухоль, в январе 1954 года он был направлен в Ташкент на лечение, в марте выписан со значительным улучшением. Болезнь, лечение, исцеление и больничные впечатления легли в основу повести «Раковый корпус», которая была задумана весной 1955 года.
В ссылке написал пьесу «Республика Труда» (о лагере), роман «В круге первом» (о своём пребывании на «шарашке»).
В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобождён без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления». (Слайд 10)
5 ученик:
В наше неуютное сегодня
Я, прозревший, вышел из тюрьмы.
С каждым днём я научаюсь видеть
То, чего не видел я вчера,
Узнаю, что клясть, что ненавидеть,
Что кричать — наука не хитра;
Вижу мелким то, что прежде чёл огромным,
И — большим, чем прежде я небрёг;
Я учусь терпенью, я учусь быть скромным.
Если б только мог я, если б только мог
К людям терпеливым стать.
А уж телом, телом
Одеревянелым
Этих лучших лет не наверстать.
3 ведущий:
В августе 1956 года возвратился из ссылки в Центральную Россию. (Слайд11) Жил в деревне Мильцево (почтовое отделение Торфопродукт Курловского района (ныне Гусь-Хрустальный район) Владимирской области), преподавал математику и электротехнику (физику) в 8—10 классах Мезиновской средней школы. Жизнь Солженицына во Владимирской области нашла отражение в рассказе «Матрёнин двор». (Слайд 12)
6 ученик:
… Матрена вставала в четыре-пять утра. Ходикам Матрениным было двадцать семь лет как куплены в сельпо. Всегда они шли вперед, и Матрена не беспокоилась – лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться. Она включала лампочку за кухонной перегородкой и тихо, вежливо, стараясь не шуметь. Топила русскую печь, ходила доить козу, по воду ходила и варила в трех чугунках: один чугунок – мне, один – себе, один – козе…
Мне почти не слышались ее утренние хлопоты. Я спал долго, просыпался на позднем зимнем свету и потягивался, высовывая голову из-под одеяла и тулупа. Они да еще лагерная телогрейка на ногах, а снизу мешок, набитый соломой, хранили мне тепло даже в те ночи, когда стужа толкалась с севера в наши хилые оконца. Услышав за перегородкой сдержанный шумок, я всякий раз размеренно говорил:
- Доброе утро, Матрена Васильевна!
И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:
- М-м-мм… также и вам!
3ведущий:
6 февраля 1957 года решением Военной коллегии Верховного суда СССР Солженицын реабилитирован.
С июля 1957 года жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии средней школы № 2. (Слайд 13)
Н. С. Хрущёв лично санкционировал публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» (1962 год).
7 ученик:
ЗАВЕСА
Сердечная болезнь — как образ самой нашей жизни: ход её — в полной тьме, и не знаем мы дня конца: может быть, вот, у порога — а может быть, ещё нескоро-нескоро.
Когда грозно растёт в тебе опухоль — то, если себя не обманывать, можно рассчитать неумолимые сроки. Но при сердечной болезни — ты порою лукаво здоров, ты не прикован к приговору, ты даже — как ни в чём не бывало.
Благословенное незнание. Это — милостивый дар.
А в острой стадии сердечная болезнь — как сиденье в камере смертников. Каждый вечер — ждёшь, не шуршат ли шаги? это за мной? Зато каждое утро — какое благо! какое облегчение: вот ещё один полный день даровал мне Господь. Сколько, сколько можно прожить и сделать за один единственный только день!
1 ведущий:
В 1967 году, после того как Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены. Тем не менее романы «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) распространялись в самиздате и вышли без согласия автора на Западе.
В 1970 году Александр Исаевич был удостоен Нобелевской премии по литературе.
(Слайд 14)
От первой публикации произведения Солженицына до присуждения награды прошло всего восемь лет — такого в истории Нобелевских премий по литературе не было ни до, ни после. Писатель подчёркивал политический аспект присуждения премии, хотя Нобелевский комитет это отрицал. В советских газетах была организована мощная пропагандистская кампания против Солженицына.
2 ведущий:
В 1973 году КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя «Архипелаг
ГУЛАГ, 1918…1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР.
12 февраля 1974 года Солженицына арестовали, обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. В 1976 году он переехал в США и жил в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством. (Слайд 15)
В 1990 году Солженицын был восстановлен в советском гражданстве с последующим прекращением уголовного дела, в декабре того же года удостоен Государственной премии РСФСР за «Архипелаг ГУЛАГ».
Вместе с семьёй вернулся на родину 27 мая 1994 года, прилетев из США в Магадан. После из Владивостока проехал на поезде через всю страну и закончил путешествие в столице. (Слайд 16)
8 ученик:
ДЫХАНИЕ
Ночью был дождик, и сейчас переходят по небу тучи, изредка брызнет слегка.
