Словарь литературоведческих терминов
учебно-методический материал по литературе на тему

Пушкова Ирина Юрьевна

Словарь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovar_literaturovedcheskikh_terminov.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

              СЛОВАРЬ  ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ  ТЕРМИНОВ

АВТОР – реальная личность, писатель, создавший одно или ряд литературных произ-

                 ведений, в которых может отражаться, а может и не отражаться его собствен-

                 ная реальная судьба; это понятие не следует путать с образом автора.

АКМЕИЗМ – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия ХХ века.

                       Выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость

                       символического языка и образа.

АКРОСТИХ – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые

                         сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.

АКТ – часть пьесы или спектакля, в которой обозначается важный момент в развитии

            сценического действия.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ – во французской поэзии – силлабический стих в 12 слогов

                      с цензурой после 6 слога; в русской поэзии – шестистопный ямб с цензурой

                      после третьей стопы. Рифмовка парная.

АЛЛЕГОРИЯ – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.

АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых соглас-

                                  ных звуков.

АЛЛЮЗИЯ – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты

                        в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или

                        общественно-политический.

АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8 и

                        так далее слоги.

АНАКОЛУФ – стилистический оборот речи, в котором умышленно несогласованны                        

                           члены предложения.

АНАКРУЗА – безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому

                         ударному.

АНАПЕСТ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3,6,9 и так

                       далее слоги.

АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или

                        прозаической формы.

АНАХРОНИЗМ – разного рода неточности (бытовые, культурно-исторические, времен-

                               ные и т.д.) в художественном произведении при изображении прошлого,

                               неосознанное или сознательное привнесение в него признаков более

                               позднего времени.

АНОНИМ – лицо, выступившее в печати (или рукописи) без указания своего имени или

                     псевдонима.

АНТАГОНИСТ – действующее лицо литературного произведения, противопоставленное

                               протагонисту, главному герою, нередко вступающее с ним в борьбу, чья

                               деятельность вызывает явное неодобрение автора; активный отрица-

                               тельный персонаж.

АНТИТЕЗА – художественное противопоставление характеров в литературном произве-

                         дении, обстоятельств, понятий, композиционных элементов и пр., создаю-

                         щее эффект резкого контраста.

АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение древнегреческой и древнеримской

                               поэзии. Гекзаметр, элегический стих, сапфическая строфа.

АНТОЛОГИЯ – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотво-

                             рений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам.

АНТРОПОМОРФИЗМ – один из видов олицетворения, когда изображаемый предмет

                              уподобляется человеку либо наделен некоторыми человеческими ка-

                              чествами.

АССОНАНС – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из

                          видов звукописи.

АСТРОФИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором нет симметричного

                           деления на строфы, что расширяет интонационно-синтаксическое звуча-

                           ние стихотворения. Используется в баснях, повествовательных поэти-

                           ческих произведениях.

АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль философского

                       или нравоучительного содержания.

АЭД – в Древней Греции странствующий поэт-импровизатор, творец героического эпоса.

БАЛЛАДА – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее –

                       небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит

                       какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими  

                       событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными проис-

                       шествиями; в советской поэзии – о мужестве и героизме человека.

БАСНЯ – малый эпический жанр; краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом

                 сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков,

                 недостатков общественной жизни.

БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный, книжный (в отличии от фольклора) стих.

БУФФОНАДА – художественное произведение, для которого характерно резкое пре-

                       увеличение внешних признаков действующего лица, грубый комизм,

                       являющийся средством раскрытия сущности характера или ситуации.

БЫЛИНА – жанр русского фольклора, героико- патриотическая песня-сказание о бога-

                      тырях и исторических событиях Древней Руси (9-13 века).

ВЕРЛИБР – вид стихосложения, распространившийся в ХХ веке и стоящий на грани

                     между стихом и прозой.

ВЕРШИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, имеющий целью усилить напря-

                     жение повествования литературного произведения, для этого в повест-

                     вовании опускается развитие действия, а вслед за завязкой сразу или

                     почти сразу следует кульминация; часто объединяется ряд конфликтов.

 

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ – художественные образы, которые, будучи однажды созданы,

                     приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость,

                     что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей

                     самых разных эпох (Прометей, Фауст).

