Словарь литературоведческих терминов
учебно-методический материал по литературе на тему
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
АВТОР – реальная личность, писатель, создавший одно или ряд литературных произ-
ведений, в которых может отражаться, а может и не отражаться его собствен-
ная реальная судьба; это понятие не следует путать с образом автора.
АКМЕИЗМ – литературное течение в русской поэзии второго десятилетия ХХ века.
Выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость
символического языка и образа.
АКРОСТИХ – стихотворение, в котором начальные буквы каждой строки, читаемые
сверху вниз, образуют какое-либо слово, чаще всего – имя.
АКТ – часть пьесы или спектакля, в которой обозначается важный момент в развитии
сценического действия.
АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ – во французской поэзии – силлабический стих в 12 слогов
с цензурой после 6 слога; в русской поэзии – шестистопный ямб с цензурой
после третьей стопы. Рифмовка парная.
АЛЛЕГОРИЯ – изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.
АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение в стихотворной речи (реже в прозе) одинаковых соглас-
ных звуков.
АЛЛЮЗИЯ – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты
в качестве намека на общеизвестный факт – литературный, бытовой или
общественно-политический.
АМФИБРАХИЙ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 2,5,8 и
так далее слоги.
АНАКОЛУФ – стилистический оборот речи, в котором умышленно несогласованны
члены предложения.
АНАКРУЗА – безударные слоги в стихотворном размере, предшествующие первому
ударному.
АНАПЕСТ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 3,6,9 и так
далее слоги.
АНАФОРА – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или
прозаической формы.
АНАХРОНИЗМ – разного рода неточности (бытовые, культурно-исторические, времен-
ные и т.д.) в художественном произведении при изображении прошлого,
неосознанное или сознательное привнесение в него признаков более
позднего времени.
АНОНИМ – лицо, выступившее в печати (или рукописи) без указания своего имени или
псевдонима.
АНТАГОНИСТ – действующее лицо литературного произведения, противопоставленное
протагонисту, главному герою, нередко вступающее с ним в борьбу, чья
деятельность вызывает явное неодобрение автора; активный отрица-
тельный персонаж.
АНТИТЕЗА – художественное противопоставление характеров в литературном произве-
дении, обстоятельств, понятий, композиционных элементов и пр., создаю-
щее эффект резкого контраста.
АНТИЧНОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение древнегреческой и древнеримской
поэзии. Гекзаметр, элегический стих, сапфическая строфа.
АНТОЛОГИЯ – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотво-
рений, в основном эпиграмм, принадлежащих разным авторам.
АНТРОПОМОРФИЗМ – один из видов олицетворения, когда изображаемый предмет
уподобляется человеку либо наделен некоторыми человеческими ка-
чествами.
АССОНАНС – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков, один из
видов звукописи.
АСТРОФИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ – стихотворение, в котором нет симметричного
деления на строфы, что расширяет интонационно-синтаксическое звуча-
ние стихотворения. Используется в баснях, повествовательных поэти-
ческих произведениях.
АФОРИЗМ – краткое изречение, содержащее в себе законченную мысль философского
или нравоучительного содержания.
АЭД – в Древней Греции странствующий поэт-импровизатор, творец героического эпоса.
БАЛЛАДА – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее –
небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит
какой-то необычайный случай; многие баллады связаны с историческими
событиями или преданиями, с фантастическими, таинственными проис-
шествиями; в советской поэзии – о мужестве и героизме человека.
БАСНЯ – малый эпический жанр; краткий рассказ, чаще в стихах, главным образом
сатирического характера. Цель басни – осмеяние человеческих пороков,
недостатков общественной жизни.
БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный, книжный (в отличии от фольклора) стих.
БУФФОНАДА – художественное произведение, для которого характерно резкое пре-
увеличение внешних признаков действующего лица, грубый комизм,
являющийся средством раскрытия сущности характера или ситуации.
БЫЛИНА – жанр русского фольклора, героико- патриотическая песня-сказание о бога-
тырях и исторических событиях Древней Руси (9-13 века).
ВЕРЛИБР – вид стихосложения, распространившийся в ХХ веке и стоящий на грани
между стихом и прозой.
ВЕРШИННАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, имеющий целью усилить напря-
жение повествования литературного произведения, для этого в повест-
вовании опускается развитие действия, а вслед за завязкой сразу или
почти сразу следует кульминация; часто объединяется ряд конфликтов.
ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ – художественные образы, которые, будучи однажды созданы,
приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость,
что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей
самых разных эпох (Прометей, Фауст).
ВИРШИ – досиллабические и силлабические стихи духовного содержания на Украине.
ВНУТРЕННЯЯ РИФМА – зарифмованные слова, стоящие в середине стиха.
ВОДЕВИЛЬ – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания,
основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диа-
лог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический стих, состоящий из строк различной длины.
Строки здесь разностопны, но одной метрической формы.
ВЫМЫСЕЛ – особенность художественного творчества, связанная со способностью
писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действитель-
ности.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства, используемые в литературном
произведении, для того, чтобы вызвать у читателя какое-то определенное
чувство (жалость, возмущение, восхищение и т.п.).
ГЕКЗАМЕТР – шестистопный дактиль с женским окончанием; в первых четырех сто-
пах трехсложная стопа дактиля может заменяться хореем.
ГЕРОЙ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – главный персонаж, или главное действующее лицо ли-
тературного произведения, наделенный положительными качествами.
ГИПЕРБОЛА – средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
ГОВОРЯЩАЯ ФАМИЛИЯ – один из литературных приёмов, заключающийся в харак-
теристике персонажа с помощью имени или фамилии, смысл которых
указывает на определенные личные качества персонажа.
ГРОТЕСК – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая
в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.
ДАКТИЛЬ – трехсложный размер, где ударения падают преимущественно на 1,4,7 и так
далее слоги.
ДЕТАЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – выразительная подробность, характерная черта какого-
то предмета, части быта, пейзажа или интерьера, несущая повышенную
эмоциональную и содержательную нагрузку; характеризует не только
весь предмет, часть которого она является, но весь предметный мир,
определяет отношение читателя к происходящему.
ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА – вид художественной литературы, в которой услож-
ненный сюжет обычно построен или на логическом раскрытии зага-
дочного преступления, или на детальном выяснении таинственных
и странных обстоятельств, связанных с судьбами героев.
ДИАЛОГ – вид устной речи, разговор двух или более лиц.
ДИЛОГИЯ – произведение из двух самостоятельных, имеющих особые заглавия частей.
ДОЛЬНИК – вид стихосложения, являющийся своеобразной промежуточной формой
между силлабо-тоническим стихом и чисто тоническим. Строки его
совпадают по числу ударений и сравнительно свободно располагают
безударные слоги.
ДОСИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ – строки содержат разное количество слогов и неупоря-
доченное расположение ударений. Стих. признак – рифма.
ДРАМА – 1. Род литературы.
2. Пьеса с острым конфликтом, который, однако, в отличие от трагического,
не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.
Соединяет в себе трагическое и комическое начала.
ЖАНР – формы, в которых проявляются литературные роды и виды.
ЖАРГОН – речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много
искусственных слов и выражений.
ЗАВЯЗКА – начальный момент в развитии событий, изображенных в художественном
произведении.
ЗАДАННОСТЬ ХАРАКТЕРА – особенность изображения человека в литературе, вплоть
до 19 века, заключавшаяся в том, что результат человеческого развития
и его деятельности заранее предопределен личными качествами, воспи-
танием и окружением персонажа; при этом характер показывается как
неизменный, или же его эволюция (изменение) должна привести к зара-
нее известному результату.
ЗАГАДКА – жанр фольклора, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно
через сравнение их с отдаленно сходными; обычно предлагается как
вопрос для отгадывания.
ЗАГОВОР – древнейший жанр заклинательного фольклора, словесная формула, которую
считали средством воздействия на окружающий мир.
ЗАМЫСЕЛ – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего
произведения.
ЗАЧИН – устойчивая формула, с которой начинаются сказки, заговоры, былины и другие
произведения фольклора.
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ – один из видов звукописи, когда используются слова, звучание
которых как бы намекает на звуковые особенности изобр. явлений.
