Комедия А.С. Грибоедова "Горе от ума" контрольные тесты
учебно-методический материал по литературе (9 класс) на тему

Черник Ольга Олеговна

Предварительный просмотр:

Вариант №1

1.Годы жизни А.С.Грибоедова

2.В каком году была написана комедия «Горе от ума»

3.Растолкуйте значение «говорящих» фамилий : РЕПЕТИЛОВ, ЗАГОРЕЦКИЙ

4.Кому принадлежат следующие строки : «Комедия «Горе от ума» … как столетний старик,  около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей..»

5.Исправьте фактические ошибки в характеристиках героев «Горя от ума». Дополните их литературные биографии известными из комедии фактами:

• Молчалин - потомок знатного дворянского рода. Начинал в Саратове титулярным советником. Через содействие Фамусова переведен на службу в Москву.

• Реnетилов является членом секретнейшего союза, заседания которого проходят в Английском клубе. Карьера его не удалась, однако подлинное свое призвание он находит в литературной деятельности: Репетилов автор популярных водевилей и эпиграмм. Живет в Петербурге.

• Хлестова - знатная московская барыня, приходится теткой Софье и свояченицей Фамусову. В молодости была фрейлиной Екатерины I. На бал в дом Фамусова приезжает со всей своей «челядью» - несколькими служанками, двумя арапками, любимой собакой - старым ньюфаундлендом. В противоположность всем остальным героям комедии испытывает искреннюю симпатию к Чацкому.

6.Определите по словесному портрету действующих лиц комедии:

а)…Способностями бог меня не наградил,

       Дал сердце доброе, вот чем я людям мил

б)…Вам искренно признаюсь,

      такой же я, как вы , ужасный либерал.

     И оттого, что прям и смело объясняюсь,

      Куда как много потерял!

в)  Скромна, а ничего кроме

     Проказ и ветру на уме

г)  Он за других себя забыть готов,

     враг дерзости

д)  Известный человек, солидный,

    И знаков тьму отличья нахватал;

   Не по летам и чин завидный,

    Не нынче завтра генерал

7. Закончите фразу

а)У девушек сон _________________

б)Минуй нас пуще всех печалей _________________

в)Не надобно другого образца, _________________

г)Кто  беден, _________________

д)Что значит видеть свет! Где ж лучше ?_________________

8. Творческая работа. Написать письмо от лица одного героя комедии.  ( Тема письма – обсуждение бала в доме Фамусова). Например:
Графиня-внучка.
Ах, мой друг, я недавно тебе сообщала о своем намерении посетить дом Фамусовых. Спешу тебя известить, что вчера вечером я побывала там. Но что за скука! Как я появилась, так сразу же толпа поклонников пала ниц передо мной, и они хором объявили меня прекраснейшей на этом балу. О! Это так утомительно - быть предметом всеобщего обожания! Один бедняга, Чацкий, сошел от меня с ума. Он преследовал меня, куда бы я ни направилась. Но, право, бал не удался. А во всем виновата скука!
Да, мой друг, я прощаюсь с тобой. И не забудь меня навестить на днях. Прощай.

Дополнительное задание

1.              Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ  №2

1.Назовите годы  и факты учебы  А. С.Грибоедова в Московском университете

2.Под чьим   началом служил А.С.Грибоедов на Кавказе в 1822 г.?

3.Назовите признаки классицизма в комедии:

а) _________________ б) _________________

в) _________________ г) _________________

4. Опишите род занятий и служебные обязанности Фамусова; Молчалина, Фомы Фомича, Кузьмы Петровича, мадам Розье.

Какие реалии российской жизни « века нынешнего и века минувшего» входят в комедию по мере появления на ее страницах этих персонажей?

5. Дайте ответ.

