В.А.Жуковский "Жаворонок"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Маслова Светлана Михайловна

Урок чтения и развития речи в 6 классе коррекционной школы 8 вида с использованием ИКТ.  Урок сопровожает презентация. В уроке использована музыка А.Вивальди, М.Глинки. Данный урок будет полезен учителю коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zhukovskiy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по  чтению и развитию речи с использованием ИКТ в 6-м классе.

В.А.Жуковский «Жаворонок».  

Цели: Ввести учащихся в поэтический мир В.Жуковского; познакомить со стих-м «Жаворонок

Задачи:  

Образовательные:

  1. Формировать умение понимать настроение поэта, видеть прекрасное, определять отношения автора к описываемым событиям;
  2. Совершенствовать навыки правильного, беглого, осознанного и выразительного чтения

Коррекционные: 

  1. Обогащать словарный запас обучающихся (долина, лес зардел, лазурь)
  2. Способствовать развитию речи связной учащихся
  3. Развивать память, внимание, воображение учащихся,

Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к  поэзии, к классической музыке.
  2. Воспитывать чувственное видение красоты окружающего мира.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: учебник   6 класс «Чтение» И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина ,компьютерная презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята и гости! Я рада вас приветствовать на нашем уроке. Желаю гостям хорошего настроения, а ребятам плодотворной работы и новых открытий. Работать предлагаю под девизом: «Каждой секундой в труде дорожите, ум и сердце в работу вложите!»

  1. Актуализация знаний. (Слайд 1)

-Мы продолжаем изучать произведения о весне.

 -А как вы узнаете о приходе весны?

-А если человек не может видеть, сможет ли он узнать, что пришла весна?

- А если не слышит, как он узнает об этом?

-А может ли сердце человека почувствовать наступление весны?              Осанка!

-Ребята, у меня для вас первое задание. На листке продолжите предложение, которое начинается словами: «Весна для меня - это…» (звучит музыка А Вивальди «Весна. Времена года.») (Слайд 2)

Дети зачитывают предложения.

-Помогала ли вам музыка в написании предложения?

-Какие весенние нотки вы услышали? (журчание ручейка, звуки капели)

-Весна - светлый праздник рождения природы. Поэты слагали стихи о весне, весенней природе. Она окрыляла их, вдохновляла.

-Стих-я каких поэтов о весне вы помните?

(Дети читают стих-е «Первые приметы» С.Смирнов)

  1. Изучение новой темы.

-Сегодня мы продолжим изучать стихи о весне. (Слайд 3)

     - На этом портрете изображен В.А.Жуковский. Это известный русский поэт-лирик.    В.А.Жуковского, как и вас, весна не могла оставить равнодушным. Уже много лет его весеннее стих-е «Жаворонок» читают взрослые и дети. Послушайте это стих-е.

3.1.чтение учителем (Слайд 3,4,5)

3.2.первичный анализ стих-я

-Какое настроение вызвало у вас стих-е?

-Какое время года описывает Жуковский?

-Кто принес весть о приходе весны?

-Что о нем говорится в стих-и?

- Жаворонок-это маленькая птичка, один из лучших певцов, который поднимается высоко- высоко в небо, кажется, что к самому солнцу, и оттуда, с высоты, звучат его нежные, переливчатые трели. Предлагаю вашему вниманию прослушать песню жаворонка. (Слайд 6)

-На что похожа песня жаворонка? (На дыхание пробуждающейся весны)

3.3.речевая разминка

-Прежде чем приступить к чтению стих-я, проведем речевую разминку. (Слайд 7)

Песня, лейся,

Мечта, вейся,

Весне смейся,                                                         Осанка!

На солнце грейся!

3.4.чтение «про себя»

3.5.хоровое чтение

3.6.словарная работа (Слайд 8)

      Лазурь- светло-синий цвет

Лес зардел-стал ярко-красным, багряным.

Долина- углубление в земле вытянутой формы. Речная вода, смывая берега и подошву, образует речную долину.

3.7.работа над выразительностью

-Сколько предложений в этом стих-и? Какие они по цели высказывания?

-Как будем читать 1предложение?(спокойно, ровно)

-Где сделаем длинные паузы, а где короткие?

- Как будем читать 2 предложение?(радостно)

- Где сделаем длинные паузы, а где короткие?

-Что означает многоточие в стих-и? (есть продолжение)

-Какое главное слово мы особенно выделим голосом?

3.8.чтение несколькими учениками вслух

  1. Физминутка (Слайд 9)

     

  1. Закрепление пройденного.

      5.1.вторичный анализ

   -К.Г.Паустовский писал: «Поэзия возвращает слову первоначальную свежесть». Это означает, что когда мы читаем стих-е, то  слышим звуки природы, видим ее краски, чувствуем запахи.

- А что вы услышали, увидели, почувствовали, когда читали это стих-е?

-Какая картина вам представилась?

5.2.Работа в парах.

На листе есть задание 2. Мне хочется проверить вашу память. Вставьте в текст пропущенные слова.

-Проверьте себя по книге.

-Что общего у слов, которые вы вставили в текст? (имена прилаг.) Имена прилаг. украшают нашу речь, помогают более точно воспроизвести картину окр.мира.

5.3.работа над продолжением стих-я

-Ребята, у стих-я есть еще одна строфа (Слайд 10)

Здесь так легко мне, так радушно

Так беспредельно, так воздушно

Весь Божий мир здесь вижу я,

И славит Бога песнь моя!

-О чем говорится в этом четверостишье? (Автору радостно на душе, душа его ликует и поет, он благодарен Богу за первозданную красоту)

  1. Прослушивание романса М.Глинки «Жаворонок» . (Слайд 11)

-Что общего между этой музыкой и стих-м Жуковского?

  1. Рефлексия.

      - Итак, наш урок подходит к концу.

-Что нового вы узнали на уроке? Может, сделали для себя какие-то открытия?

      -Какие чувства испытывали?

      -Закончите предложения:

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Меня удивило…..

  * Я хочу похвалить …., за

-На каком острове хотели бы сейчас оказаться? (Слайд 12)

  1. Домашнее задание:

с.158 учить наизусть

  1. Оценивание детей.