ЗВУКОПИСЬ – подбор звуков в стихотворной речи, имеющий художественно-вырази-
тельное значение в соотнесении с содержанием текста.
ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – основной принципиальный смысл произведения, выступа-
ющий через все единство его образов.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА – языковые средства (особенности, возможности),
используемые в литературном произведении для того, чтобы вызвать
перед глазами читателя зримый образ описываемого человека, пред-
мета или происходящих событий.
ИНВЕРСИЯ – нарушение последовательности речи, придающее фразе новый вырази-
тельный оттенок.
ИНСЦЕНИРОВКА – переработка эпического произведения для театра, телевидения,
радио с целью сценического воплощения.
ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая пьеса комического содержания, разыгрываемая между
актами основной драмы.
ИНТЕРПРИТАЦИЯ – истолкование.
ИНТЕРЬЕР – часть предметного мира произведения , описание внутреннего убранства
дома или другого помещения, несущее эмоциональную и содержатель-
ную оценку с целью характеристики обитателей этого жилища либо для
объяснения событий, которые должны произойти в данном помещении.
ИНТОНАЦИЯ – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать
отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
ИНТРИГА – обострение сюжета, чаще всего драматургического, с помощью использова-
ния различных случайностей, совпадений, обманных ходов, запутыва-
ющих действие, делающих неясным дальнейшее развитие конфликта
и неожиданным его решение.
ИРОНИЯ – вид комического, скрытая насмешка.
КАЛАМБУР – художественно-выразительное средство поэтического языка; юмористи-
ческое использование многозначности слова.
КАНТАТА – стихотворно-музыкальное произведение, исполняемое преимущественно
по какому-либо торжественному случаю.
КАТРЕН – четверостишие, самая частая строфа в русской поэзии 19-20 веков.
КЛАССИКА – литературные произведения, идейная и художественная значимость кото-
рых сохраняется на протяжении длительного времени; произведения,
оказывающие сильное эстетическое воздействие на каждое новое поко-
ление читателей.
КОЛЛИЗИЯ – столкновение, борьба действующих лиц, вовлеченных в конфликт, лежа-
щий в основе развития литературного произведения.
КОЛОРИТ – достижение с помощью художественных средств исторической, нацио-
нальной, бытовой и прочей достоверности при создании художествен-
ного мира литературного произведения; существуют понятия: истори-
ческий колорит, местный колорит и др.
КОМЕДИЯ – драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт,
то есть противоречие между внешним проявлением и подлинным
содержанием изображаемого.
КОМИЧЕСКОЕ – вызывающее смех несоответствие между видимостью (внешним
проявлением) и сущностью (подлинным содержанием) изображаемого.
КОМПОЗИЦИЯ – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов,
эпизодов, сцен произведения.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР – художественный образ, объединяющий в единое
повествование внешне самостоятельные, внутренне завершенные части
общего художественного мира (эпизоды, новеллы, фрагменты и пр.);
роль композиционного центра могут выполнять общие повествователи,
второстепенные персонажи, предметы мира, символы, географические
центры и прочее.
КОНФЛИКТ – противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете.
КУЛЬМИНАЦИЯ – высшее напряжение действия в художественном произведении.
ЛЕГЕНДА – один из прозаических жанров фольклора, в основе которого лежит
фантастическое.
ЛЕЙТМОТИВ – господствующее настроение, образ, иногда художественно вырази-
тельная деталь, повторяющиеся в произведении.
ЛИРИКА – один из трех родов литературно-художественных произведений. Лири-
ческие произведения выражают чувства, переживания поэта.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ – условный повествователь в лирических и лиро-эпических
произведениях, чье отношение к описываемому стремится передать
автор.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ – авторская речь в эпическом или лиро-эпическом
произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изобра-
жаемому или в связи с ним; относится к внесюжетным элементам произ-
ведения, содействует раскрытию содержания.
ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного
или устного.
ЛИТОТА – художественное преуменьшение.
МАДРИГАЛ – в классической поэзии стихотворение хвалебного содержания, позднее-
краткое стихотворение с интимным оттенком, обращенное к женщине.
МЕТАФОРА – вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении
одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.
МЕТОНИМИЯ – вид тропа, в котором явление или предмет обозначается с помощью
других слов и понятий. При этом сохраняются сближающие эти явления
признаки или связи.
