Педагогический проект "Виртуальная экскурсия в Тарханы"
проект по литературе (8 класс) на тему
Стратегия модернизации общего образования в России ориентирует на существенное обновление образовательного процесса в школе. Поэтому мною была выбрана новая форма организации обучения и воспитания - метод проектов, который способствует развитию личности обучающихся, оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.
В период подготовки к празднованию 200–летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова была проведена виртуальная экскурсия в Тарханы, где поэт провел детские годы. Она дала учащимся новый материал, стимулировала интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Виртуальная экскурсия позволяет развивать у учащихся навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирует культуру чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_virtualnaya_ekskursiya_v_tarkhany.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области
Педагогический проект
«Виртуальная экскурсия "Один день в Тарханах"
(Использование метода проектов как технологии личностно ориентированного развития учащихся)
Автор: Кочетова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы
2013-2014 учебный год
1. Актуальность темы
В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М.Ю.Лермонтов, чей 200-летний юбилей со дня рождения наша страна отметила 15 октября 2014года.
В течение пяти лет интенсивно и повсеместно шла подготовка к празднованию 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова. Успешно реализованы многие проекты в театрах – новые постановки, в кинематографии – фильмы и видеоролики, в музеях новые туристические лермонтовские маршруты, в библиотеках Лермонтовские дни, Лермонтовские чтения. Данный проект даст учащимся новый материал, стимулирует интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.
2. Постановка проблемы
Михаил Юрьевич Лермонтов - великий поэт, прозаик, тонкий наблюдатель человеческих отношений и страстей, храбрый воин. О чём бы он ни писал – о далёком прошлом или современности, природе или любви – его идеи образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия. Но чтобы понять своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, характерные черты лермонтовских героев, необходимо углубленное изучение жизни и творчества поэта.
Использование виртуального экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении.
Реализация проекта позволит решить следующие проблемы:
Привлечет учащихся к изучению жизни и творчества М.Ю.Лермонтова посредством виртуального знакомства с экспозицией музея – заповедника «Тарханы».
Позволит формировать познавательный интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, осознать ценность личностной индивидуальности, расширить кругозор.
Повысит умение ориентироваться в различных источниках информации.
Позволит формировать исследовательские навыки, организационные навыки, информационно-коммуникационные навыки.
3.Цели и задачи проекта
Определены цели:
- развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, умения интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии;
- формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).
Поставлены задачи:
1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации.
2. Развить визуальное мышление.
3. Научить учащихся владеть нормами литературного языка.
4. Обогатить словарный запас учащихся.
5. Научить излагать самостоятельные суждения.
6. Формировать интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.
4. Стратегия и механизм реализации проекта
Данный проект реализовывался в МБОУ «Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа » в 2013- 2014 учебном году с учащимися 8Б класса в совместной деятельности педагога и учащихся; самостоятельной детской деятельности.
Средства обучения:
Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК. Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран. Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.
Реализация проекта предполагает несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.
5.Рабочий план реализации проекта
Этап
| Мероприятие | Сроки | Ответственный | Результат |
Подготови- тельный | Выбор объекта экскурсии, разработка ее маршрута, работа над содержанием экскурсии. | Сентябрь 2013г | Педагог с руководителями творческих групп учащихся | 1. Определены цели экскурсии. 2. Выбран объект изучения. 3. Проведен поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте. 4. Сформулирована проблемы. 5. Определены задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке. 6. Определена последовательность ознакомления с сайтами и создан путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов) 7. Определены формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии. |
Этап непосредственного проведения | Работа, целью которой является получение наиболее точной информации по заданному вопросу: внимательно изучить экспозиции музея в Тарханах | 15 октября 2013г. | Совместная деятельность педагога и учащихся, которые создали творческие группы по реализации проекта | Участники проекта познакомились с материалами сайтов о Государственном музее – заповеднике «Тарханы», собрали информацию, ее проанализировали |
Заключительный этап подведения итогов экскурсии | Учащиеся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирают одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями: создание презентации Power Point или написание сочинения – эссе. | Октябрь 2013г | Самостоятельная детская деятельность | Созданные творческими группами учащихся презентации. Написанные сочинения - эссе |
6. Конкретно ожидаемые результаты реализации проекта
- Развивался творческий подход к изучаемому учебному материалу.
- Формировались элементы информационной культуры.
- Прививались навыки рациональной работы с компьютерными программами.
- Формировались исследовательские навыки учащихся, активизировалась их деятельность, использовались полученные ими знания на практике.
- Пробудился интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.
- Созданы презентации «Один день в Тарханах».
- Написаны сочинения – эссе «Наше путешествие в Тарханы».
7. Перспективы дальнейшего развития проекта
Все данные, полученные при реализации данного проекта, могут быть использованы на уроках литературы в других классах и школах.
Путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов), презентации, подготовленные учащимися, могут быть использован как для работы на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова, так и для подготовки литературных вечеров, гостиных.
Сочинения – эссе могут служить подготовительным этапом к написанию итогового сочинения в 11классе.
Библиографический список
1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
4. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Приложение
Путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов)
1.Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" - museum.ru›m1909
2. М.Ю. Лермонтов - ...Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»- tarhany.ru›Лермонтов
3. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» — Портал... - culture.ru›Атлас›Туро
4. Памятник Лермонтову в Тарханах - самая необходимая и подробная...- rutraveller.ru›place/10117
5. Блог музея-заповедника "Тарханы": Печатка М.Ю. Лермонтова. Первая... - museumtarhany.blogspot.com›2014/04…lermontova…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Тарханы. Детство М.Ю.Лермонтова"
Презентация к изучению биографии М.Ю.Лермонтова....
Обобщение педагогического опыта: Экскурсии по биологии как активная форма познавательной деятельности школьников.
Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процесс...
«Тарханы… Дорога к дому»
Внеклассное мероприятие по литературе «Тарханы… Дорога к дому»...
Презентация. Экскурсия в Тарханы.
Биография Лермонтова. Экскурсия в Тарханы....
Презентация "Лермонтовские Тарханы".
Рекомендуется для учащихся 7 класса. Дает представление об имении Тарханы, с которым связана жизнь Лермонтова, о родителях поэта и их взаимоотношениях, о бабушке и ее отношении к внуку....
Виртуальная экскурсия «В Тарханы к Лермонтову»
Образовательные цели: 1. Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;2. Показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, раскрыть значение малой родины в...