Педагогический проект "Виртуальная экскурсия в Тарханы"
проект по литературе (8 класс) на тему

Кочетова Ольга Николаевна

 

Стратегия модернизации общего образования в России ориентирует на существенное обновление образовательного процесса в школе.  Поэтому мною была выбрана новая форма организации обучения и воспитания  -  метод проектов, который  способствует развитию личности   обучающихся, оптимизации учебного процесса и повышает эффективность обучения.

 В период подготовки к празднованию 200–летия со дня рождения М.Ю.Лермонтова была проведена виртуальная экскурсия в Тарханы, где поэт провел детские годы. Она дала учащимся новый материал, стимулировала интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова. Виртуальная экскурсия позволяет  развивать у учащихся навыки работы с различными источниками информации, умение анализировать и передавать информацию; умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии и формирует культуру чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа»  Дальнеконстантиновского района Нижегородской области

Педагогический  проект

  «Виртуальная экскурсия "Один день в Тарханах" 

(Использование метода проектов как технологии личностно ориентированного развития учащихся)

 Автор:  Кочетова  Ольга Николаевна,                                                                                                                        учитель русского языка и литературы

 2013-2014 учебный год

1. Актуальность темы

 В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М.Ю.Лермонтов, чей 200-летний юбилей со дня рождения наша страна отметила 15 октября 2014года.

В течение пяти лет интенсивно и повсеместно шла подготовка к празднованию 200-летнего юбилея  М.Ю. Лермонтова. Успешно реализованы многие проекты в театрах – новые постановки, в кинематографии – фильмы и видеоролики, в музеях новые туристические лермонтовские маршруты, в библиотеках Лермонтовские дни, Лермонтовские чтения. Данный проект  даст учащимся новый материал, стимулирует интерес к жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова.

2. Постановка  проблемы

Михаил Юрьевич Лермонтов - великий поэт, прозаик, тонкий наблюдатель человеческих отношений и страстей, храбрый воин. О чём бы он ни писал – о далёком прошлом или современности, природе или любви – его идеи образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия. Но чтобы понять  своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова, особенности проблематики его произведений, характерные черты лермонтовских героев, необходимо углубленное изучение жизни и творчества поэта.

 Использование виртуального экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении.

Реализация проекта позволит решить следующие проблемы:

Привлечет учащихся  к изучению  жизни и творчества М.Ю.Лермонтова посредством виртуального знакомства с экспозицией музея – заповедника «Тарханы».

Позволит формировать познавательный интерес к творчеству М.Ю.Лермонтова, осознать ценность личностной индивидуальности, расширить кругозор.

Повысит умение ориентироваться в различных источниках информации.

Позволит формировать исследовательские навыки, организационные навыки, информационно-коммуникационные навыки.

3.Цели и задачи проекта

Определены цели:

- развитие у учащихся навыков работы с различными источниками информации, умения анализировать и передавать информацию, умения интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии;

-  формирование культуры чтения в условиях современной информационной среды (информационно-компьютерной грамотности, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления значимой информации).

Поставлены задачи:

1. Сформировать исследовательские умения и навыки при отборе информации.

2.  Развить визуальное мышление.

3. Научить учащихся владеть нормами литературного языка.

4. Обогатить словарный запас учащихся.

5. Научить излагать самостоятельные суждения.

6. Формировать интерес к деятельности писателя,  к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.

4. Стратегия и механизм реализации проекта

Данный проект  реализовывался  в МБОУ «Дальнеконстантиновская средняя общеобразовательная школа » в 2013- 2014  учебном году с учащимися 8Б класса в  совместной деятельности педагога и учащихся; самостоятельной детской деятельности.

Средства обучения:

Компьютерный класс – 10 (20) ученических и 1 учительский ПК. Системные требования: P4-2,5 GHz, 128-256 Mb Ram 64 Mb video Ram, DVD-rom. Акустические системы, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран. Использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет.

Реализация проекта предполагает несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный.