МЕТР – стихотворный размер.
МИНИАТЮРА – небольшой лирический жанр, стихотворение из 2-8 стихов, заключа-
ющее законченную мысль или передающее одно какое-то чувство.
МИФ – предание, возникшее в глубокой древности, ранний вид устного народного
творчества; первоначальное представление о мире.
МОНОЛОГ – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами
других лиц.
МОРАЛЬ – поучительная часть басни.
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – воплощенное в художественных
образах в той или иной мере научно обоснованное изображение жизни
человека и – шире – человеческого общества вообще, какими они сло-
жатся в более или менее отдаленном будущем в связи с успехами науки
и техники и теми сложными вопросами, которые они будут ставить перед
человеком, включая выход его за пределы земной цивилизации.
НОВАТОРСТВО – обогащение литературы новыми художественными открытиями,
органично (естественно) дополняющими национальную традицию
данной литературы и оказывающими влияние на дальнейшие пути раз-
вития литературного творчества.
НОВЕЛЛА – небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближа-
ющийся к повести или рассказу. Чаще всего изображаются один - два
эпизода из жизни одного лица или нескольких лиц. Острый, захваты-
вающий сюжет.
НОРМАТИВНОСТЬ – строгое соблюдение правил художественного творчества,
зафиксированных в специальных трактатах – нормативных поэтиках.
ОБРАЗ – воображение, изображение и преображение реальных, настоящих людей,
животных, предметов, явлений природы и событий.
ОБРАЗ АВТОРА – условный повествователь, которому писатель «приписывает»,
передает авторство своего произведения и о котором в самом произведе-
нии могут содержаться какие-то сведения, противопоставляющие его
реальному автору, чтобы установить их нетождественность; как правило,
активно вмешивается в повествование, комментируя его и вступая в пря-
мой контакт (разговор) с читателем.
ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ – календарные, свадебные песни, плачи-причитания, заговоры и
другие произведения в фольклоре, исполнение которых предусматривалось
при совершении бытовых обрядов.
ОДА – торжественное стихотворное произведение.
ОКСИМОРОН – стилистическая фигура, соединение противоположных или контраст-
ных по смыслу слов.
ОКТАВА – строфа из восьми строк с твердой схемой рифм абабабвв (обязательно
чередование мужских и женских окончаний).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.
ОЧЕРК – прозаический документальный жанр. Чаще всего посвящается современной
автору жизни, фактам, людям.
ПАМФЛЕТ – в публицистике и сатире произведение обличительного характера.
ПАРАДОКС – суждение, резко противоречащее привычной логике вещей, но глубо-
кое по значению.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ – расположение рядом сходных элементов речи (лексический),
синтаксических конструкций (синтаксический), тем (тематический),
коллизий (композиционный) для создания единого поэтического ут-
верждения.
ПАРОДИЯ – высмеивание какого-либо писателя или произведения с помощью
доведения до абсурда, заострения, подчеркивания характерных свойств
его языка, художественных приемов, писательской манеры.
ПАСТОРАЛЬ – вид литературы, рисующий идеализированную жизнь беззаботных
пастухов и пастушек среди вечно прекрасной природы.
ПАУЗА – перерыв в звучании речи, отделяющий друг от друга слова, строки, пред-
ложения.
ПЕЙЗАЖ – художественное описание незамкнутого пространства (природы, города),
часть предметного мира литературного произведения; помогает понять
действия персонажей, передает их душевное состояние, создает эмоцио-
нальную атмосферу произведения (или эпизода) или дается с целью
контрастного противопоставления деятельности людей.
ПЕРЕНОС В СТИХЕ – несовпадение смыслового и ритмического строения строки
или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку
и занимает часть следующей строки или же предложение не укладывается
в границах строфы и переходит в следующую строфу.
ПЕРИПЕТИЯ – неожиданные события, резкие повороты сюжета, осложняющие разви-
тие действия в произведении.
ПЕРСОНАЖ – любое действующее лицо (или аллегорическая фигура) литературного
произведения без указания на его значимость в повествовании и без оценки
его личных качеств.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ – представление неодушевленного предмета, или явления, или
отвлеченного понятия в виде живого лица.