ВИРШИ – досиллабические и силлабические стихи духовного содержания на Украине.

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – зарифмованные слова, стоящие в середине стиха.

ВОДЕВИЛЬ – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания,

                       основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диа-

                       лог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами.

ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.

                       Строки здесь разностопны, но одной метрической формы.

ВЫМЫСЕЛ – особенность художественного творчества, связанная со способностью

                        писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действитель-

                        ности.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства, используемые в литературном

                        произведении, для того, чтобы вызвать у читателя какое-то определенное

                        чувство (жалость, возмущение, восхищение и т.п.).

ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль с женским окончанием; в первых четырех сто-

                        пах трехсложная стопа дактиля может заменяться хореем.

ГЕРОЙ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – главный персонаж, или главное действующее лицо ли-

                        тературного произведения, наделенный положительными качествами.

ГИПЕРБОЛА – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – один из литературных приёмов, заключающийся в харак-

                          теристике персонажа с помощью имени или фамилии, смысл которых

                          указывает на определенные личные качества персонажа.

ГРОТЕСК – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая

                          в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

ДАКТИЛЬ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и так

                           далее слоги.

ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – выразительная подробность, характерная черта какого-

                            то предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную

                            эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не только    

                            весь предмет, часть которого она является, но весь предметный мир,

                            определяет отношение читателя к происходящему.

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид художественной литературы, в которой услож-

                             ненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии зага-

                             дочного преступления, или на детальном выяснении таинственных

                             и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев.

ДИАЛОГ – вид устной речи, разговор двух или более лиц.

ДИЛОГИЯ – произведение из двух самостоятельных, имеющих особые заглавия частей.

ДОЛЬНИК – вид стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой

                              между силлабо-тоническим стихом и чисто тоническим. Строки его

                              совпадают по числу ударений и сравнительно свободно располагают

                              безударные слоги.

ДОСИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ – строки содержат разное количество слогов и неупоря-

                              доченное расположение ударений. Стих. признак – рифма.

ДРАМА – 1. Род литературы.

                  2. Пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического,

                              не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

                              Соединяет в себе трагическое и комическое начала.

ЖАНР – формы, в которых проявляются литературные роды и виды.

ЖАРГОН – речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много

                              искусственных слов и выражений.

ЗАВЯЗКА – начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном

                             произведении.

ЗАДАННОСТЬ ХАРАКТЕРА – особенность изображения человека в литературе, вплоть

                             до 19 века, заключавшаяся в том, что результат человеческого развития

                             и его деятельности заранее предопределен личными качествами, воспи-

                             танием и окружением персонажа; при этом характер показывается как

                             неизменный, или же его эволюция (изменение) должна привести к зара-

                             нее известному результату.

ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно

                             через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как

                             вопрос для отгадывания.

ЗАГОВОР – древнейший жанр заклинательного фольклора, словесная формула, которую

                            считали средством воздействия на окружающий мир.

ЗАМЫСЕЛ – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего

                            произведения.

ЗАЧИН – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие

                            произведения фольклора.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – один из видов звукописи, когда используются слова, звучание

                            которых как бы намекает на звуковые особенности изобр. явлений.

ЗВУКОПИСЬ – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-вырази-

                            тельное значение в соотнесении с содержанием текста.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – основной принципиальный смысл произведения, выступа-

                            ющий через все единство его образов.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства (особенности, возможности),

                            используемые в литературном произведении для того, чтобы вызвать

                            перед глазами читателя зримый образ описываемого человека, пред-

                            мета или происходящих событий.

ИНВЕРСИЯ – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый вырази-

                            тельный оттенок.

ИНСЦЕНИРОВКА – переработка эпического произведения для театра, телевидения,

                            радио с целью сценического воплощения.

ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между

                            актами основной драмы.

ИНТЕРПРИТАЦИЯ – истолкование.

ИНТЕРЬЕР – часть предметного мира произведения , описание внутреннего убранства

                            дома или другого помещения, несущее эмоциональную и содержатель-

                            ную оценку с целью характеристики обитателей этого жилища либо для

                            объяснения событий, которые должны произойти в данном помещении.

ИНТОНАЦИЯ – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать

                            отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

ИНТРИГА – обострение сюжета, чаще всего драматургического, с помощью использова-

                             ния различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутыва-

                             ющих действие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта

                             и неожиданным его решение.