а) С помощью сестриц со всей Европой породниться?____________

б) Смешение каких языков господствует в московских салонах?_________________

в)Кто предлагает Чацкому тетрадь с новыми песенками? _________________

г)С какой фразы начинается общение Чацкого с Фамусовым ?_________________

д)Имя усопшего камергера с ключом?_________________

е) «При мне служащие чужие очень редки_______________

ж)Почему московские барышни « к военным людям так и льнут» ?_________________

6.Определите по словесному портрету действующих лиц комедии:

а)Он малый с головой,

И славно пишет, переводит

б)Теперь в отставке, был военный;

И утверждают все, кто только прежде знал,

Что с храбростью его с талантом,

Конечно, был бы он Московским комендантом

в)Чтобы чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу

г)Остер, умен, красноречив,

в друзьях особенно счастлив…

д)Веселое  созданье , ты , живое…

7. Закончите фразу

а) Служить бы рад, _________________

б) Когда постранствуешь, воротишься домой, _________________

в) Я странен , а_________________

г) Уж коли зло пресечь: забрать_________________

д) Счастливые_________________

8. Чем интересна и поучительна комедия  А.С.Грибоедова сегодня?



Предварительный просмотр:

ВАРИАНТ №3

1.В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в последний год жизни? При каких обстоятельствах он погиб?

2.Где похоронен А.С.Грибоедов? Кто из близких людей поставил ему памятник, и какие слова на нем высечены?

3. Каково происхождение имен и фамилий персонажей комедии (Фамусов, София, Молчалин, Тугоуховский) и как бы вы перевели и истолковали их значение в контексте всего произведения? Какая общая тема их объединяет?

4. Как бы вы объяснили отсутствие имен у некоторых персонажей комедии (княжны Тугоуховские не называются по именам, а .нумеруются. по порядку; завсегдатаи светских гостиных обозначены Г. N. и Г. Д.)?

5.Закончите…

а) Имя, отчество Чацкого?_________________

б) По какой причине, по мнению Фамусова, Чацкий не служит?_________________

в) «Да  и кому в Москве не  зажимали рты?_________________

г) Кому принадлежат вещицы: «…туалет, прехитрая работа – подушечка, из бисера узор, и перламутровый прибор» ?_________________

д) Два таланта Молчалина?_________________

е) Кто припас Хлестовой «арапку-девку» ?_________________

6.Определите по словесному портрету действующих лиц комедии:

а) Услужлив, скромненький, в лице румянец есть, на цыпочках и небогат словами…

б) Курчавая, горбом лопатки,

Сердитая, все кошачьи ухватки,

Да как черна, да как страшна….

в) Человек он светский

Отъявленный мошенник, плут…

При нем остерегись: переносить горазд,

И в карты не садись: продаст

г)  Брюзглив, неугомонен, скор,

Таков везде, а с этих пор…

д) Кто другой так мирно все уладит!

 Там моську вовремя погладит!          

Тут в пору карточку вотрет!

7. Закончите фразу

а)…хлопочут набирать учителей полки, _________________

б)  Ах! Злые языки_________________

в)  Ни звука русского, ни_________________

г) Он дойдет до степеней известных, _________________

д) Молчалины_________________

8.  Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» 

1. Правильно соотнесите литературные направления и характерные для них черты, проявившиеся в комедии «Горе от ума»?

          А. классицизм                       Б. романтизм              В. реализм

        1) главный герой одинок и не понят окружающими; противостоит обществу; речь насыщена трагическим пафосом; мотив изгнанничества;

        2) социальная и психологическая типизация; индивидуализация героя; принцип отражения жизни правдиво, «без прикрас»;

        3) единство места, времени и действия произведения; определённые роли – амплуа героев; принцип говорящих фамилий.                       

2.Какую разновидность жанра комедии представляет собой «Горе от ума»?

          А. философскую        В. семейно-бытовую     Д. совокупность разновидностей

          Б. социальную            Г. политическую           Е. сатирическую

3.Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума»?

     А. соответствие системе «амплуа» ;     В. отсутствие деления персонажей на + и – ;

     Б. количество действующих лиц – более 20;  Г. введение внесценических персонажей;

4. Соотнесите элементы композиции и части текста комедии:

1.              экспозиция                3.  кульминация

2.              завязка                       4.  развязка

   А. Молчалин признаётся Лизе, что не любит Софью; Софья и Чацкий всё слышат; 

   Б. диалоги героев в доме Фамусова до появления Чацкого;          

   В. монолог Чацкого «Не образумлюсь, виноват…»

   Г. приезд Чацкого.