ПЕСНЯ – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.
ПИРРИХИЙ – сочетание двух подряд безударных слогов среди стоп ямба, хорея.
ПЛАЧИ – обрядовые произведения в фольклоре, которые исполнялись на свадьбе,
при оплакивании покойника, при проводах рекрутов на царскую службу…
ПЛЕОНАЗМ – повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает
тот или иной стилистический эффект.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – лицо, от которого ведется повествование в литературном
произведении; характеризуется наличием собственного отношения к
повествуемому и стилистическими особенностями повествовательной
манеры; может выступать как двойник автора, как нейтральный рас-
сказчик, скрытый от читателя, как действующее лицо и прочее.
ПОВЕСТЬ – жанр повествовательной литературы; по характеру развития действия
сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Чаще всего это история
одной человеческой жизни, соприкасающаяся неизбежно с судьбами дру-
гих людей, рассказанная от имени автора или самого героя.
ПОГОВОРКА – жанр фольклора, вошедшее в повседневную речь образное выраже-
ние. В ней нет законченного суждения: она лишь часть его.
ПОДТЕКСТ – невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных
реплик, деталей и пр. отношение автора к действующим лицам, их
взаимоотношениям, сюжетным ситуациям. Подготавливает читателя
к дальнейшему развитию действия, к острым, поворотным моментам.
ПОРТРЕТ – изображение в литературном произведении внешности персонажа
как одно из средств его характеристики.
ПОСЛАНИЕ – литературное произведение, написанное в стихотворной форме в
виде обращения к какому-либо лицу.
ПОСЛОВИЦА – жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое,
ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом,
который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возни-
кает от применения по сходству к самым разным ситуациям.
ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ – устойчивое в фольклоре образно-поэтическое опреде-
ление предмета или явления, выраженное преимущественно прилагатель-
ным.
ПОЭЗИЯ – стихотворная форма литературы.
ПОЭМА – один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами является
наличие развернутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа
лирического героя, активно включающегося, помимо сюжета, в характе-
ристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие
в их судьбе.
ПОЭТИКА – учение о поэтических средствах и приемах создания произведений.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР – совокупность описаний материальных частей художествен-
ного мира литературного произведения: предметов, пейзажей, костюмов,
интерьеров и пр.; создается для понимания и создания условий деятель-
ности персонажей, а также для характеристики художественного мира
произведения в целом или его части.
ПРИБАУТКА – совокупное название разных видов стихотворного и прозаического
фольклора, коротких произведений юмористического характера, в част-
ности это присловья.
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – произведения, в центре внимания которых
стоят острые сюжеты, напряженные конфликты личной или обществен-
ной жизни, заставляющие читателя следить главным образом за тем, как
сменяются и развиваются занимательные события, а в них проявляются
наиболее значительные черты характеров людей, участвующих в произв.
ПРИТЧА – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегори-
ческой форме. Она иллюстрирует идею, касаясь проблем морали, обще-
человеческих законов, тогда как басня дает суждение по более частному
поводу.
ПРОЗА – не стихотворно организованная форма литературы.
ПРОЗАИЗМ – включение в стихотворный (главным образом) текст слова или рече-
вого оборота, относящегося к другому, сниженному сравнительно с дан-
ным, стилю речи, на котором основано произведение.
ПРОТАГОНИСТ – главное действующее лицо, персонаж, чья судьба в первую очередь
интересует автора, кто в наибольшей степени отвечает представлениям
автора о том, как должно себя вести человеку в той или иной ситуации.
ПРОТОТИП – реальный человек, чья внешность, черты характера или судьба нашли
отражение в каком-либо литературном произведении.
ПСЕВДОНИМ – условная фамилия, имя, инициалы или символ, под которым писа-
тель публикует свое произведение, скрывая собственное реальное имя.
ПСИХОЛОГИЗМ – совокупность средств, используемых для изображения внутрен-
него мира персонажа: его психологии, душевного состояния и пр.
ПУБЛИЦИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ – жанр литературных произведений,
стоящий на стыке собственно художественной литературы и научной
прозы.
РАЗВЯЗКА – заключительный момент в развитии действия художественного про-
изведения.