ИРОНИЯ – вид комического, скрытая насмешка.

КАЛАМБУР – художественно-выразительное средство поэтического языка; юмористи-

                            ческое использование многозначности слова.

КАНТАТА – стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно

                            по какому-либо торжественному случаю.

КАТРЕН – четверостишие, самая частая строфа в русской поэзии 19-20 веков.

КЛАССИКА – литературные произведения, идейная и художественная значимость кото-

                            рых сохраняется на протяжении длительного времени; произведения,

                            оказывающие сильное эстетическое воздействие на каждое новое поко-

                            ление читателей.

КОЛЛИЗИЯ – столкновение, борьба действующих лиц, вовлеченных в конфликт, лежа-

                         щий в основе развития литературного произведения.

КОЛОРИТ – достижение с помощью художественных средств исторической, нацио-

                      нальной, бытовой и прочей достоверности при создании художествен-

                      ного мира литературного произведения; существуют понятия: истори-

                      ческий колорит, местный колорит и др.

КОМЕДИЯ – драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт,

                       то есть противоречие между внешним проявлением и подлинным

                       содержанием изображаемого.

КОМИЧЕСКОЕ – вызывающее смех несоответствие между видимостью (внешним

                       проявлением) и сущностью (подлинным содержанием) изображаемого.

КОМПОЗИЦИЯ – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов,

                       эпизодов, сцен произведения.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР – художественный образ, объединяющий в единое

                       повествование внешне самостоятельные, внутренне завершенные части

                       общего художественного мира (эпизоды, новеллы, фрагменты и пр.);

                       роль композиционного центра могут выполнять общие повествователи,

                       второстепенные персонажи, предметы мира, символы, географические

                       центры и прочее.

КОНФЛИКТ – противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете.

КУЛЬМИНАЦИЯ – высшее напряжение действия в художественном произведении.

ЛЕГЕНДА – один из прозаических жанров фольклора, в основе которого лежит

                       фантастическое.

ЛЕЙТМОТИВ – господствующее настроение, образ, иногда художественно вырази-

                         тельная деталь, повторяющиеся в произведении.

ЛИРИКА – один из трех родов литературно-художественных произведений. Лири-

                     ческие произведения выражают чувства, переживания поэта.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – условный повествователь в лирических и лиро-эпических

                      произведениях, чье отношение к описываемому стремится передать

                      автор.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – авторская речь в эпическом или лиро-эпическом

                      произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изобра-

                      жаемому или в связи с ним; относится к внесюжетным элементам произ-

                      ведения, содействует раскрытию содержания.

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного

                     или устного.

ЛИТОТА – художественное преуменьшение.

МАДРИГАЛ – в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания, позднее-

                       краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине.

МЕТАФОРА – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении

                        одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

МЕТОНИМИЯ – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью

                         других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления

                         признаки или связи.

МЕТР – стихотворный размер.

МИНИАТЮРА – небольшой лирический жанр, стихотворение из 2-8 стихов, заключа-

                         ющее законченную мысль или передающее одно какое-то чувство.

МИФ – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного

                         творчества; первоначальное представление о мире.

МОНОЛОГ – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами

                         других лиц.

МОРАЛЬ – поучительная часть басни.

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – воплощенное в художественных

                       образах в той или иной мере научно обоснованное изображение жизни

                       человека и – шире – человеческого общества вообще, какими они сло-

                       жатся в более или менее отдаленном будущем в связи с успехами науки

                       и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить перед

                       человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации.

НОВАТОРСТВО – обогащение литературы новыми художественными открытиями,

                      органично (естественно) дополняющими национальную традицию

                      данной литературы и оказывающими влияние на дальнейшие пути раз-

                      вития литературного творчества.

НОВЕЛЛА – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближа-

                      ющийся к повести или рассказу. Чаще всего изображаются один - два

                      эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Острый, захваты-

                      вающий сюжет.

НОРМАТИВНОСТЬ – строгое соблюдение правил художественного творчества,

                      зафиксированных в специальных трактатах – нормативных поэтиках.  

ОБРАЗ – воображение, изображение и преображение реальных, настоящих людей,              

                      животных, предметов, явлений природы и событий.

