И.А.Крылов "Обоз"
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: И.А.Крылов. Басня « Обоз».
Автор: Козлова Ирина Петровна, учитель русского языка и литературы,
ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук , Самарская область м.р.Борский, 2014г.
Тип урока : изучение лит.произвед.
Форма: у-беседа с элементами исследования
Образовательные:
-раскрыть идейно-художественное своеобразие басни
-совершенствовать навыки работы с худ. словом
-соверш. навыки анализа худ произвед.
Развивающие:
-развивать логическое, аналитическое мышление учащихся;
-совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся;
-развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста.
Воспитательные
-воспитывать бережное отношение к художественному слову;
-воспитывать чувство долга, ответственности, уважительного отношения к истории Отечества
Приемы обучения: слово учителя, выразительное чтение, анализ басни, работа с терминами, лексикой и со смежными видами искусства.
Предполагаемый результат:
-осмысление идейно-художественного содержания басни «Обоз».
Ход урока
Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и предлагает посмотреть иллюстрации с изображением баснописца И.А.Крылова (Слайд 1+ портрет в книге!!!)
Учитель: мы сегодня будем изучать басню Крылова «Обоз» (записывают в тетради число, тему урока )
Мотивационный этап.
Для начала вспомним, что такое басня и что такое мораль в басне? (ответы уч-ся)
Прослушивание басни (мп3). Текст перед глазами: следим по тексту!
Отыщем мораль басни. Зачитаем.
Учитель: в басне « Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I ,самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805 – 1807 годах привела ко многим неудачам. (Слайд 2: портрет Александра I), например, было проиграно Аустерлицкое сражение. (Слайд 3: Аустерлицкое сражение)
Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова. (Слайд 4: портрет Кутузова)
Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ее Наполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова, должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицал повеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам и ошибкам. (Слайд 5: портрет Наполеона)
Также не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания его молодых сподвижников.
Историческая справка: поэт Батюшков испытывал глубокое уважение к великому баснописцу и говорил : «…Его басни переживут века…» (Слайд 6: портрет Батюшкова)
Целеполагание.
Учитель: обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения басни, на какие вопросы ответить?
Содержательный этап.
Учитель: назовите главных героев произведения
Вы уже знаете, что такое аллегория (напомним)
Учитель предлагает организовать работу следующим образом - каждый ряд рассматривает определенный образ:
1 ряд - «обоз» и + созвучное слово «воз»;
2 ряд – «горшки», «осел»;
3 ряд – «конь» и « лошадь»). Работать можно в парах, совещаясь, задавая друг другу вопросы, объясняя эти понятия. Запишем в тетрадь.
Вопрос: сколько действующих лиц в басне?
В начале урока я говорила о стратегии и тактике Кутузова. Найдите эти понятия. Объясните.
Вопрос: какое понятие шире?
Слайд 7: Страте́гия (др.-греч. στρατηγία — «искусство полководца») — наука о войне, в частности наука полководца, общий, недетализированный план военной деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели, позднее вообще какой-либо деятельности человека.
Слайд 8: Тактика (др.-греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями (кораблями) и подразделениями различных видов вооружённых сил, родов войск (сил) и...Искусство ведения боя.| Наука о ведении боя.
Предлагаю посмотреть атаку, как искусство ведения боя. (видеофрагмент)
Выразительное чтение текста.
Записываем в тетради слова, характеризующие главных героев:
-Конь – добрый – (на крестце) понес!
-Лошадь - молодая – ругает (коня).
Зачитываем, как ругает ( конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду. Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!) Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем)
Вопрос: что вышло на деле?
(телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге – потеря среди «горшков» Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.)
Рефлексивный этап.
Зачитываем еще раз главные слова в басне ( мораль=идея) – запишем ее в тетради!
Ответьте на вопросы:
-В каких жизненных ситуациях можно использовать слова этого морального вывода?
-Какой герой понравился больше?
-На чьей стороне вы как читатели?
-На чьей стороне автор?
Аналитический этап.
- Что вы унесете сегодня с урока? Над чем задумались?
-Что понравилось и запомнилось больше всего?
Домашнее задание для всех: выучить басню наизусть.
Доп.задание: вспомните русские пословицы и поговорки, связанные с моралью басни.
Спец.задание: нарисовать понравившегося героя.