РАЗМЕР СТИХОТВОРНЫЙ – заданная схема строения стихотворной строки.
РАССКАЗ – малая форма повествовательной литературы, в которой дается изображе-
ние какого-либо эпизода из жизни героя. Кратковременность изображае-
мых событий, малое число действующих лиц.
РЕЗОНЁР – персонаж, выражающий авторскую точку зрения на изображаемые собы-
тия литературного произведения и действующих лиц; может принимать
участие в развитии сюжета, но нередко оказывается сторонним наблю-
дателем, чья задача ограничивается комментированием происходящего.
РЕМАРКА – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью кото-
рого уточняются место действия, внешний или духовный облик персо-
нажей, различные психологические состояния, переживаемые ими.
РЕПЛИКА – ответная фраза собеседника в диалоге (прежде всего в сценическом),
возникшая как немедленный и непосредственный отклик на слова парт-
нера.
РЕТАРДАЦИЯ – сюжетно-композиционный прием, применяемый в эпических жан-
рах литературного произведения для задержки развития действия, что
позволяет оттянуть наступление кульминации или развязки; заключа-
ется во введении внесюжетных элементов, вводных эпизодов, описа-
нии, композиционных повторов.
РЕТРОСПЕКТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – вид композиции, основанный на перенесе-
нии завязки в середину повествования, когда читателю уже известна
кульминация, а иногда и развязка конфликта.
РЕФРЕН – слово, группа слов, строка или несколько строк, повторяющиеся после
каждой строфы стихотворения или куплета песни.
РЕЦЕНЗИЯ – один из жанров критики: газетный или журнальный отклик на худо-
жественное произведение с целью его оценки и разбора.
РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА – характеристика персонажа через его речь, в кото-
рой проявляются слова и обороты, указывающие на род деятельности,
социальную принадлежность, особенности воспитания, образования и др.
РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ – повторяемость в стихотворной речи однородных звуко-
вых особенностей.
РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ – введение в повествование стилистических оборотов,
заимствованных из ораторского искусства, для усиления поэтической
выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения и пр.
РИФМА – повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк.
РИФМОВАННАЯ ПРОЗА – художественная проза, опирающаяся на рифмы.
РОМАН – эпический жанр, стремящийся с наибольшей полнотой изобразить все
разнообразные связи человека с окружающей его действительностью
и всю сложность мира и человеческого характера.
РОМАНС – небольшое стихотворное и музыкальное произведение для сольного пения.
РОНДО – наименование нескольких строфических форм, сложившихся во французской
поэзии 14 века. Самая известная из них – стихотворение из 13 стихов на две
рифмы, с обязательными повторами…
РУБАИ – одна из самых распространенных стихотворных форм лирической поэзии
народов Востока.
САГА – древнеирландское и древнеисландское прозаическое произведение, одна из
разновидностей историко-героического эпоса.
САРКАЗМ – едкая, язвительная насмешка, с откровенно обличительным смыслом.
САТИРА – вид комического, безжалостная насмешка, высмеивающая недостаток или
порок, а также их носителей.
СЕКСТИНА – особая форма шестистрочной строфы со сложной системой рифмовки,
но чаще всего так называют обычное шестистишее на две рифмы.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, в основе кото-
рой лежит равносложие, т.е. одинаковое количество слогов в каждой сти-
хотворной строке (в русском С.с. обычно 11 или 13 слогов), с цезурой по-
сле 5 или 7 слога и, главным образом, женской рифмой.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – система построения стиха, осно-
ванная на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
СИМВОЛ – один из тропов, скрытое сравнение, при котором сравниваемый предмет
или явление не называется, а подразумевается с известной долей много-
значности выбора, зависящего от восприятия читателя.
СИНЕКДОХА – один из тропов, разновидность метонимии, перенесение значения
одного слова на другое на основе замены количественных отношений:
часть вместо целого(«Белеет парус…»); единственное число вместо мн.
СИСТЕМА ХАРАКТЕРОВ – взаимоотношения и взаимосвязь персонажей литера-
турного произведения, взаимодействие которых определяет развитие
сюжета и разрешение основного конфликта.
СКАЗ – способ организации повествования, ориентированный на устную, часто
простонародную речь.