ОБРАЗ АВТОРА – условный повествователь, которому писатель «приписывает»,

                     передает авторство своего произведения и о котором в самом произведе-

                     нии могут содержаться какие-то сведения, противопоставляющие его

                     реальному автору, чтобы установить их нетождественность; как правило,

                     активно вмешивается в повествование, комментируя его и вступая в пря-

                     мой контакт (разговор) с читателем.

ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – календарные, свадебные песни, плачи-причитания, заговоры и

                   другие произведения в фольклоре, исполнение которых предусматривалось

                   при совершении бытовых обрядов.

ОДА – торжественное стихотворное произведение.

ОКСИМОРОН – стилистическая фигура, соединение противоположных или контраст-

                   ных по смыслу слов.

ОКТАВА – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм абабабвв (обязательно

                    чередование мужских и женских окончаний).

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Чаще всего посвящается современной

                    автору жизни, фактам, людям.

ПАМФЛЕТ – в публицистике и сатире произведение обличительного характера.

ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубо-

                     кое по значению.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ – расположение рядом сходных элементов речи (лексический),

                     синтаксических конструкций (синтаксический), тем (тематический),

                     коллизий (композиционный) для создания единого поэтического ут-

                     верждения.

ПАРОДИЯ – высмеивание какого-либо писателя или произведения с помощью

                    доведения до абсурда, заострения, подчеркивания характерных свойств

                    его языка, художественных приемов, писательской манеры.

ПАСТОРАЛЬ – вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных

                    пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.

ПАУЗА – перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, пред-

                    ложения.

ПЕЙЗАЖ – художественное описание незамкнутого пространства (природы, города),

                    часть предметного мира литературного произведения; помогает понять

                    действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоцио-

                    нальную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью

                    контрастного противопоставления деятельности людей.

ПЕРЕНОС В СТИХЕ – несовпадение смыслового и ритмического строения строки

                    или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку

                    и занимает часть следующей строки или же предложение не укладывается

                    в границах строфы и переходит в следующую строфу.

ПЕРИПЕТИЯ – неожиданные события, резкие повороты сюжета, осложняющие разви-

                    тие действия в произведении.

ПЕРСОНАЖ – любое действующее лицо (или аллегорическая фигура) литературного

                    произведения без указания на его значимость в повествовании и без оценки

                    его личных качеств.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – представление неодушевленного предмета, или явления, или

                    отвлеченного понятия в виде живого лица.

ПЕСНЯ – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.

ПИРРИХИЙ – сочетание двух подряд безударных слогов среди стоп ямба, хорея.

ПЛАЧИ – обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбе,

                    при оплакивании покойника, при проводах рекрутов на царскую службу…

ПЛЕОНАЗМ – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает

                    тот или иной стилистический эффект.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – лицо, от которого ведется повествование в литературном

                    произведении; характеризуется наличием собственного отношения к

                    повествуемому и стилистическими особенностями повествовательной

                    манеры; может выступать как двойник автора, как нейтральный рас-

                    сказчик, скрытый от читателя, как действующее лицо и прочее.

ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия

                    сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история

                    одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами дру-

                    гих людей, рассказанная от имени автора или самого героя.

ПОГОВОРКА – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выраже-

                    ние. В ней нет законченного суждения: она лишь часть его.

ПОДТЕКСТ – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных

                    реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их

                    взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. Подготавливает читателя

                    к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам.

ПОРТРЕТ – изображение в литературном произведении внешности персонажа

                    как одно из средств его характеристики.

ПОСЛАНИЕ – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в

                    виде обращения к какому-либо лицу.

ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое,

                   ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом,

                   который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возни-

                   кает от применения по сходству к самым разным ситуациям.

ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое опреде-

                   ление предмета или явления, выраженное преимущественно прилагатель-

                   ным.

ПОЭЗИЯ – стихотворная форма литературы.

ПОЭМА – один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами является

                   наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа

                    лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характе-

                    ристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие

                    в их судьбе.

ПОЭТИКА – учение о поэтических средствах и приемах создания произведений.

ПРЕДМЕТНЫЙ МИР – совокупность описаний материальных частей художествен-

                    ного мира литературного произведения: предметов, пейзажей, костюмов,

                    интерьеров и пр.; создается для понимания и создания условий деятель-

                    ности персонажей, а также для характеристики художественного мира

                    произведения в целом или его части.