5.Соотнесите героя комедии «Горе от ума» и амплуа, которому он соответствует:

          А. отец, не догадывающийся о любви дочери                   1) Чацкий    

          Б. удачливый герой-любовник                                            2) Софья

          В. субретка (бойкая, весёлая служанка)                             3) Фамусов         

          Г. герой – резонёр                                                                 4) Молчалин

          Д. героиня любовного треугольника                                  5) Лиза

6.Соотнесите героев и роли, которые отводятся им в комедии А.С.Грибоедова:

1.    главные герои                3.  эпизодические  

2.    второстепенные             4.  внесценические

     А. Хрюмины, Тугоуховские, Хлёстова

     Б. Кузьма Петрович, Максим Петрович, Марья Алексевна

     В. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Софья

     Г. Сказозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов.

7Соотнесите персонажа комедии с его характеристикой:

1.        Чацкий                    4.  Скалозуб

2.        Молчалин               5.  Загорецкий

3.        Фамусов                  6. Софья

       А. «И золотой мешок, и метит в генералы…»

       Б. «Он славно пересмеять умеет всех…Остёр, умён, красноречив…»

       В. «При нём остерегись: переносить горазд, и в карты не садись – продаст»

       Г. «Услужлив, скромненький…вот он на цыпочках и не богат словами»

       Д. «Людей с душой гонительница, бич!»

       Е. «Английского клоба старинный, верный член до гроба»

8. Соотнесите героев комедии «Горе от ума» с их высказываниями о Чацком:

      А. Софья          Б. Фамусов         В. Лиза

1.              «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий»

2.              «Этот франт-приятель объявлен мотом, сорванцом»                                      

3.              «Не человек – змея!»; «Он не в своём уме»                                                       

4.              «Опасный человек» , «Он вольность хочет проповедать»

5.              «Унизить рад, кольнуть; завистлив, горд и зол»

6.               «Он малый с головой; и славно пишет, переводит».

9.Соотнесите данное высказывание с его автором:

          А. Грибоедов А.С.                 В. Гончаров И.А.

          Б. Пушкин А.С.                      Г. Белинский В.Г.

1.                «Комедия «Горе от ума» есть и критика нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний воздух, исторический момент и нравы»

2.                «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён. В комедии «Горе от ума» кто главное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А…Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами, и сатирическими замечаниями»

3.                «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек, разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим»

4.                «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин…  –  всегда жертва»

10.Соотнесите персонажей пьесы с афоризмами, ими произнесёнными:

         А. Чацкий       Б. Фамусов          В. Софья          Г. Молчалин          Д. Лиза  

1.   «Счастливые часов не наблюдают»»                                              

2.   «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»                      

3.    «Служить бы рад, прислуживаться тошно»                                   

4.   «Герой не моего романа»                                                                 

5. «В мои лета не должно сметь своё суждение иметь»                   

6.   «Свежо предание, а верится с трудом»                               

7.   «Молчалины блаженствуют на свете»

8.   «Ах, злые языки страшнее пистолета»

9.    «Ну как не порадеть родному человечку»

10.  «Чины людьми даются, а люди могут обмануться»

11.    «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»

12.   «А впрочем,  он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных»

13.   «Блажен, кто верует, тепло ему на свете»

14.   «Кто беден, тот тебе не пара»

15.   «И дым отечества нам сладок и приятен»

11.              Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?

Дополнительное задание.

 

Письменно ответьте на один вопрос (на выбор):

1.              Почему главный герой испытывает «мильон терзаний»? В чём заключается горе, которое приносит Чацкому ум?

2.              Кто, по-вашему, Чацкий – победитель или побеждённый?

3.              Как вы считаете, действительно ли «Молчалины блаженствуют на свете»?

4.              Сожаление или осуждение вызывает у вас Софья?

5.      Чем интересна и поучительна комедия  А.С.Грибоедова сегодня?

Ключ к тесту:

1.      А-3,Б-1,В-2;

2.       Д

3.      Б, Г

4.      1-Б,2-Г,3-А,4-В

5.      А-3,Б-4,В-5,Г-1,Д-2

6.      1-В,2-Г,3-А,4-Б

7.      1-Б,2-Г,3-Е,4-А,5-В,6-Д

8.      А-3,5; Б-2,4,6; В-1

9.      А-3, Б-2, В-4, Г-1

10.  А – 3,6,7,10,12,13,15;   Б – 2,9,14   В – 1,4;   Г – 5,8;   Д – 11.