СКАЗКА – вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого
исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в
художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством
этой фольклорной прозы (волшебные, о животных, бытовые).
СОНЕТ – стихотворение из 14 строк, построенное по строгой строфической схеме:
два четверостишия и два трехстишия, чередование рифм абба-абба-ввг-дгд.
СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного явления или предмета с другим.
СТАНСЫ – стихотворение, состоящее из небольших строф по четыре стиха, в котором
конец строфы обязательно служит концом предложения.
СТИЛИЗАЦИЯ – литературный прием, состоящий в том, что автор, создавая свое про-
изведение, подражает стилю, манере и художественным средствам какого-
нибудь другого известного произведения или ряда произведений.
СТИЛИСТИКА – раздел лингвистики, изучающий стилевые разновидности речи, помо-
гающий литературоведению установить закономерности употребления слова.
СТИЛЬ (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – совокупность поэтических приемов и средств, свойствен-
ных какому-то одному произведению(стиль произведения), творчеству пи-
сателя (стиль автора), эпохе (стиль эпохи) и пр. Кроме того, есть лингвисти-
ческое понятие стиля речи: книжный, разговорный, ораторский и др.
СТИХОВЕДЕНИЕ – раздел литературоведения, изучающий стихотворную речь, ее стро-
ение и содержательную природу: ритмику, интонацию, рифму и звукопись,
их роль в создании художественного целого.
СТИХОСЛОЖЕНИЕ – раздел теории литературы, изучающий организацию стих. речи.
СТИХОТВОРЕНИЕ – небольшое лирическое произведение, написанное в стих. форме.
СТОПА – условная единица, при помощи которой определяется стихотворный размер
античного и силлабо-тонического стихосложения.
СТРОФА – сочетание стихов, образующее единство.
СЦЕНАРИЙ – краткое изложение, без диалогов и монологов, сюжетной канвы пьесы,
определяющее состав действующих лиц, порядок их появления на сцене
и основные моменты действия.
СЮЖЕТ – система событий в художественном произведении, раскрывающая характе-
ры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным
явлениям. Лирические произведения развернутого сюжета не имеют.
ТАВТОЛОГИЯ – повторение тождественных по смыслу слов («плачет, слезами залив.»).
ТЕМА – основной круг тех жизненных вопросов, на которых сосредоточил внимание
писатель в своем произведении.
ТЕРЦЕТ – строфа, состоящая из трех строк на одну рифму.
ТЕРЦИНА – стихотворное произведение, состоящее из трехстиший с обязательной
схемой рифм – ава всв сдс…
ТЕТРАЛОГИЯ – эпическое или драматическое произведение, состоящее из четырех
самостоятельных частей, объединенных в одно целое общим идецно-
художественным замыслом.
ТИП (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – персонаж литературного произведения, в котором обще-
человеческие или присущие целой группе людей черты явно преоблада-
ют над чертами личными, индивидуальными, свойственными данному
конкретному лицу.
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ – стихосложение, в котором ритмичность созда-
ется упорядоченностью расположения ударных слогов среди безударных.
ТРАГЕДИЯ – один из видов драмы. Произведения, в которых изображаются исключи-
тельно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе ка-
тастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.
ТРАДИЦИЯ (ЛИТЕРАТУРНАЯ) – литературный опыт в способах создания художествен-
ного мира произведений многих поколений авторов, осваивавших искусство
словесной выразительности; традиция обеспечивает непрерывность и преем-
ственность развития литературы, связь художественных произведений раз-
ных эпох.
ТРАКТАТ – жанр научной литературы, законченное сочинение на научную тему, заклюю-
Чающее в себе постановку проблемы, систему доказательств и вывод.
ТРИЛОГИЯ – литературное произведение, чаще всего эпическое или драматическое, со-
стоящее из трех самостоятельных произведений, объединенных в одно целое
общим идейным замыслом, сюжетом, главными героями.
ТРОП – употребление слова в переносном его значении.
УТОПИЯ – вымышленная картина идеального жизненного устройства.
ФАБУЛА – конкретное и многостороннее изображение событий.
ФАНТАЗИЯ – способность человека на основе своего опыта и знаний создавать образы
несуществующих в реальной действительности событий, людей и пр.