ПРИБАУТКА – совокупное название разных видов стихотворного и прозаического

                    фольклора, коротких произведений юмористического характера, в част-

                     ности это присловья.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения, в центре внимания которых

                     стоят острые сюжеты, напряженные конфликты личной или обществен-

                     ной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как

                     сменяются и развиваются занимательные события, а в них проявляются

                     наиболее значительные черты характеров людей, участвующих в произв.

ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегори-

                     ческой форме. Она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, обще-

                     человеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному

                     поводу.

ПРОЗА – не стихотворно организованная форма литературы.

ПРОЗАИЗМ – включение в стихотворный (главным образом) текст слова или рече-

                      вого оборота, относящегося к другому, сниженному сравнительно с дан-

                      ным, стилю речи, на котором основано произведение.

ПРОТАГОНИСТ – главное действующее лицо, персонаж, чья судьба в первую очередь

                      интересует автора, кто в наибольшей степени отвечает представлениям

                      автора о том, как должно себя вести человеку в той или иной ситуации.

ПРОТОТИП – реальный человек, чья внешность, черты характера или судьба нашли

                      отражение в каком-либо литературном произведении.

ПСЕВДОНИМ – условная фамилия, имя, инициалы или символ, под которым писа-

                      тель публикует свое произведение, скрывая собственное реальное имя.

ПСИХОЛОГИЗМ – совокупность средств, используемых для изображения внутрен-

                      него мира персонажа: его психологии, душевного состояния и пр.

ПУБЛИЦИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – жанр литературных произведений,

                      стоящий на стыке собственно художественной литературы и научной

                      прозы.

РАЗВЯЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного про-

                      изведения.

РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – заданная схема строения стихотворной строки.

РАССКАЗ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображе-

                      ние какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображае-

                      мых событий, малое число действующих лиц.

РЕЗОНЁР – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на изображаемые собы-

                      тия литературного произведения и действующих лиц; может принимать

                      участие в развитии сюжета, но нередко оказывается сторонним наблю-

                      дателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.

РЕМАРКА – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью кото-

                      рого уточняются место действия, внешний или духовный облик персо-

                      нажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.

РЕПЛИКА – ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего в сценическом),

                      возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова парт-

                      нера.

РЕТАРДАЦИЯ – сюжетно-композиционный прием, применяемый в эпических жан-

                      рах литературного произведения для задержки развития действия, что

                      позволяет оттянуть наступление кульминации или развязки; заключа-

                      ется во введении внесюжетных элементов, вводных эпизодов, описа-

                      нии, композиционных повторов.

РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, основанный на перенесе-

                      нии завязки в середину повествования, когда читателю уже известна

                      кульминация, а иногда и развязка конфликта.

РЕФРЕН – слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после

                      каждой строфы стихотворения или куплета песни.

РЕЦЕНЗИЯ – один из жанров критики: газетный или журнальный отклик на худо-

                      жественное произведение с целью его оценки и разбора.

РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – характеристика персонажа через его речь, в кото-

                      рой проявляются слова и обороты, указывающие на род деятельности,

                      социальную принадлежность, особенности воспитания, образования и др.

РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ – повторяемость в стихотворной речи однородных звуко-

                      вых особенностей.

РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ – введение в повествование стилистических оборотов,

                      заимствованных из ораторского искусства, для усиления поэтической

                      выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения и пр.

РИФМА – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.

РИФМОВАННАЯ ПРОЗА – художественная проза, опирающаяся на рифмы.

РОМАН – эпический жанр, стремящийся с наибольшей полнотой изобразить все

                      разнообразные связи человека с окружающей его действительностью

                     и всю сложность мира и человеческого характера.

РОМАНС – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения.

РОНДО – наименование нескольких строфических форм, сложившихся во французской

                    поэзии 14 века. Самая известная из них – стихотворение из 13 стихов на две

                    рифмы, с обязательными повторами…

РУБАИ – одна из самых распространенных стихотворных форм лирической поэзии

                    народов Востока.  

САГА – древнеирландское и древнеисландское прозаическое произведение, одна из

                    разновидностей историко-героического эпоса.

САРКАЗМ – едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным смыслом.

САТИРА – вид комического, безжалостная насмешка, высмеивающая недостаток или

                    порок, а также их носителей.      