Предварительный просмотр:

Вариант №1

  1. 1795-1829
  2. 1824
  3. Репетилов - от фр. Répéter – повторять; Загорецкий – раздувать пожар
  4. И.А.Гончаров "Мильон терзаний"
  5. Молчалин назван Фамусовым «безродным» и ,видимо, к числу знатных дворян не принадлежал; в Москву переведен из Твери («И будь не я , коптел бы ты в Твери»);

        Репетилов  не является популярным автором, а всего лишь принимает участие в                           составлении «водевильчика»;

        Хлестова не могла быть  фрейлиной  Екатерины I (Екатерины I умерла 1727г)

  1. А- Репетилов

         Б- Загорецкий

         В- Лиза

         Г- Молчалин

        Д- Скалозуб

7. а)…утренний так тонок;

   б)…и барский гнев, и барская любовь;

   в)…когда в глазах пример отца;

   г)…тот тебе не пара;

   д)… Где нас нет!

Вариант №2

       1.1806-1812

     2.Генерал А. Ермолов

   3.    а) место;                                       б)время;

          в)говорящие фамилии;            г)жанровое амплуа

4.Фамусов - управляющий в казенном месте. Круг своих обязанностей герой свел к  минимуму: «Подписано  - так с плеч долой»;

Молчалин – секретарь Фамусова;

Кузьма Петрович – камергер, «богат и на богатой был женат», «с ключом,и сыну ключ умел доставить» (Ключ на  голубой  ленте – знак звания камергера);

Мадам Розье – гувернантка Софии.

5.а)…трое из бульварных лиц;

  б)…французского с нижегородским;

  в)…Молчалин;

  г)…Как Софья Павловна у  Вас похорошела ;

  д)…Кузьма Петрович;

  е)…все больше сестрины, свояченицы детки;

  ж)…Потому что патриотки.

6. а) о Чацком;

   б)  Платон Михайлович Горич;

   в) Скалозуб;

   г)Чацкий ;

    д) Лиза.

7. а)…прислуживаться тошно;

    б)…и дым Отечества нам сладок и приятен;

    в)…не странен кто ж;

   г)…все книги бы да сжечь;

    д)…часов не наблюдают.

Вариант №3

1.В Персии ( Иране) в ранге Посла России. Убит  религиозными фанатиками при нападении и на русское посольство в Тегеране.

2. В  г.Тифлисе в монастыре св.Давида . Нина Чавчавадзе , жена поэта, автор слов, начертанных на памятнике:«Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя.»

3.Фамусов – от лат.fama – молва;

 Молчалин, Тугоуховский –говорящие фамилии соотнесены

   с понятиями«говорить»- «слышать» или «не говорить» - «не слышать»                                                                                                                                        

София – от греч.sophia -мудрость .Еще важная тема пьесы – тема ума.

4.Безликие представители общественного мнения, переносящие молву: «Поверили глупцы, другим передают…И вот общественное мненье!»

5.  а)…Александр Андреевич;

     б)…В том он пользы не находит;

     в)…обеды, ужины и танцы;

     г)  Молчалину;

     д)…умеренность и аккуратность;

     е)  Загорецкий.

6.а)Молчалин;

   б)арапка-девка;

   в)Загорецкий;

  г)Фамусов;

 д)Молчалин.

7. а)…числом  поболее,  ценою подешевле;

    б)…страшнее пистолета;

    в)…русского лица;

    г)…ведь нынче любят бессловесных;

    д)…блаженствуют на свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по комедии "Горе от ума".

Данный тест содержит вопросы по действиям и вопросы по всему содержанию комедии....

тест по комедии "Горе от ума"

Тест по комедии "Горе от ума"1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?1)Драматическое произведение2)Реалистично описаны чувства героев3)Романтическое произведение...

Тест по комедии "Горе от ума".

Тест по комедии "Горе от ума"1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?1)Драматическое произведение2)Реалистично описаны чувства героев3)Романтическое произведение...

Тесты по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Четыре варианта разнообразных тестовых заданий с самостоятельной формулировкой ответов...

Тест. Комедия "Недоросль"

Данный тест может быть использован как часть итоговой работы по комедии. Представлен в 2-х вариантах...

Тест по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"

Тест по комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"...