Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

 Урок литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideal_v_lyubovnoy_lirike_a.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина.

Урок литературы в 9 классе.

Цели урока:

  1. Изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции.
  2.  Раскрытие её духовного потенциала.
  3.  Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.

Ход урока.

I.  Организационный  момент.

II. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказать стихами. В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин обращается к теме любви.  Из названия этого произведения мы узнаем  имя девушки, которой оно посвящено, –Наталья.

        Послушайте первые строки:

             Так и мне узнать случилось,

             Что за птица Купидон;                  

             Сердце страстное пленилось;

             Признаюсь – и я влюблён!..

                              (« К Наталье».1813 г.)

         (Стихотворение читает ученик)

Учитель.

Вы, конечно, обратили внимание на то, что чувство влюбленности связывается юным поэтом с образом Купидона.

-  Кто же такой Купидон?

- Почему он назван автором птицей?

- Какие еще имена носил в античности бог любви?

-  Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона?

- Что их объединяет?

III.   Задание учащимся.

Посмотрите заглавия стихотворений Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду( 1814-1817).

( Задание выполняется по вариантам.)

1в. – стихи 1814-1815 гг.

2в. – стихи 1816- 1817 гг.

        Найдите, в каких из них упоминается различный вариант имен мифологических божеств  любви ( Амур, Купидон, Эрот, Афродита, Венера).

Вывод учеников, обобщение учителя.

Из названия стихотворений видно, что интересующие нас боги  являются покровителями любви лирических героев.

В стихах этого периода разные героини, их имена звучат странно: Лайса,  Эльвина,  Дорида. Это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской литературы.

Посмотрим, как изображаются любовные переживания в ранней лирике Пушкина.

Послушайте стихотворение «Дорида», написанное в 1819 году.

(Стихотворение написано на доске.)

        В Дориде нравятся и локоны златые,

          И бледное лицо,и очи голубые…

        Вчера, друзей моих оставив пир ночной,

        В ее объятиях я негу пил душой;

(Остальное стихотворение до конца дочитает учитель.)

Вопросы на восприятие стихотворения.

- Понравились вам стихи?

- Вслед за поэтом опишите внешний облик героини.

- Что мы узнаем о ней?

- Как относится к ней лирический герой?

- Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой?

- Какие слова передают то, что от любви герой ждет прежде всего  наслаждения и удовольствия?

Учитель обобщает ответы.

( В Дориде  лирическому герою все « нравится». Но чувства, которые он испытывает непрочны, мимолетны, быстро сменяют  друг друга.)

IV. Чтение стихотворения «Дорида,  написанное  в 1820 году. Стихи читает подготовленный ученик.

Учитель.

        Пройдет год, и Пушкин создаст еще один шедевр любовной лирики, который  также будет  адресован Дориде. Сравним два  произведения, близкие по названию и времени возникновения.

- Какое чувство и как оно выражено в стихотворении?

( О своей уверенности в том, что он любим, лирический герой заявляет сразу, в первой строке.)

Учитель.

Вера в любовь здесь главное условие существования самой любви. И любовь и вера  необходимы герою. С их появлением  в его сердце воцаряется надежда, гласящая, что чувства  возлюбленной истинны и прочны.

-  Сравните описание героинь.

- Что характеризует  каждую из них?

        (Если у «первой» Дориды  подчеркивается внешняя красота, то о внешности  второй мы узнаем очень  мало. На первый  план выдвигается изображение  ее душевных качеств: искренность, отсутствие  притворства.)

- Какое из двух прочитанных  стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные гармоничные переживания? ( Второе.)

        Образ сердца, возникающий в самом  начале этого стихотворения, позволяет  выявить не только глубочайшие движения души лирического героя, но и показать красоту и гармонию.

        Во многих стихах  выразилось стремление Пушкина найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди  них – послание «К…», созданное им в 1825 году и обращенное   к  Анне Петровне  Керн.

V.  Сообщение ученика.

        ( История создания стихотворения « Я помню чудное мгновенье…»

VI. Прослушивание стихотворения в фонозаписи.

        Вопросы на восприятие.

- Как вы можете охарактеризовать отношение автора  послания к своему адресату?

        ( Автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него « гением  чистой красоты».)

- Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении образ?

        ( Героиня кажется бесплотным призраком,  таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная, чудесная.)

        В послании « К…» яснее, чем в рассмотренных  ранее произведениях, выражается женский образ, который  можно  охарактеризовать как идеал поэта.

        В зрелой любовной лирике за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает  идеальный образ , который постоянно именуется : Мадонна, Богородица, Мария- дева. Матерь Господа Христа, Пречистая.

VII. Чтение сонета « Мадонна». Сопоставительный анализ.

        Сообщение ученика.

        В 1830 году Пушкин создает сонет « Мадонна», появление которого чаще всего связывается  с именем Натальи Гончаровой.

        (Чтение сонета учеником.)

Учитель.

-  Сколько героинь вы увидели в сонете?

        (В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной  женщины, которую пот назвал « моя Мадонна».)

        Подобное сходство двух образов  мы уже встречали в стихотворении «Дорида» 1819 г. В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя.

- Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете « Мадонна»?

         ( В стихотворении « Дорида» рисуются черты реальной женщины, находящейся с героем. В сонете все иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом , «во славе и в лучах», занимает  центральное место. Эта  картина отчетливо и ясно возникает в воображении  лирического героя и автора.)

Учитель.

        Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во все блеске, величии  и небесной красоте.

- Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и  «Мадонна»?

- Какими и в какой обстановке они изображены?

        (Герой « Дориды» показан в ее объятьях,  вернувшимся с ночного пира друзей.  В сонете « Мадонна» герой называет свой дом «обителью»,  « простым углом.»)

 

Учитель.

        Может быть, внутренние духовные изменения героя пушкинской  лирики позволили ему так ясно  представить и выразить образ Мадонны. В сонете  этот образ  соотносится с образом реальной  земной женщины. Небесный  образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но он связан  со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу « Моя Мадонна».И словами: « чистейшей прелести, чистейший образец» подчеркивается эталон, идеал возлюбленной. Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть  в земной женщине  отблеск небесного совершенства.

Обобщение.

Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики А. С. Пушкина. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Любовная лирика А.Пушкина"

Кто вдохновлял поэта на шедевры? Ответ в презентации. Смотрите и наслаждайтесь....

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.

Презентация к уроку литературы в 9 классе....

Презентация "Любовные адресаты лирики Пушкина"

Материал презентации составлен в соответствии с программными требованиями по литературе для 10 класса. Это хорошая помощь учителям литературы в подготовке урока по данной теме....

Педагогическая мастерская "Татьяны милый идеал…" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9-й класс)

Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя ко...

Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)

Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....