СЕКСТИНА – особая форма шестистрочной строфы со сложной системой рифмовки,

                    но чаще всего так называют обычное шестистишее на две рифмы.

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, в основе кото-

                    рой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой сти-

                    хотворной строке (в русском С.с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой по-

                    сле 5 или 7 слога и, главным образом, женской рифмой.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, осно-

                     ванная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.

СИМВОЛ – один из тропов, скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет

                     или явление не называется, а подразумевается с известной долей много-

                     значности выбора, зависящего от восприятия читателя.

СИНЕКДОХА – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения

                     одного слова на другое на основе замены количественных отношений:

                     часть вместо целого(«Белеет парус…»); единственное число вместо мн.

СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ – взаимоотношения и взаимосвязь персонажей литера-

                     турного произведения, взаимодействие которых определяет развитие

                     сюжета и разрешение основного конфликта.

СКАЗ – способ организации повествования, ориентированный на устную, часто

                      простонародную речь.  

СКАЗКА – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого

                      исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в

                      художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством

                      этой фольклорной прозы (волшебные, о животных, бытовые).

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме:

                      два четверостишия и два трехстишия, чередование рифм абба-абба-ввг-дгд.

СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного явления или предмета с другим.

СТАНСЫ – стихотворение, состоящее из небольших строф по четыре стиха, в котором

                      конец строфы обязательно служит концом предложения.

СТИЛИЗАЦИЯ – литературный прием, состоящий в том, что автор, создавая свое про-

                      изведение, подражает стилю, манере и художественным средствам какого-

                      нибудь другого известного произведения или ряда произведений.

СТИЛИСТИКА – раздел лингвистики, изучающий стилевые разновидности речи, помо-

                      гающий литературоведению установить закономерности употребления слова.

СТИЛЬ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – совокупность поэтических приемов и средств, свойствен-

                      ных какому-то одному произведению(стиль произведения), творчеству пи-

                      сателя (стиль автора), эпохе (стиль эпохи) и пр. Кроме того, есть лингвисти-

                      ческое понятие стиля речи: книжный, разговорный, ораторский и др.

СТИХОВЕДЕНИЕ – раздел литературоведения, изучающий стихотворную речь, ее стро-

                      ение и содержательную природу: ритмику, интонацию, рифму и звукопись,

                      их роль в создании художественного целого.

СТИХОСЛОЖЕНИЕ – раздел теории литературы, изучающий организацию стих. речи.

СТИХОТВОРЕНИЕ – небольшое лирическое произведение, написанное в стих. форме.

СТОПА – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер

                      античного и силлабо-тонического стихосложения.

СТРОФА – сочетание стихов, образующее единство.

СЦЕНАРИЙ – краткое изложение, без диалогов и монологов, сюжетной канвы пьесы,

                      определяющее состав действующих лиц, порядок их появления на сцене

                      и основные моменты действия.

СЮЖЕТ – система событий в художественном произведении, раскрывающая характе-

                      ры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным

                      явлениям. Лирические произведения развернутого сюжета не имеют.

ТАВТОЛОГИЯ – повторение тождественных по смыслу слов («плачет, слезами залив.»).

ТЕМА – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание

                      писатель в своем произведении.

ТЕРЦЕТ – строфа, состоящая из трех строк на одну рифму.

ТЕРЦИНА – стихотворное произведение, состоящее из трехстиший с обязательной

                      схемой рифм – ава  всв  сдс

ТЕТРАЛОГИЯ – эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех

                      самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идецно-

                      художественным замыслом.

ТИП (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – персонаж литературного произведения, в котором обще-

                      человеческие или присущие целой группе людей черты явно преоблада-

                      ют над чертами личными, индивидуальными, свойственными данному

                      конкретному лицу.

ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение, в котором ритмичность созда-

                      ется упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.

ТРАГЕДИЯ – один из видов драмы. Произведения, в которых изображаются исключи-

                      тельно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе ка-

                      тастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

ТРАДИЦИЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) – литературный опыт в способах создания художествен-

                      ного мира произведений многих поколений авторов, осваивавших искусство

                      словесной выразительности; традиция обеспечивает непрерывность и преем-

                      ственность развития литературы, связь художественных произведений раз-

                      ных эпох.