ФАНТАСТИКА – несуществующее в действительности, созданное фантазией.
ФЕЛЬЕТОН – жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газе-
тах и журналах. Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность,
документальную точность и высокий эмоциональный накал.
ФОЛЬКЛОР – виды и роды когда-либо существовавшего и продолжающего существовать
в народном быту устного непрофессионального эпоса, лирики, драмы.
ХАРАКТЕР (ЛИТЕРАТУРНЫЙ) – сочетание в персонаже литературного произведения
личных, психологических черт с общечеловеческими, характерными для
группы людей, типическими качествами; такое сочетание формирует непов-
торимую индивидуальность персонажа, сложность его внутреннего мира.
ХИАЗМ – стилистическая фигура, своеобразное построение предложения, когда в пер-
вой его половине слова расположены в одной последовательности, а во
второй – в обратной (инверсия).
ХОЛОСТОЙ СТИХ – незарифмованная строка среди рифмованных.
ХОРЕЙ – двусложный размер, где ударения приходятся на нечетные слоги.
ХРОНИКИ – историческое повествование, где достопримечательные события записаны
по годам, появившееся в античную эпоху.
ЦЕЗУРА – внутристиховая пауза, разделяющая стихотворную строку на два полустишия.
ЦИКЛ – ряд произведений, объединенных какою-либо общностью: темой, материалом,
настроением или действующими лицами.
ЧАСТУШКА – жанр фольклора: двухстрочные или четырехстрочные рифмованные куп-
леты песенно-декламационного характера с ярко выраженной установкой
на исполнение перед слушателями.
ШЕДЕВР – произведение, по своим художественным достоинствам превосходящее дру-
гие произведения подобного рода.
ЭВФЕМИЗМ – один из тропов, иносказание, вежливое выражение, смягчающее или
маскирующее неприятное, слишком откровенное или грубое слово: «Он
сочиняет» вместо «Он врет».
ЭЗОПОВ ЯЗЫК – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недо-
молвками и ироническими намеками.
ЭКРАНИЗАЦИЯ – создание кино- или телефильма на основе литер. произведения.
ЭКСПОЗИЦИЯ – изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обста-
новки, в которых они находятся до начала действия.
ЭКСПРОМТ – небольшое, обычно в несколько строк, стихотворение, написанное
или сказанное сразу, в законченном виде под впечатлением нахлы-
нувшуго чувства.
ЭЛЕГИЯ – лирический жанр, содержащий в свободной стихотворной форме какую-
либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философ-
ского раздумья над сложными проблемами жизни.
ЭПИГРАММА – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеи-
вающее какое-либо лицо или общественное явление.
ЭПИГРАФ – слова, предпосланные художественному произведению, помещаемые не-
посредственно перед текстом и призванные раскрыть художественный
замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям.
ЭПИЗОД – та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть ли-
тературного произведения, которая изображает законченное событие или
важный в судьбе персонажа момент.
ЭПИЛОГ – заключительная часть, рассказывающая о судьбе героев после всех изо-
браженных событий.
ЭПИСТОЛЯРНАЯ ФОРМА – произведение, построенное в форме переписки дейст-
вующих лиц.
ЭПИТАФИЯ – надгробная надпись, часто в стихах.
ЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, под-
черкивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о нем.
ЭПОПЕЯ – наиболее крупный жанр эпической литературы.
ЭПОС – род литературы. Повествование, характеризующееся изображением событий.
ЭССЕ – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение
факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций.
ЮМОР – вид комического, насмешка, не обижающая и не задевающая достоинства
человека или группы людей.
ЯВЛЕНИЕ – часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом
занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.
ЯМБ – двусложный размер, где ударение приходится на четные слоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий словарь литературоведческих терминов
Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература....
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Форма и содержание"
Систематизированное представление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами....
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Средства художественной выразительности"
Систематизированное редставление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами....
Словарь литературоведческих терминов
Словарь терминов(литература)...
Словарь литературоведческих терминов.
Словарь. ...
Словарь литературоведческих терминов
Словарик поможет учащимся 9, 11 классов готовится к ОГЭ, ЕГЭ....