5.Рабочий план реализации проекта

Этап         

        

Мероприятие

Сроки        

Ответственный

Результат

Подготови-

тельный        

Выбор объекта  экскурсии, разработка ее маршрута,  работа над содержанием экскурсии.

Сентябрь 2013г

 Педагог с руководителями творческих групп учащихся

1. Определены цели экскурсии.

 2. Выбран объект изучения.

 3. Проведен поиск Интернет-ресурсов об изучаемом объекте.

4. Сформулирована проблемы.

 5. Определены задачи, которые учащимся необходимо будет решить на уроке.

 6. Определена последовательность ознакомления с сайтами и создан путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов)

7. Определены формы отчета или наглядного оформления результатов экскурсии.

Этап непосредственного проведения

 Работа, целью которой является получение наиболее точной информации по заданному вопросу: внимательно изучить экспозиции музея в Тарханах

15 октября 2013г.

Совместная деятельность педагога и учащихся, которые создали творческие группы по реализации проекта

Участники проекта познакомились с материалами сайтов о Государственном музее – заповеднике «Тарханы», собрали информацию, ее проанализировали

Заключительный этап подведения итогов экскурсии

Учащиеся из ряда предложенных учителем форм отчетности по экскурсии выбирают одну или предлагает свою в соответствии со склонностями и возможностями: создание презентации Power Point или

написание сочинения – эссе.

Октябрь 2013г

Самостоятельная детская деятельность

Созданные творческими группами учащихся презентации. Написанные сочинения - эссе

6. Конкретно ожидаемые результаты реализации проекта

- Развивался творческий подход к изучаемому учебному материалу.

- Формировались элементы информационной культуры.

- Прививались навыки рациональной работы с компьютерными программами.

 - Формировались исследовательские навыки учащихся, активизировалась их деятельность, использовались  полученные ими знания на практике.

- Пробудился интерес к деятельности писателя, к его внутреннему миру, осознание ценности личностной индивидуальности.

- Созданы презентации «Один день в Тарханах».

- Написаны сочинения – эссе «Наше путешествие в Тарханы».

7. Перспективы дальнейшего развития проекта

Все данные, полученные при реализации данного проекта, могут быть использованы на уроках литературы в других классах и школах.

Путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов), презентации, подготовленные учащимися,  могут  быть использован как для работы на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова, так и для подготовки литературных вечеров, гостиных.

Сочинения – эссе могут служить подготовительным этапом к написанию итогового сочинения в 11классе.

Библиографический список

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

2.     Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

4. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

5.   Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Приложение

 Путеводитель для учащихся по сайтам (список URL-адресов)

1.Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы" - museum.ru›m1909

2. М.Ю. Лермонтов - ...Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»- tarhany.ru›Лермонтов

3. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы» — Портал... - culture.ru›Атлас›Туро

4. Памятник Лермонтову в Тарханах - самая необходимая и подробная...- rutraveller.ru›place/10117

5. Блог музея-заповедника "Тарханы": Печатка М.Ю. Лермонтова. Первая... - museumtarhany.blogspot.com›2014/04…lermontova…

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Тарханы. Детство М.Ю.Лермонтова"

Презентация к изучению биографии М.Ю.Лермонтова....

Обобщение педагогического опыта: Экскурсии по биологии как активная форма познавательной деятельности школьников.

Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процесс...

«Тарханы… Дорога к дому»

Внеклассное мероприятие по литературе «Тарханы… Дорога к дому»...

Презентация. Экскурсия в Тарханы.

Биография Лермонтова. Экскурсия в Тарханы....

Презентация "Лермонтовские Тарханы".

Рекомендуется для учащихся 7 класса. Дает представление об имении Тарханы, с которым связана жизнь Лермонтова, о родителях поэта и их взаимоотношениях, о бабушке и ее отношении к внуку....

Виртуальная экскурсия «В Тарханы к Лермонтову»

Образовательные цели: 1. Расширить знания о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова;2. Показать необычность судьбы Лермонтова с детства, его рано проявившуюся гениальность, раскрыть значение малой родины в...