ТРАКТАТ – жанр научной литературы, законченное сочинение на научную тему, заклюю-

                      Чающее в себе постановку проблемы, систему доказательств и вывод.

ТРИЛОГИЯ – литературное произведение, чаще всего эпическое или драматическое, со-

                      стоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в одно целое

                      общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.

ТРОП – употребление слова в переносном его значении.

УТОПИЯ – вымышленная картина идеального жизненного устройства.

ФАБУЛА – конкретное и многостороннее изображение событий.

ФАНТАЗИЯ – способность человека на основе своего опыта и знаний создавать образы

                      несуществующих в реальной действительности событий, людей и пр.

ФАНТАСТИКА – несуществующее в действительности, созданное фантазией.

ФЕЛЬЕТОН – жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газе-

                      тах и журналах. Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность,

                      документальную точность и высокий эмоциональный накал.

ФОЛЬКЛОР – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать

                      в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики, драмы.

ХАРАКТЕР (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – сочетание в персонаже литературного произведения

                      личных, психологических черт с общечеловеческими, характерными для

                      группы людей, типическими качествами; такое сочетание формирует непов-

                      торимую индивидуальность персонажа, сложность его внутреннего мира.

ХИАЗМ – стилистическая фигура, своеобразное построение предложения, когда в пер-

                      вой его половине слова расположены в одной последовательности, а во

                      второй – в обратной (инверсия).

ХОЛОСТОЙ СТИХ – незарифмованная строка среди рифмованных.

ХОРЕЙ – двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные слоги.

ХРОНИКИ – историческое повествование, где достопримечательные события записаны

                      по годам, появившееся в античную эпоху.

ЦЕЗУРА – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия.

ЦИКЛ – ряд произведений, объединенных какою-либо общностью: темой, материалом,

                      настроением или действующими лицами.

ЧАСТУШКА – жанр фольклора: двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куп-

                      леты песенно-декламационного характера с ярко выраженной установкой

                      на исполнение перед слушателями.

ШЕДЕВР – произведение, по своим художественным достоинствам превосходящее дру-

                      гие произведения подобного рода.

ЭВФЕМИЗМ – один из тропов, иносказание, вежливое выражение, смягчающее или

                      маскирующее неприятное, слишком откровенное или грубое слово: «Он

                      сочиняет» вместо «Он врет».

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недо-

                      молвками и ироническими намеками.

ЭКРАНИЗАЦИЯ – создание кино- или телефильма на основе литер. произведения.

ЭКСПОЗИЦИЯ – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обста-

                      новки, в которых они находятся до начала действия.

ЭКСПРОМТ – небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное

                      или сказанное сразу, в законченном виде под впечатлением нахлы-

                      нувшуго чувства.

ЭЛЕГИЯ – лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-

                      либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философ-

                      ского раздумья над сложными проблемами жизни.

ЭПИГРАММА – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеи-

                      вающее какое-либо лицо или общественное явление.

ЭПИГРАФ – слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые не-

                      посредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный

                      замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.

ЭПИЗОД – та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть ли-

                      тературного произведения, которая изображает законченное событие или

                      важный в судьбе персонажа момент.

ЭПИЛОГ – заключительная часть, рассказывающая о судьбе героев после всех изо-

                      браженных событий.

ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА – произведение, построенное в форме переписки дейст-

                      вующих лиц.

ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, часто в стихах.

ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, под-

                      черкивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о нем.

ЭПОПЕЯ – наиболее крупный жанр эпической литературы.

ЭПОС – род литературы. Повествование, характеризующееся изображением событий.

ЭССЕ – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение

                      факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.

ЮМОР – вид комического, насмешка, не обижающая и не задевающая достоинства

                      человека или группы людей.

ЯВЛЕНИЕ – часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом

                      занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.

ЯМБ – двусложный размер, где ударение приходится на четные слоги.

   

       

   

   

                   

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий словарь литературоведческих терминов

Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....

Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Форма и содержание"

Систематизированное представление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами....

Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Средства художественной выразительности"

Систематизированное редставление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами....

Словарь литературоведческих терминов

Словарь терминов(литература)...

Словарь литературоведческих терминов

Словарик поможет учащимся 9, 11 классов готовится к ОГЭ, ЕГЭ....