Я стою под яблоней отцветающей — и дышу. Не одна яблоня, но и травы вокруг сочают после дождя — и нет названия тому сладкому духу, который напаивает воздух. Я его втягиваю всеми лёгкими, ощущаю аромат всею грудью, дышу, дышу, то с открытыми глазами, то с закрытыми — не знаю, как лучше.
Вот, пожалуй, та воля — та единственная, но самая дорогая воля, которой лишает нас тюрьма: дышать так, дышать здесь. Никакая еда на земле, никакое вино, ни даже поцелуй женщины не слаще мне этого воздуха, этого воздуха, напоённого цветением, сыростью, свежестью.
Пусть это — только крохотный садик, сжатый звериными клетками пятиэтажных домов. Я перестаю слышать стрельбу мотоциклов, завывание радиол, бубны громкоговорителей. Пока можно ещё дышать после дождя под яблоней — можно ещё и пожить!
3 ведущий:
Вскоре после возвращения автора в страну была учреждена литературная премия его имени для награждения писателей, «чьё творчество обладает высокими художественными достоинствами, способствует самопознанию России, вносит значительный вклад в сохранение и бережное развитие традиций отечественной литературы».
Последние годы жизни провёл в Москве и на подмосковной даче. В конце 2002 года перенёс тяжёлый гипертонический криз, последние годы жизни тяжело болел, но продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей Дмитриевной — президентом Фонда Александра Солженицына — работал над подготовкой и изданием своего самого полного, 30-томного собрания сочинений. После перенесённой им тяжёлой операции у него действовала только правая рука. (Слайд 17)
9 ученик:
СТАРЕНИЕ
Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна.
Помню в лагере греческого поэта, уже обречённого, а лет — за тридцать. И никакого страха перед смертью не было в его мягко-печальной улыбке. Я изумился. А он: “Прежде чем наступает смерть, в нас происходит внутренняя подготовка: мы созреваем к ней. И уже ничто не страшно”.
Всего год прошёл тогда — и я испытал всё это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, — я в своей готовности, смиренности опередил тело.
Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье — вовсе не наказание Божье, в нём своя благодать и свои тёплые краски.
10 ученик:
Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы — сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность
второго или третьего утра в день, ещё подарок. И есть наслаждение духа —
ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: ещё ты вживе, а поднимаешься выше материи. И какой неотъёмный клад — воспоминания; молодой того лишён, а при тебе они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень — при медленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи.
Ясное старение — это путь не вниз, а вверх.
Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде.
Как — и бросили мы стольких и стольких...
1 ведущий:
До последних дней Солженицын продолжал писательскую и общественную деятельность. Умер 3 августа 2008 года в Москве. (Слайд 18)
Прах Александра Солженицына был предан земле в некрополе Донского монастыря рядом с могилой историка Василия Ключевского. (Слайд 19)
2 ведущий:
Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальные прототипы, лично знакомые писателю. «Жизнь для него более символична и многосмысленна, нежели литературный вымысел». (Слайд 20)
Для Солженицына характерно внимание к богатствам русского языка, использование редких слов из словаря Даля (анализом которого он начал заниматься в молодости), русских писателей и повседневного опыта, замена ими слов иностранных; эта работа увенчалась отдельно изданным «Русским словарём языкового расширения».
11 ученик:
Молитва
Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, —
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы земной
я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадёжность — сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их ещё отразил, —
Ты дашь мне.
А сколько не успею —
значит, Ты определил это другим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны
Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...
Литературный вечер «Певец родной Орловщины», посвящённый И. С Тургеневу.
Орел - один из крупнейших центров национальной культуры русского народа. Его литературные традиции берут свои истоки в народном творчестве, которыми всегда славился орловский край.Здесь родились...
Литературный вечер, посвящённый А.С. Грибоедову «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской»
Материалы литературной гостиной призваны донести до учащихся своеобразие сложной личности Грибоедова, документальные справки помогут понять "живого" поэта и оценить его место в литер...
Сценарий литературного вечера "Великому земляку посвящается..."
Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка" Посвящено 152-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова....
Из опыта знакомства с произведениями современной зарубежной литературы. Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти жертв концлагерей.
Имена... Даты... 11апреля 1945... Этот день записан в книгу Истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Концлагерей, разбросанных по всей оккупированной фашистской Германией...
Литературный вечер « Пока в России Пушкин жив, метелям не задуть свечу».
Материал содержит сценарий литературного вечера, презентацию к нему. По желанию можно разыграть на сцене или в классе....
Сценарий литературного вечера, посвящённого памяти самобытного поэта с. Старая Полтавка Улановского Ивана Степановича
Цели:1.формирование духовного мира ребёнка путём знакомства с произведениями не только великих поэтов, но и через изучение творчества самобытных поэтов, наших земляков.2.изучение истории родного края ...