Идеал в любовной лирике А.С. Пушкина.
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина.
Урок литературы в 9 классе.
- Изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции.
- Раскрытие её духовного потенциала.
- Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется рассказать стихами. В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин обращается к теме любви. Из названия этого произведения мы узнаем имя девушки, которой оно посвящено, –Наталья.
Послушайте первые строки:
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблён!..
(« К Наталье».1813 г.)
(Стихотворение читает ученик)
Учитель.
Вы, конечно, обратили внимание на то, что чувство влюбленности связывается юным поэтом с образом Купидона.
- Кто же такой Купидон?
- Почему он назван автором птицей?
- Какие еще имена носил в античности бог любви?
- Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона?
- Что их объединяет?
III. Задание учащимся.
Посмотрите заглавия стихотворений Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду( 1814-1817).
( Задание выполняется по вариантам.)
1в. – стихи 1814-1815 гг.
2в. – стихи 1816- 1817 гг.
Найдите, в каких из них упоминается различный вариант имен мифологических божеств любви ( Амур, Купидон, Эрот, Афродита, Венера).
Вывод учеников, обобщение учителя.
Из названия стихотворений видно, что интересующие нас боги являются покровителями любви лирических героев.
В стихах этого периода разные героини, их имена звучат странно: Лайса, Эльвина, Дорида. Это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской литературы.
Посмотрим, как изображаются любовные переживания в ранней лирике Пушкина.
Послушайте стихотворение «Дорида», написанное в 1819 году.
(Стихотворение написано на доске.)
В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо,и очи голубые…
Вчера, друзей моих оставив пир ночной,
В ее объятиях я негу пил душой;
(Остальное стихотворение до конца дочитает учитель.)
Вопросы на восприятие стихотворения.
- Понравились вам стихи?
- Вслед за поэтом опишите внешний облик героини.
- Что мы узнаем о ней?
- Как относится к ней лирический герой?
- Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой?
- Какие слова передают то, что от любви герой ждет прежде всего наслаждения и удовольствия?
Учитель обобщает ответы.
( В Дориде лирическому герою все « нравится». Но чувства, которые он испытывает непрочны, мимолетны, быстро сменяют друг друга.)
IV. Чтение стихотворения «Дорида, написанное в 1820 году. Стихи читает подготовленный ученик.
Учитель.
Пройдет год, и Пушкин создаст еще один шедевр любовной лирики, который также будет адресован Дориде. Сравним два произведения, близкие по названию и времени возникновения.
- Какое чувство и как оно выражено в стихотворении?
( О своей уверенности в том, что он любим, лирический герой заявляет сразу, в первой строке.)
Учитель.
Вера в любовь здесь главное условие существования самой любви. И любовь и вера необходимы герою. С их появлением в его сердце воцаряется надежда, гласящая, что чувства возлюбленной истинны и прочны.
- Сравните описание героинь.
- Что характеризует каждую из них?
(Если у «первой» Дориды подчеркивается внешняя красота, то о внешности второй мы узнаем очень мало. На первый план выдвигается изображение ее душевных качеств: искренность, отсутствие притворства.)
- Какое из двух прочитанных стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные гармоничные переживания? ( Второе.)
Образ сердца, возникающий в самом начале этого стихотворения, позволяет выявить не только глубочайшие движения души лирического героя, но и показать красоту и гармонию.
Во многих стихах выразилось стремление Пушкина найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них – послание «К…», созданное им в 1825 году и обращенное к Анне Петровне Керн.
V. Сообщение ученика.
( История создания стихотворения « Я помню чудное мгновенье…»
VI. Прослушивание стихотворения в фонозаписи.
Вопросы на восприятие.
- Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату?
( Автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него « гением чистой красоты».)
- Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении образ?
( Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная, чудесная.)
В послании « К…» яснее, чем в рассмотренных ранее произведениях, выражается женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта.
В зрелой любовной лирике за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный образ , который постоянно именуется : Мадонна, Богородица, Мария- дева. Матерь Господа Христа, Пречистая.
VII. Чтение сонета « Мадонна». Сопоставительный анализ.
Сообщение ученика.
В 1830 году Пушкин создает сонет « Мадонна», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой.
(Чтение сонета учеником.)
Учитель.
- Сколько героинь вы увидели в сонете?
(В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую пот назвал « моя Мадонна».)
Подобное сходство двух образов мы уже встречали в стихотворении «Дорида» 1819 г. В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя.
- Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете « Мадонна»?
( В стихотворении « Дорида» рисуются черты реальной женщины, находящейся с героем. В сонете все иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом , «во славе и в лучах», занимает центральное место. Эта картина отчетливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора.)
Учитель.
Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во все блеске, величии и небесной красоте.
- Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадонна»?
- Какими и в какой обстановке они изображены?
(Герой « Дориды» показан в ее объятьях, вернувшимся с ночного пира друзей. В сонете « Мадонна» герой называет свой дом «обителью», « простым углом.»)
Учитель.
Может быть, внутренние духовные изменения героя пушкинской лирики позволили ему так ясно представить и выразить образ Мадонны. В сонете этот образ соотносится с образом реальной земной женщины. Небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но он связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу « Моя Мадонна».И словами: « чистейшей прелести, чистейший образец» подчеркивается эталон, идеал возлюбленной. Только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
Обобщение.
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики А. С. Пушкина. Начав с воспевания женственно – земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Любовная лирика А.Пушкина"
Кто вдохновлял поэта на шедевры? Ответ в презентации. Смотрите и наслаждайтесь....
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.
Урок литературы в 9 классе. изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...
Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты любви.
Презентация к уроку литературы в 9 классе....
Презентация "Любовные адресаты лирики Пушкина"
Материал презентации составлен в соответствии с программными требованиями по литературе для 10 класса. Это хорошая помощь учителям литературы в подготовке урока по данной теме....
Педагогическая мастерская "Татьяны милый идеал…" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9-й класс)
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя ко...
Конспект урока "Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики". (9класс)
Конспект урока в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина....
Конспект урока литературы на тему "Татьяны милый идеал" (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин")
разработка урока литературы в 9 классе...